Фракция КПРФ в Государственной думе снова внесла на рассмотрение свой законопроект о «детях войны». Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин прокомментировал значение этого документа и перспективы его принятия, а также явно обнаружившуюся в последнее время тактику власти: брать программные предложения КПРФ и реализовывать их, правда, существенно корректируя содержание.
Выступая с трибуны Государственной думы по поводу 30-летнего юбилея КПРФ, я предложил коллегам-депутатам взять статьи и выступления Геннадия Андреевича Зюганова за последние 30 с лишним лет и убедиться, что практически все прогнозы, которые делал лидер российских коммунистов, сбылись. И множество предложений, выдвинутых Зюгановым, остаются чрезвычайно актуальными. Потом, при общении в кулуарах, многие депутаты разных фракций соглашались: действительно, это так.
Но, несмотря на очевидную правоту КПРФ во многих вопросах, власть в течение многих лет игнорировала предложения, высказываемые КПРФ и её лидером. Однако в последнее время ситуация изменилась. Власть всё чаще берёт инициативы коммунистов, выдаёт их за свои и начинает реализовывать. Приведу ряд примеров.
КПРФ 20 лет выступала против внедрения в России «болонской системы» высшего образования. Всё это время наши аргументы демонстративно игнорировались. И что же? В прошлом месяце с трибуны Госдумы министр науки и высшего образования фактически объявил о начале демонтажа «болонки». Признав при этом, что за 4 года, то есть в рамках бакалавриата, подготовить квалифицированного специалиста по многим направлениям просто невозможно, а «эффективная массовая магистратура у нас не сформировалась». Хочется спросить: почему же, чтобы всё это заметить и понять, вам понадобилась такая бездна времени? Почему же вы нас не слушали?
Следующий пример. КПРФ многие годы требовала ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения. Мы не раз вносили в парламент соответствующие законопроекты. В ответ чиновники несли всякую чушь: дескать, прогрессивный налог не удастся собрать (как же его собирают во всех развитых странах планеты?), а думское большинство блокировало наши законопроекты. И вот в этом году сначала идею прогрессивного налога высказал президент, а потом появился и конкретный проект минфина с прогрессивной шкалой НДФЛ.
Этот проект, по нашему мнению, требует очень существенной доработки. Богатые, получающие десятки и сотни миллионов рублей в год, не говоря уже о миллиардах, должны платить существенно большую долю своего дохода, чем это предусматривает минфиновский проект (22%). Ведь во всех крупнейших экономиках мира ставка подоходного налога на самых богатых находится в пределах от 30 до 55%. А вот самые бедные россияне должны быть вовсе освобождены от уплаты НДФЛ. Какой ещё налог можно брать с миллионов людей, которые в российской провинции живут на зарплаты в 20—30 тысяч рублей? Но факт остаётся фактом: предложение КПРФ о прогрессивном налоге уже пробило себе дорогу.
Третий пример: на недавно прошедшем Петербургском международном экономическом форуме президент России высказался за возобновление индексации пенсий работающих пенсионеров. КПРФ немало лет настаивала на этом решении. Мы указывали, что пенсионеры в России продолжают трудиться не от хорошей жизни, а из-за недостаточного размера пенсий. Совершенно несправедливо «карать» их прекращением индексации пенсий за то, что они работают. Мы также обращали внимание на то, что индексация пенсий работающих пенсионеров увеличит денежные доходы населения, а значит, будет способствовать экономическому росту. То есть это необходимое решение и с точки зрения социальной справедливости, и с точки зрения экономической целесообразности. И вот теперь это решение поддержано главой Российского государства.
Стоит также напомнить, что КПРФ всегда выступала за национализацию собственности олигархов, которую они присвоили в ходе ельцинско-чубайсовской приватизации. Власть пока предпочитает о национализации не говорить, но де-факто в последние полтора года потихоньку ведёт её. Генпрокуратура подала уже десятки исков, оспаривающих законность приватизации стратегических предприятий.
И, конечно, резкий рост нашего товарооборота и сотрудничества с КНР в последние годы — это прямая реализация идей КПРФ о повороте на восток, о том, что именно социалистический Китай может быть самым надёжным стратегическим партнёром России.
