26 июня Госдума, завершив рассмотрение законопроекта о возобновлении индексации пенсий работающим пенсионерам и приняв его во втором и третьем чтениях, переключилась на другие вопросы. Парламентарии всесторонне обсудили представленный правительством отчёт об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов Фонда пенсионного и социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования за 2023 год.
Об индексации пенсий работающим пенсионерам мы подробно рассказывали в прошлом номере газеты «Правда». И всё-таки хотелось бы вернуться к этому важному законопроекту, которого ждут восемь миллионов человек. Именно столько сегодня осталось работающих пенсионеров.
В 2016 году, когда была внесена поправка в закон «О страховых пенсиях», обрезающая будущий рост доходов пожилых тружеников, численность этой категории граждан была в два раза больше. Порядка 7,5—8 миллионов человек оставили рабочие места, в том числе многие именно для того, чтобы сохранить индексационные надбавки к пенсии.
По оценкам специалистов, около трети пенсионеров, расценивая прекращение индексации их пенсий как очередной обман государства и не желая мириться с несправедливостью, воспользовались единственно возможным вариантом, чтобы сохранить свои деньги: они увольнялись с работы, а потом снова трудоустраивались. Это давало им возможность в течение года получать пенсию, проиндексированную на уровень инфляции. Многие прибегали к такой многоходовке ежегодно.
К сожалению, с принятием Госдумой законопроекта о возобновлении индексации разорвать этот порочный круг не удастся. При обсуждении законопроекта в первом чтении «единороссы» всячески мутили воду, чтобы скрыть очередной обман. «Индексация пенсий по инфляции работающим пенсионерам будет осуществляться от максимального размера», — заявлял «единоросс» Андрей Исаев.
Что это значит, объяснил при рассмотрении законопроекта в следующих чтениях Алексей Куринный. Например, пенсия работающего пенсионера, которая не индексировалась с 2016 года, составляет 20 тыс. рублей. Если бы пенсия все эти годы индексировалась, она достигла бы 30 тыс. рублей. Согласно законопроекту, индексация будет рассчитываться с учётом всех предыдущих индексаций, то есть от суммы 30 тыс., и составит приблизительно полторы тысячи, но при этом размер пенсии не изменится — она как была 20 тыс., так и останется. В итоге пенсионер будет получать 21,5 тыс. рублей. А если бы пенсия была увеличена на размер всех индексаций за прошлые годы, он бы получал 31,5 тыс. рублей.
Депутат-коммунист настаивал на принятии поправки, позволявшей пересчитать пенсию работающего пенсионера за все годы «заморозки». Но это потребовало бы к тем 96 млрд рублей, которые запланированы на будущий год для реализации законопроекта, дополнительно ещё порядка 350—400 млрд. К этому правительство не готово. А значит, гражданам ничего не остаётся, как снова играть с государством в «кошки-мышки». Только государство, пытающееся сегодня с помощью возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам ликвидировать дефицит кадров, снова попадёт в свою собственную ловушку и не достигнет желаемой цели.
О том, как был исполнен федеральный бюджет 2023 года, доложил Госдуме от имени правительства министр финансов Антон Силуанов. Вот главные итоги прошлого года. По всем основным макроэкономическим показателям наблюдается рост. Экономика выросла на 3,6% ВВП, промышленное производство — на 3,5%, обрабатывающее производство — на 7,5%, строительство — на 7,9%, инвестиции — на 9,8%, реальные доходы граждан — на 5,8%, реальная заработная плата — на 8,2%. Безработица, напротив, снизилась до 3,2%. Фонд национального благосостояния составил 12 трлн рублей. Однако при всех этих видимых успехах остаются весьма серьёзные проблемы. Одно дело — голые цифры, так называемое кассовое исполнение бюджета, и другое — конкретные результаты. Вот именно об этом и повели разговор коммунисты Евгений Бессонов, Денис Парфёнов, Артём Прокофьев.
Евгений Бессонов, выступая от фракции КПРФ, подчеркнул, что всё ещё высока зависимость нашего бюджета от нефти и газа. Объём нефтегазовых доходов составил почти 9 трлн рублей при общих доходах федерального бюджета 29 трлн. Об импортозамещении, которое должно было избавить Россию от нефтегазовой зависимости, министр финансов даже не упомянул.
Анализируя расходы бюджета, депутаты-коммунисты отметили, что в прошлом году для стабилизации цен на ГСМ нефтеперерабатывающим компаниям было выплачено почти 3 трлн рублей — это больше, чем все расходы федерального бюджета по госпрограмме «Социальная поддержка граждан». Безусловно, стабильные цены на горючее важны для автовладельцев, для транспортных компаний, для сельского хозяйства, но у государства есть другие инструменты их регулирования, заметили депутаты. И самый действенный — национализация отрасли.
Прошлись парламентарии и по ряду программ. Недофинансирование программы «Комплексное развитие сельских территорий» приводит к оттоку сельского населения. Если цены на ГСМ государство сдерживает с помощью демпфера, компенсируя нефтепереработчикам разницу между экспортной ценой на нефть и стоимостью топлива на внутреннем рынке, то с селянами оно не миндальничает. В прошлом году ударили вывозной пошлиной на зерно, тем самым снизив закупочные цены. Селяне получили меньше денег за собранный рекордный урожай, но хлеб в магазинах при этом не подешевел.
