Ростовский областной комитет КПРФ

Среда, 16 Окт 2024

Госдума: деловой разговор в канун праздника

E-mail Печать PDF

10 октября в подмосковном Красногорске состоялось выездное заседание Совета Государственной Думы, посвященное вопросам развития отечественного сельхозмашиностроения. В его работе приняли участие руководители фракций политических партий, заместители председателя нижней палаты парламента, главы профильных комитетов, министр промышленности и торговли Антон Алиханов, министр финансов Антон Силуанов, а также представители других ведомств и ведущих российских компаний в сфере АПК. Участники заседания ознакомились с новейшими образцами отечественной сельхозтехники, представленными на выставке в МВЦ «Крокус Экспо».


Как отметил, открывая заседание, Вячеслав Володин, эффективность аграрной отрасли во многом зависит от развития сельхозмашиностроения. Одной из острых проблем, решение которой необходимо найти, является изношенность сельхозтехники. Доля используемой в нашей стране агротехники старше 10 лет составляет сегодня около 50%. У 60% тракторов и порядка 40% комбайнов в России полностью вышел срок службы:

– Нам нужно создавать с вами условия для того, чтобы развивалось сельхозмашиностроение. Для того, чтобы удобрения были доступны. Нам делать надо все, чтобы семенной материал был качественный, заниматься генетикой, ну и, конечно, поставлять новую технику в образовательные учреждения, чтобы качество подготовки кадров росло, – отметил Вячеслав Володин.

Он заявил, что в сфере сельхозмашиностроения немало острых проблем:

– …Если мы только с вами будем говорить об успехах, нас догонят проблемы. Поэтому давайте здесь критично подойдем, в том числе, к своей работе. Необходимо через новые форматы работы парламента обсуждать, делать все для того, чтобы через законодательные решения создавались среда, условия, развивающие нашу экономику. Президент перед нами так задачи ставит.

Вячеслав Володин обратил внимание на эффективность мер господдержки в сфере АПК, заметив, однако, что те, кто занимается роботизацией в данной сфере, почему-то не обладают льготами как IT-специалисты.

Председатель Госдумы особо отметил, что в АПК, как и во многих других сферах, нужно ориентироваться на свое, отечественное:

– И там, где есть отечественный аналог, закупать импортный через лизинговые схемы, через субсидирование недопустимо. Если есть аналог, зачем вы будете закупать импортную технику? Надо это считать одной из мер поддержки отечественного товаропроизводителя.

По его словам, депутаты будут вести предметный диалог по этому вопросу и с Минсельхозом, и с правительством в целом: «Здесь здравые предложения, мы их будем дальше реализовывать», – резюмировал председатель Госдумы.

По мнению участников, мероприятие получилось весьма содержательным.

 

"Советская Россия" публикует выступления лидера КПРФ Геннадия Зюганова, первого замруководителя фракции КПРФ в Госдуме Николая Коломейцева, президента Ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина и гендиректора ПАО «Кировский завод» С.А. Серебрякова.



К.А. БАБКИН, президент ассоциации «Росспецмаш»:

-Уважаемое высокое собрание! Для нас очень важно ваше внимание.

Отрасль, вы видите, представительная: 15 предприятий занимаются производством сельхозтехники в России, и благодаря этому развивается и сельское хозяйство. В 2022 году западные страны обсуждали возможность прекратить поставки сельхозтехники в Россию, тем самым нанести удар по нашему сельскому хозяйству. Перестали поставлять готовые машины. Но у нас есть развитое производство. Они перестали поставлять и компоненты для сельскохозяйственной техники: большие двигатели, подшипники, элементы гидравлики, элементы электроники. Так или иначе мы и с этой трудностью справились. И идем дальше.

Наша отрасль очень сильно зависит от ситуации в сельском хозяйстве и ситуации в государстве, вот здесь показана такая зависимость: черным пунктиром – количество выпускаемой техники (ориентировочно), а синий пунктир – это рентабельность. В начале нулевых годов мы выходили постепенно из тяжелого кризиса девяностых, в 2008 году случился мировой экономический кризис, который затем перекинулся на нашу страну. Это действительно тяжело было для нас. Вопрос стоял даже о многотысячных увольнениях.

