Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Государственная Дума » Депутаты КПРФ приняли участие в Госдуме в правительственном часе, посвященном евразийскому сотрудничеству России
Суббота, 23 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Депутаты КПРФ приняли участие в Госдуме в правительственном часе, посвященном евразийскому сотрудничеству России

Печать

31 мая в Госдуме проводился "правительственный час" с участием заместителя председателя правительства Оверчука Алексея Логвиновича. Тема: "Об актуальных вопросах деятельности Российской Федерации в рамках евразийского сотрудничества". Ему задали вопросы и выступили депутаты КПРФ.



Оверчук А. Л., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:

- Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые коллеги, разрешите поблагодарить за возможность выступить на пленарном заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и представить доклад "Об актуальных вопросах деятельности Российской Федерации на евразийском пространстве".

В условиях глобальных изменений в мировой экономике значение интеграционной работы на евразийском направлении приобрело особую актуальность. От ее результатов зависит формирование экономического базиса для независимого устойчивого развития нашей страны и ее ближайших соседей. Интеграция создает потребность в развитии общего культурно-цивилизационного пространства, условий для сохранения нашего общего языка и исторической общности населяющих наши страны народов.

Развитие экономических и культурных связей с ближайшими соседями способствуют формированию полиса безопасности вокруг нашей страны.

Смещение центра глобальной экономики с Запада в сторону Востока, в сторону глобального Юга, как сейчас говорят, уже произошло более 10 лет назад, и наш разрыв торгово-экономических связей с Западом ускорил и ускоряет процессы переориентации нашего экспорта в направлении нового экономического центра мира.

Естественно, это требует выстраивания новых международных транспортных коридоров, которые в силу географического положения России на севере евразийского континента должны проходить через территории наших южных соседей, что также предопределяет экономическую интеграцию с этими странами.

Выход нашего экспорта на растущие рынки глобального Юга зависит от нормальных добрососедских отношений с нашими южными соседями. В первую очередь Казахстан, Киргизия. Эта же логика движет нами и на переговорах по разблокированию экономических и транспортных связей в регионе Южного Кавказа между государством-членом ЕАЭС и СНГ Арменией и государством-членом СНГ Азербайджаном.

Кроме этого, формирование транспортно-логистических коридоров при этой работе для нас имеют значение такие страны, как Грузия, Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан, а также Иран, Монголия и Китай. Это те страны, без взаимодействия с которыми невозможно выстроить диверсифицированные безопасные транспортно-логистические маршруты и обеспечивать условия для устойчивого развития нашей экономики.

Интеграционная работа на пространстве бывшего СССР была фактически начата с момента развала нашей большой страны. К настоящему моменту на постсоветском пространстве сложилось три основных интеграционных контура - это Содружество Независимых Государств, Союзное государство России и Белоруссии и Евразийский экономический союз, в который входят: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Каждое из этих объединений характеризуются различной сферой компетенций, собственным порядком принятия решений и разным уровнем глубины интеграционного воздействия.

Наиболее глубокая интеграция у нас сложилась в Союзном государстве, и именно оно приняло основной удар от санкционного экономического давления в прошлом году. Это подтолкнуло наши страны к дальнейшему развитию кооперации, сближению и взаимной поддержке друг друга. Работу и решения, принимаемые в рамках Союзного государства России и Белоруссии, мы рассматриваем как источник инициатив для двух других интеграционных контуров - Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств.

Содружество Независимых Государств, следует подчеркнуть, что это самая широкая по составу участников организация, в которую помимо стран ЕАЭС входит Азербайджан, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан и Украина. И уникальность СНГ заключается в том, что участники содружества взаимодействуют во всех отраслях жизнедеятельности наших стран, включая и гуманитарную повестку, которая не включается в повестку ЕАЭС.

Говоря о работе в рамках ЕАЭС, нужно отметить, что этот союз действительно состоялся. Это экономическое интеграционное объединение, в рамках которого государства-участники осуществляют реализацию четырёх свобод - свободы перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Союз успешно прошёл серьёзную проверку на прочность пандемией и необоснованными санкциями. Достигнутые Евразийским союзом результаты позволяют говорить о том, что у этого интеграционного объединения есть потенциал для превращения в один из макрорегионов, формирующегося многополярного мира.

Евразийскому союзу удалось набрать хорошую динамику ВВП на душу населения, и в особенности это заметно по сравнению с теми странами СНГ, которые близки к нам, но которые не присоединились к ЕАЭС.

