Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

"О задачах партии по борьбе с антисоветизмом и русофобией". В помощь лектору системы политической учёбы

13.05.2019 13:01 Пресс-служба Ростовского-на-Дону Новости, события - Аналитика
Печать

29 апреля 2019 г. в зале заседаний Ростовского обкома КПРФ прошло очередное планое занятие в системе политической учебы коммунистов, в ходе которого была рассмотрена тема № 9 из рекомендуемых Президиумом ЦК КПРФ тем политических занятий на 2018/19 учебный год "О задачах партии по борьбе с антисоветизмом и русофобией". Предлагаем вашему вниманию текст лекции, подготовленной секретарём Ростовского обкома КПРФ И.Н. Нестеренко.

 


Лекция

 

Тема 9.  "О задачах партии по борьбе с антисоветизмом и русофобией"

 

История, особенно охватывающая советское время, вышла за три последних десятилетия на авансцену идеологической борьбы. Враги Советской власти, прибегая к разного рода фальсификациям и одностороннему толкованию фактов, активно использовали коварную перелицовку прошлого в целях помутнения массового сознания, а в конечном счёте — для свержения социалистического строя и развала СССР.


Борьба за умы и души людей на историческом поле продолжается.

Антисоветизм, русофобия и национализм — три главных орудия, из которых расстреливали Советскую державу.
 


Антисоветизм — оружие «прорабов перестройки»


Сотни лет назад уже было известно: чтобы одержать победу над противником, нужно внести разлад и смятение в его ряды, заставить его усомниться в своих ценностях и идеалах. Добившись культурной гегемонии, легче устанавливать экономический и политический контроль.


Преодолев разруху гражданской войны и выйдя победителем в борьбе с фашизмом, воплощая в жизнь идеи социализма, СССР стал знаменем освобождения миллионов людей от ига капитала и эксплуатации. Кризис капитализма обострялся, и буржуазия шла на серьёзные уступки. На Западе появилась идея так называемого социального государства. Больших успехов достигла национально-освободительная борьба народов Азии, Африки и Латинской Америки.


Уничтожение СССР, как самого сильного конкурента, превратилось в главную цель капитала. Важнейшим фронтом наступления стал идеологический. При этом успех подрывной деятельности наших противников был обусловлен рядом внутренних факторов.

В.И. Ленин и его соратники понимали, что социалистическая революция победила в стране, которая в массе своей оставалась мелкобуржуазной. В январе 1919 года на II Съезде профсоюзов Владимир Ильич отмечал: «Рабочий никогда не был отделён от старого общества китайской стеной. И у него сохранилось много традиционной психологии капиталистического общества. Рабочие строят новое общество, не превратившись в новых людей, которые чисты от грязи старого мира». Для крестьянства это было тем более характерно. В стойкости мелкобуржуазной психологии следует искать глубинные корни антисоветизма.



Большевики энергично взялись за решение этой проблемы. В результате индустриализации, коллективизации и культурной революции удалось не только поднять экономическую и военную мощь государства. Существенно увеличилась численность рабочего класса. Менялся облик крестьянства. Советский человек стал реальностью. Но воспитание новой личности не завершилось. Великая Отечественная война закалила волю и характер миллионов людей. Но она унесла жизни многих искренних коммунистов и комсомольцев. По сути, погибло целое поколение, воспитанное в предвоенные годы.



Большой ущерб стране был нанесён с приходом к власти мелкобуржуазного приспособленца и невежды Хрущёва. Пострадали экономика, государственное управление, внешнеполитические позиции СССР. Анализ социальных противоречий был заменён пустозвонством и шапкозакидательством. В идеологии возобладал ревизионизм. Творческое развитие марксизма практически прекратилось. Одновременно под видом новых теорий шло копирование идеологических схем, выработанных западными социологами и политологами. Снизились требования при приёме в партию. Призывы перегнать Запад по производству продукции закрепляли понятие о Советском Союзе как об отсталой стране. В руководящей среде пробуждалась мелкобуржуазность.



