27 ноября в Госдуме состоялся правительственный час на тему: «О повышении роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства». Выступили с докладами Министр труда и социальной защиты Российской Федерации А.О. Котяков, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Т.А. Илюшникова, Министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов,. Выступили и задали вопросы и депутаты КПРФ.
Котяков А. О., Министр труда и социальной защиты Российской Федерации:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!
Начиная с 2020 года, ситуация на рынке труда менялась кардинальным образом несколько раз. В 2020 году мы видели серьёзный всплеск безработицы в связи с ковидными ограничениями, к концу 2021 года ситуация стабилизировалась, но введение санкций в начале 2022 года привели к масштабному высвобождению персонала на предприятиях с иностранным капиталом.
Сегодня с учётом текущих темпов развития экономики и перспектив её роста до 2030 года мы видим дефицит кадров на рынке труда, особенно по квалифицированным рабочим. Всего за несколько лет количество вакансий на одного рабочего по квалифицированным... на одного безработного по квалифицированным рабочим возросло в два с половиной раза, число вакансий по операторам машин и оборудованию - в два раза. По нашим оценкам, потребность рынка труда в кадрах в горизонте до 2030 года составляет не менее 2,4 миллиона человек.
Эту ситуацию усложняют долгосрочные демографические тренды, которые сегодня влияют, в том числе, на половозрастную структуру рабочей силы. До 2030 года численность населения в возрасте 30-39 лет снизится на 8 миллионов человек. Прирост населения в возрастной когорте 15-24 года составит всего 3 миллиона человек.
Мы находимся в исторически новых условиях рынка труда - это минимальный уровень безработицы - 2,4 процента и максимальная вовлечённость в занятость - 74 с половиной миллиона человек. Основными источниками покрытия этого дефицита должны стать имеющиеся ресурсы внутреннего рынка труда - это вовлечение на рынок труда экономически неактивных граждан, повышение производительности труда за счёт новых технологий и роботизации производства, переобучение и помощь сотрудникам в переходе на более производительные и высокооплачиваемые рабочие места, а также сокращение срока выхода на рынок труда на конкретное рабочее место молодых специалистов.
С каким набором инструментов мы сегодня подошли к решению этих проблем?
С 2020 года формируется единый инструмент мониторинга ситуации на рынке труда. На портале "Работа в России" была создана единая общероссийская база вакансий и резюме. Сегодня на портале размещено порядка 2 миллионов вакансий, зарегистрировано около 18 миллионов соискателей и 2,4 миллиона работодателей. К порталу подключена 1 тысяча 415 образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Это позволило нам сформировать систему оценки текущей ситуации, видеть потребности и особенности рынка труда каждого региона, межрегиональные перетоки рабочей силы, оценивать влияние реализации крупных инфраструктурных проектов на ситуацию на локальном рынке труда из соседних регионов.
Для целостного понимания сложившейся ситуации запустили систему мониторинга трудоустройства выпускников на основе административных данных. В этой системе содержатся данные по всем выпускникам, начиная с 2016 года, в разрезе образовательных учреждений и специальностей. Эти данные мы обогатили сведениями соцфонда о трудоустройстве и заработной плате. Результаты мониторинга показывают, что в год выпуска уровень трудоустройства выпускников системы среднего профессионального образования составляет 53 процента, на второй год после выпуска 68 с половиной процентов. Мы ставим для себя в качестве целевого показателя трудоустройство специалистов на уровне 80-85 процентов.
Такие целевые ориентиры заложили в национальный проект "Кадры". Сегодня мы видим, что достижение этих показателей реалистично, уровень трудоустройства выпускников в рамках федерального проекта "Профессионалитет" более 80 процентов, уровень трудоустройства по результатам переобучения отдельных категорий граждан по линии Минтруда и силами трёх федеральных операторов также выше 80 процентов. Это достигается за счёт подготовки и переподготовки специалистов под нужды конкретного работодателя. Ещё на этапе выбора образовательной программы происходит состыковка студента с будущим работодателем. Такой принцип должен быть сегодня заложен в основу системы образования, а её целевые ориентиры должны вытекать из результатов среднесрочного, долгосрочного прогноза потребностей экономики в кадрах.
В этих условиях мы переосмыслили роль центров занятости населения в субъектах Российской Федерации. Совместно с партией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" мы запустили проект комплексной модернизации центров занятости, перешли на новые стандарты деятельности. Все бизнес-процессы заведены сегодня на портал "Работа в России". Единое информационное пространство позволило нам сформировать систему оценки эффективности их работы, осуществлять контроль за выполнением стандартов и соблюдением сроков оказания услуг. Для обеспечения качества работы мы также запустили программу переподготовки и обучения персонала. Уже более 20 тысяч специалистов центров занятости прошли повышение квалификации. Модернизированные центры занятости сегодня - это полноценные кадровые агентства, которые работают не только с соискателями, но и с предприятиями. Этот комплекс мер помог сделать центры занятости точкой компетенции по региональному рынку труда и начать работу по формированию на их основе прогноза среднесрочной, долгосрочной кадровой потребности.