В странах ЕАЭС отмечается реальный рост промышленности и сельскохозяйственного производства. И в 2022 году Российская Федерация выступила с инициативой, нацеленной на развитие промышленной кооперации, между экономоператорами государств - членов ЕАЭС. В результате пятью странами достигнута договорённость о субсидировании процентных ставок по выдаваемым национальными и международными финансовыми институтами кредитам и займам на реализацию приоритетных для наших стран интеграционных проектов. На начальном этапе речь идёт о сумме порядка 1,7 миллиарда рублей, но ключевое условие участия в проекте - организация из трёх и более стран ЕАЭС. Таким образом, мы обеспечиваем зарождение и формирование максимального числа кооперационных цепочек между нашими экономиками. Соответствующий протокол с поправками к основному договору о союзе был подписан в Москве главами государств - членов ЕАЭС 25 мая 2023 года в ходе заседания Высшего экономического совета, Евразийского экономического совета. В 2024 году мы рассчитываем, что этот механизм должен заработать.

В 2022 году государства - члены ЕАЭС достигли 14-процентного роста взаимной торговли, ко торая выросла до суммы 83,3 миллиарда долларов США. Но что более важно, с 2015 года рост взаимной торговли внутри ЕАЭС составил 87,2 процента. В то же время увеличение объёмов торговли с внешними партнёрами выросло на 46,1 процента. Это убедительно говорит о том, что производители внутри ЕАЭС признают, что та работа, которую мы ведем по снижению торговых барьеров, отсутствию таможенных границ между нашими странами, создают лучшие, более благоприятные условия для ведения хозяйства, для торговли на пространстве ЕАЭС.

Использование традиционных резервных валют в качестве оружия, нацеленного против нашей экономики, продемонстрировало, насколько важно иметь собственную самостоятельную финансовую систему, опирающуюся на расчеты в национальных валютах, а также собственную систему подтверждения финансовых сообщений.

В первом квартале 2023 года 89 процентов взаимных расчетов за торговлю товарами внутри ЕАЭС осуществлялось в национальных валютах, причем в марте текущего года этот показатель составил 90 процентов. То есть мы фактически внутри ЕАЭС перешли на торговлю в наших национальных валютах. Понятно, что доминанта в этих валютах наш российский рубль, в экспорте и импорте товаров и услуг, на его долю в расчетах между странами ЕАЭС сегодня приходится 77,5 процента. При этом абсолютное большинство банков на пространстве СНГ, и мы проводили эту работу, сегодня имеют возможность использовать систему подтверждения финансовых сообщений, созданную Банком России.

Прошлый год также показал важность достижения финансового суверенитета. Сегодня в нашей повестке стоят задачи развития независимой наднациональной финансовой инфраструктуры, и мы серьезно продвинулись в этом направлении, согласовав с партнерами по ЕАЭС создание Евразийской перестраховочной компании. В результате её создания на союзном рынке появится дополнительная страховая емкость в размере около 120 миллиардов рубле й, это позволит поддержать дополнительно объем взаимной и внешней торговли на сумму более 361 миллиарда рублей и обеспечить единые условия страхования для совместно произведенной продукции.

В контексте развития общего финансового рынка наша страна выступает с инициативой создания Евразийского рейтингового агентства, его функционирование будет способствовать увеличению взаимных инвестиций и торговли. Сейчас одной из ключевых задач интеграционной работы является, в том числе и отбор, и оценка кооперационных, интеграционных

проектов, при рассмотрении которых необходимо будет понимать реальную специфику и иметь возможность проведения необходимых исследований и оценок компаний контрагентов, как говорится, на земле.

Государства-члены ЕАЭС имеют энергетическую безопасность и устойчивый доступ к энергии, обеспечивающий им конкурентное преимущество на фоне других регионов мира.

Наши энергетические рынки демонстрируют рост взаимной торговли. На фоне резких скачков цен на энергоресурсы в Европе, становится понятно, что стабильные цены, определяемые в рамках долгосрочных контрактов, особенность ЕАЭС, которая его выгодно отличает от других стран и объединений.

ЕАЭС также обладает существенной привлекательностью с точки зрения продовольственной безопасности. Мы достигли или превысили уровень самообеспеченности по зерну, растительному маслу, баранине и свинине. По основным видам сельскохозяйственной продукции государства- члены ЕАЭС в 2023 году либо превысят полную самообеспеченность, либо находятся на уровне выше 95 процентов... будут находиться.

