КПРФ предложила выплачивать россиянам доходы от продажи углеводородов через специальный фонд.
В понедельник, 13 января с.г., в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект «О Фонде социальной справедливости». Автором данной законодательной инициативы выступает член комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы Анжелика Глазкова (фракция КПРФ).
В пакете сопутствующих документов, находящихся в открытом доступе на сайте системы обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» Государственной Думы Российской Федерации, указывается, что законопроект направлен на справедливое распределение среди граждан Российской Федерации природной ренты от экспорта полезных ископаемых (нефти и газа) и учитывает международный опыт в данной сфере.
В пояснительной записке, в частности, приводится пример американского штата Аляска, где начиная с 1976 года, в качестве государственной корпорации действует Постоянный фонд Аляски.
Данный фонд распределяет на личные счета жителей штата (необходимо постоянное местожительства на Аляске в течение как минимум одного года) 25% доходов от продажи нефти.
По состоянию на 2015 год под управлением фонда находилось более 53 миллиардов долларов (в то время как первоначальный капитал на дату основания фонда составлял примерно 734 тысячи долларов США). В 2019 году капитал этого фонда превысил 64 миллиарда долларов, из которых каждому жителю штата Аляска было выплачено около 1600.
«Аналогичный государственный фонд, — также говорится в ней, — был основан в Норвегии в 2006 году с целью инвестирования средств от продажи нефти и газа для последующего использования для социальных выплат подданным Норвегии. Фонд управляет средствами, превышающими 1,7 триллиона долларов (август 2024 г.). Данный фонд в настоящее время является крупнейшим инвестором на европейском рынке».
В этой связи целью законопроекта «О создании Фонда социальной справедливости» декларируется достижение такого состояния, при котором каждый россиянин, имеющий за плечами трудовой стаж не менее 15 лет, имел бы право на систематическое получение части дохода от продажи российских углеводородов на внешних рынках.
Для достижения поставленной задачи, отдельно подчеркивается в пояснительной записке, выделения дополнительного финансирования из средств федерального бюджета не потребуется, поскольку речь в нем идет исключительно о перераспределении средств Фонда национального благосостояния.
Предполагается также, что в случае принятия законопроекта, который в данный момент времени направлен на рассмотрение Председателю Государственной Думы, Фонд социальной справедливости начнет функционировать уже с 1 января 2026 года.
Его капитал будет ежегодно пополняться на сумму не менее 15% от средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Выплаты будут проводиться 1 раз в квартал, для их получения гражданам предложат открыть счета в банках, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.
Идея, безусловно, хороша.
«В 2022 году выходило, что общая доля домохозяйств с одним ребенком, не дотягивающих до среднеобеспеченного уровня (а это от 4,5 до 11 прожиточных минимумов), составила 86,9%», — заявлял не так давно со страниц «СП» главный научный сотрудник, завсектором социально-экономических исследований качества уровня жизни Института экономики РАН, доктор экономических наук Вячеслав Бобков, при этом особо подчеркнув, что для домохозяйств с двумя, а тем более тремя-четырьмя детьми картина выглядела бы куда печальнее.
Принимая во внимание столь низкий уровень благосостояния наших трудящихся, помощь из Фонда социального благосостояния пришлась бы им как нельзя кстати.
Однако экономисты выражают сомнения в том, что идея о его создании может быть реализована на практике.
— Дело в том, что наши доходы от поставки энергоресурсов на внешние рынки — вещь непостоянная, и в последние годы они снижаются, — констатировал в беседе с «СП» профессор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Александр Сафонов.
— Кроме того, основной статьей такого дохода для нашего федерального бюджета является НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых. Плюс к этому еще таможенные платежи. Это до сих пор является, образно выражаясь, становым экономическим хребтом для нашего государства.