Согласно утверждённой правительством методике прогноза, до конца текущего года представим прогноз в кадровой потребности на пятилетний период в разрезе регионов, отраслей и квалификационных групп. К этой работе были подключены все отраслевые ведомства, службы занятости регионов. В ней приняли участие более 260 тысяч работодателей со штатной численностью более 22 миллионов человек. Для оценки технологических трендов мы привлекли 200 отраслевых экспертов по каждой отрасли. Прогноз учитывает динамические показатели, в том числе демографические, а также макроэкономические показатели: индекс валовой добавленной стоимости и производительности труда.
Совместно с коллегами из отраслевых ФОИВ проанализировали и учли стратегии развития отраслей, социально-экономические прогнозы регионов, а также реализуемые и планируемые к запуску крупные инфраструктурные проекты. Цель прогноза - формирование структуры контрольных цифр приёма на основе среднесрочного, долгосрочного спроса экономики.
В рамках совместной работы с Минпросвещения и Миннауки будем учитывать результаты прогноза для формирования КЦП уже в следующем году. Для этого сопоставили образовательные перечни, направления подготовки и группы профессий, в которых прогнозируют свою потребность работодатели, сформировали матрицу переходов от одних классификаторов в другие, инициировали работы по повышению гибкости профстандартов.
При этом, начиная с 1 января 2025 года, в рамках национального проекта "Кадры" запускаем инструменты маршрутизации учащихся. Во-первых, для реализации механизма маршрутизации обеспечим совместную работу карьерных центров образовательных учреждений с модернизированными центрами занятости "Работа в России", а также привлечём к этой работе работодателей, и уже в процессе обучения мы будем предоставлять студентам весь спектр услуг кадровых центров.
Для обеспечения возможности получения практического опыта студентами на портале "Работа в России" уже создан сервис практик и стажировок. Он позволяет быстро и точно работодателям и обучающимся находить друг друга, а самое главное, получать обучающимся опыт работы, практической работы, ещё в процессе обучения.
Значимым механизмом быстрого и качественного трудоустройства является и целевой приём. Благодаря поправкам в законодательстве, которые вами, уважаемые депутаты, были приняты в этом году, впервые был реализован новый механизм. В постоянном взаимодействии с коллегами из образовательного блока Государственной Думы, в лице Ирины Анатольевны Яровой, запустили новые алгоритмы и сервисы. Теперь работодатели размещают свои предложения на портале "Работа в России", а студенты либо абитуриенты могут откликнуться на них через портал или "личный кабинет" на портале "Госуслуг".
Особое внимание в рамках национального проекта "Кадры" уделяем профориентационной работе в том числе со школьниками, а также работе, направленной на популяризацию рабочих профессий. Предлагаем также перезагрузить, начиная со следующего года, конкурс профмастерства "Лучший по профессии".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!
В своём выступлении я как раз обратил внимание на то, что сегодня на основании того анализа, который мы провели по мониторингу трудоустройства выпускников, мы видим серьёзный перекос в системе подготовки кадров и тем спросом, который сформирован в экономике. Сегодня основным инструментом, который мы закладываем, стержневым инструментом, который мы закладываем в решение этого вопроса в рамках национального проекта "Кадры", является прогноз кадровой потребности в разрезе регионов, квалификаций, направлений подготовки до 2030 года.
В декабре текущего года мы представим результат этого прогноза и совместно с коллегами из образовательного блока переведём его в процесс, будем использовать его в процессе формирования контрольных цифр приёма как для высшего образования, так и для среднего профессионального образования.
Именно этот инструмент станет основой для формирования контрольных цифр приёма под потребность конкретного работодателя. Сегодня мы видим, что у нас есть исторически сложившиеся перекосы в системе образования, с точки зрения, как подготовки преподавательского состава, с точки зрения, как имеющейся инфраструктуры образовательных учреждений. Понятно, что одномоментно перестроить систему образования с учётом тех тенденций и тех изменений, которые сегодня есть на рынке, невозможно, но мы с коллегами договорились, что в рамках работы по анализу прогноза рынка труда будет выстраиваться целостная система перевода системы образования под те потребности, которые сегодня сформированы.
Как я уже говорил в своём выступлении, мы за последние четыре года изменили, получили совершенно три разнонаправленных тренда на рынке труда, начиная от всплеска безработицы, заканчивая высвобождением квалифицированных кадров с иностранных предприятий, так и сегодня достаточно серьёзный рост потребности в системе обрабатывающей промышленности, предприятий оборонно-промышленного комплекса в квалифицированных рабочих, в квалифицированных специалистах.