Как говорил историк Евгений Спицын: «при Н.С. Хрущёве, а затем и Л.И. Брежневе, которые, будучи генсеками ЦК, абсолютно «не петрили» в марксистской теории, свора хрущёвских «шестидесятников» протащила в марксизм-ленинизм ревизионистские идеи, на базе которых затем зародились «еврокоммунизм», теория «конвергенции» и прочая лабуда, которой очень грамотно и умело воспользовались наши идеологические враги. Вспомните, что уже на рубеже 1950—1960-х годов центральный партийный аппарат был забит перерожденцами или внутрипартийными диссидентами, которых сам Л.И. Брежнев называл «мои социал-демократы» — Арбатов, Бовин, Шишлин, Бурлацкий, Черняев и т.д. Именно эти ребята в годы горбачёвской «перестройки» и составили костяк той команды идеологических шавок, которая под чутким руководством Александра Яковлева реализовывала его известный «алгоритм».
В 1985 году настал черёд открытого наступления реакционных сил. Удары наносились по всем скрепам общества. На первых этапах перестройки объектом нападок стала фигура И.В. Сталина, «незаконные репрессии» и коллективизация. Затем тотальная ложь распространилась на всю эпоху с 1917 года. Грязь лилась на священные для советского человека образы и символы, включая В.И. Ленина и Великую Отечественную войну.


Используя мощь государственной пропаганды, людей оглушили валом «разоблачений». Произошло то, что советский человек допустить просто не мог: уничтожение СССР возглавили его руководители. Александр Яковлев позже признавался: «Режим можно было разрушить только через гласность и тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершенствования социализма… Могу с гордостью сказать, что хитроумная, но весьма простая тактика… сработала».


Перерожденцы пошли на предательство советского государственного строя. Их целью было прибрать к рукам народные богатства и устроить свою жизнь на страданиях миллионов соотечественников. Фактически они совершили сдачу Родины её противникам. Контрреволюция 1991 года принесла распад страны, кровавые межнациональные конфликты, резкое снижение уровня жизни большинства граждан. Но главное, произошёл отказ от социалистического пути развития.




Русофобия — инструмент порабощения страны



В борьбе против советского социализма антисоветизм тесно слился с русофобией, ненавистью к родной стране и своему народу. У двух этих явлений сформировалась общая идейная основа. Вспомним слова Александра Зиновьева: «Целили в коммунизм, а попали в Россию».



Великий Октябрь доказал миру, что русский пролетариат и трудовое крестьянство находятся в авангарде исторического процесса. И порукой тому — не только успехи страны в социально-экономическом развитии. Именно большевики открыли миллионам людей вершины русской культуры.


Однако успехи Советского Союза не вытеснили из умов остатки слепого преклонения перед Западом. Не полностью утратили свою актуальность сатирические строки А.С. Грибоедова про «две княжны», которые не успевали повторять: «Ах! Франция! Нет в мире лучше края!».


При Сталине власть была готова противостоять этому, что выразилось в кампании по борьбе с космополитизмом и антипатриотизмом. Ярким их проявлением стал поступок профессоров Н.Г. Клюевой и Г.И. Роскина в 1947 году. Создав препарат от рака, они передали его и все материалы американцам. В закрытом письме ЦК ВКП(б) отмечалось: «пресмыкание перед иностранщиной имеет распространение, и притом в среде даже таких учёных, как Клюева, которая всем — своими знаниями, условиями работы, общественным положением — обязана советскому государству». Корни неверия в силу своего народа, как подчёркивалось в письме, уходят в прошлое: «Господствующие классы царской России, в силу зависимости от заграницы, отражая её многовековую отсталость и зависимость, вбивали в головы русской интеллигенции сознание неполноценности нашего народа… Всё это было выгодно для иностранных капиталистов, поскольку облегчало им возможность воспользоваться богатствами нашей страны в своих корыстных целях и интересах».



Разоблачение «культа личности» и хрущёвская «оттепель» нанесли ощутимый удар по мировоззрению советских людей. Они способствовали ренессансу мещанства и преклонения перед капиталистическим миром. В это время антисоветизм вступает в симбиоз с русофобией, порождая узкий, но влиятельный слой интеллигенции. Именно она стала затем ударной силой разрушения Советского Союза.


Многие писатели, художники и учёные — патриоты и коммунисты — видели опасность этого явления.