Соответственно, перераспределение этих средств в пользу граждан в виде каких-то конкретных платежей заметно сократит возможности федерального бюджета прежде всего в таких ключевых сферах, как финансирование заработных плат работников бюджетной сферы и реализация национальных проектов в области демографии.
Также это затронет реализацию инфраструктурных проектов и может определенным образом повлиять на снижение обороноспособности России. Поэтому, я полагаю, данный законопроект так и останется не рассмотренным, поскольку наши экономические реалии под него не подходят.
«СП»: К слову, правительство РФ уже успело подвергнуть этот законопроект критике, назвав инициативу избыточной, поскольку перераспределение средств ФНБ может ослабить его ключевую функцию — обеспечение пенсионных прав граждан. Помимо этого, реализация идеи якобы приведет к быстрому истощению средств ФНБ, что затруднит оперативное реагирование бюджета на возможные кризисные ситуации. Но ведь есть же пример Норвегии. Пример стран Ближнего Востока. Почему же их успешный опыт в наших реалиях не сработает?
— На Аляске, в Норвегии и Бахрейне, где подбный принцип реализован, другая ситуация — в этих странах не такое внушительное население, в совокупности счет идет максимум на несколько миллионов человек.
А у нас проживает порядка 146 миллионов, из которых к настоящему времени пятнадцатилетний трудовой стаж за плечами имеет приблизительно 70 миллионов человек. Это очень внушительная цифра, для такого большого количестве людей этот концепт нереализуем в принципе.
«СП»: А какие решения для установления социальной справедливости в России реализуемы на практике? Что государство реально может сделать для того, чтобы доходы самых обеспеченных и самых неимущих россиян не разнились со столь чудовищной силой, как сейчас?
— Социальная справедливость может быть реализована разными методами. В том числе, например, посредством увеличения минимальных доходов населения, включая увеличение минимального размера оплаты труда.
А также за счет увеличения налога на доходы для богатых граждан. Все необходимые для этого ресурсы у нашего государства, я полагаю, в принципе, имеются, несмотря на достаточно сложный в целом период времени.
— Наша партия отдает себе отчет в том, что этот конкретный законопроект рискует быть оставлен без рассмотрения, — признает, в свою очередь, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов.
— Печальная судьбы постигла все наши предыдущие законопроекты подобного плана. В свое время мы с Валерием Рашкиным тоже выносили на обсуждение аналогичную идею о выплате гражданам России доли от нефтегазовых доходов. Правительство тогда ожидаемо выдало отрицательный отзыв, а «Единая Россия», пользуясь своим положением в Госдуме, «прокатила» законопроект.
По поводу дальнейшей судьбы нынешней законодательной инициативы моей коллеги партия также не питает каких-то радужных иллюзий. Но сам факт того, что КПРФ, ее депутатский корпус, упорно раз за разом поднимает эту проблему, говорит об актуальности установления соицальной справедливости в России.
Да, для этого могут использоваться различные механимзмы и методы. В нынешнем законопроекте Анжелика Глазкова предлагает один путь. В нашем с Рашкиным законопроекте фигурировал немного иной путь. Однако неизменным нашим требованием, ключевым пунктом всех наших инициатив, является то, что не олигархия должна распоряжаться национальными богатствами страны и наживаться на них, а трудовой народ России.
«СП»: Каковы дальнейшие намерения партии? Она приложит все силы для того, чтобы Фонд социальной справедливости все же был создан?
— Мы прекрасно понимаем, что нынешний законопроект затрагивает по сути дела основы социально-экономической политики и курса «партии власти», пытаясь переориентировать его в сторону трудящихся.
Мы планируем последовательно продвигать эту идею во всем нашем законотворчестве — каждый россиянин должен получить долю от национальных богатств, а не только узких круг неких «близких лиц». Поэтому наша стратегия следующая — не пройдет этот законопроект, мы выдвинем, в другой форме, еще один, затем еще и еще. До тех пор, пока ключевой принцип социальной справедливости не будет достигнут.