Сейчас наша задача в ближайшее время перестроить систему образования под те потребности, которые сформированы на рынке. Именно этой работой мы сегодня занимаемся с нашими коллегами.
При этом мы чётко понимаем, что уже сейчас есть оперативные инструменты, влияющие на реализацию государственной политики по привлечению кадров в экономике. Как я уже сказал, запущена программа переподготовки и повышения квалификации уже имеющихся на рынке труда работников.
И мы сегодня видим, что у нас есть возможность предлагать дополнительные государственные услуги работникам, которые сегодня заняты, но желают перейти в дефицитные отрасли и профессии. Именно для этого в Минтруде реализована программа бесплатного переобучения и переподготовки кадров по 150 дефицитным профессиям. То есть любой сегодня, даже имеющий работу, но желающий поменять сферу своей деятельности, может прийти в центры занятости и бесплатно повысить свою квалификацию, и перейти на дефицитные направления в экономике.
При этом мы чётко понимаем, что для того, чтобы повысить эффективность реализации такого рода программ, сегодня заключается трёхсторонний договор до начала программ переобучения и переподготовки между соискателем, будущим работодателем и образовательной организацией.
Именно благодаря наличию этих трёхсторонних договоров мы сегодня... (Микрофон отключён.)
Илюшникова Т. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра экономического развития Российской Федерации:
- Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты Государственной Думы! Уважаемые коллеги, всем добрый день!
Что хотелось бы сказать, что прогноз развития экономики определяет ключевые направления в модернизации системы профессионального образования и задачи формирования кадрового потенциала. И от этого зависит рост производственных секторов.
Сегодня экономика сохраняет достаточно высокие темпы роста. И текущая динамика в целом соответствует прогнозной траектории. По итогам 2024 года, рост ВВП составит порядка 3,9 процента год к году, а к 2030 году рост ВВП составит прогнозно 23,4 процента, рост производительности труда составит порядка 20,7 процента, а численность занятых в экономике увеличится на 800 тысяч человек.
Что будет основными драйверами, какие отрасли основными драйверами роста ВДС к 2030 году?
Ну, во-первых, этj информация и связь, более 43 процентов. Более 40 процентов - это профессиональная и научно-техническая деятельность. Более 44 процентов - гостиницы, общепит, обрабатывающие производства и торговля порядка 30 процентов.
И, говоря о прогнозе социально-экономического развития к 2030 году, исходили из поставленных Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным целей и задач по достижению технологического лидерства, суверенитета, импортозамещения и развития научно-технической и производственно-конструкторской базы. За счет чего будет, прежде всего, обеспечиваться рост ВДС?
Первое. Это, конечно же, производительность труда, цифровизация, роботизация и другие подобного рода инструменты.
И второе. Это как раз подготовка специалистов, которые отвечают заданным параметрам и требованиям экономики, значит, и вовлечение молодежи и иных категорий граждан, об этом Антон Олегович говорил, в трудовую и профессиональную деятельность.
Если говорить более детально о производительности труда, то мы прогнозируем общий рост по экономике, это порядка 20,7 процента, а по отдельным отраслям рост производительности труда будет гораздо выше.
Значит, назову первые, несколько из таких отраслей, это опять же более 32 процентов - это информация и связь.
Более 33 процентов - торговля. Также профессиональная научно-техническая деятельность, гостиницы, общепит и замыкает топ драйверов это отрабатывающее производство. На слайде представлены.
Повышение производительности труда, как уже говорила, это за счет прежде всего изменения технологий, автоматизации, информатизации и роботизации. И в рамках национального проекта по производительности труда это может высвободить, дать дополнительно прядка 300 тысяч рабочих мест.
И, кроме того, в соответствии с указом Президента Российской Федерации в реализацию проектов по производительности труда будет вовлечен социальный и бюджетный сектор, а это более 123 тысяч компаний к 2030 году. И, соответственно, задача по повышению производительности труда, роль СПО и вовлечение СПО тоже немаловажны.
Если говорить непосредственно о системе подготовки кадров. Что хотелось бы отметить?
Первое. Ну как в своем выступлении Антон Олегович уже сказал, сейчас действительно осуществляется прогноз формирования оценки кадровой потребности по отраслям на основе макропрогноза Минэкономразвития России. И с этого года для оценки кадровой потребности, для формирования качественного прогноза мы детализировали прогноз, а именно индексы производительности труда и ВДС по классам, по классам отраслей, не верхнеуровнево, как это всегда осуществлялось до этого, а в разрезе уже классов и подклассов.
