Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Государственная Дума » Депутаты КПРФ задали вопросы и выступили на отчете Министра С.В. Лаврова в Госдуме
Пятница, 01 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Депутаты КПРФ задали вопросы и выступили на отчете Министра С.В. Лаврова в Госдуме

Печать

15 февраля в Госдуме состоялся правительственный час с участием Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова. Он выступил с докладом: "Об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации". Ему задали вопросы и выступили депутаты КПРФ.




Лавров С. В., официальный представитель Президента Российской Федерации Министр иностранных дел Российской Федерации:

- Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!

Признателен за очередную возможность выступить перед депутатами Государственной Думы в рамках традиционных "правительственных часов".

Взаимодействие между Министерством иностранных дел и Федеральным Собранием Российской Федерации носит, действительно, товарищеский характер. Наши регулярные встречи в различных форматах позволяют не только дать информацию, дать информацию законодателям о работе внешнеполитической службы, но и узнать о ваших планах, услышать ваши советы, подсказки. Это для нас особенно важно на нынешнем историческом этапе, когда усилия по формированию благоприятных внешних условий для решения наших внутренних социально-экономических задач и повышения благосостояния наших граждан наталкиваются на ожесточенное сопротивление тех, кто возомнил себя вершителями судеб народов. Нам пытаются помешать, отбросить нас на десятилетия назад, а то и, вообще, сорвать развитие страны под лозунгами деколонизации и подготовки к распаду России.

При этом англосаксы и беспрекословно подчинившийся им остальной коллективный Запад стремятся любой ценой навязать свой диктат в мировых делах, чтобы и далее контролировать развитие внешних условий... контролировать внешние условия развития всего человечества ради своего собственного господства во всем мире, прибегая к незаконным методам угроз, шантажа, да и прямого воровства для наказания тех, кто проводит самостоятельную национально ориентированную внешнюю политику.

Поэтому в обновленной нашей внешнеполитической концепции речь пойдет уже о необходимости прекратить монополию Запада на формирование рамок международной жизни, которые рамки должны впредь определяться не в его эгоистических интересах, а на справедливой, универсальной основе баланса интересов, как того и требует Устав ООН (аплодисменты)... как того и требует Устав ООН, закрепивший принцип суверенного равенства всех государств.

Грубо попирая этот фундаментальный принцип цивилизованного межгосударственного общения, США и их союзники одержимы маниакальным стремлением возродить неоколониальное, однополярное мироустройство, помешать объективному процессу формирования и возвышения новых мировых центров, и все это в надежде и далее, как отметил Президент Путин, выступая в Кремле 30 сентября прошлого года, "собирать с человечества настоящую дань, извлекать ренту гегемона" - это цитата.

Составной частью такого курса является многолетнее сдерживание России, в том числе через экспансию НАТО в направлении наших границ, а также превращение братской Украины в анти-Россию, в русофобский военный плацдарм.

В последние годы такая линия Вашингтона и его европейских сателлитов достигла точки невозврата. Мы уже давно не питали иллюзий насчёт истинных намерений западников, помнили, как они не выполнили данные ещё советскому руководству конкретные политические обязательства по нерасширению Североатлантического альянса, как Германия, Франция и Польша, отказавшись от своих подписей под соглашением между президентом Януковичем и оппозицией, фактически, санкционировали кровавый государственный переворот в Киеве в феврале 2014 года под откровенно нацистскими, расистскими лозунгами.

Все эти годы западные кураторы прямо подталкивали преступный киевский режим к силовому решению проблемы Донбасса, закрывая глаза на неминуемые масштабные этнические чистки и физическое истребление русских и русскоязычных. Чего стоят недавние циничные признания бывших руководителей ФРГ и Франции Меркель и Олланда о том, что минский комплекс мер, одобренный Советом Безопасности ООН, был им нужен лишь для того, чтобы выиграть время и позволить Киеву нарастить свой военный потенциал.

В этом же ключе высказывался и Порошенко, а вслед за ним и Зеленский.

Известные публичные признания этих персонажей означают явку с повинной за срыв минских договорённостей, которые провозглашались всеми западными лидерами, безальтернативной основой урегулирования на Донбассе. Говоря по-простому, всем нам лгали, как лгут и сейчас, скрывая правду о терактах на "Северных потоках".

