17 сентября открылась седьмая (осенняя) сессия восьмого созыва Государственной Думы ФС РФ.
Три новых депутата, выпавших из правительственной обоймы после президентских выборов, нашли себя в партии власти, поучаствовали в выборах и оказались в руководящем составе нижней палаты парламента. Бывший вице-премьер Виктория Абрамченко назначена единороссами вице-спикером. Экс-министр спорта Олег Матыцин и экс-министр энергетики Николай Шульгинов возглавили одноименные думские комитеты.
Произошли в Госдуме и другие кадровые перемены. Единоросска Ольга Казакова, руководившая комитетом по просвещению, заняла должность председателя комитета по культуре вместо ушедшей в советники президента Елены Ямпольской. А на должность Казаковой пришла Ирина Белых («ЕдРо»). «Не лучшие назначения, – вздыхали, комментируя обновления, думцы, – есть же депутат Николай Бурляев, народный артист РФ, почему его проигнорировали? А Ирина Белых проявила себя ярой сторонницей разрушительной пенсионной реформы.
К сожалению, в данном случае действовало межфракционное пакетное кадровое соглашение, согласно которому, все вышеназванные посты находятся в ведении «Единой России», вот она и заполнила их теми, кого сочла нужными.
Расставив кадры, В. Володин обозначил задачи палаты.
Сессия осенняя короткая, всего 3 месяца, но «работа предстоит большая, в законотворческом портфеле – 1 тысяча 113 законопроектов, 236 из них приняты в первом чтении, два – одобрены во втором».
Приоритет Госдумы – выполнение Послания президента, СВО, бюджет на очередную трехлетку, усиление парламентского контроля за реализацией госпрограмм и нацпроектов и «сделать всё зависящее от депутатов, чтобы не допустить трагедии – третьей мировой, … нам есть чем ответить, и мы ответим», подчеркнул спикер.
Он, как и все буржуазные фракции, за исключением КПРФ, осторожно обошел вопрос о Центробанке и повышении Набиуллиной ключевой ставки с 18% до 19%, что означает гибель производственной сферы в условиях военного времени. Спикер переключил внимание депутатов на другие темы. Ожидается, сказал Вячеслав Викторович, принятие палатой отдельного законодательства по организации детского летнего отдыха. Тут как раз КПРФ проявила настойчивость. «Госдума уже провела расширенное заседание Совета палаты по вопросу оздоровления детей», материалы к нему были отлично подготовлены депутатом-коммунистом Ниной Останиной, возглавляющей комитет по делам семьи и детства. «Теперь в наших планах не снимать с контроля эту тему».
Как известно, в советское время практически все школьники за лето могли отдохнуть в загородных пионерлагерях, сейчас большая половина ребят в РФ не имеет такой возможности, слишком дорогие путевки. Смогут ли думцы приструнить коммерческую алчность рыночников? До сих пор сколько ни пытались, не получалось.
Володин косвенно похвалил питерского мэра Беглова, который переизбрался на пост градоначальника в этом сентябре под флагом «ЕдРо», предварительно устранив с помощью муниципального фильтра КПРФ. Предвидя критику коммунистов необъективного переизбрания, Володин хвалил Беглова: «ставит правильные цели», «закрыл проблему обманутых дольщиков», сделал бесплатными садики для детей участников СВО.
В целом, по мнению Володина, «политическая система, созданная В.В. Путиным, показала свою эффективность… В единый день голосования более 90 процентов граждан поддержали парламентские партии». Вспомнив скандалы с мигрантами, добавил: в Подмосковье с 2025 года начнут действовать ограничения на работу мигрантов
Однако у коммунистов другие оценки. Выборы утратили прозрачность, говорили они на заседании фракции, в интервью прессе. Сомневается в широкой поддержке общества выборов, переведенных в режим ДЭГ, коммунист Иван Мельников. На своем избирательном участке он голосовал «живым» бюллетенем, который долгое время оставался в урне единственным документом в самый активный день голосования 8 сентября. И людей на участке практически не было. Такая же картина была почти везде по Москве. Остается загадкой, сколько избирателей участвовали в голосовании, кому они отдали предпочтение? Так не только в Москве, а по всей РФ. Об этом говорил в своем выступлении лидер КПРФ Г.А. Зюганов.
Критический настрой коммунистов пытался загасить глава фракции ЛДПР Леонид Слуцкий:
«Не время клеймить состоявшиеся выборы, Центральный банк с его высокопрофессиональным руководителем Эльвирой Сахипзадовной Набиуллиной, не время клеймить Санкт-Петербург, где на выборах ЛДПР стала второй партией».
«Мы всё отработаем, – излучал оптимизм Слуцкий, – и с Центральным банком, и по инфляционным тенденциям, и по снижению ключевой ставки, и по ипотеке сумеем расшить проблемы»… А чтобы не возникли сомнения относительно переменчивости ЛДПР, Леонид Эдуардович периодически повторял: мы по-прежнему оппозиционная партия, так завещал Жириновский.
