Постановление III Пленума (совместного) Комитета и Контрольно-ревизионной комиссии Ростовского обласного отделения КПРФ "Спасение села - залог экономического и духовного возрождения России"
25 декабря 2010 г. г. Ростов-на-Дону Заслушав и обсудив доклад секретаря Ростовского обкома КПРФ Тишковой В.Г. "Спасение села - залог экономического и духовного возрождения России", Пленум Ростовского областного комитета КПРФ отмечает, что в Ростовской области, как и во всей стране, произошел преднамеренный развал мощного агропромышленного комплекса. Особенно пострадало животноводство. Только за последние 8 лет поголовье крупного рогатого скота, содержащегося в сельскохозяйственных организациях, уменьшилось с 269,7 тысяч голов до 138,5 тысяч или на 51% , коров с 96,2 тыс. до 50,8 тыс. голов или на 53% . Вспышки африканской чумы, повлекшие за собой забой около 50 тыс. голов свиней напрямую связаны с должностными преступлениями чиновников, пытавшихся скрыть данное явление. В итоге ужесточения санитарных норм ожидается уменьшение количества свиноферм почти наполовину.
В настоящее время, по данным Ростовстата, в личных подсобных и фермерских хозяйствах производится 57% скота и птицы, 90,6% молока и 29,7 % яиц. За 10 месяцев этого года в индивидуальном секторе отмечено снижение производства мяса на 19,1%, молока на 3,3%. Подтверждением несостоятельности местных товаропроизводителей является увеличение присутствия в продаже продукции соседних регионов - за год их доля на донском рынке увеличилась на 2%. Производство зерновых культур в сопоставимых величинах также отстает от советского периода. В итоге нарушения агротехнических норм севооборота в виде непомерного увеличения посевов подсолнечника за последние 20 лет резко ухудшилось плодородие почв. Но, однако, должных мер к ее восстановлению не принимается. Так, в 2010 году с удобрениями засеяно лишь 62,5 % озимых культур. На большинстве территорий сельских районов разрушена система орошения, восстановление ведется медленными темпами.
Введение Лесного кодекса негативно сказалось на лесном хозяйстве области. За последние годы пожары уничтожили сотни гектаров леса. Бесхозными остались лесозащитные насаждения. Все это предвещает дальнейшие потери урожайности, и как следствие - крайне нестабильное обеспечение населения основными, продуктами питания.
Былая гордость Дона - сады и виноградники с каждым годом уменьшают свой потенциал. Если в 1996 году валовый сбор плодов, ягод и винограда составлял 150,7 тыс. тонн, то в 2001 -124 тыс. тонн. В том числе сокращение валового сбора винограда произошло за этот период с 19,5 тыс. тонн до 8 тыс. тонн. По итогам 10 месяцев 2010 года этот показатель в статданных отсутствует вообще.
Общая площадь рыбоводных прудов в нашей области составляет 22 тыс. га. Но 8тыс. га не используются по техническим причинам. Водный кодекс, предусматривающий высокие ставки за пользование водными объектами, ставит предприятия, осуществляющие рыбоводство, на грань банкротства.
Бюджетное финансирование аграрного комплекса области явно недостаточно и не обеспечивает действительные потребности аграрников. Диспатитет цен не позволяет большинству хозяйств выйти на уровень рентабельности, необходимый для обеспечения прорывных темпов модернизации.
Все процессы разрушения носят программируемый характер, преследуя экономическую выгоду наиболее состоятельного слоя граждан. Так, введение частной собственности на землю привело к созданию крупных аграрных холдингов. Одновременно обезземелило тысячи крестьян, укоренило "кущевский" вариант обеспечения стабильности власти. Об этом свидетельствуют жалобы и сообщения граждан из Салького, Целинского, Родионово-Несветаевского, Октябрьского и других районов. Обращения граждан с жалобами и протестами свидетельствуют об атмосфере страха, безнадежности и грубого давления на сопротивляющихся. На селе появились и укореняются негативные явления - пьянство, наркомания и даже бандитизм.
В загубленной отрасли животноводства власти отдают приоритет крупным комплексам, несмотря на то, что приросты продукции не покрывают сокращения поголовья скота и не обеспечивают восполнение утраченных в годы реформ рабочих мест.
Разрушение рентабельных многоотраслевых коллективных хозяйств привело к разрушению социальной сферы, обнищанию бюджетов сельских поселений. Реформа местного самоуправления усугубляет угасание жизни десятков населенных пунктов. Проведение "оптимизации" расходов привело к закрытию сотен школ, больниц, детских садов, домов культуры. Медленными темпами ведется строительство жилья, низка обеспеченность системой централизованного водоснабжения и газификации.
Донская аграрная наука утратила былые позиции и переживает период невостребованности, отсутствия перспективы. Высшие и средние специальные заведения сельскохозяйственного профиля испытывают финансовые трудности, заметно снижается качество подготовки кадров.
Низкая заработная плата (более, чем в два раза ниже, чем в промышленности) и разрушение социальной инфраструктуры привели к резкому оттоку молодежи в города. В то же время дефицит кадров работников массовых профессий и специалистов не селе стал постоянным. Разрушение аграрного комплекса снизило жизненный уровень граждан, как на селе, так и в городе. Количество и качество потребляемых большинством населения пищевых продуктов не соответствует медицинским нормам. Выросшие цены делают недоступными для людей и даже детей многие виды продуктов.