Я прошу обратить внимание на слайд 2, это пример - обрабатывающее производство, степень детализации. Таким образом, на сегодняшний день сформированы все базовые условия и параметры для формирования детального прогноза кадровой потребности. И на текущий момент первоочередной задачей становится именно актуализация перечня специальностей и направлений подготовки в системе СПО и в вузах, при этом повышаются роль и ответственность отраслевых ведомств и, значит, формирование кадрового заказа. Так на примере, Минэкономразвития России осуществляет кураторство и ответственность в области туризма. И мы уже с этого года координируем соответствующий заказ на подготовку специалистов в сфере туризма и выстраиваем соответствующую систему.
Как следствие сформированный кадровый прогноз требует и донастройки системы профессиональной подготовки кадров. И выпускаемые на рынок труда специалисты должны соответствовать потребностям экономики.
И здесь система СПО, конечно, является ключевым элементом, значит, этого процесса.
Второе. Какие ещё инструменты, помимо названных, мы видим в закрытии... возможности кадровой потребности?
Первое - это, конечно, повышение занятости молодёжи за счёт совмещения обучения и... с работой, ускоренного выхода на рынок труда, практикоориентированности. И считаем, что опыт реализации проекта "Профессионалитет" является положительным, и что организация системы образования по такому принципу должна в принципе стать стандартом. И здесь тоже очень важно и повышение вовлечённости работодателя, и отраслевых ведомств, и регионов.
Значит, второй аспект - это обновление перечня специальностей. Мы должны понимать, что в современном мире достаточно быстро меняются отрасли, достаточно быстро меняются компетенции. И сейчас в соответствии с прогнозом мы сформируем перечень специальностей с коллегами, но нужно закладывать механизмы по гибкой и постоянной адаптации этих требований.
Далее. Участие работодателя в оценке качества, значит, образования в системе СПО. Ярким примером тут является демонстрационный экзамен, и эту практику надо расширять и вводить как тоже повсеместный стандарт.
Следующий аспект, и я уже говорила, - это обязательное вовлечение бизнеса и отраслевых ведомств в формирование кадрового заказа.
Значит, также есть аспект, это называем метакомпетенции и включение метакомпетенций таких, как знание основ цифровизации, основ 1Т, основ цифровой... бережливого производства, работа в команде. Это уже можно не ждать результатов прогноза и включать в основные базовые программы эти направления для обучения и подготовки специалистов всех направлений.
Также мы считаем, что система СПО должна стать базой и основой для возможной переподготовки участников СВО. И для этого уже сейчас тоже необходимо адаптировать образовательные программы и материально-техническую базу. Дополнительно можно подумать над тем, чтобы система СПО стала основой для переподготовки или получения новых специальностей для граждан старших возрастов.
И в завершение ещё раз хочу отметить, что опережающие темпы роста экономики требуют соразмерной трансформации системы образования, без адекватной подготовки специалистов невозможна реализация экономических планов. И в этой связи правительство и ведомства, будет продолжена системная работа по межведомственному взаимодействию, где ключевыми этапами являются: макропрогноз, прогноз потребности в кадрах, формирование запроса на профессии и обучение под запрос работодателей.
Спасибо за внимание.
Кравцов С. С., Министр просвещения Российской Федерации:
- Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Президентом нашей страны поставлена задача по достижению технологического лидерства России. Для ее выполнения необходимо обеспечить предприятия квалифицированными кадрами, особенно по рабочим профессиям. Количественные параметры этой задачи определены в показателях новых национальных проектов, таких, как "Кадры", "Молодежь и дети" и другие.
Согласно вызовам, которые представили Антон Олегович и Татьяна Александровна, к 2028 году нам необходимо подготовить 1 миллион квалифицированных специалистов.
Современная система СПО масштабна, это 3 с половиной тысячи образовательных учреждений, учатся 3 миллиона 700 тысяч студентов. При этом очень важно, подчеркиваю, она характеризуется, вы все прекрасно знаете, разноуровневым управлением.
И это первая проблема, на которую хочу обратить внимание. Напомню, что в 90-е годы колледжи были переданы с федерального уровня, с отраслевого на региональный уровень, это первый такой для нас вызов.
Вторая проблема. Вторая проблема как раз, Вячеслав Викторович, и связана с отказом от подготовки рабочих на уровне начального профессионального образования.
Третья - это формирование государственного заказа на подготовку специалистов рабочих профессий.
Собственно говоря, наша работа совместно и с Минтрудом, с Министерством экономического развития, Минпромом, другими ведомствами направлена на решение этих проблем.
Что мы делаем? Работаем над повышением престижа рабочих профессий, этот вопрос непростой. Вспомним, еще 5-6 лет назад поступление в колледжи было совсем непрестижно и не востребовано.