Главный справросс Сергей Миронов не мог скрыть неудовлетворенности результатом, полученным на выборах, и высказался против муниципального фильтра и перевода голосования на ДЭГ без бюллетеней. «Мы знаем, во что это превратилось теперь», – осторожно критиковал выборы Миронов.
По его мнению, в РФ образовались «политические анклавы, где нет конкуренции, нет реальных прав и свобод для выборов. Таким анклавом стал мой родной Санкт-Петербург. Санктпетербуржцы «ногами проголосовали», и губернатор получил самый худший результат среди всех остальных… Анклавами стали также Республики Тыва и Марий Эл, там тоже нет никаких прав у избирателей».
Безумием назвал Миронов вторжение ВСУ в Курскую область, «на суверенную территорию ядерной державы». «Им это не сойдет с рук…». Зеленского он охарактеризовал «предателем своего народа, а заодно и еврейского народа».
В числе законотворческих приоритетов для «СправРоссии» Миронов указал демографию, «у нас впервые с 1999 года стало рождаться менее 100 тысяч младенцев в год», миграционную политику, «на 20% вырос поток мигрантов в Россию за первое полугодие этого года», поддержку СВО и семей участников СВО, поддержку действий президента, Верховного главнокомандующего.
Алексей Нечаев («Новые люди») делился, как у него раскрываются глаза на российские реалии.
Впервые Алексей Геннадьевич не настаивал на преференциях для бизнеса, а удивлялся реалиям. Для начала он предложил Госдуме не «плодить расходы», но, тем не менее, больше подумать о том, что нужно людям. «Проводили гастрономические шоу, авиационные шоу… Это ли нужнее людям, когда, в Марий Эл дрова раздают, чтобы печки протопить? И это, когда XXI век на дворе». Вместо решения насущных проблем жителей Марий Эл окунают в концерты Газманова, «Моя Мишель» с дорогущими билетами.
«Новый человек» неожиданно заявил, что к людям надо прислушиваться и выполнять их пожелания. Действительно, он проникся судьбами людскими или произнес всё для красного словца?
Во всяком случае, Нечаев посоветовал думцам лучше слышать своих избирателей и поступать так, как просят простые россияне. Они же откликаются на зов Родины, из последних сил помогают пострадавшим от неофашистов курянам, на фронт отправляют своих сыновей. Вот и им надо идти навстречу: хотят, чтобы был сквер, а не новостройка, разбейте сквер…
Редкой лаконичностью отличился руководитель «Единой России» Владимир Васильев. В отличие от предыдущих ораторов ему не понадобился широкий регламент:
«…Сегодня много времени просили, а мне, по сути, вот, так и казать нечего, одна только справка». Но «не буду утомлять цифрами… У нас по всем показателям деятельности наших правоохранительных служб, в том числе по миграционной политике, существенный рост».
А что мог сказать Васильев по выборам? «ЕдРо» везде в выигрыше, чем доволен и он сам, и его единопартийцы. В ответ на критику Зюганова Владимир Абдуалиевич поучительно заметил: выигрывают яркие кандидаты. Единоросс дал понять, что выдвиженцы от партии власти все исключительно «яркие». Такие «яркие», что и сказать нечего.
А Госдума в итоге получается достаточно бледно-серой, все одинаковые, буржуазно понятливые, как – однородная масса. Реальная оппозиция – только КПРФ.
Если смотреть по цифрам только что прошедших выборов, то: у КПРФ – около 12%, у ЛДПР – 9,25%, у «Справедливой России» – 6,3%, у «Новых людей» – 6,6%. Это маленькие вкрапления партийного разнообразия в Госдуме, если судить по названиям. А по сути, только КПРФ противостоит единому натиску думской буржуазии хоть при принятии бюджета, хоть при рассмотрении социальных инициатив.
И, судя по всему, в осеннюю сессию всё будет протекать в обычном ключе. Хоть Володин и заявил, что «правительственные часы» будут другими, что обсуждений будет больше. Важнейшим вопросом будет преодоление технологического отставания, с которым придет к депутатам вице-премьер Мантуров. «Но мы должны сосредоточиться на импортозамещении», – напомнил коммунист Николай Коломейцев. «Это как раз и будет обсуждаться», – утверждал вице-спикер Александр Жуков, желая доказать, что вносится некая новизна в однообразный формат «правительственных часов».
Однако новизну депутаты заметили в другом. Заходя в здание Госдумы, многие обратили внимание, что прибавилось загородок, калиток, наблюдательных «глаз»… Случайно ли? «Нет, это не просто так, – утверждают коммунисты, – и не по причине разгулявшихся дронов. Это мы все под полным колпаком, каждый на контроле – куда и когда ушел, когда пришел… Это нано-реалия, в совокупности с электронным голосованием внедряется система тотального наблюдения за депутатами, да и вообще за гражданами… Так вот меняется ситуация». И чего бояться больше, дронов или недремлющих соглядатаев?
…Горячо греет нынешнее яркое сентябрьское солнышко. А на душе сумеречно и тревожно.
Галина ПЛАТОВА