Известный показатель благополучия - естественный прирост населения в нашей области уже два десятилетия неутешителен: смертность превышает рождаемость. За 10 месяцев текущего года в сельской местности родилось 12 379 человек, а умерло 16720 (-4341).
Выборы в сельских районах изобилуют массовым применением административного ресурса, приписками, фальсификациями, проявлениями феодального произвола. Многочисленные жалобы в вышестоящие избирательные комиссии, как правило, безрезультатны.
Считаем такую политику правительства РФ, исполнительной власти антинациональной, не отвечающей интересам российского народа, не обеспечивающую продовольственную безопасность страны. Полностью поддерживаем путь возрождения сельского хозяйства и российской деревни, принятый на седьмом Пленуме ЦК КПРФ и предложенные приоритеты аграрной политики страны: Приоритет первый. Земельные угодья должны быть в государственной собственности и безвозмездно передаваться юридическим и физическим лицам для использования в сельскохозяйственных целях. Приоритет второй. Основой экономики российского села необходимо определить крупные коллективные хозяйства с высокой долей орошаемого земледелия, высокотехнологичным уровнем сельскохозяйственного производства, эффективным использованием лесных и водных ресурсов. Организация и поддержка таких хозяйств должны стать постоянной заботой государства. Приоритет третий. Государственная поддержка сельского хозяйства должна быть на уровне стран Евросоюза, но не менее 15% расходной части годового федерального бюджета России.
Приоритет четвертый. С целью обеспечения паритета цен и перспективного развития АПК следует ввести государственное регулирование цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Обеспечить необходимое и достаточное льготное кредитование сельских хозяйств всех категорий. Восстановить в полном объеме потребительскую кооперацию как единственного посредника между сельхозпроизводителем и потребителем, гаранта стабильности цен и реализации продукции. Приоритет пятый. Необходимо установить мораторий на банкротство сельхозорганизаций. В полной мере использовать процедуру финансового оздоровления хозяйств за счет бюджетов всех уровней. Исключить любую возможность рейдерского захвата земли и сельхозорганизаций. Жестко пресекать попытки противозаконных действий против сельских хозяйств.
Приоритет шестой. Принять новые Земельный, Лесной и Водный кодексы, предусматривающие государственную собственность на земельные и лесные угодья, водные акватории, а также возлагающие на государство обязанности по улучшению плодородия почв, восстановлению лесов и их защите от природных явлений и противозаконных действий человека.
Приоритет седьмой. Необходимо восстановить сельскую социальную инфраструктуру. В полной мере обеспечить сельских жителей жильем, школами, медицинскими учреждениями, детскими садами и яслями. Ежегодно выделять не менее 4% расходной части федерального бюджета на восстановление, и строительство объектов социальной сферы сел, утраченных в годы "реформ". Прекратить закрытие социальной сферы, вывести сельские поселения из сферы действия ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Присоединяем свой голос протеста против вступления России в ВТО на условиях сокращения государственной помощи сельскому хозяйству и открытия границ для импорта продовольствия.
Пленум постановляет: 1. Поручить местным отделениям КПРФ провести открытые партийные собрания, Пленумы районных комитетов с повесткой дня "Спасение села - залог экономического и духовного возрождения России". Особое внимание уделить пропаганде и изучению программе, предложенной на Пленуме ЦК КПРФ. В срок до 20.01.2011 г. представить в обком КПРФ предложения, замечания высказанные участниками собраний. 2. Поручить комиссии по аграрной политике КПРФ продолжить анализ социально-экономического положения Ростовской области. Полученные аналитические данные ежеквартально направлять в местные отделения КПРФ, публиковать в газете "Донская искра". Провести подготовительную работу по участию в Народном референдуме по вопросам изменения Земельного, Лесного и Водного кодексов.
3. Ассоциации депутатов и глав администраций, избранных при поддержке КПРФ, разработать конкретные варианты предложений по внесению изменений в Земельный, Лесной и Водный кодексы в соответствии с рекомендациями Пленума ЦК КПРФ для внесения законодательных инициатив и предложений депутатами всех уровней. Активизировать работу общественных приемных депутатов-коммунистов на селе. Обеспечить широкую информацию об их работе, сформировать актив из числа избирателей, особенно из числа молодежи, направив основные усилия на защиту прав граждан сельских населенных пунктов.
4. Поручить комиссии по организационно-партийной и кадровой работе в рамках проводимой работы активизировать политическую деятельность по росту численности партийных рядов на селе, созданию новых партийных отделений, усилению массового протестного движения. Оказывать практическую помощь сельским местным партийным отделениям в решении задачи создания первичных отделений, парторганизаторов, групп содействия КПРФ в каждом населенном пункте.
5. Поручить комиссии по пропаганде, агитации и информационно-аналитической работе развернуть работу по изучению и пропаганде материалов и решений пленума ЦК КПРФ. Рекомендовать использовать выездные группы из состава членов обкома и актива для встреч с партийным активом, местным населением сельских территорий и на основании местных особенностей вырабатывать и предлагать меры по спасению села и сельскохозяйственного производства как залога экономического и духовного возрождения России. Решить практическую задачу направления газет "Правда", "Советская Россия", "Донская искра" во все сельские библиотеки, а также в максимальное количество сельских населенных пунктов. Размножить в листовочном варианте и распространить Воззвание ЦК КПРФ "Спасение села - залог экономического и духовного возрождения России".
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на бюро обкома КПРФ.
Пресс-служба Роствоского ОК КПРФ |