На днях к хору признательных показаний присоединился Генсек НАТО Столтенберг. Он заявил в Брюсселе, что война началась в 2014 году, и натовцы готовили её с тех пор, то есть с момента госпереворота и прихода к власти в Киеве нацистов с обещаниями уничтожить всё русское на Украине, изгнать русских из Крыма. Иными словам, с целью решения русского вопроса, которую НАТО поддержало, чтобы там не пытались опровергать потомки авторов предыдущих попыток.

Тем не менее мы до последнего делали всё возможное для снижения напряженности, поиска равноправной, взаимоуважительной договорённости.

Именно в этих целях Президент Путин в декабре 2021 года выдвинул инициативы по оформлению встречных юридически обязывающих гарантий безопасности на западном направлении. Они, как известно, были высокомерно отвергнуты Вашингтоном и североатлантическим блоком, наши законные озабоченности не захотели даже обсуждать. Всё это не оставило нам выхода, когда год назад по приказу режима Зеленского Вооруженные силы Украины, ведомые нацбатальонами, перешли к силовому подавлению Донбасса на несколько порядков нарастив бомбардировки населённых пунктов.

В ответ на официальное обращение ДНР и ЛНР мы признали их независимость, и пришли им на помощь в соответствии со статьёй 51 Устава ООН, начав специальную военную операцию.

Сегодня США и их сателлиты осуществляют против нас готовившуюся долгие годы всеохватную гибридную войну, используя в качестве тарана украинских национал-радикалов.

Цель этой войны не скрывается. Не только нанести поражение нашей стране на поле боя, разрушить российскую экономику, но и окружить нас санитарным кордоном, превратить в некое подобие страны-изгоя.

Набор инструментов также широк - от прямой военной поддержки неонацистов, к чему буквально вчера прямо призвал министр обороны США Остин, заявив о необходимости обеспечить ВСУ высокоточным оружием и подготовить персонал, чтобы обеспечить успех новых контрнаступательных операций режима, который якобы готовится, до беспрецедентных незаконных санкций и откровенного вранья в попытке демонизировать Россию.

Дошло до того, что официальный представитель МИДа Франции обвинил нас в начале этого месяца в проведении, цитирую: "неоколониальной политики в Африке". То есть Париж, совершивший вместе с другими еврограндами многочисленные кровавые преступления на континенте и сегодня рассматривающий Африку открыто как свой задний двор, выдвигает обвинения в адрес Москвы, которая сыграла ведущую, решающую роль в освобождении народов континента от колониального гнёта, в содействии становлению их государственности, создании основ экономики и обороноспособности. Случай клинический, как говорится, с больной головы на здоровую. Комментарии излишни.

Попытки изолировать Россию провалились, это вынуждены признать и наши недруги. Утверждённый президентом внешнеполитический курс на твёрдое отстаивание национальных интересов при одновременной открытости для широкого, равноправного международного сотрудничества доказывает свою эффективность. В своём долгосрочном планировании мы последовательно исходим из того, что современный мир многополярен, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, которые составляют мировое большинство, не будем об этом забывать, не желают жить в западоцентричном порядке, основанном на правилах, изобретённых самим Западом, правила, которые Вашингтон, Лондон и Брюссель создали и создают каждый раз по- новому под себя, и поэтому закономерно, что 3/4 государств мира не присоединились к антироссийским санкциям, заняли взвешенную позицию относительно ситуации на Украине, которую они справедливо рассматривают не изолированно, а в контексте давно вызревавшего из-за агрессивного курса НАТО кризиса европейской безопасности в целом. Как подчеркнул руководитель Китайской Народной Республики, нам необходимо обеспечить неделимость безопасности в глобальном масштабе.

На этом фоне отечественная дипломатия активизировала работу на тех направлениях, где набирают силу процессы многополярности мироустройства, где наши партнеры готовы к честному взаимовыгодному сотрудничеству. В числе безусловных приоритетов укрепление совместных форматов с нашими друзьями, союзниками и единомышленниками в Евразии.

Расширяется интеграционное взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза, где Россия председательствует в текущем году. Растет число стран и международных организаций (и их не один десяток), заинтересованных в установлении отношений с Евразийском экономическим союзом, вплоть до подписания соглашений о зоне свободной торговли. 

Углубляются интеграционные процессы в рамках Союзного государства, где реализована уже большая часть 28 интеграционных программ, где укрепляется внешнеполитическая координация, продвигается взаимодействие по линии СНГ. В Содружестве, кстати, нынешний год объявлен Годом русского языка как языка межнационального общения.