Сегодня ситуация следующая: после 9-го класса в колледжи идут 62 с половиной процентов девятиклассников. Вместе с регионами, АНО "Нацприоритеты" проводим широкую информационную поддержку приемной кампании в колледжи, запустили портал "Я проф.ру", который посетили уже 4 миллиона человек.
Совместно с предприятиями ведем профориентационную работу со школьниками. Благодаря закону, принятому в позапрошлом году, каждый четверг школьники занимаются на профориентационных занятиях, мы их назвали "Россия - мои горизонты".
Пересматриваем образовательные программы, об этом сегодня говорилось. Скажу, что мы обновили 500 образовательных стандартов, пересмотрели перечни профессий, специальностей вместе с отраслями, вместе с предприятиями. Эти профессии не обновлялись с 2013 года. Появились и новые профессии, специальности с учетом современных потребностей рынка труда, например, моделирование в строительстве, биотехнология пищевой промышленности, безопасность на акватории и другие.
Далее. Изменили структуру приёма в пользу технических профессий. Напомню, в 2019 году доля технических специальностей составляла 47 процентов, а по итогам этой приёмной кампании уже 56 процентов, и этот показатель для нас, он должен расти. При этом сокращены контрольные цифры приёма на экономику и право, дам справку, в 2021 году - 18 с половиной процентов, в 2024-м - 4,7.
Увеличиваем количество педагогических кадров в колледжи. За два года в систему дополнительно пришли 10 тысяч педагогов. С 2022 года ежегодно наравне с конкурсом "Учитель года" проводим конкурс "Мастер года", итоги которого подводим 2 октября. Напомню, что по указу президента 2 октября объявлен День среднего профессионального образования.
Возобновили подготовку педагогических работников СПО, впервые за 20 лет создали два технопарка подготовки мастеров производственного обучения, уникальные федеральные учреждения в Калуге и в Нижнем Новгороде. Приглашаю вас, уважаемые коллеги, Вячеслав Викторович, посетить эти образовательные учреждения.
Развиваем чемпионатное движение профессионального мастерства среди студентов, ориентируясь на потребности российских предприятий. С 2023 года на замену международным стандартам мы организовали отечественное чемпионатное движение, в нём в каждом... ежегодно его партнёры представляют более 28 тысяч стажировок и вакансий лучшим конкурсантам. Чемпионатное движение серьёзно поддержано предприятиями, например, Челябинским кузнечно-прессовым заводом в части робототехники, об этом мы обсуждали на встрече с партией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Также вводим демонстрационный экзамен, о чём Татьяна Александровна говорила. И вчера (26 ноября) стартовал второй Всероссийский чемпионат "Профессионалы" в Петербурге. Приглашаем принять, тоже посмотреть, ознакомиться с чемпионатом, 30 ноября будет закрытие.
Целенаправленно занимаемся вопросом недофинансированности системы СПО, это очень вопрос... острый вопрос. За последние три года общий объём средств вырос на 22,7 процента, это 83 с половиной миллиардов рублей, в прошлом году составил почти полтриллиона рублей.
Колледжи активно включились в поддержку СВО. На предприятиях оборонно-промышленного комплекса 90 тысяч наших студентов трудятся наравне с сотрудниками завода. В колледжах для фронта изготовлено 100 тысяч единиц экипировки, 50 тысяч окопных свечей, 20 тысяч комплектующих деталей для квадрокоптеров и другая продукция.
Возвращаем предприятия в систему подготовки специалистов в колледжах. С 2022 года реализуется инициированный президентом федеральный проект "Профессионалитет". В целом те проблемы, о которых Олег Викторович вначале говорил, мы системно стараемся решать в рамках этого проекта. В частности, работодатели участвуют в определении контрольных цифр приёма и приёмной кампании, в управлении колледжами, в профориентации школьников, организации практической подготовки, участвуют в проведении демонстрационного экзамена. Очень важно оценить именно те навыки, которые получают объективно, те профессиональные навыки, которые получают студенты, завершая колледж.
Также предприятия участвуют в финансировании колледжей - закупке оборудования. Вложено 6 миллиардов рублей, и более 30 миллиардов рублей из федерального бюджета. Это позволило обновить 400 колледжей. И наша задача - довести до 1 тысячи колледжей в рамках реализации проекта "Профессионалитет", собственно говоря, отчасти, сократив сроки обучения, вернуться к системе начального профессионального образования в части сокращения сроков и подготовки именно рабочих профессий, рабочих специальностей.
Со следующего года начинается ремонт общежитий и учебных корпусов колледжей, это долгожданное решение, у нас все средства заложены в национальном проекте "Молодёжь и дети" по аналогии с программой ремонта школ.
Предпринятые меры направлены на решение постановленной президентом задачи по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, машиностроение, металлургия, электронная промышленность, атомная отрасль, робототехника.