Тогда на «Ростсельмаш» приехал Владимир Владимирович Путин. Были приняты определенные решения по запуску мер поддержки сельского хозяйства и промышленности. Удалось стабилизировать ситуацию. Затем благодаря мерам поддержки у нас начался рост. Особенно этот рост стал заметным после запуска так называемого постановления 14.32 – это программа по субсидированию скидок для крестьян, скидок на сельхозтехнику. Это привело (особенно после 2014 года) к развитию нашей отрасли, увеличился рынок сбыта, возросла рентабельность. Начали активно запускать новые производства, новые модели стали появляться десятками каждый год. Отрасль начала двигаться вперед. Затем, это 2022 год, пришлось заменять поставщиков. Некоторые заводы постояли – месяц-два, не больше – и мы преодолели эту ситуацию и движемся вперед. В этом году, как уже отметил Антон Андреевич, мы находимся в периоде небольшого спада на рынке: на 20–25% снизились продажи по сравнению с предыдущим периодом.

Период развития мы использовали для инвестиций, для запуска новых моделей. На примере компании «Ростсельмаш»: если в 1999 году мы производили всего лишь три модели техники, то сегодня мы выпускаем на рынок более 150 видов машин во многих модификациях, практически можно сказать, что каждая машина индивидуально выпускается.

В 2024 году одна только компания «Ростсельмаш» запустила три завода: тракторный завод, завод по производству коробок передач, в Таганроге бывший комбайновый завод мы реанимировали, сейчас производим там прицепную технику. Компания не одинока в этом отношении, здесь и проекты Кировского завода показаны, и компании «Пегас-агро», ну и другие заводы тоже могут похвастаться новыми производствами.

Активно занимаемся интеллектуализацией техники, стараемся, чтобы это все работало в единой информационной системе, работают системы удаленного мониторинга, системы подруливания, различные системы помощи аграриям в их работе. Будем двигаться по этому направлению еще уверенней.

«Ростсельмаш» построил и запустил новый испытательный полигон для сельскохозяйственной техники, для строительно-дорожной техники. Создаем новый исследовательский центр в Таганроге. Это позволит нам эффективно разрабатывать новые модели.

О подготовке кадров. Только компания «Ростсельмаш» в 117 учебных заведениях открыла специальные классы. Занятия там ведут преподаватели, прошедшие  стажировку на предприятии. Мы поставляем оборудование для этих учебных заведений. Благодаря поддержке Министерства образования создали перспективную инженерную школу совместно с Донским государственным техническим университетом. И сейчас 300 ребят обучаются в плотном контакте с производством, их не нужно будет потом переучивать, они уже знают, чем живет современная промышленность.

Наши перспективные направления. Мы идем в строительно-дорожную сферу. Сегодня на рынке строительно-дорожной техники российские производители занимают всего лишь 14–15%, мы будем увеличивать эту долю. Некоторые из созданных машин вы видели сегодня на выставке.

По поставке компонентов. С 2022 года перешли из западных стран в дружественные страны. Работа была проделана колоссальная: на нашу страну, вы знаете, наложено 23 тысячи санкций, 6 тысяч только наименований… компания «Ростсельмаш» поменяла поставщиков по 6 тысячам позиций. Чтобы поменять только одного поставщика, требуется по-нормальному до полутора лет – испытания, адаптация… Это инженерная работа, и наши инженеры успешно провели свою работу. Вот красным показана та часть, что перенесена в Россию, а остальное – то, что перенесено в другие страны.

Мы видим не все компоненты. Вот сверху коробка передач для трактора, двухтысячной серии, «Ростсельмаш» ее освоил на новом заводе по производству трансмиссии в этом году. Практика показала, что эта коробка при всех сокращениях заводских накладных расходов получается дороже, чем та же коробка, если ее привезти из Китая, причем заметно дороже – на 30–50%. Но мы этим проектом занимаемся, потому что иначе мы по 719-му постановлению выпадем из субсидии. Мы благодарны Минпромторгу и государству, что нас стимулируют в сторону локализации, и делаем, но не по всем компонентам такой стимул работает…

Внизу показана гидростатическая трансмиссия, мы считали, как начать ее производить в России. Ее производство связано с литьем, с мехобработкой, с точной обработкой; с наукой (гидродинамикой, тепломеханикой)… Это утонченный продукт, нужно наращивать компетенцию несколько лет, чтобы начать производить такую гидростатическую трансмиссию, но, опять же, эти инвестиции многолетние коммерческого смысла не имеют, потому что эта трансмиссия окажется дороже, чем та, которую сегодня можно привезти из Китая. Такая же ситуация по многим видам компонентов.