С чем связан поворот власти к реализации ряда программных предложений КПРФ? Безусловно, с тем, что с февраля 2022 года наша страна оказалась в принципиально новой исторической ситуации. Прямая угроза, исходящая от прозападного нацистского режима Украины, вынудила Россию начать специальную военную операцию. В ответ Запад развязал против России всеобъемлющую «гибридную войну». По территории России бьют натовскими ракетами, нас пытаются удушить экономически и технологически, против нас ведут гигантскую по масштабу информационную войну, направленную на дестабилизацию и расчленение России. В этих условиях жить по-старому просто невозможно. И в поисках выхода власть всё чаще обращается к программным наработкам коммунистов.
Конечно, мы этому только рады. И мы спокойно относимся к тому, что власть не берёт законопроекты КПРФ, а пишет свои, хотя и с нашими идеями. Сейчас главное — помочь стране преодолеть суровые исторические испытания. Но мы будем биться за содержание этих законопроектов. Чтобы наши идеи, например идея прогрессивного налога, не были выхолощены, чтобы принятые меры были действительно эффективны.
В свете этой новой тактики власти — использовать программные предложения коммунистов — особое значение приобретает тот факт, что несколько дней назад фракция КПРФ в Государственной думе внесла на рассмотрение российского парламента закон «О «детях войны».
В законопроекте речь идёт о наших гражданах, родившихся период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года. Другими словами, это люди, которые в период Великой Отечественной были несовершеннолетними. Те из них, кто постарше, в годы войны с утра до ночи трудились на заводах, фабриках и в колхозах, внося весомый вклад в победу над фашизмом. Те, кто родился перед самой войной и во время неё, «просто» перенесли в самом нежном возрасте бездну лишений.
Почти все эти люди уже в детстве потеряли значительную часть здоровья. Сейчас у большинства из них — нищенские пенсии. После внесения коммунальных платежей и покупки еды у них зачастую не остаётся достаточно денег даже на совершенно необходимые им лекарства. И у многих вообще нет никаких социальных льгот.
Наши оппоненты говорят нам, что все «дети войны» имеют социальные льготы по другим основаниям (как ветераны труда и т.д.). Но это не так. По данным самих государственных органов, в России — более 9 миллионов «детей войны». При этом 2 миллиона из них не имеют никаких льгот. А у большинства остальных объём льгот совершенно недостаточен для обеспечения нормальной жизни.
Нам возражают, что во многих регионах приняты законы о «детях войны» и что, дескать, в связи с этим федеральный закон не нужен. Отвечаем: нам не надо рассказывать про эти региональные законы. Коммунисты всё про них знают. Мы сами вместе с союзной КПРФ общероссийской общественной организацией «Дети войны» выступали разработчиками и инициаторами принятия этих законов.
Но реальность такова, что жизнь «детей войны» очень сильно зависит от того, в богатом или бедном субъекте Российской Федерации они живут. Богатые регионы в России при капитализме — это в основном мегаполисы и те, где добывают сырьё. А большая часть остальных — бедные.
В результате примерно в половине субъектов Федерации какие-то льготы имеют все «дети войны», а в другой половине — лишь часть. А объём льгот по регионам разнится чрезвычайно. Именно поэтому остро необходим ФЕДЕРАЛЬНЫЙ закон, который поможет ВСЕМ «детям войны» в России.
Среди льгот, которые устанавливает наш законопроект:
— ежемесячная денежная выплата в 5000 рублей; важно, что она будет производиться за счёт федерального бюджета, значит, финансовая состоятельность конкретного региона никак на неё не повлияет;
— бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных медучреждениях;
— внеочередной приём в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями соцпомощи на дому.
Этот тот минимум, который, как мы считаем, государство обязано предоставить всем «детям войны», чтобы облегчить их положение.
При этом прямо в пояснительной записке нашего законопроекта мы чётко указываем, где взять дополнительные бюджетные средства (порядка 500 млрд рублей в год), необходимые для помощи «детям войны». Мы пишем, что закон «О «детях войны» будет реализовываться за счёт дополнительных доходов, которые принесёт введение прогрессивного налога в виде, предложенном КПРФ в мае 2023 года (проект федерального закона №363564-8).
Мы много раз вносили закон о «детях войны», но его блокировало думское большинство. Однако мы рассчитываем, что в нынешней ситуации судьба нашей инициативы будет иной. По сути, мы говорим сейчас власти: не хотите принимать наш законопроект? Ладно. Возьмите наши идеи и напишите свой. Но давайте, наконец, поможем «детям войны». Уже миллионы из них ушли из жизни, не дождавшись справедливости. Давайте же больше не будем откладывать помощь этим откровенно обездоленным и нуждающимся людям, тем более что Россия перед ними в неоплатном историческом долгу!