5 октября в информационном агентстве «Интерфакс» прошла пресс-конференция Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова. Она была посвящена представлению программы Компартии по борьбе с коррупцией. Одной из форм реализации антикоррупционного плана КПРФ является интернет-проект «Антикоррупционный комитет» (http://beyvora.ru/), презентация которого состоялась в ходе пресс-конференции.
Во встрече с представителями СМИ приняли участие члены Президиума, секретари ЦК КПРФ, депутаты Государственной Думы
В.Ф. Рашкин и
С.П. Обухов, секретарь ЦК КПРФ, руководитель юридической службы ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы
В.Г. Соловьев.
Г.А. Зюганов: Проблема коррупции сегодня волнует каждого гражданина Со вступительным словом обратился лидер Компартии Г.А. Зюганов.
«Добрый день, уважаемые участники пресс-конференции, - сказал Геннадий Андреевич. - Прежде всего, от имени своей семьи, которая подготовила для страны семь педагогов высшего класса, хочу поздравить всех с Днем учителя. Это уникальная профессия, и очень приятно, что она удостоена особого праздника, который отмечается повсеместно. Я хотел бы пожелать всем учителям, учащимся и их родителям доброго здоровья и успехов.
Что касается проблемы коррупции, то по данным последних опросов, она попадает в тройку самых острых. Эта проблема волнует каждого гражданина, с ней сталкиваются практически все.
Три года назад на форуме в Ярославле президент Медведев особо подчеркнул, что для того, чтобы вывести страну из тупика, надо жестко бороться с коррупцией и иметь широкую кадровую скамейку. Мне казалось, что после таких оценок будут приняты самые энергичные меры, но этого не произошло: коррупция продолжает разъедать государственный организм. Россия по сравнению с другими странами мира по этому показателю находится на 174 месте, рядом с Верхней Вольтой. Да и ее, похоже, по уровню коррупции мы уже перегнали!
Вы наверное знаете, с чего начинались египетские и тунисские события – они начинались с публикаций в средствах массовой информации о невиданной коррумпированности власти, прежде всего тех кланов, которые управляли этими странами. У нас в данном отношении ситуация еще более тревожная. Лишь недавно первый заместитель Генерального прокурора Буксман признал, что объем коррупционных сделок уже, по сути дела, сравнялся с объемом нашего бюджета. Половина экономики находится в тени и подчиняется скорее коррупционным законам, нежели законам Российской Федерации.
Продолжается невиданное воровство голосов на выборах. Даже решения судов по поводу нарушений избирательного законодательства не исполняются. Наш кандидат Андрей Нагайцев победил на выборах мэра города Бийска Алтайского края. Однако для того, чтобы отстоять свою победу, ему пришлось полтора года ходить по судам, вплоть до Верховного, который принял решение, что голоса у него украли. Права Андрея Нагайцева были восстановлены, но, тем не менее, алтайский губернатор Карлин, чиновники и судебные приставы не хотят исполнять решение Верховного суда.
Даже кремлевская власть была вынуждена признать, что в ходе выполнения госзаказов триллион рублей разворовывается и идет на различные коррупционные сделки. Министерство обороны за два года получило почти два триллиона рублей, из них четыреста миллиардов рублей оказались разворованы. Фондом поддержки ЖКХ истрачены нецелевым образом тридцать три миллиарда рублей.
Короче говоря, ситуация сложилась драматическая. Поэтому мы подготовили свой пакет документов в сфере борьбы с коррупцией. Покойный Виктор Иванович Илюхин внес закон о противодействии коррупции, он был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, но президент наложил на него вето. Сегодня мы продолжаем борьбу и надеемся реализовать свою антикоррупционную программу после формирования Правительства Народного доверия».
В.Г. Соловьев: Коррупционеры правят бал На пресс-конференции выступил секретарь ЦК КПРФ, руководитель юридической службы КПРФ, депутат Государственной Думы В.Г. Соловьев.