Почему это происходит? Мы общаемся с коллегами в Китае сейчас, раньше в Канаде у нас был завод: сравниваем условия, в которых работают производители в разных странах. Вот взять налоги с невысоких зарплат – это актуально для рабочего на предприятии. В России – 43% всех отчислений с зарплаты до 60 тысяч рублей, в Китае – ноль процентов, в Канаде – до 120 тысяч ноль процентов налог! НДС в России самый высокий из этих стран. Налог на недвижимость так же самый высокий. Металл в России значительно дороже: на десятки процентов, иногда – в два раза достается нам металл дороже, чем китайцам. Процентная ставка в несколько раз выше в России, электричество для предприятий в России значительно дороже… Собственно, поэтому мы не видим потока инвестиций в производство компонентов. Для производителей готовой продукции существуют меры поддержки, а для производителей компонентов – не всегда, такая существует зависимость.

Наверное, вам интересно финансовое состояние компании «Ростсельмаш». Сейчас на площадках предприятия стоит почти 1800 комбайнов, это примерно треть годового выпуска. Связан этот простой со спадом спроса на технику. У предприятия есть средства, финансовое состояние устойчивое, но долги перед поставщиками, перед различными организациями тоже есть… спад мы переживем, переживали и более тяжелые времена, но тем не менее, вопросы возникают.

Что мы просим, какие меры поддержки могли бы нам помочь? Защита рынка. Другие страны субсидируют своих производителей, создают им необходимые условия, поддерживают, субсидируют экспорт. Надо нас защищать от демпинга, от неравной конкуренции.

Практически 100% техники на международном рынке продается в кредит. Из-за того, что в России дорогие деньги, кредит на международном рынке мы предоставлять практически не можем. Существуют две активно работающие субсидии: это субсидия на транспортировку товара до потребителя, мы пользуемся этой поддержкой, спасибо большое; и есть программа субсидии на гарантию обратного выкупа техники, она работает по аналогии с программой 14.32, то есть мы со скидкой можем продавать нашим потребителям машины, но мы продаем менее пятой части этих машин, потому что финансирование недостаточно.

Благодарим за создание работающей программы 14.32, но при объеме производства более 200 млрд рублей в год, если мы хотим давать скидку 10%, надо выделять 20 млрд на финансирование этой программы. Сейчас выделяется 8 млрд, достается не всем и не всегда, происходят споры. Приходится эту субсидию делить, возникает элемент неопределенности на рынке. Просим профинансировать в полном объеме.

Мы уверены, сельское хозяйство будет развиваться. Минсельхоз нам ставит задачу, ориентирует, что в России будет производиться 170 млн тонн, ученые говорят, что можно в России и 300 млн тонн производить, и ФАО говорит, что мировой рынок зерна будет на сотни миллионов тонн расти в ближайшие годы, и президент нас ориентирует на дальнейшие успехи. Мы нацелены на это все, в целом настроение на выставке и в отрасли позитивное, мы готовы работать и двигаться дальше, если будет поддержка.

Предложения. По 14.32 – Фонду развития промышленности, чтобы он в дополнение выделял гранты на компоненты, порядка 10 млрд. Вячеслав Викторович отметил эту проблему. На поддержку экспорта требуется 1 млрд в год, просим увеличить утильсбор, распространить льготы для IT-компаний на сотрудников, работающих на предприятии специализированной техники, чтобы поменьше налогов брали с наших сотрудников. Просим, чтобы за счет госбюджета, и региональных бюджетов, и за счет бюджета Росагролизинга субсидировалось, стимулировалось приобретение только техники российского производства. И еще раз хочу акцентировать внимание: налоги, электричество, металл (самое удивительное!), проценты в России… Я не вижу объективных причин, почему так сложилось. Все это должно быть дешевле и комфортнее, чем в других странах. Мне кажется, что в России этого можно добиться.

Большое спасибо за внимание!

 

С.А. СЕРЕБРЯКОВ, гендиректор ПАО «Кировский завод»:

Уважаемые коллеги!

Я хотел бы затронуть, с моей точки зрения, важные вопросы, в том числе немножко повторить те, которые сегодня были озвучены, но сделаю это очень кратко.