В 2028 году мы рассчитываем подготовить миллион 300 специалистов, то есть на 300 больше тысяч запланированных показателей, а к 2030 году уже 2 миллиона.
В завершение хотелось бы сказать о текущих проблемах, мы их подробно обсудили и на заседании совместных комитетов. Хочу ещё раз поблагодарить коллег во фракциях, в Комитете по просвещению, труду, экономического развития. Какие проблемы, которые в проекте постановления Государственной Думы уже нашли отражение, просим их поддержать. Это первое. Конечно, долгосрочное планирование в системе СПО с учётом кадровых потребностей предприятий, и ответ на те вызовы и перекосы, Вячеслав Викторович, о которых вы говорили.
Второе. Увеличение финансирования системы СПО, сокращение платного обучения, а по рабочим специальностям, возможно, полностью перейти на бесплатное обучение. Совершенствование механизма приёма в колледжи. Да, с одной стороны, важно упростить процедуру приёма в колледжи, а с другой, соблюсти баланс. У нас сегодня ребята в колледжи приходят со средним баллом аттестата 4, а по некоторым специальностям 4,9. Конкурс на ряд специальностей до девяти человек на место.
Далее. Развитие целевого обучения. Хочу, Ирина Анатольевна, вас поблагодарить за внимание к этому вопросу, дальше над ним будем работать.
Расширение практики наставничества на предприятиях. Это очень важно, особенно для молодых специалистов.
Модернизация инфраструктуры колледжей. Ещё требуется много сделать, я краткую справку дам. 4 тысячи 846 зданий, мы все здания переписали, такую перепись сделали колледжей. Сегодня точно знаем, что каждому колледжу необходимо в плане инфраструктуры и оборудования. 391 здание находится в аварийном состоянии.
Далее. Повышение заработной платы педагогов и наращивание инвестиций предприятий, необходимость развития системы профориентации, повышение престижа рабочих специальностей. Ну и, конечно, возрождение системы подготовки рабочих профессий.
Благодарю за внимание. Спасибо.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, Дмитрий Николаевич, уважаемые министры! Для того чтобы решить эту важную проблему, надо от прогнозов перейти к плану и персональной ответственности. Это первое.
Второе. Надо, чтобы базовая ставка преподавателя и мастера производственного обучения была не 14 тысяч, в то время как доставщик пищи в Москве получает 180. Надо вернуть Единый тарифно-квалификационный справочник.
И, самое главное, вот вы здесь воспитывали Сергея Сергеевича, но с 2012 года Сергей Сергеевич в принципе функционально отвечает за ПТУ. А до 2012 года (эту реформу провела Набиуллина) был специальный первый заместитель, который отвечал за систему СПО, и его надо вернуть на федеральный уровень. Тогда мы и материально-техническую базу, большая часть регионов не сможет его поправить.
Поэтому хорошо, что Дмитрия Николаевича назначили ответственным за базовые отрасли, нужен национальный... (Микрофон отключён.)
Чернышенко Д. Н., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:
- Николай Васильевич, спасибо большое за предложения.
По поводу специального заместителя, мы это проработаем, этот вопрос.
А я предлагаю вам войти в состав отдельной рабочей группы по специальному профессиональному образованию, которая сейчас на базе Координационного центра по поручению председателя правительства делает свой блок для стратегирования, и там обсудить этот вопрос со всеми участниками и экспертами для того, чтобы проанализировать все плюсы и минусы предложений.
Прокофьев А. В., фракция КПРФ:
- Благодаря заделу, созданному ещё Советским Союзом, мы имеем многочисленную и территориально распределённую систему средних специальных учебных заведений, которая в потенциале позволила бы и удовлетворить потребности населения в образовании, и запрос специалистов для нашей экономики. Причём она имеет свои преимущества, потому что даёт сразу возможность получить и общее, и профессиональное образование, что даёт дополнительные возможности для молодёжи, которая нацелена на скорейшую самореализацию.
Однако вопросы профориентации, как мы видим, они сегодня больше опираются на мнение ближайшего окружения. Опросы показывают, что это, прежде всего, влияние родителей, друзей (по 30 процентов), а вот вопросы влияния школы только чуть более 8 процентов, центры профориентации - 5 процентов, службы занятости - 2 с половиной процентов случаев только оказывают влияние на выбор профессии.
Вот какие меры планирует профильное министерство предпринять, чтобы мотивировать работу упомянутых структур, с точки зрения... (Микрофон отключён.)
Кравцов С. С.:
- У нас три года назад вообще не было понятия "профориентация в школе". Я уже говорил в выступлении, по-моему, в позапрошлом, в позапрошлом году в закон введено было понятие "профориентация". И уже в течение всего учебного года по четвергам, как вот раньше, я, когда учился, я помню, по четвергам я ходил на учебно-производственный комбинат и получал там дополнительную профессию, знакомился с теми возможностями, которые есть.