«В ходе так называемых демократических «реформ» или криминальной революции по разворовыванию под видом приватизации государственной собственности, созданной героическим трудом трех поколений советских людей, к политическим рычагам пришли те, для кого взятка является не тяжким уголовным преступлением, за которое в советское время предусматривалась смертная казнь, а всего лишь способом выражения благодарности чиновнику за работу, которую он осуществляет. Поэтому неудивительно, что они сами и их представители в Государственной Думе в течение 20 лет тормозят нашу работу. Они выступают против предложений, направленных на борьбу с коррупцией, которые вносила фракция КПРФ.
В 1-й, 2-й и 3-й Государственной Думе Виктор Иванович Илюхин вносил законопроект о противодействии коррупции, основными положениями которого были: введение смертной казни за коррупционные преступления и хищение государственной собственности в особо крупных размерах; конфискация всего имущества у взяточников и членов их семей; введение отчетности чиновников не только за доходы, но и за расходы. Вот те положения, которых страшно боятся наши коррупционеры.
В 1-й Государственной Думе этот закон провалили наши коллеги, во 2-й Государственной Думе мы получили большинство и нас поддержал Совет Федерации, но наложил вето Ельцин. В 3-й Государственной Думе провалили этот закон «единороссы» по указанию Президента РФ В. Путина.
В 2006 году в 4-й Госдуме «единороссы», несмотря на сопротивление коммунистов, при ратификации международной Конвенции по борьбе с коррупцией исключили из нее, со ссылкой на мнение правительства, пять статей, главная из которых – 20-я, которая предусматривала установление ответственности чиновников в случае, если они не смогут разумным путем объяснить появление активов, значительно превышающих их законные доходы.
Поясню это примером. Если государственный или муниципальный чиновник в течение года приобрел дом стоимостью 10 млн долларов при зарплате в 50 тысяч рублей, то в этой ситуации он должен разумно объяснить, откуда у него деньги. Если он не может этого сделать, то привлекается к ответственности, вплоть до уголовной. К сожалению, этому помешала «Единая Россия».
Тем не менее, в Госдуме 5-го созыва депутаты нашей фракции вносили законы, направленные на борьбу с коррупцией. Вначале внесли законопроект о необходимости ратификации статьи 20-й Конвенции, но «единороссы» отклонили этот законопроект. Затем мы внесли законопроект о ратификации всех пяти статей Конвенции. Среди них положение о создании специального государственного органа, который бы контролировал доходы чиновников. Мы внесли также законопроект о незаконном обогащении, но и он был «заморожен». Мы предложили внести в Уголовный кодекс соответствующие статьи, но получили ответ из правительства, правоохранительных органов и Верховного Суда, что якобы такой закон не может быть принят в Российской Федерации, поскольку он нарушает презумпцию невиновности. А ведь во всем мире он действует.
Я хочу также отметить, что депутаты занимаются не только законотворческой деятельностью, но в той или иной степени вопросами борьбы с коррупцией. Например, я сейчас занимаюсь расследованием очень крупного коррупционного дела. В Тверской области два года назад по инициативе губернатора были резко повышены цены на электроэнергию. Помимо обычной ее стоимости с граждан брали дополнительную сумму якобы на ремонт всего электрохозяйства. В результате в 2,5 раза увеличилась цена электроэнергии. За три года было собрано 10 млрд рублей, из них на инвестиции ушел только 1 млрд, а 9 млрд рублей растворились в виде премий среди приближенных к губернатору и его команды. Сейчас прокуратура занимается расследованием данного вопроса. Вот конкретный пример только по одной области, какие деньги разворовываются теми, кто сегодня находятся у власти».
С.П. Обухов: Залог победы над коррупцией – в смене власти Об основных положениях программы Компартии по борьбе с коррупцией рассказал член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы С.П. Обухов.
«Суть предлагаемой Компартией системы антикоррупционных мер в её комплексности, - подчеркнул С.П.Обухов. - Ни одна из перечисленных мер не может быть вырвана из контекста и реализована с надеждой на скорый результат. Все они будут осуществляться одновременно, в надлежащем объеме.
1. Широкий общественный контроль за должностными лицами всех уровней.
