Повестка заседания Госдумы 1 февраля вместила в себя и обращение к конгрессу США в связи с поставками ВСУ оружия, с применением которого 24 января 2024 года был сбит российский военно-транспортный самолёт Ил-76 с 65 украинскими военнопленными на борту и сопровождавшими их лицами, и налоговое стимулирование развития низкоуглеводородной энергетики. Вопросы войны и мира, смешиваясь и накладываясь друг на друга на законодательном полотне, размывали линию фронта.
В обращении к конгрессу США депутаты Госдумы постарались убедить американских парламентариев отказаться от поддержки неонацистского киевского режима «и содействовать привлечению к ответственности непосредственных исполнителей бесчеловечного террористического акта».
«Вы представляете американский народ, а не коррумпированных бюрократов и лоббистов военно-промышленного комплекса, — говорилось в обращении. — Уверены, что ваши налогоплательщики без особого восторга относятся к тратам их денег, которые направляются Украине для того, чтобы она и дальше посылала солдат на верную смерть, уничтожала своих военнопленных и мирное гражданское население».
Обращение поддержали все фракции, особо подчеркнув, что самолёт был сбит при выполнении им гуманитарной миссии, и то, что это уже не первый случай уничтожения Украиной своих же солдат.
29 июля 2022 года свыше 50 украинских военнослужащих погибли и более 70 были ранены при нанесении ВСУ ракетного удара по колонии в посёлке Еленовка Донецкой народной республики. Тогда тоже было задействовано американское оружие.
Не обошёлся без политической подоплёки, по мнению некоторых депутатов, одобренный в первом чтении Госдумой правительственный законопроект об освобождении от НДС оператора реестра углеродных единиц. Он явился продолжением принятого в 2021 году закона «Об ограничении выбросов парниковых газов», который, в свою очередь, был разработан во исполнение взятых на себя Россией обязательств по Парижскому соглашению 2015 года, регулирующему меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере.
В соответствии с тем базовым законом предприятиям в зависимости от снижения выбросов парниковых газов или вклада в лесовосстановление начисляются так называемые углеродные единицы (УЕ), обязанные своим появлением Киотскому протоколу 1997 года и уже упомянутому Парижскому соглашению, ратифицированному Россией в 2019 году. Углеродные единицы представляют собой отдельную категорию имущественных прав. Их можно покупать и продавать на углеродном рынке. Одна УЕ равна 1 тонне углекислого газа, изъятого из атмосферы.
Государственный учёт выбросов парниковых газов осуществляется в форме реестра углеродных единиц, оператором которого выступает АО «Контур», действующий при поддержке Газпромбанка и Московской биржи. Уже во всём этом чувствуется деловой подход людей, умеющих делать деньги из воздуха.
Нынешним законопроектом правительство предложило освободить от НДС услуги оператора реестра углеродных единиц: открытие счёта, регистрацию климатического проекта, зачисление и списание УЕ и прочее. Фактически снижается стоимость услуг для инициаторов реализации климатических проектов, пояснил представитель правительства.
«За» высказались фракции «Единой России» и «Новых людей», а также четверо «справороссов». Коммунисты и большая часть эсеров выступили «против», «элдэпээровцы» голосовать не стали.
Противники законодательной инициативы правительства в очередной раз привели аргумент о недоказанности зависимости глобального потепления от деятельности человека. Внефракционный депутат Оксана Дмитриева назвала мероприятия по развитию низкоуглеводородной энергетики, наряду с созданием Стабфонда и налоговым манёвром, «фейками, навязанными российской экономике» для того, чтобы наносить ей ущерб.
Председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин напомнил, «как нас неплохо утрамбовали по Киотскому протоколу, обещали, что если мы тут разорим всё и вся, сократим выбросы, нам такие огромные деньги дадут…». «Мы выполнили все задачи, которые стояли перед Россией по Киотскому протоколу, получили ноль с маслом, — заметил он. — Вот когда появился этот немецкий проект, который ставил перед собой задачу ограничить возрождение российской экономики». Сюда же подвязали и АПК. Всё это, по мнению Владимира Кашина, «алгоритмы надувательства». «Давайте по ведомствам решать задачи экологизации. Давайте заниматься лесным хозяйством. Лес — главный поглотитель выбросов, давайте его сберегать, возрождать лесные угодья», — предложил он.