Неотъемлемым фактором региональной безопасности и стабильности остается сотрудничество в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.

Вместе с китайскими друзьями энергично работаем над упрочением двустороннего стратегического партнерства, достигшего исторически беспрецедентно высокого и доверительного уровня. Внешнеполитическая связка Москвы и Пекина цементирует фундамент формирующейся полицентричной архитектуры, служит уравновешивающим, стабилизирующим фактором в мировых делах.

Поступательно развиваются отношения особо привилегированного стратегического партнерства с Индией, именно так они официально называются, крепнут связи с Бразилией, Ираном, Объединенными Арабскими Эмиратами, Египтом, Турцией, Саудовской Аравией, Южно¬Африканской Республикой и многими другими дружественными странами на всех континентах.

Выведению партнерства с африканскими друзьями на новый уровень призван способствовать второй в истории Саммит Россия - Африка в июле нынешнего года в Санкт-Петербурге.

Высоко ценим разноплановое сотрудничество со странами Латинской Америки и с их интеграционными объединениями, с рядом из них отношения также обрели подлинно стратегический характер.

Продолжаем активно работать на многосторонних площадках, прежде всего в рамках ООН, где совместно с группой единомышленников, их уже более 20, сформировали группу друзей в защиту Устава всемирной организации, отстаиваем фундаментальные нормы международного права, включение уже упомянутого мной принципа - уважение суверенного равенства всех без исключения стран, невмешательство во внутренние дела, эти принципы прямо закреплены в Уставе Организации Объединенных Наций.

Особое место в шкале наших внешнеполитических приоритетов занимают ШОС и БРИКС. Рассматриваем эти объединения как образцовый пример многополярной дипломатии XXI века, дипломатии, нацеленной на продвижение совместно выработанных коллективных подходов к мировым делам.

Сегодня всё большее число государств стремится наладить связи с ШОС и БРИКС, стать их полноправными членами. Это лишний раз доказывает растущую востребованность этих объединений в контексте эволюции механизмов глобального управления.

В рамках назревшей демократизации этих механизмов возрастает значение инициативы президента Путина о формировании большого евразийского партнерства с участием Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, АСЕАН и других государств и объединений нашего общего огромного континента.

В этом же контексте продвигается взаимодействие между Евразийским экономическим союзом и китайским инфраструктурным проектом "Одного пояса, одного пути".

Всё громче о своей самостоятельной роли в мировых делах заявляют и интеграционные структуры других развивающихся регионов, это и Африканский союз, Лига арабских государств, Совет сотрудничества арабских стран залива, Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна и многими другими.

Со всеми из них у нас налажено системное взаимодействие. И всё это, безусловно, опоры нарождающейся многополярности.

В конечном итоге именно они, а не Запад, будут определять внешние условия развития всех стран нашей планеты.

Хотел бы особо подчеркнуть, что в фокусе нашего пристального внимания остается борьба с фальсификацией истории, прежде всего, истории Великой Отечественной войны, борьба с распространением нацистской идеологии в любых формах и проявлениях.

В этом с нами солидарно мировое большинство, которое регулярно поддерживает вносимые нами ежегодно на сессии Генеральной Ассамблеи резолюции о недопустимости героизации нацизма.

Вместе с тем в этом году вызвало глубокое беспокойство, что впервые против этого документа проголосовали Германия, Италия и Япония.

Это ставит под сомнение искренность их раскаяния за совершенные массовые преступления против человечности в годы Второй мировой.

Великая Победа придала мощный импульс процессу освобождения колониальных стран и народов.

Как я уже отмечал, наша страна оказала бывшим колониям решающую, как правило, безвозмездную поддержку. И сегодня мы солидарны с требованиями довести процесс деколонизации до справедливого завершения.

В частности, уже упоминавшийся мною Париж по-прежнему сохраняет свой суверенитет и контроль над островом Майотта, который был аннексирован в свое время у государства Коморские острова, не взирая на неоднократные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которые призывают Францию вернуть эту территорию.

То же самое касается и отторгнутого Лондоном у Маврикия острова Чагос, откуда около полувека назад британцы, опять же вопреки решениям ООН, по сути, изгнали местное население ради создания своей военной базы, где она сейчас и благополучно продолжает функционировать.