Коротко о нашем предприятии. С 2013 года завод приступил к серьезной модернизации производства, сделал серьезный технологический рывок. Это отражено и в объемах реализации продукции. Я сразу скажу, что, с моей точки зрения, объемы поставок техники требуют системного анализа.

Если мы смотрим на период примерно до 2019–2020 годов, то это вопрос уровня качества и надежности техники. Он рассматривался. Говорю об общем уровне потребительских свойств машин, который нужно было повысить. Ведь сам по себе сельхозтрактор не ценен для крестьянина: он всего-навсего перемещает агротехнологию по полю и должен соответствовать тем требованиям, которые надо решить.

Хочу сказать, что мы создали технологический задел: в 2022 году – в год, когда произошло беспрецедентное санкционное давление на нашу страну, завод увеличил объемы производства. Мощность завода – 6,5 тыс. единиц больших машин в год – пока не востребована, и я скажу дальше, почему.

Мы выпускаем в основном сложные тяжелые машины серии К-7, К-5 мощностью от 250 до 460 лошадиных сил и целый ряд строительно-дорожной техники. На заводе реализуются новые задачи – трактора интегральной компоновки, новые системы, узлы и агрегаты машин, новые машины строительно-дорожной техники: грейдеры, универсальные дорожные машины, фронтальные погрузчики и целый ряд специальных машин.

Завод обладает широкой гаммой задач в области развития поставщиков, у нас их более 500 по всей стране. Хочу сказать, что наш трактор в своей основе – российско-белорусский: все производится в России и Белоруссии за исключением тех видов компонентов, которые не производятся ни в России, ни в Белоруссии, – это в первую очередь гидравлика.

Мы достаточно много вложили инвестиций в технологическое развитие завода и сегодня являемся серьезным современным машиностроительным предприятием мирового уровня – это все отмечают – и продолжаем двигаться вперед. На заводе сейчас завершаем реализацию серьезного проекта, который мы делали вместе с Фондом развития промышленности и Министерством промышленности, – по созданию нового завода тяжелых трансмиссий. Это 75 тыс. кв. метров производственных площадей и 15 млрд инвестиций. Это производство с высокой степенью роботизации и автоматизации, которое мы начнем запускать в первом квартале следующего года.

Какие у меня предложения. Безусловно, все отрасли экономики связаны друг с другом. И эту связь надо не просто отслеживать, а постоянно контролировать. Я бы хотел остановиться на важнейшем элементе – технико-экономической логике. С одной стороны, нам нужно экономическое производство: трактор, комбайн. С другой стороны, этот товар должен обладать нужными потребительскими свойствами: надежностью, ресурсом – тем, что мы называем общим словом «качество». Чтобы это качество обеспечивать, нужна конструкторско-технологическая школа с накоплением знаний, нужен технологический уровень, нужен соответствующий уровень квалификации рабочей среды.

Все это требует серьезного инвестиционного ресурса и операционного ресурса по созданию такого рода производства, его поддержки по всей цепочке – от руды до конечного изделия. С другой стороны, нам важна цена. И вот этот эффект во всем мире базируется только на эффекте масштаба. Отсюда и должна рождаться промышленная политика: задача унификации машин, задача совместного развития компонентного производства, чтобы машины было из чего складывать. Должен делаться соответствующие расчеты.

Мы должны, с моей точки зрения, отходить от принципа излишней конкуренции к принципу кооперации и специализации в области промышленности, чтобы дать этот эффект масштаба и, соответственно, выполнить задачи по промышленным товарам и заодно добиться высокого уровня технологии, качества и производительности труда.

Эффект масштаба – это очень серьезный элемент. В Китае ряд компонентов дешевле производить, чем у нас. Это и так, и не так: все зависит от того самого эффекта масштаба. Просто, когда китайские производители производят 200 тыс. машин или 300 тыс. машин в год, а у нас рынок страны 10 тыс. машин в год – конечно, мы по себестоимости не можем с ними сравниться. Но мы можем облегчить эту ситуацию путем специализации и кооперации в промышленности. С моей точки зрения, этому надо уделять серьезное внимание.

Мне кажется, этот вопрос можно было бы постоянно отслеживать в межотраслевом балансе, который должен стать основой выработки тех или иных государственных решений, в том числе субсидиарной политики. Когда мы обсуждаем объем субсидий, мы должны связи смотреть по всей отраслевой цепочке.