Великий М.А. Шолохов обратился в 1978 году с письмом к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу. «Враги социализма, — писал он, — пытаются опорочить русский народ как главную интернациональную силу советского многонационального государства, показать его духовно немощным, неспособным к интеллектуальному творчеству… И всё это делается ради того, чтобы, во-первых, доказать, что социализм в нашей стране — это, якобы, социализм «с нечеловеческим лицом», созданный варварами и для варваров, и, во-вторых, что этот социализм не имеет будущности, так как его гибель предопределена национальной неполноценностью русского народа». В связи с этим М.А. Шолохов поставил вопрос о более активной защите русской национальной культуры от антипатриотических сил. (Вот здесь и кроются корни той гнусной кампании, которая была развернута в том числе и А.И. Солженицыным против М.А. Шолохова).


Куда острее встали эти проблемы с началом «перестройки». В 1990 году появилось «Письмо семидесяти четырёх» — обращение советских писателей к высшим органам власти СССР, подписанное Валентином Распутиным, Леонидом Леоновым и другими авторами. В нём отмечалось: «Под знамёнами объявленной «демократизации»... на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма… Русофобия в средствах массовой информации СССР сегодня догнала и перегнала зарубежную, заокеанскую антирусскую пропаганду… Русский человек сплошь и рядом нарекается «великодержавным шовинистом»… Для этого лживо, глумливо переписывается история России».


Эти слова не были преувеличением. Советский Союз уничтожали при помощи антисоветизма, русофобии и национализма.


Антироссийская истерия и её участники


Реставрация капитализма в России сблизила её с Западом в социально-экономическом отношении. Но она не устранила глубинных противоречий с западным миром. В современных условиях мы стали свидетелями нового витка антироссийской истерии в Европе и США.


Мировой капитал рассматривает Россию исключительно как источник прибыли. Местной олигархии он отводит лишь роль своего приказчика, снабжающего Запад сырьём и деньгами. Попытки новоявленной российской буржуазии стать равноправной частью мировой элиты с треском провалились. Русофобия и здесь используется как главный инструмент.


В самой России политическая власть и экономическое господство принадлежат крупному капиталу. За 27 лет реставрации капитализм оказался не способен освоить производительные силы, доставшиеся ему от Советской власти. Его представители организуют «бегство» крупных сумм за рубеж, активно обустраивают жизнь «за бугром». Эта публика во многом является компрадорской, а потому и вполне русофобской.


На вопрос о том, кто такие компрадоры, можно ответить подобным образом: это предприниматели в государствах третьего мира, которые активно сотрудничают с компаниями западного мира и помогают им осуществлять выгодный товарообмен. Компрадорами также можно назвать деятелей, которые не желают способствовать развитию собственной страны и вывозят свой капитал, а также членов семьи в западные и более развитые страны. Оставаясь на своей родине, они становятся лоббистами интересов тех стран, где сосредоточены их капиталы.


Но есть и другая Россия, сохраняющая советский, а значит, и социалистический каркас. Опросы показывают: наши соотечественники считают неравенство самым серьёзным противоречием современной России. В октябре 2016 года на него указал 71% респондентов. По данным Института социологии РАН вот уже полтора десятилетия 60% россиян считают социальную справедливость главной ценностью.


Один из недавних опросов принёс такие результаты: больше всего граждане стыдятся массовой нищеты, в которую ввергнута страна, и последствий перестройки, закончившейся развалом Советской державы и отказом от социализма. А самую большую гордость у них вызывает Победа советского народа в Великой Отечественной войне и выдающиеся мирные достижения СССР: экономические, космические, научные.


Отсюда и неизбежность соединения антисоветизма и русофобии. Раз этот народ продолжает гордиться успехами Советской власти, значит и он опасен для Западного капитала в целом.


Интересно высказывание известного «знатока» Анатолия Вассермана: «Я, будучи долгие годы антисоветчиком, с ужасом обнаружил, что антисоветизм влечёт за собой русофобию». Практически такой же путь прошёл известный философ Александр Зиновьев.


Наша страна сохраняет реальный потенциал альтернативности Западу. Нам, КПРФ, это позволяет соединять социально-классовую и национально-освободительную борьбу.