Мы приветствуем усилия общественной и парламентской дипломатии по утверждению правды, восстановлению справедливости. Министерство окажет всю необходимую поддержку инициативе партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по проведению Международного форума сторонников борьбы с современными практиками неоколониализма. Знаю, что к этой работе подключены и все другие фракции Государственной Думы.

Кроме того, мы уже активно работаем вместе с Госдумой и Советом Федерации по обеспечению транспарентности военно-биологической деятельности Вашингтона в разбросанных по всему миру тайных лабораториях Пентагона далеко за пределами США в нарушение Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия.

Среди наших безусловных приоритетов защита законных прав российских граждан за рубежом, сплочение многонационального и многоконфессионального Русского мира, упрочение связей с соотечественниками, проживающими за границей.

Продолжаем по максимуму задействовать рычаги экономической дипломатии. Перед лицом творимого Западом беззакония содействуем наращиванию торгово-инвестиционных связей с дружественными государствами, переводу расчётов с ними в национальные валюты, формированию альтернативных западным финансовых и логистических механизмов. Особое внимание уделяем укреплению позиции русского языка и российской культуры.

На решение этих задач и в целом на продвижение объективного непредвзятого образа нашей страны ориентирована деятельность недавно созданного в рамках МИДа Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям.

И, конечно, всемерно способствуем реализации инициативы Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о создании международной организации по поддержке и продвижению русского языка в мире.

Организация инициируется под эгидой СНГ, но она будет открыта для участия всех без исключения стран всех регионов, и эта работа уже перешла в практическую плоскость.

Уважаемые коллеги, хотел бы в очередной раз подчеркнуть, что утверждённый президентом внешнеполитический курс носит долгосрочный, стратегический характер, он не привязан, как это часто встречается в западных так называемых демократиях к электоральным циклам, тем более не зависит от чьих-то, как у нас говорят, хотелок, а главное - он пользуется широкой всенародной поддержкой, и это придаёт нашим шагам на международной арене необходимую прочность, предсказуемость и устойчивость. Все задачи, которые поставлены главой государства перед дипломатическим ведомством, будут выполнены. И, конечно же, мы будем продолжать работать, задействуя все современные формы дипломатической деятельности, включая парламентскую дипломатию, правительственную дипломатию, сейчас есть дипломатия научная, культурная, спортивная. В условиях тотальной гибридной войны против нас на всех этих направлениях такое объединение усилий, повседневная координация наших конкретных инициатив и практических действий просто является необходимым.

И, конечно же, я признателен за внимание, которое вы уделяете работе Министерства иностранных дел, послушаем, как вы к нам относитесь, ещё раз, и буду готов поучаствовать в интерактивном обсуждении.

Спасибо большое.

 


Коломейцев Н. В., фракция КПРФ:

- Уважаемый Сергей Викторович, безусловно, вы являетесь одним из самых опытных дипломатов мира, умеющий держать паузу даже по самым сложным вопросам, чем ставите в тупик зачастую оппонентов. Мы понимаем, как сложно общаться с такими дипломатами, как Лиз Трасс и Бербок, которые в дипломатии, наверное, совершенно ничего не понимают.

Но, тем не менее, как вы считаете, может, настала пора после публикаций Сеймура Херша, после признаний руководителя (норвежца, кстати) НАТО принять более серьезные меры? Скажем, у нас был Ништадтский мир, по которому Пётр I по тем временам заплатил бюджет Королевства Швеция за всю Прибалтику, а они сегодня нас называют человеческим мусором. Может быть, настала пора денонсации ряда договоров, скажем, с Норвегией, с США, с Финляндией по известному Сайменскому каналу, который мы дали... (Микрофон отключён.)


Лавров С.В.:

- Ну, в принципе мы сейчас проводим кардинальный пересмотр всех наших обязательств перед международными организациями - те организации, которые проявили откровенно дискриминационное отношение, которые грубейшим образом нарушили свои уставные принципы равноправия участников, которые нарушают правила, процедуры ежедневно, лишь бы только нарушить правила консенсуса, которые там существуют, и принять антироссийские резолюции.

Совет Европы - это одна из, наверное, знакомых и вам, и нам организаций, в которой Россия прекратила участие.

И вышли мы из Европейского суда по правам человека. Причем президент вчера на встрече с судьями подтвердил, что у нас принимаются все меры, чтобы наши граждане ни в коей мере не потеряли правозащитную функцию государства, функцию, которую до недавнего времени исполнял ЕСПЧ, но не столь эффективно. А мы это будем делать более эффективно.