Это создание системы общественного контроля и публикация сведений об имущественном положении членов правительства, крупных государственных чиновников, членов их семей, депутатов федерального и региональных парламентов, глав регионов. Рассмотрению подлежит их материальное положение, наличие дополнительных источников доходов, совмещение различных должностей и родов деятельности, а также изменение их материального положения «в режиме реального времени». В связи с этим мы предлагаем следующие законодательные инициативы:
- Ввести в уголовное законодательство РФ понятие «незаконное обогащение» в соответствие со ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, «признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Для введения данной правовой нормы в российском законодательстве необходимо создать институт обязательной публикации расходов госслужащего и членов его семьи, круг которых может быть расширен в целях более эффективного противодействия легализации чиновниками незаконных доходов;
- Законодательно закрепить принцип прозрачности всех финансовых счетов государственных лиц и госслужащих.
2. Создание специализированных государственных структур по борьбе с коррупцией и расширение полномочий Счетной палаты РФ.
Помимо общественного контроля, необходимо создать специализированные структуры, обладающие политической и функциональной самостоятельностью для эффективной борьбы со злоупотреблениями властью или служебными полномочиями (коррупцией) в высших органах власти. Эти структуры будут обладать надлежащей квалификацией и ресурсами для выполнения своих задач. В их функции должна входить проверка случаев злоупотреблений среди государственных чиновников и сообщение о них соответствующим органам для принятия необходимых мер дисциплинарного характера. Кроме этого, такие структуры будут вести наблюдение и изучать методы работы потенциально подверженных коррупции государственных органов с целью обнаружения возможных недостатков в системе управления. В связи с этим предлагаются следующие законодательные инициативы:
- Расширение полномочий Счетной палаты с перспективой наделения ее судебными функциями для преследования за нарушения, допущенные при использовании государственных средств их распорядителями, независимо от того, являются они государственными служащими или нет, и возмещения нанесенного ущерба. При этом Счетная палата будет не подменять собой, а дополнять другие правоохранительные органы;
- Введение института Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации.
3. Расширение контрольных функций парламента.
Для эффективной борьбы с коррупцией будет усилены контрольные функции Федерального Собрания, включая возможность создания специальных парламентских комиссий по расследованию резонансных преступлений коррупционной направленности. Парламентские расследования станут активно применяемой формой контроля. При этом законодательные (представительные) органы всех уровней получат реальные полномочия для надзора за расходованием бюджетных средств, в том числе госкорпорациями (Газпром, Роснано, Олимпстрой, Ростехнологии, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и др.). Для этого считаем необходимым принять законопроект «О парламентском контроле в Российской Федерации».
4. Гласность как одно из средств преодоления коррупции.
Все сообщения общественных организаций и частных лиц должны рассматриваться. Все факты поимки коррупционеров и суда над ними должны освещаться в прессе. Наряду с правоохранительными органами журналисты получат необходимые правовые гарантии для полноценных собственных расследований в отношении чиновников. В связи с этим должен быть принят законопроект, устанавливающий открытость всей статистики правоохранительных органов по результатам борьбы с преступностью, в т.ч. преступлениями коррупционного характера, публикацию перечня нормативных актов, содержащих коррупциогенные факторы.
5. Ужесточение наказаний за коррупционные преступления, усиление неотвратимости наказания.
Коррупция на законодательном уровне будет признана одной из серьезных внешних и внутренних государственных угроз, так как политическая коррупция может привести к обострению ситуации в стране; экономическая же коррупция снижает эффективность регулирующей деятельности государства и в целом подрывает экономику. Наиболее опасные коррупционные преступления будут приравнены по санкциям к нарушению Конституции и акту государственной измены. В связи с этим предлагаются следующие законодательные инициативы:
- Внесение в законодательство РФ необходимых изменений и дополнений, расширяющих сферу применения института конфискации имущества в качестве санкции за преступления коррупционной направленности;
- Внесение в законодательство РФ необходимых изменений и дополнений, расширяющих применение лишения свободы в качестве основной санкции за преступления коррупционной направленности;
- Внесение в законодательство необходимых изменений и дополнений, предусматривающих увеличение сроков давности по коррупционным преступлениям;
- Разработка альтернативного правительственному законопроекта о госзакупках.