Поэтому уже второй год, учебный год по четвергам проходят уроки, мы их называем: "Россия - мои горизонты", где предприятия рассказывают о своих возможностях, мы в целом рассказываем о возможности для школьников выбора профессий и ориентируем, конечно, на техническое направление. Я говорил, что поступление по техническим направлениям уже практически 60 процентов в колледжи достигло. Эту работу мы будем расширять. Посещение производств обязательно, обязательно посещение колледжей.
Я хочу сказать, Вячеслав Викторович, вы привели опыт Москвы, но не только в Москве, я вас приглашаю в любой колледж "Профессионалитет", их 400 - это в основном такие современные колледжи именно с предприятиями, на Камчатке и в Петербурге.
Вот Геннадий Андреевич рассказывал на встрече. Кировский завод в Петербурге мощный колледж создал и площадь расширили производственную с 4 тысяч до 16 тысяч, Ростсельмаш и другие предприятия. То есть это важно тоже школьникам показывать, поэтому вот эту работу ведём. Главное, у нас есть часы, мы нашли часы на эту работу и эту работу, соответственно, будем усиливать, чтобы она была максимально практико-ориентирована.
Останина Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ:
- ...поблагодарить Дмитрия Николаевича за проведённое вами вчера рабочее совещание по исполнению рекомендаций "правительственного часа" по отдыху и оздоровлению детей. У нас появилось понимание, кто, когда и как будет выполнять каждый из 25 пунктов, которые мы адресовали правительству. Ну и надеемся, что такой же вот конструктивный формат будем вами предпринят для выполнения тех рекомендаций, которые сегодня прозвучали, и ещё прозвучат.
И всё-таки, возвращаясь ещё раз к выпавшей за 20 лет из системы профессионального образования проблеме подготовки кадров мастеров производственного обучения, про пробирку, о которой говорил Вячеслав Викторович. И к нам, депутатам, и в Министерство просвещения, в Рособрнадзор обращались руководители предприятий, корпораций, особенно с начала спецоперации: дайте нам возможность на производстве готовить мастеров производственного обучения, которые уже имеют опыт. Три года прошло, ни одного нормативного документа не издано.
Скажите, пожалуйста, что, какие нормативные документы нужны, чтобы эту идею реализовать как можно быстрее?
И второе. Есть вообще понимание... (Микрофон отключён.)
Кравцов С. С.:
- Что касается подготовки мастеров на производстве, в целом мы эту идею поддерживаем, она. совместно с Антоном Олеговичем мы обсуждали, и, может быть, Антон Олегович тоже добавит, потому что при подготовке тоже нужны соответствующие методики, и только в рамках производства это сложно сделать, надо здесь совмещать, потому что работа с детьми, соответствующие должны быть квалификации у мастера производственного обучения как производственника и как педагога, поэтому это комплексная должна быть подготовка и с учётом практики, и с учётом, конечно, в том числе, и педагогики, об этом тоже нельзя забывать.
Смолин О. Н., фракция КПРФ:
- Уважаемые коллеги! Уважаемый Вячеслав Викторович! Дмитрий Николаевич! Уважаемые министры!
По данным Эльвиры Набиуллиной 73 процента российских предприятий испытывают кадровый дефицит. По официальным данным он составляет 2 с половиной миллиона человек, по экспертным - 4-5 миллионов. В промышленности больше всего не хватает инженеров и квалифицированных рабочих, в сельском хозяйстве - механизаторов. Причин много. Назову три.
Первая. Деиндустриализация страны. В настоящее время, например, мы выпускаем тракторов в 50 раз меньше, чем было в своё время.
Вторая. Низкий уровень производительности труда и колоссальное отставание её роста от заработной платы. С 15-го по 23-й год производительность труда выросла на 11 процентов, зарплаты, по данным ФНПР, более чем в 2 с половиной раза.
Президент России заметил, что мы сильно отстаём по внедрению робототехники. В Южной Корее до пандемии на 10 тысяч работников приходилось 710 роботов, в России - 4. После пандемии в Южной Корее - тысяча 12, в России - 11, то есть в 100 раз меньше. Одна из причин - слишком дешёвая рабочая сила. Только сейчас, когда она резко подорожала, бизнес стал проявлять интерес к роботизации.
Третья причина - диспропорция между потребностями производства и подготовкой рабочих, ИТР и механизаторов. В 2000 году суммарное количество учреждений начального и среднего профобразования составляло 6 с половиной тысяч, сейчас - 3 тысячи 200. Сокращение более чем вдвое. В своё время техникумы и колледжи финансировались из федерального бюджета, но в 12-м году были массово переданы в регионы, несмотря на наши категорические протесты и возражения Министерства образования. С тех пор и началось их массовое сокращение.