На госпрограмму «Развитие здравоохранения» в прошлом году было выделено 1,2 трлн рублей — это всего лишь 0,7% ВВП, на программу «Развитие образования» — 571 млрд рублей (0,3% ВВП). А надо не менее 5%, считают коммунисты.
Оставляет желать лучшего исполнение некоторых программ. Так, программа «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» исполнена на 84,2%, «Обеспечение химической и биологической безопасности» — на 85,5%, «Развитие авиационной промышленности» — на 89,8%, «Космическая деятельность» — на 88%, «Развитие энергетики» — на 87%, «Развитие авиационной промышленности» — на 77%. Но дело не только в этих процентах.
«А где российские процессоры? Где электроника, необходимая автомобилестроению и военной промышленности? Где авиационные двигатели, дальнемагистральные и среднемагистральные самолёты?» — пытался выяснить у правительства Евгений Бессонов. На 80% исполнена программа «Защита населения во время чрезвычайных ситуаций», но пожаров меньше не стало. И даже 100-процентное исполнение программ не снимает острые вопросы. Например, программа «Содействие занятости населения» исполнена на 100%. Но поставленная президентом задача увеличения инженерных и рабочих специальностей не выполнена. Программа «Обеспечение населения доступным жильём» тоже реализована на все сто. А разве жильё стало доступным?
Есть и другие очаги хронического «социального воспаления». Численность населения за 2023 год уменьшилась на 296 тыс. человек, несмотря на то, что миграционный прирост составил 203 тыс.
50 млн граждан находятся в кредитной зависимости, 28% из них имеют по три и более кредита. При этом прибыль банковской сферы в минувшем году составила 3,2 трлн рублей. До 8% снизился уровень бедности, но это 11 млн человек! В то же время число долларовых миллиардеров приросло 15 олигархами.
Все эти противоречия разрешит только победа социализма, который стучится во все двери, заявил Евгений Бессонов.
Фракция КПРФ не поддержала отчёт правительства об исполнении федерального бюджета за 2023 год, как, впрочем, и об исполнении бюджетов Фонда пенсионного и социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.
Позицию фракции КПРФ по двум федеральным социальным фондам обосновал Алексей Куринный.
Вследствие реализации пенсионной «реформы» численность пенсионеров за год уменьшилась на 450 тыс. человек. При этом на 50 тыс. возросло число получателей социальной пенсии — они как раз и входят в число тех самых 11 млн российских бедняков. Система дополнительных взносов на накопительную часть пенсии полностью провалилась.
В два раза сократилось число получателей детских пособий из-за того, что правительство установило такие условия, которые для половины семей с детьми оказались непреодолимыми.
Застыла на одной отметке — 1200 рублей — компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособными гражданами. Какой уход можно обеспечить на эти деньги?!
Люди, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, могут получить путёвку только раз в четыре года, что, конечно же, недостаточно для того, чтобы поправить здоровье. Счётная палата установила, что при снижении обеспеченности льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением Социальный фонд почти в два раза увеличил остаток неиспользованных средств федерального бюджета, выделенных на эти цели. За счёт остатка, который составил 537 млн рублей, в 2023 году можно было бы дополнительно обеспечить путёвками более 18 тыс. человек.
Нарушаются права граждан, проработавших в сельском хозяйстве 30 и более лет. По данным всё той же Счётной палаты, свыше 8,5 тыс. граждан этой категории не получили в минувшем году повышенную фиксированную выплату к пенсии. Норма закона «О страховых пенсиях» увязывает право на льготу с местом жительства на дату назначения пенсии. В результате те, кто более трёх десятков лет трудился на селе, а потом переехал жить в город, по действующему закону не имеют права на доплату к пенсии. Эту проблему надо немедленно решать.
Что касается Фонда обязательного медицинского страхования, то Счётная палата отметила неэффективность механизма поддержки медработников. Средства, направленные на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медперсонала, были использованы в 2023 году на 76%, на выплату медработникам за выявление онкозаболеваний — лишь на 45%.
Алексей Куринный подчеркнул неисполнение указа президента о повышении зарплат младшего медперсонала. А исполнение президентского указа в отношении зарплат врачей и медсестёр достигается перегрузками, когда люди вынуждены работать на полторы ставки. Критическая ситуация складывается со «скорой помощью» в малых городах и сельской местности. Отсутствие повышенных социальных выплат работникам «скорой помощи» привело к их оттоку в ФАПы. «Эту ситуацию надо исправлять, а не перекладывать её на регионы», — убеждён парламентарий. Незаслуженно обиженными остались работники межрайонных центров.
Когда объединяли Пенсионный фонд и Фонд соцстраха, говорили о сокращении расходов. Но оптимизации не получилось. На содержание одного объединённого фонда в минувшем году было потрачено на 17% больше средств, чем раньше расходовалось на два вместе.
Как видно, клубок проблем только нарастает.