6. Комплекс государственных мер по формированию у населения нетерпимости к коррупционным преступлениям.
Культурные, социальные и общественные рычаги влияния должны быть использованы для изменения отношения к коррупции среди населения. Только создание в общественном мнении представления о коррупции как о позорном и страшном преступлении, постепенно, естественным образом изменит отношение к нему, и тогда государственный чиновник, уличённый во взяточничестве, будет рассматриваться с точки зрения морали как враг государства.
7. Создание системы социально-правового контроля и морального воздействия на поведение политиков и чиновников.
Осуществление регламентированной законом регистрации лиц, против которых выдвинуто обвинение в причастности к организованной преступности и коррупции. Факт такой регистрации должен доводиться до сведения общественности через средства массовой информации и являться правовым основанием для установления контроля за поведением конкретного лица, источниками его доходов и может повлечь применение к нему ряда правоограничений, препятствующих совершению правонарушений, легализации и расходованию средств, добытых преступным путём, в том числе полученных в виде взяток. В случае доказанности преступлений, его имя должно появиться в списке, упомянутые в котором лица в течение длительного промежутка времени не могут более занимать руководящих должностей в государственных структурах и даже в частном секторе (эта мера, в зависимости от тяжести совершенного коррупционного преступления, может быть пожизненной или временной).
8. Создание законодательной базы для использования экономических инструментов и санкций для борьбы с коррупцией.
Для эффективного противодействия коррупции законодательно будет определено, что такого рода преступления рассматриваются в качестве фактора, имеющего значение для аннулирования или расторжения контрактов, отзыва концессий или других аналогичных инструментов, для принятия иных мер по исправлению создавшегося положения. В связи с этим необходимо ратифицировать статью 34 Конвенции ООН против коррупции.
9. Защита интересов пострадавших от коррупции на государственном уровне.
Законодательно будет обеспечено, чтобы юридические или физические лица, которым был причинен ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении тех, кто несет ответственность за этот ущерб, для получения компенсации. Для осуществления данной меры будет ратифицирована статья 35 Конвенции ООН против коррупции.
10. Смена власти, преодоление политического монополизма как условие победы над коррупцией.
До сих пор не ратифицирована 20-я статья Конвенции ООН против коррупции, предложение о ратификации которой выдвинула фракция КПРФ. «Зависли» многие другие законодательные антикоррупционные инициативы.
В связи с этим, ключевой задачей КПРФ является обретение парламентскими и правовыми методами реальных полномочий для борьбы с нарушениями конституционных прав граждан России, противодействия организованной экономической преступности и реализации антикоррупционной программы Компартии».
В.Ф. Рашкин: Подключаем «улицу»
На пресс-конференции выступил член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, первый секретарь МГК КПРФ, депутат Государственной Думы В.Ф. Рашкин.
«Для реализации антикоррупционной программы КПРФ, - сказал Валерий Федорович, - мы будем использовать все наши возможности, как партийных структур, так и парламентских фракций Компартии в Государственной Думе и в законодательных органах субъектов Российской Федерации.
Расскажу о парламентских возможностях КПРФ – это 57 наших депутатов в Госдуме и более 20 тысяч народных избранников от Компартии в законодательных собраниях и органах местного самоуправления по всей России. Все они будут работать на исполнение нашей программы по борьбе с коррупцией. К слову - уверен, что в следующем созыве наша думская фракция станет значительно больше.
В каких формах проходит наша антикоррупционная деятельность? В первую очередь, это депутатские и парламентские запросы, выступления на пленарных заседаниях, внесение законодательных инициатив – не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях.
Мы считаем, что гласность – это страшное оружие против коррупционеров. Наша партия приглашает всех граждан для участия в раскрытии преступлений коррупционного характера и организации общественного контроля за расследованием этих дел. Прокуратура РФ сегодня даже по запросам депутатов Государственной Думы не сообщает фамилии тех, кого уже поймали за руку. В Следственном комитете также знают этих лиц, но не раскрывают их фамилии общественности.
