На круглом столе, организованном комитетом по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи Заксобрания Ростовской области, парламентарии обсудили тему «Реформа обращения с твердыми коммунальными отходами. Проблемы и перспективы». Депутаты признали, что «мусорная реформа» в Донском регионе если еще не зашла в тупик, то как минимум «пробуксовывает».
Напомним, что наша область в 2019 году перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), которая предполагала повышение эффективности утилизации отходов производства и потребления, а также снижение объемов их захоронения.
В рамках реализации реформы в 2021 году в регионе были введены в эксплуатацию три межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплекса (МЭОК) – Волгодонской, Мясниковский, Неклиновский. На очереди Красносулинский и Новочеркасский комплексы.
Сегодня на территории региона обустроено 15 тысяч контейнерных площадок, на которых размещено свыше 35 тысяч контейнеров различной вместимости. Но, по словам первого заместителя жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Сергея Орлова, 35% таких площадок (всего более 5 тысяч) не соответствуют утвержденным санитарным нормам.
– На проблемных контейнерных площадках необходимо обустроить твердое покрытие и установить ограждение. Также выявлены нарушения в части несоблюдения требований законодательства по обеспечению минимального расстояния от жилых домов при размещении контейнерных площадок. Кроме того, органам местного самоуправления необходимо обустроить дополнительно 10 тысяч контейнерных площадок и разместить на них более 30 тысяч контейнеров. Основным препятствием в этой работе является дефицит средств в местных бюджетах, – уточнил замминистра ЖКХ области.
Представитель Правительства одним из пунктов решения проблемы видит в культурном воспитании населения, касаемого сортировки отходов. Однако руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Ростовской области Алексей Мисан уверен, что на сегодняшний день региональные операторы сами не готовы работать с раздельно собранным мусором. В пример он привел город Волгодонск, в котором, в начале реализации проекта горожанам пообещали пониженный тариф за раздельный сбор мусора. Некоторые ТСЖ откликнулись на предложение и даже самостоятельно закупили контейнеры для отсортированных отходов. Однако, платежи за вывоз мусора никак не изменились: стоимость услуги была аналогичной с иными ТСЖ, которые проигнорировали просьбу властей поддержать реформу. Впрочем, как и сам региональный оператор, продолжающий со всех разных контейнеров сваливать отсортированные отходы в «одну бочку», точнее мусоровоз.
Алексей Мисан также выразил свое мнение о том, что считает целесообразным переложить ответственность за организацию контейнерных площадок с муниципалитетов на региональных операторов. Продолжает оставаться чрезвычайно актуальной в Ростовской области проблема образования стихийных несанкционированных свалок и свалочных очагов на территориях, вплотную прилегающих к контейнерным площадкам.
Председатель комитета Сергей Михалев проинформировал участников, что в парламент поступила инициатива от представителей администрации города Шахты, в которой предлагается ужесточить административную ответственность регоператоров за нарушение графика вывоза ТКО с контейнерных площадок. В качестве аргумента местная власть привела факты, свидетельствующие, что донские муниципалитеты фактически отстранены от любого влияния на региональных операторов по обращению с ТКО. Но в то же время администрации районов и поселений вынуждены принимать на себя критику местных жителей, имеющих претензии к региональным операторам. По их мнению, муниципальные власти нуждаются в дополнительных рычагах воздействия на операторов, что позволило бы им в должной мере выполнять свои обязательства по содержанию территорий.