Вот, к примеру, два сценария. Первый сценарий, когда все – от производства железа, сварки рамы, добычи руды, проката трубы до сборки трактора – делается в России. Или второй сценарий, когда вся цепочка находится за рубежом, а у нас осуществляется только финальная сборка и лицевой ряд технологических операций. Из этих формул видно, что при текущей стоимости электроэнергии, кредита и так далее у нас вся эта цепочка становится дороже. И вот настройка макроэкономической среды, с моей точки зрения, – это важнейшая задача, которой необходимо постоянно заниматься, решать. Кредитно-финансовая система имеет принципиально высокое значение в этой формуле, на это надо обращать особое внимание.

И еще один важный момент. У нас есть свой технологический срок производства. Он стоит определенных ресурсов в оборотном капитале и ставки по кредитам, и все это друг на друга накладывается. Соответственно, весь уровень технологических цепочек по периоду времени стоит определенный капитал. И если эта цепочка находится за рубежом при ставке кредитования 1%, а в России – 20%, то сама цепочка уже в этом параметре неконкурентоспособна.

Поэтому надо говорить не о ставке по кредитам. Надо говорить в макроэкономическом срезе о конкурентоспособности всей национальной экономики по сравнению с другими странами, с которыми мы и конкурируем.

Сегодня мы, промышленники, оказались даже в худшей ситуации, чем было до СВО. Я объясню, что имею в виду. Раньше сельхозмашиностроители конкурировали с крупными международными компаниями – в основном из США и Европы. Те не имели демпингового ценообразования: они уже состоялись в мире, нормально работали и зарабатывали. В ситуации же с восточными коллегами мы видим явное демпинговое ценообразование. То есть раньше, к примеру, наш трактор или комбайн стоил 100 рублей, а западный «Джон Дир» – 300 рублей. А сейчас наш трактор или комбайн стоят 100 рублей или 120 рублей, а от китайского производителя – 50 рублей.

Какие можно сделать выводы?

Первое. Сегодня гигантское количество агрохозяйств оказались в ситуации, когда обслуживать импортную технику невозможно и поэтому вынуждены делать двойные инвестиции. У них еще прошлые не окупились, а уже нужно новую технику покупать, потому что прежнюю нельзя обслужить. Это дикий вред для национальной экономики.

Второе. Техника развивается, в связи с чем некорректно сравнивать различные категории: то есть, к примеру, трактор с механической коробкой передач и трактор с автоматической коробкой передач, с механической гидравликой – и с электронной гидравликой, без систем точного земледелия – и с системами точного земледелия. Сравнивать надо по производительности и по стоимости владения, но и производительность-то тоже растет. Растет и инфляция, а вместе с ней – стоимость металла, электроэнергии, растет фонд оплаты труда и так далее. Поэтому нужно серьезно разбираться в том, куда мы двигаемся. Это было бы полезно.

Про компонентную базу я сказал. Кадрами, безусловно, надо заниматься, у нас есть очень хороший опыт в этом плане. Мы прямо посередине завода построили серьезный учебный центр: 3200 девушек и юношей у нас обучаются. Замечательно мы это всё оснастили, чтобы ребята могли на реальном, живом оборудовании, на живой технике проходить свое обучение независимо от того, среднее это учебное заведение или высшее.

У меня есть определенные методологии по промышленной политике, не буду на них останавливаться, потому что будет дискуссия. Я уже говорил о несбалансированности макросреды и про восточную ситуацию. Теперь – про меры государственной поддержки.

Мне кажется, нужна честная дискуссия о том, что нам важно. Ведь нам, машиностроителям, важно, чтобы предприятия были загружены, имели сбыт техники. Нам не субсидию надо получать. Нам надо, чтобы сбыт техники был. Для этого надо прежде всего рассмотреть, почему происходят провалы.

Эти провалы четко видны и связаны с рентабельностью в сельском хозяйстве. Надо разобраться с межотраслевой цепочкой между полем и домохозяйкой, между полем и портом на экспорт, рассмотрев это не только сейчас, а в динамике за последние пять лет. И мы увидим те проблемы, которые привели к проблемам с платежеспособностью. Этот фактор – самый значимый. Он важнее всех субсидий, программ, всего.