С антикапиталистической по своей сути Россией вынуждена считаться и власть. Теперь в официальной пропаганде в ходу патриотическая риторика, а советский период критикуется дозированно. Но есть у этого явления и вторая причина. Любая буржуазия стремится к максимальной прибыли. Для этого ей нужен простор хотя бы на внутренних рынках. Поэтому часть российского капитала хотела бы освободиться от тесной «опеки» мировой олигархии. Опора на эти настроения помогла власти решиться на возвращение Крыма и поддержку Донбасса.


Запад ответил санкциями.


Под антироссийские действия подводится и «идейная» основа. Яркий образчик — Декларация памяти и солидарности, принятая польским сеймом и украинской Верховной Радой в прошлом году. В ней главным врагом свободы и независимости Польши и Украины объявляется Советский Союз.


В атаках на нашу страну западным русофобам есть на кого опереться внутри России. Это в ХIХ веке отпетый русофоб по большей части считался внешним супостатом. Так продолжалось и в советский период.


Даже те, кто покинул страну, русофобами не числились. Вспомним хотя бы любимый сюжет антисоветчиков — «философский пароход» 1922 года. На самом деле те 225 человек покидали страну в несколько этапов. И русофобами их никто не объявлял.


Одновременно страна растила новую трудовую интеллигенцию.


Те, кто оказался за рубежом, по большей части сохраняли любовь к Отечеству.


Спустя почти столетие страна пережила новую волну эмиграции. Ненавидя Россию, многие представители праволиберальной публики «отчалили» на Запад по доброй воле. В их числе: Е. Киселёв и А. Козырев, А. Кох и М. Ходорковский, С. Шустер и А. Пионтковский, Г. Каспаров и Е. Чичваркин, А. Троицкий и А. Мальгин, А. Васильев и И. Пономарёв, М. Гайдар и Е. Чирикова и другие. За рубежом они всё ярче раскрывают своё антисоветское и русофобское мурло. Но начинали эти люди ещё здесь.


Ныне русофобия — часть внутренней жизни России. В 1990-е годы ненависть к стране выросла на почве антисоветизма. Реставрированный в России капитализм является олигархическим, регрессивным и компрадорским. Российские нувориши заинтересованы получить ниши на западных рынках. В этой связи они прямо зависят от архитекторов мирового империализма. Это заразило русофобией часть российского капитала. А капитал всегда находит свою идейную обслугу.


Некогда главный редактор газеты «Коммерсант» А. Васильев заявляет: «Нет такой страны — Россия! Это громадная геополитическая ошибка… я не знаю чья, Господа Бога или Чарльза Дарвина… Она вредна».


Гарри Каспаров настаивает на полезности «геополитического поражения России», мол: «СССР распался, и ничего страшного не произошло». Для этого Запад должен проявить «политическую волю», то есть додушить и Российскую Федерацию.


Валерий Панюшкин (журналист, с апреля 2018 года главный редактор «Русфонда» - российский фандрайзинговый благотворительный фонд. Декларирует своей целью сбор пожертвования на оплату лечения больных детей): «Всем на свете стало бы легче, если бы русская нация прекратилась. Логика, которой руководствуется сейчас мой народ, сродни логике бешеной собаки. Бешеная собака бежит, сама не зная куда, исходит ядовитой слюной и набрасывается на всякого встречного».


«Пора прекратить лицемерные причитания о чувствах ветеранов, которых оскорбляют нападки на советскую власть. Зло должно быть наказуемо. Презрение потомков – самое малое из того, что заслужили строители и защитники советского режима», - Александр Подрабинек, профессиональный антисоветчик.



КПРФ предупреждала не раз: только слабая — а в идеале расчленённая — Россия устроит верховодов глобального капитализма. В этих условиях защитить страну может лишь политика в интересах всего народа. Во-первых, необходимо преодоление неравенства и создание справедливой социально-экономической системы. Во-вторых, требуется качественное изменение культурной и информационной политики, опора на ценности патриотизма и дружбы народов, созидания и нравственности. Антисоветчики и русофобы не должны вольготно чувствовать себя в нашей стране.