Общественный контроль необходим и над судами, которые ангажированно принимают решения, назначают минимальные наказания коррупционерам и расхитителям бюджетных средств. Мы считаем, что борьбу нужно начинать с коррупционеров на самом верху. Мелких показательно ловят - и мы эту статистику видим. А крупные чиновники-воры, которые ворочают миллионами и миллиардами – сегодня неприкасаемы. И это ненормально.
Обращаясь к международной практике в этом вопросе, хочу указать на примеры Сингапура, Италии и Китая. Особое внимание в их правоприменительной системе уделяется борьбе с коррупцией именно в высших эшелонах власти. Когда они реализовали такую программу, то чиновничий «беспредел» и взяточничество в этих странах резко пошли на убыль.
Поэтому в нашей работе мы будем уделять особое внимание именно борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти. Сейчас на такого рода деятельность у нас в стране наложено табу.
У партии в распоряжении имеется огромный ресурс средств массовой информации, а, соответственно, и большие возможности освещать ход борьбы с коррупцией. Есть газеты «Правда» и «Советская Россия», издаваемые значительными тиражами. Почти во всех регионах функционируют партийные издания – областные, городские и районные, которые выходят еженедельно. В 71 субъекте федерации у региональных отделений КПРФ есть собственные интернет-сайты, на которых мы будем размещать соответствующую информацию и приглашать население к сотрудничеству. Мы предлагаем гражданам предоставлять сведения о нечестных чиновниках, и, в свою очередь, отчитаемся при помощи наших информационных площадок о том, какие меры были приняты – в том числе и по результатам собственных депутатских расследований. Для этих целей у нас уже сейчас открывается специальное окно на официальном сайте Компартии - KPRF.RU.
Коррупция настолько пропитала всю систему власти в стране, что, по оценке специалистов, она стала неотъемлемым рычагом управления государством. Поэтому если мы победим коррупцию, рухнет и эта прогнившая вертикаль растления общества. А если она будет разрушена, то на смену власти олигархии, чиновничества и коррупционного капитала придет власть большинства народа.
Напомню, вчера прошла акция памяти событий 1993 года – расстрела Верховного Совета. Мы прекрасно понимаем, что он был преградой на пути проведения массовой приватизации в Российской Федерации, которую властная верхушка решила устранить. Еще раз отмечу, что для раскрытия фактов коррупции мы будем активно привлекать общественность, «улицу». Приглашаем вас помочь нам в борьбе с этим злом, парализовавшим страну. Вместе мы победим – а необходимые рычаги у нас есть».
Все ресурсы Компартии – на борьбу с коррупцией!
Участники пресс-конференции ответили на вопросы представителей СМИ. В частности, журналистов интересовало, не является ли создание антикоррупционной Интернет-площадки КПРФ предвыборным ходом и подражанием движению блогера Навального.
«Мы - парламентская партия, - подчеркнул, отвечая на вопрос, С.П. Обухов. - В отличие от каких-либо иных проектов в Интернете, у нас есть тот рычаг, которого нет ни у кого: возможность направления депутатских запросов и инициирования парламентских расследований. Никто не отнимал у КПРФ права постановки вопроса по крупным коррупционным проблемам. И никто не может лишить наших депутатов права на разоблачение проштрафившихся чиновников.
Проблема заключалась в том, что мы не могли представить свои конкретные наработки на суд широкой публики. Средства массовой информации не всегда обращают внимание на нашу работу. Начиная с сегодняшнего дня, антикоррупционная деятельность по каждому региону, по каждому депутату будет размещаться на сайте: вот такой-то запрос направлен, такие- то ответы получены – смотрите, граждане, высказывайте свое мнение.
Что бы ни говорили другие участники политического процесса, в этом проекте мы реализуем свое преимущество перед всеми остальными общественными силами – используем тот механизм власти, который у нас есть, чтобы реально защищать интересы избирателей и освещать свою борьбу с коррупцией. И этот проект для нас – долговременный».