Непостижимо, но «даже война не вразумила правительство, чтобы остановить эти сомнительные проекты», которые, по словам Владимира Ивановича, «не решали задачу главную, а только создавали новых олигархов». И вот «сверху снова навязывается эта идея, проработанная нашими недругами, которые недавно приняли решение — 50 миллиардов долларов Украине отдать для войны». «А мы под козырёк опять берём их идеи», — с упрёком бросил парламентскому большинству депутат-коммунист.
Выступление Олега СМОЛИНА от фракции КПРФ на заседании Госдумы 1 февраля
31 января руководством фракции Компартии и кандидатом в президенты Николаем Харитоновым была представлена очередная версия стратегии развития образования в виде проекта закона об образовании для всех, в течение всей жизни.
Вот некоторые идеи. Геополитическое положение нашей страны сейчас едва ли не сложнее, чем у Советского Союза в 30-х годах прошлого века, когда Иосиф Сталин заявил: если не совершим ускоренной индустриализации, нас сомнут.
И сейчас нам необходима новая индустриализация, которая предполагает интеграцию науки, образования и производства, а значит, она невозможна без новой образовательной политики.
Тогда же, в 1930-х, возник знаменитый лозунг «Кадры решают всё!». И сейчас три четверти руководителей госпредприятий, бизнесменов утверждают, что главная проблема даже не деньги, а кадры.
Чтобы обеспечить кадрами новую экономику, в 1930-х было открыто 25 тысяч новых школ, а за 10 лет после Великой Отечественной войны ещё 20 тысяч открыты или воссозданы, однако в послесоветское время школы закрывались, их число сократилось на 30 тысяч, прежде всего на селе.
Наш законопроект предполагает, что ликвидация или реорганизация школ и садиков на селе будет возможна только с согласия схода граждан. Кстати, коллеги, приношу извинения за ошибку, допущенную мною в полемике с уважаемой Алёной Игоревной Аршиновой. Тогда я сказал, что в послесоветское время закрылось 40 тысяч садиков, увы, ошибся, на самом деле количество садиков сократилось на 54 тысячи. Действительно, ничего подобного в советский период мы не могли себе даже и представить.
Нам не хватает для экономического прорыва прежде всего высококвалифицированных рабочих, инженеров, а также педагогов и медиков. Казалось бы, рабочих должен быть избыток, ведь после 9-го класса 60% всех ребят идут не в старшую школу, а в систему профобразования — такого не было никогда. Но не тут-то было: специальности квалифицированных рабочих выбирают только 16% студентов СПО, а остальные через программы специалистов среднего звена ориентируются всё на те же самые вузы.
При этом грубейшим образом нарушается Конституция России. Она гарантирует всем общедоступное бесплатное среднее профобразование. Но уже 43% всех ребят учатся в СПО на платной основе. И власть делает вид, будто этого не замечает. Мы требуем соблюдения Конституции.
Большинство девятиклассников не идут в старшую школу во многом потому, что не хотят сдавать ЕГЭ. Законопроект предлагает вернуть ЕГЭ в добровольный режим.
Недавно я посмотрел задания ЕГЭ по гуманитарным предметам. Как доктор философских наук и академик Государственной академии образования утверждаю: к настоящему гуманитарному образованию это отношения не имеет. Например, в ЕГЭ по литературе теперь появилось маленькое сочинение. Это лучшее, что в нём есть, но в совершенно изуродованном виде. Если вы в сочинении написали меньше 200 слов — ноль баллов, но если больше 350 слов, то рискуете получить всё тот же ноль.
Оказывается, талант теперь заключается в том, чтобы считать слова. Это называется литературой? Мы посчитали, сколько слов в знаменитом стихотворении Пушкина «Воспоминания о Царском Селе», которое вызвало восторг Державина. Оказалось, 865. Пушкин имел бы все шансы провалить ЕГЭ по литературе.