По большому счету, если создать условия, чтобы сельское хозяйство находилось в зоне положительной рентабельности и эта рентабельность позволяла стране технологически развиваться и обновлять технику, то и в промышленности будет сразу все хорошо. Зависимость – примерно по Программе 14.32. Замечательная программа, но, с моей точки зрения, она уже сыграла свою роль.

Зависимость платежеспособности от льготных инвесткредитов и льготного лизинга гораздо выше сегодня. Я покажу математический расчет в этом плане. Цена трактора, к примеру, 17 млн рублей. Мы даем скидку на него 15%, это максимальная на сегодня, и получается 14,65 млн. Аванс от клиента, это у нас стандартное решение, там 10% и льготный инвесткредит 5% или ставка 23% (ставка ЦБ и +4% к ставке ключевой, как правило, берут коммерческие банки), равномерные платежи…

Мы получаем таким образом, что при субсидировании трактора по Программе 14.32 итого за пять лет будет 22 млн рублей, а при льготном лизинге будет 19 млн рублей. На это надо обратить внимание, нельзя постоянно работать на программах бизнес-модернизации. Тут было сказано, что надо модернизировать. Но надо смотреть на все в комплексе, в системе, начать с платежеспособности, посмотреть на льготный лизинг.

Льготный лизинг, финансовые инструменты – сегодня важнее гораздо помочь в этом плане. Чтобы человек мог не просто купить и получить скидку, особенно в условиях, когда издержки растут, а мог приобрести целиком машину на льготных условиях. Это позволит серьезнейшим образом расти. Конечно, в льготном кредитовании, в льготном лизинге есть проблема постоянно возрастающих расходов за период времени. На это надо обратить внимание, это самый лучший инструмент.

И еще раз хочу сказать, что главный инструмент – это дать нормальные цены на зерно и нормальные цены на продукцию сельскому хозяйству. Если мы это обеспечим – и нам, промышленникам, будет хорошо.

 

Спасибо!

 

Г.А. ЗЮГАНОВ, Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Госдуме:

Хочу поблагодарить Председателя Думы, который в последнее время проводит очень содержательные заседания Совета – в связи с тем реальным положением дел в производстве и в связи с нашей обширной, многозначной российской географией. Считаю, что сегодня одно из важнейших заседаний, и не случайно здесь участвуют министры. Мы благодарим за участие Силуанова, который очень скоро будет представлять бюджет правительства на очень ответственный период времени.

Обычно я конспектирую все интересные выступления. По полтора десятка предложений есть у Бабкина, Кашина и Серебрякова. Считаю, что когда наука, Государственная Дума и реальное производство размышляют и вместе предлагают конкретные вещи, то обязательно находятся разумные решения.

Как руководителя фракции Народно-патриотического союза меня крайне волнует настроение нашего общества. Англосаксы объявили войну Русскому миру, и в ней мы обязаны победить. Но побеждать надо и на ратном, и на трудовом поле. Это вопрос принципа. Выступая в Думе, я обратил внимание, что растет тревога у наших граждан, у избирателей. Коэффициент тревожности уже подобрался к высокой черте. Если он выше 50 процентов, то у людей начинаются нервные срывы.

Я посмотрел, что больше всего сейчас волнует людей. А больше всего их волнует война, которая уже каждую третью семью затронула. Во-вторых, их волнуют цены. Признаться, удивляюсь, что в условиях, когда в этом году требуется более жесткое регулирование, цены на хлеб по стране выросли в среднем на 38 процентов, а в самый сезон овощей на морковку, свеклу, капусту – на 20–30 процентов. Это абсолютно недопустимо и свидетельствует о том, что эффективного управления этим процессом нет.

Считаю, что главная задача, которую поставил Президент в своем Послании и которая соответствует его стратегии, заключается в том, чтобы обеспечить полноценный суверенитет на основе самодостаточности. Но мы знаем, что богатство формируется за счет торговли, а независимость – за счет продовольствия. И все сидящие здесь в прямом смысле этого слова отвечают за эту повестку. Считаю, что Государственная Дума, рассматривая новый бюджет, должна будет максимально учесть все предложения, которые были высказаны. Мы давно настаиваем на этом.