Мы видим и ценим усилие министерств, направленное на решение кадровых проблем. Программа "Профессионалитет" укрепила интеграцию промышленности и профобразования. В некоторых колледжах новое оборудование позволило расширить демонстрационный экзамен, который ... реальную квалификацию выпускников. Издан единый учебник истории для колледжей, который в несколько раз дешевле прежних учебников.
Не только школа, но и профобразование поворачиваются лицом к воспитанию. Кураторы групп получают выплаты за счёт федерального бюджета. Кстати, именно это мы предлагали ещё 13 лет назад в законопроекте о народном образовании, идея реализована, спасибо Президенту Российской Федерации.
За последние годы вдвое увеличилось количество инвалидов в учреждениях СПО, а движение Абилимпикс стало поистине массовым, но при всём уважении к присутствующим, проблема системная и для её решения требуются усилия всего правительства и парламента.
Первое. В советский период среди тех, кто шёл в ПТУ и колледжи, две трети готовились стать рабочими, одна треть - специалистами среднего звена. Сейчас ситуация противоположная: по рабочим специальностям и на механизаторов учатся 18 с половиной процентов только, 60 процентов девятиклассников, которые идут в профобразование, во многом потому, что они не хотят сдавать ЕГЭ, никак не помогают нам решить проблему рабочих кадров.
Второе. Согласно 43-й статье Конституции, среднее профобразование общедоступно и бесплатно. Не берусь судить, кто и в каком состоянии писал эту статью, поскольку на самом деле в СССР общедоступным всегда было именно начальное профобразование, то есть подготовка рабочих кадров.
В техникумы, то есть в СПО всегда отбирали по конкурсу. Фактически сейчас 43 процента всех студентов СПО учатся за деньги, в том числе около 8 процентов тех, кто получает образование по рабочим специальностям.
Но главный вопрос, почему так распространилось платное профобразование? Ответ очевиден: колледжи и техникумы хронически недофинансируются и зарабатывают деньги, как могут.
Третье. Когда федеральным законом № 273 была ликвидирована система начального профобразования и всё профобразование объявлено средним - это привело к сокращению подготовки по рабочим и аграрным специальностям. Тогда мы говорили, что теперь никто никого не будет обзывать пэтэушниками, хотя так называемыми пэтэушниками были, например, Юрий Г агарин и Виктор Черномырдин.
Под шумок была ликвидирована большая часть социальных гарантий для начального профобразования, которых не было в техникумах. Например, стипендия в ПТУ была на уровне вузовской, 80 процентов от прожиточного минимума, сейчас норматив расчётной стипендии около 4 процентов.
Учащиеся системы ПТУ имели бесплатное питание и обмундирование. В большинстве объединённых колледжей, то и другое ликвидировано. По оценкам экс-министра образования, академика Ткаченко, государство сэкономило на этом около 100 миллиардов тех рублей, сейчас было бы 250.
Напоминаю, что мы выступали категорически против ликвидации системы начального профобразования, в том числе в рамках законопроекта о народном образовании.
Перехожу к предложениям. Первое, увеличить приём в организации СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих и механизаторов и обеспечить по всем таким специальностям бесплатное образование. Поддерживаю Председателя Государственной Думы, давайте исполним Конституцию хотя бы в этой части.
Второе, восстановить для тех, кто учится по рабочим и аграрным специальностям, хотя бы часть дополнительных гарантий, которые имели учащиеся ПТУ в советский период. Например, более высокую стипендию и бесплатное питание.
Третье, обеспечить более широкие возможности переподготовки по таким специальностям на бюджетной основе.
Четвёртое, ввести реальные льготы при поступлении в организации СПО для инвалидов в случае возникновения конкурса. В настоящее время таких льгот практически нет, хотя правительство в распоряжении 2401-р рассматривает инвалидов как важный ресурс уменьшения дефицита работников.
Пятое, выделить регионам на поддержку СПО, прежде всего, по рабочим и аграрным специальностям, дополнительные субвенции из федерального бюджета, за исключением регионов-доноров.
Шестое, расширить систему налоговых льгот для предприятий, которые инвестируют средства в систему СПО.
Седьмое, прописать нормой прямого действия обязанности предприятий по обеспечению возможности прохождения практики студентами СПО.
Восьмое, рассмотреть возможность возвращения на финансирование из федерального бюджета организаций СПО, обеспечивающих подготовку как минимум для оборонно-промышленного комплекса.
Девятое, способствовать формированию положительного образа квалифицированных рабочих в общественном сознании, используя государственные и иные средства массовой информации.
Десятое, поднять зарплату педагогов и мастеров производственного обучения по указу номер 597 при работе на одну ставку.
Мы готовы конструктивно работать с правительством для решения кадровых проблем нашей страны.
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)