Наш законопроект требует, чтобы даже те, кто выберет ЕГЭ, а не классический экзамен, сдавали его полностью или частично в устной форме. Надо учить детей говорить, а главное — думать.
В своё время наши заклятые партнёры отмечали высокий уровень образования граждан СССР как главное конкурентное преимущество нашей страны. Михаил Задорнов использовал выражение «тупые американцы» именно в сравнении с теми, кто получал советское образование.
Но вот вам данные социологов. 35% наших молодых граждан убеждены, что Солнце — это спутник Земли. Десять лет назад их было 28%. 30% думают, что гены содержат только генномодифицированные растения, а остальные благополучно без генов обходятся. Исторические познания и того хуже. Молодёжь не знает наших союзников и противников в Первой и Второй мировых войнах за исключением Гитлера. Более половины не имеют представления об одном из ключевых событий XX века, которое теперь официально называется Великая российская революция. Они думают, что, в частности, царя свергли большевики. На самом деле Февральская революция началась с протестов женщин, а Ленин незадолго до этого писал: возможно, современное поколение революционеров революции уже не увидят.
Можно сказать, что в России происходит ликвидация грамотности. Два слова о высшем образовании. В этом зале мы регулярно слышим, какие замечательные университеты были у нас до Советской власти. И правда, были — 72 на 150 миллионов человек. К 1940 году их стало 481. Если бы в 1930-е не открыли 400 вузов, равно как и 25 тысяч школ, вполне возможно проиграли бы войну.
Сейчас вузов у нас больше, 717, но при этом 52% студентов учатся на собственные, а не на бюджетные деньги. Мы предлагаем увеличивать долю бюджетных студентов.
В этом зале проводились большие парламентские слушания по так называемой болонской системе, причём большинство говорили о преимуществах нашей российско-советской системы высшего образования. В соответствии с Посланием президента мы считаем необходимым, не дожидаясь результатов эксперимента, как можно быстрее переводить подготовку студентов на специалитет. Прежде всего это касается инженеров и педагогов. Врачи, слава богу, принудительному «оболониванию», чтобы не сказать оболваниванию, не поддались.
Напомню ещё раз, бакалавр технических наук получает в полтора раза меньше фундаментальной подготовки, чем специалист. Он может быть пользователем чужих конструкторских разработок, но нам нужны именно конструкторы. Времени дожидаться результатов эксперимента у нас нет.
Теперь о кадрах педагогических. С точки зрения повышения их реального статуса, увы, Год педагога и наставника не состоялся. В пересчёте на реальную нагрузку заработная плата их продолжала снижаться. При средней нагрузке 1,8 ставки, по данным Высшей школы экономики, 40% всех педагогов экономят на всём, кроме еды. В переводе на русский язык — это бедность.
По данным профсоюза «Учитель», базовая ставка почти в половине регионов ниже половины минимального размера оплаты труда. Выше минималки только в трёх регионах, при том, что все мы в этом зале единогласно в 2019 году голосовали за то, чтобы базовый оклад педагогического работника был не ниже 70% средней заработной платы (не от минималки, а от средней по региону!), и эта норма есть в нашем законопроекте. Равно как и другое положение: средняя зарплата педагогических работников при работе на одну ставку должна быть выше средней по региону и по стране. В этом смысле наш законопроект полностью соответствует поручению, которое президент дал правительству 27 декабря на Государственном Совете, мы на этом настаивали ещё в 2011 году.
И про деньги. Коллеги, Россия в 2012 году занимала 98-е место по доле расходов на образование от валового внутреннего продукта. В 2018-м — 120-е, в 2020-м, соответственно, 84-е. Разве это достойно великой страны с великой культурой?
Мы предлагаем поэтапно, подчёркиваем, повышать расходы на образование примерно вдвое, до 7% от валового внутреннего продукта. При меньших процентах ни одна страна в мире не провела успешной модернизации и не добилась экономического прорыва.
Знаменитая формула гласит: знания, как и небеса, принадлежат всем. Но дело не только в гуманистических принципах, дело в том, что для современной России новая образовательная политика является фактором и национальной безопасности, и технологического и культурного суверенитета.
Давайте будем двигаться в этом направлении.