У нас в Думе, кстати, четыре крупнейших специалиста, кто блестяще знает аграрный сектор. Это Гордеев, Кашин, Харитонов и Коломейцев. Они работали на производстве, возглавляли ведущие хозяйства, знают всю специфику нашей страны. Считаю, что здесь мы можем существенно продвинуться вперед. Мы предлагали выехать на «Ростсельмаш» и «Кировский завод». Они – олицетворение нашей базовой экономики. Давайте поздравим и Бабкина, и Серебрякова, они два юбиляра.

Но я обратил бы ваше внимание на слова Серебрякова. Первый трактор в 1924 году, когда он выезжал на манифестацию, мы сделали вместе с американцами, и тут же решили следующую проблему. Он нам высвободил десятки миллионов людей, что позволило за десять лет перед войной построить девять тысяч предприятий и обеспечить нашу историческую Победу.

В этом отношении эти предприятия являются для нас локомотивами, и мы обязаны поблагодарить руководителей этих крупнейших предприятий. Я много видел всяких ухарей, которые захватывали предприятия – начиная от «Уралмаша» все разбирали, уничтожали, деньги на Запад перебрасывали. А Бабкин, наоборот, съездил туда, приобрел там мощный завод, сюда его привез, рядом построил еще три предприятия, освоил площадку легендарного Таганрогского завода.

Многие даже и не знают о том, чем он легендарен. Когда после войны, спустя всего 12 лет, в Брюсселе проводилась всемирная выставка, мы там экспонировали свои достижения.

Первое чудо – спутник, на который тогда смотрела вся планета, так как уже в гостях у Господа Бога побывал. Второе чудо – наш автомобиль ГАЗ-21 «Волга». Она была признана лучшей легковой машиной мира и получила гран-при. А еще говорят, что мы не умеем делать хорошие машины! Тогда мы сделали одну из самых лучших! Но там же экспонировался и первый самоходный комбайн, который сделали наши инженеры, ребята с Таганрогского завода. Вот сегодня, слава Богу, этот завод снова работает и производит хорошую технику. Кстати, там же экспонировался и первый макет атомной электростанции, Обнинской, которая работала на мир, а не на войну.

Я горжусь тем, что наша команда отбила от бандитов легендарный «Кировский завод». Он в 1801 году был основан для защиты границ Русского государства. Директор его погиб, к сожалению. Талантливый был человек, он у нас руководил заводом в Харькове. Харьковский тракторный был лучшим заводом в СССР. Все совершенные танки делались на нем. И Т-34, и Т-62, и все последующие версии.

Предлагаю все-таки Председателю и Совету Думы съездить на «Кировский завод» и посмотреть. Вы получите эстетическое удовольствие. Вот недавно было 100-летие отечественного тракторостроения. Вы просто увидите, как можно в нынешних условиях сделать суперцех. И школа там есть, школа будущего, где учат детей как представителей будущего рабочего класса.

Я в цехе подошел к рабочим – средний возраст 35 лет, каждый второй – с высшим образованием. Лица другие, настроение другое! На «Кировском заводе» отталкивались от великой эпохи, не позабыв никого. А то некоторые сидят сейчас и только пальцем тыкают в великую Советскую эпоху, а сами даже свой самолет и собственный телефон не сделали. Нам надо взять все лучшее, и пример в этом отношении подает прежде всего Президент. Он даже поручил учебник истории полноценный подготовить для нашей страны.

Мы максимально поддержим все ваши предложения, но видим и проблемы. Первая – недофинансирование. Силуанов обещал профинансировать сельхозмашиностреоние, мы ходили к нему, упрашивали. 15 миллиардов дали на эти цели, но затем урезали до восьми – и те толком не дали. В конечном итоге, после отчета в Совете Федерации и слушания нулевого чтения вместе с налоговиками и другими специалистами увеличили до 20 миллиардов по этой статье. Мы будем это активно поддерживать. Что же касается недофинансирования, то посудите сами. В 2021 год мировая цена на зерно – 25 тысяч за тонну, я в рублях считаю, а крестьяне отдавали его за 16 тысяч. А сейчас вообще за 8–10 тысяч. Где деньги, откуда они их возьмут и что они купят?