Нередко говорят, что у нынешней России нет государственной идеологии. Одни утверждают: это хорошо, это соответствует Конституции РФ. Другие призывают такое положение исправить.


Однако не уйти от очевидного факта: основы государственной идеологии «новой России» активно закладывали воинствующие антисоветчики и русофобы. Один из них — Анатолий Чубайс. Он утверждал: «Я перечитал всего Достоевского, и теперь к этому человеку я не чувствую ничего, кроме физической ненависти… Когда в книгах я вижу его мысли, что русский народ — народ особый, богоизбранный… мне хочется порвать его на куски». Чубайсу вторит бывший вице-премьер Альфред Кох: «Русский мужчина — самый мерзкий, самый отвратительный и самый никчёмный тип мужчины на Земле...».


Так те, кто громил Советский Союз, отказывают в праве на будущее и Российской Федерации. Символом их деятельности стал Ельцин-центр в Екатеринбурге. На его строительство затрачено более 7 миллиардов рублей.


Власть проявляет тенденциозность в деле увековечения исторической памяти.


Как говорил историк Евгений Спицын: «Что касается советского наследия, то здесь у власти всё очень избирательно, по-иезуитски хитро. Например, славят советский народ за разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии, проводят «Бессмертный полк» и парады Победы, но — ленинский Мавзолей стыдливо загораживают, а имя И.В. Сталина отправляют на помойку (и самый свежий пример циркуляр о правилах «Бессмертного полка», где содержатся указания не допускать в колонны портреты Сталина и Красные флаги). Берут из советской эпохи только то, что выгодно, ибо своих достижений маловато, а детишек всё же надо на чём-то воспитывать. Поэтому говорят «да» Великой Победе, советской атомной бомбе и советскому освоению космоса — и тут же нещадно поливают грязью, бесстыдно лгут про сталинскую индустриализацию, коллективизацию, культурное строительство и все прочие достижения Советской власти.

 

Более того, как говорится, трендом всех последних лет стало буквально воспевание императорской России, в которой якобы всё было гармонично и духоподъёмно. Рассказывают сказки про великих реформаторов — С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, ставят им памятники и открывают мемориальные доски, ставят памятник Александру III, создают новые комиссии по Николаю II и т.д. Но при этом за все эти годы не поставили ни одного памятника советским лидерам».



Анализируя ситуацию, мы должны видеть её в развитии. В 1990-х годах у нашей партии и её союзников была почти монополия на патриотизм. Сегодня ситуация изменилась. В России сформировалось буржуазное государство с мощным имущим классом. Одна его часть продолжает поддерживать либералов, другая — развёртывает собственную «патриотическую» пропаганду. Для неё характерен густой буржуазно-националистический и антисоветский замес. Восхваляя Колчака или оправдывая Власова, такой «патриотизм» калечит молодёжь и раскалывает страну. Он не отвечает ни принципам КПРФ, ни интересам страны и её народа. Для России он столь же гибелен, как и либеральные мантры об интеграции страны в мировое сообщество.



Задачи партии в борьбе с антисоветизмом и русофобией совпадают с общими задачами, провозглашаемыми уже более четверти века.
Как было сказано в докладе Г.А. Зюганова на XIII (мартовском) 2017 года совместном Пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ: «без справедливости и социализма нам не обеспечить достойного будущего. Страна нуждается в левом повороте. России нужны новый курс и правительство, способное его осуществить.


Добиться этого под силу только народно-патриотическим силам во главе с КПРФ. Но решим мы эту задачу при соблюдении обязательного условия: говорить народу правду. Правду не только о буржуазной власти, но и о самом народе. О том, что он недостаточно организован и сознателен. Что ему необходимо бороться с невежеством. Что он сам дал себя «мирно обмануть» и передал власть буржуазии, которая уселась на его шее и высасывает последние соки. Только когда у народа раскроются глаза, он научится противостоять лжи и несправедливости. «Главная задача большевиков, — утверждал Ленин, — как раз и состоит в том, чтобы «избавить массы от обмана».


Агрессивный индивидуализм и алчность губительны. В основе новой политики должны лежать ценности добра и справедливости, дружбы народов и бескорыстия. Только так общество достигнет высот всестороннего и гармоничного развития. История Советского Союза это доказала».