Мы хотели остаться в Совете Европы, в тех конвенциях, которые открыты для стран, не участвующих в этой организации. Но и там нам стали предъявлять претензии, пытаясь уже в тех конвенциях ущемить наши права, которые принадлежат всем странам, участвующим в этих документах.

Вот сейчас из международной Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (так называемая группа ГРЕКО) мы выходим ровно по этой причине.

Еще целый ряд договоров, которые относятся к такой же категории, в рамках которых нас пытаются ущемить в правах, находятся на рассмотрении правительства в рамках договора... закона "О международных договорах...", в котором МИД выступает в качестве координатора. И мы сейчас проводим соответствующую инвентаризацию.

Выходим мы и из некоторых конвенций и соглашений, которые уже утратили свою актуальность. Здесь нет никакой политики. Была 1992 года конвенция в рамках СНГ о пенсионном обеспечении. Все эти вопросы давным-давно решены в других законодательных рамках. Но и вот что-то подобное мы сейчас предпринимаем.

Но работа идет по всему спектру наших международных обязательств. Рассматривается в этой связи и тема взносов. В организации, где происходит ущемление наших интересов, мы задерживаем выплату взносов. Это произошло, скажем, и в Организации по запрещению химического оружия, где введен нелегитимный противоречащий конвенции механизм...

Работа эта в разгаре, потому что у нас там несколько сотен таких договоров и конвенций.

 


Тайсаев К. К., фракция КПРФ:


- Уважаемый Сергей Викторович, вы сказали, 2023 год является годом русского языка как языка межнационального общения в странах СНГ. При принятии бюджета в этом году комитет Государственной Думы по делам СНГ настоял на том, чтобы в бюджете страны по программе поддержки русского языка за рубежом было выделено необходимое количество средств. Возможности этой программы ограничены. К сожалению, эта программа не предусматривает приобретение школьных учебников. И сегодня существует острая проблема нехватки учебников не только преподавания русского языка, но и других дисциплин на русском языке в школах стран СНГ. Только в Армении необходимо минимум 200 тысяч, а в целом по СНГ речь идёт о нескольких миллионах учебников.

Частично вы уже ответили, уважаемый Сергей Викторович, но всё-таки как вы считаете, что необходимо сделать для решения этой очень актуальной проблемы?

 


Лавров С.В.:

- Я уже сказал, что в принципе эта сфера нашего гуманитарного присутствия, его расширения за рубежом, она сейчас одна из приоритетных в деятельности МИДа, создан новый департамент, который будет координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти. Создана новая Государственная программа "Поддержка и продвижение русского языка за рубежом". Сейчас мы находимся в стадии, я ещё раз это хочу отметить, в стадии гармонизации всех тех достаточно многочисленных проектов, которые были за последние годы запущены и которые занимаются схожими вопросами: и институт Пушкина, и старая программа поддержки русского языка за рубежом, вопросы, которые в сфере образования решает Россотрудничество, у Министерства просвещения есть свой внешний контур, у министерства науки и образования есть то же самое, академии наук.

Мы совсем недавно в связи с созданием нашего нового департамента собирались у нас в МИДе на уровне руководителей вот этих федеральных органов исполнительной власти, был и новый президент Академии наук, директор нового департамента нашего, состоялось такое знакомство. И мы набросали "дорожную карту", которая позволит, я надеюсь, достаточно оперативно подготовить предложения о координации всех этих направлений, какие-то из них подлежат уточнению, скажем, списка учредителей для большей эффективности, работа идет.

Что касается конкретно учебников, то этим занимаются и Минпросвещения, и Минобрнауки, и... Россотрудничество. Плюс есть ещё одна государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", она подведомственна Минобру, который вместе с Россотрудничеством, предполагается, должны ей заниматься, но это тоже распыление наших усилий. Что-то делается под одной крышей, что-то под другой, и очень часто мы не видим полной картины, и вот это является одной из главных задач - сначала понять кто, что делает.

И, безусловно, в предыдущем вопросе на схожую тему прозвучала необходимость и привлекать бизнес. Бизнес хочет в этой работе участвовать, бизнес понимает, что если у него есть экономические интересы в той или иной стране, так он заинтересован готовить ребят, которые будут работать потом на его предприятиях. Так что здесь сочетание усилий государства и стимулирования заинтересованности бизнес-сообщества также будет в центре наших усилий. Повторю, эта программа только-только родилась, государственная комплексная программа "Поддержка и продвижение русского языка за рубежом". Надеюсь, что вот по итогам года, тем более, когда нам на нее всё-таки выдадут уже финансирование, тоже немаловажно, мы сможем более конкретно доложить.