Но меня другое беспокоит: металл за рубежом дешевле, чем у нас. Поэтому регулировка цен на металл, на энергетику, когда электроэнергия по 8 рублей за киловатт-час для деревни, – это сущий грабеж. Мы не раз просили, и объясняли, и доказывали, что это самый настоящий грабеж. И плюс транспортные издержки…

Поэтому если отрегулировать цены по этим трем компонентам, то, уверяю вас, наша техника будет конкурентоспособна. У Бабкина сейчас 1800 единиц продукции на складе стоит. А деревня бедствует – мы видели ее реальную энерговооруженность. Уже Белоруссия нас в три раза обогнала, и Европа – тоже.

Поэтому не надо руками разводить, что мы еще что-то с полей не убрали. Так и не уберем.

Ну и последнее. Пропаганда опыта. Я вас приглашаю в свою родную Орловскую область. Я там изобретал орловскую непрерывку, и первым в СССР был подготовлен генеральный план развития города на 300 тысяч на 30 лет вперед. Я возглавлял штаб там, я заказывал проект Ленгипрогору, Моспроекту и Киевпроекту. Ленинградцы сделали блестящий проект и прочее. Туда, по моей просьбе, отправили работать Клычкова губернатором. Он за пять лет урожай довел до пятидесяти центнеров. В первую тройку. Там всего несколько районов чернозем, остальные подзолы, пески, суглинки. Он получил в этом году третий раз подряд пять-шесть тонн зерна на человека. Если страна получает тонну зерна и тонну нефти – она считается очень богатой. Лучший урожай по гречихе, лучший… Вот сейчас кукуруза дает по сто центнеров. Я благодарю, они там даже в честь меня один сорт пшеницы назвали, он дал сто тридцать один центнер. Там ничего нет, никаких секретов. Мы построили два новых предприятия, 90 процентов свои семена. И от агролизинга все приезжают на русское поле, там Кашин выступал у нас, и там люди учатся друг у друга, и продвигают это вперед. Давайте мы этот опыт под руководством Председателя думы активнее внедрять. И уверяю вас, мы получим по этой статье больше, чем по нефти, газу, золоту, алмазам и всем остальным. Потому что три главных ресурса, земля – черноземы, лес и пресная вода, – это наше историческое богатство. Если оно будет эффективно реализовываться, мы будем очень успешными, и будем кормить не только себя, но и половину Европы. Тогда они воевать с нами не будут, они тоже хотят два раза есть каждый день. Благодарим всех, и мы активно поддерживаем все ваши предложения.

 

***

 

В заключение слово на заседании Совета Госдумы взял первый замруководителя фракции КПРФ в Госдуме Николай Коломейцев. Он поблагодарил участников за плодотворную работу и пригласил их посетить выставку «Агросалон 2024», а также сформулировал три конкретных инициативы, имеющих важное значение для предприятий сельхозмашиностроения.

Первой из них стало предложение поручить профильным министерствам разработку и реализацию нацпроекта восстановления энерговооруженности села:

– По сути, речь идет о программе импортозамещения в этой сфере. Для этого надо и фонд развития промышленности резко увеличить. Сегодня он показал себя как очень эффективный. Ведь эта отрасль может быть унифицирована и для автомобилестроения, и для оборонки, и для сельхозмашиностроения, но это требует программной работы. Без программы импортозамещения мы этого не решим!

В своем выступлении Николай Коломейцев также вновь привлек внимание к вопросу о необходимости перехода к государственному планированию:

– Дума принимает бюджет на трехлетку, но этого недостаточно. Только что выступал Константин Анатольевич Бабкин. Ему на «Ростсельмаше», чтобы собрать только один комбайн, нужно 25 тысяч узлов и деталей. А это работа порядка десяти тысяч предприятий-смежников. Без планирования это невозможно. Иначе склады будут затоварены, и предприятие вынуждено будет перейти на трехдневку. А что такое трехдневка? Это потеря квалификации, это дополнительные затраты на содержание инфраструктуры. Все это не может не сказываться и на объемах производства.

Острым вопросом по-прежнему остаются и цены на сырье для предприятий сельхозмашиностроения, для чего требуется принять эффективные меры:

– Что касается руды, то сейчас мы на экспорт продаем дешевле, чем своим. Это неправильно. Нам надо с этим разбираться и в принципе навести тут порядок. У предприятий крупные убытки, они отдают технику в долг, им надо эти убытки компенсировать. В противном случае они остановятся, что вызовет напряжение в обществе, так как за ними стоят сотни, даже тысячи людей, которые там работают.

Предлагаю в постановление Совета Думы включить эти три вопроса.



Rambler's Top100