 


Новиков Д. Г., фракция КПРФ:


- Уважаемые коллеги!

Сила и эффективность внешней политики никогда не определяется одним только талантом дипломатов. Вот и я буду говорить, не сводя дело к задачам и функциям министерства иностранных дел.

Время переживаем сложное, даже суровое. Это время не для истерик. Оно не для того, чтобы посыпать голову пеплом. Пепел способен застилать глаза и затуманивать мозги. А сейчас особенно важно сохранять ясность мысли, хладнокровие при принятии решений, способность спокойно и уверенно действовать. Но это не означает, что нужно откладывать на потом принципиальные выводы и оценки. Напротив, опираясь на них и нужно строить свою политику.

Самое время с высоких государственных трибун признать, что дипломатия Шеварднадзе и Козырева нанесла стране колоссальный ущерб. Это время заявить, что российские политики сделают всё, чтобы такое больше не повторилось. Пора освободить и концептуальные основы российской внешней политики, и её повседневную практику от козыревщины полностью.

Политика прагматизма, защиты национальных интересов – это не та политика, которая делает вид, что идеологий не существует. Многополярный мир не строится на балансе интересов элит. Все, кто пойдут вперёд, уповая на это, однажды окажутся в тупике. Многополярный мир можно построить только на балансе интересов народов. А глубинные, подлинные интересы народа, это интересы трудящегося большинства. Именно поэтому везде и всюду, особенно там, где сохраняются элементы реальной демократии, политический процесс всегда будет поднимать к вершинам государственной власти представителей левых сил. Последний пример – избрание Лулы президентом Бразилии.

Подчёркиваю, что левые – это те, кто отстаивают интересы рабочего, крестьянина, интеллигента, интересы человека труда. В этом суть политики левых сил. Это важно и нужно подчеркнуть, учитывая постоянную и многоликую мимикрию праволиберальных политиков. Подыгрывая им, правые консерваторы охотно объявляют этих правых либералов левыми радикалами. И такая целенаправленная путаница понятий – не безобидна…

Украина. Почему Западу потребовалось взращивать всю эту агрессивную нацистскую гнусь? Почему ставка на Украине была сделана на самые тёмные силы? Почему там взламывались механизмы какой-никакой буржуазной демократии? Да потому, что насадить, удержать, утвердить у власти в Киеве прозападный режим демократическими способами было невозможно.

Компартия Украины во главе с П.Н. Симоненко не блефовала, когда в своё время инициировала проведение референдума о вступлении Украины в Таможенный союз вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном. И в девяностые, и в нулевые годы там были сильны левые, просоветские настроения, настроения в пользу дружбы с Россией. Запад же не был готов ждать, когда эти настроения среди украинцев уйдут сами собой, когда «естественным путем» вымрут поколения их носителей. Эти настроения решили не пережить, а подавить. Для этого и был нужен террор. Для этого и был нужен нацизм.

А вот те, кто ходил на работу по московскому асфальту и мог принимать значимые решения – они всё ли сделали, чтобы этого не случилось? В кого только не «вкладывались» на Украине – в социалистов Мороза, в социалистов Ветренко, в прочих. Лишь бы не поддерживать Союз компартий во главе с Г.А. Зюгановым и Компартию Украины во главе с П.Н. Симоненко. Результаты такой политики будем пожинать ещё долго.

Но надо же учиться на этих уроках! По оценке КПРФ посольство Российской Федерации в Молдавии выполняет свои функции не блестяще. Вероятно, стоило бы принять меры к выправлению ситуации.

В Приднестровье только что вышел из заключения лидер Компартии Олег Хоржан. Провел в застенках более четырёх лет. А Россия смогла ли защитить этого пророссийского политика? Или левых политиков защищать не нужно, даже если они пророссийские? Пора отвечать на такие вопросы! Отвечать и понимать, что левые – это главные союзники России в формировании многополярного мира.

Сегодня Сергей Викторович Лавров говорил о готовности поддержать проведение инициируемого «Единой Россией» форума по борьбе с современными проявлениями неоколониализма. Хорошая идея. Но, во-первых, мы давно и основательно работаем на этом направлении. А во-вторых, КПРФ публично заявила о готовности провести международный антифашистский форум. Хотели бы рассчитывать на необходимое содействие в этих вопросах.

Русский язык. О его проблемах с этой трибуны сказано уже немало. С момента разрушения СССР пространство влияния русского языка в мире существенно сократилось. По некоторым оценкам оно «ужалось» вдвое. Но ставя и решая этот вопрос, следует не откладывая озаботиться и другой проблемой. Нужно хорошо понимать, кто и о чём будет на русском языке говорить. Какие мысли он станет вынашивать. Какие идеи возьмется продвигать. Какие ценности будет отстаивать.

Разве в самой России нет тех, кто мыслит и говорит на русском языке, но занимает абсолютно коллаборантскую позицию? Нам важно, чтобы изучение русского языка за рубежом сопровождалось распространением нашей культуры, её гуманистических ценностей и лучших традиций. Чтобы эта работа шла вместе с расширением числа не только по-русски говорящих, но и дружески расположенных к нашей стране, симпатизирующих ей. И эта проблема тоже далеко не только для работы МИДа.

Ясно, что для решения таких задач необходимы инструменты. У нас с вами есть Россотрудничество. Возможно, коллеги, кому-то в его работе что-то не нравится. Но есть ли у вас более широкие возможности и более разветвлённые структуры? Если есть, предлагайте! А если нет, то давайте развивать и совершенствовать то, что уже существует!

А как долго у нас будет сохраняться практика, когда английский язык изучается в каждой школе, а изучение испанского – большая редкость? Разве испанский язык является родным для меньшего числа людей в нашем мире, нежели английский? Да, конечно же, нет! Но министерство образования этим пока не озаботилось.

В плане развития парламентской дипломатии мы получили хороший эффект при проведении международных форумов парламентаризма. В рамках этого «большого» форума сложилась практика проведения специального парламентского формата «Россия-Африка». Эта инициатива фракции КПРФ и лично Г.А. Зюганова получила значительное признание. Нужно её развивать.

Нельзя не отметить и тот факт, что происходит высвобождение российских дипломатов, выполнявших свои обязанности в недружественно настроенных государствах. Нужно найти применение этим силам. На том же африканском континенте российских посольств нет в целом ряде стран. Отчасти закрытие там диппредставительств и сокращение их штатов – тоже козыревское наследие. Пора его решительно пересмотреть!

Наконец, несколько слов об общем уровне культуры. Мы не согласны с голосами тех, кто утверждает, что наступило время ломать старые принципы и каноны дипломатии. Что рафинированная выдержка дипломату теперь не нужна. Что это всё «не то». Что это устарело и уже не годится. Что нужен драйв, стёб, креатив и хлёсткая фраза. Извините, но это всё не про дипломатию.

Дипломатия сильна традицией и системой работы, а дипломат ценен опытом, знаниями и личной культурой, сдержанностью, выдержкой. Уверен, что традиции высокой культуры русской, советской дипломатии следует не пересматривать, а ценить и беречь. А ещё их стоит настойчиво передавать новым поколениям тех, кто служит на дипломатическом поприще!

 


Лавров С.В.:

- Я, честно говоря, не хочу возобновлять оценки, которые сегодня здесь прозвучали. Они совпали.

Есть вещи, которые сегодня были высказаны представителями всех фракций и которые нам помогут доводить до уже конкретного формата те планы, которые у нас есть, которые реализуются, начиная от привлечения туристов, даже несмотря на логистические сложности, начиная от наращивания усилий в защиту русского языка теперь, когда есть решение правительства о гармонизации всех наших подходов, чтобы мы не били растопыренной пятерней, и все средства, которые выделяются на это дело, тратились транспарантно и с пониманием, где не хватает, а где перебор,  ну и кончая вот даже предложениями Вячеслава Алексеевича, в терминологическом нашем новом веке я согласен с тем, что развивающиеся страны, они развиваются, а вот развитые западные страны можно теперь называть "доразвивавшиеся". (Аплодисменты.)

Ну и как всегда спасибо за эту встречу. Мне показалось, это было интерактивно, как сейчас модно говорить, а на самом деле взаимное общение, если по-русски, взаимное обогащение, и будем продолжать не только вот на таких крупных встречах, но и повседневно, вы знаете, на всех уровнях и мы с руководством Госдумы и Совета Федерации, и мои замы с руководителями комитетов, фракций, это очень полезно.

И вам огромное спасибо.



Rambler's Top100