Много сделано для сохранения стабильности нашего внутреннего продовольственного рынка. Чтобы избежать дефицита критически важных продовольственных товаров в отдельных странах, вместе с другими странами евразийской "пятерки" скоординировали работу по экспорту и утвердили индикативные балансы спроса и предложений по наиболее чувствительным сельскохозяйственным товарам, и это положительно повлияло на общую социальную динамику в государствах-членах ЕАЭС.

Преимущество ЕАЭС наглядно продемонстрировало свою эффективность в очень сложном для экономик России и Белоруссии 2022 году. Такие экономики, как Армения, Киргизия и Казахстан вместе с тем смогли реализовать преимущество безбарьерной торговли внутри Евразийского экономического союза и увеличить свои ВВП на, соответственно, 12,1; 7 и 3,2 процента. Это очень серьезные темпы роста, которые были обеспечены только благодаря членству этих государств в Евразийском экономическом союзе.

Торговля же между государствами-членами ЕАЭС смогла оперативно адаптироваться к изменившимся условиям, что позволило ряду стран существенно увеличить свой экспорт в Российскую Федерацию.

В связи с беспрецедентным санкционным давлением на Россию и Белоруссию показательно выглядят такие экономические индикаторы, как инфляция и безработица. Г осударства постсоветского пространства, проводившие в отношении наших стран недружественную политику, характеризовались в 2022 году существенно более высоким уровнем инфляции.

Если же взять показатель безработицы в государствах-членах ЕАЭС, то он за эти последние годы опустился до 4 процентов, существенно отличается от показателя в тех странах СНГ, которые не присоединились к ЕАЭС, причём по отдельным методикам расчётов безработицы к декабрю у нас безработица сократилась в ЕАЭС до 1 процента.

Всё это позволяет говорить о том, что ЕАЭС, опирающийся на взаимное уважение и учёт интересов всех его государств-членов, обретает черты безопасной гавани в бурно формирующемся многополярном мире.

У нас есть собственные сырьевые ресурсы, дешёвая энергия, мы достигли самообеспеченности по основным видам сельскохозяйственной продукции, у нас лучшие возможности для занятости населения, мы имеем собственную платёжную систему и ведём большинство расчётов в национальных валютах. У нас есть такое неоспоримое преимущество, как русский язык - общий язык нашего межнационального общения. И, конечно же, мы опираемся на собственную структуру безопасности ОДКБ.

Все эти факторы позволили сделать вывод, прозвучавший в обращении Президента Российской Фндерации Владимира Владимировича Путина главам государств-членов ЕАЭС по случаю вступления России в председательство в органах ЕАЭС в 2023 году.

Президентом России сказано, что, очевидно, у союза есть все возможности для того, чтобы стать одним из мощных, самостоятельных, самодостаточных полюсов формирующегося многополярного мира, быть центром притяжения для всех разделяющих наши ценности и стремящихся к сотрудничеству с ЕврАзЭС независимых государств.

ЕАЭС может стать центром притяжения и для всех остальных стран региона. Уровень безбарьерности движения товаров, глубина экономической интеграции, которая уже достигнута в ЕАЭС, позволяют уже об этом говорить. Многие страны начали более внимательно смотреть в сторону ЕАЭС.

Примером такого внимания к Евразийскому экономическому союзу стал недавний саммит глав государств, проходивший накануне в Москве 25 мая. В нём приняли участие не только члены Высшего Евразийского экономического совета, но и главы государств-наблюдателей и приглашённых к участию в саммите стран СНГ, приглашённых к участию стран СНГ Узбекистан, Куба.

Особенно важно отметить, что впервые в заседании Высшего Евразийского экономического совета приняли участие Президент Азербайджанской Республики Ильхам Г ейдарович Алиев, а также Президент Республики Таджикистан Эмомали Шарипович Рахмон.

Мы видим живой интерес к союзу со стороны научных, экспертных и деловых сообществ таких стран как Азербайджан, Туркменистан, Турция, Иран. Появляются предложения о сближении ЕАЭС и организаций тюркских государств.

Сегодня ни одно из государств - членов ЕАЭС не обладает размерами рынков и собственного населения, достаточными для обеспечения самостоятельного конкурентного технологического развития. Как считают учёные, для этого требуется рынок с объёмом потребления более 300 миллионов человек. Сформировать такой рынок можно только на основе экономических интеграций многих экономик региона. Для этого потребуется сформировать... требуется сформировать привлекательный интеграционный контур, к которому захотят присоединяться другие страны.

А ЕАЭС в силу решённости многих задач экономической интеграции, равноправности государств-членов, относительно высокого по сравнению с другими странами региона уровнем социального развития действительно может стать центром экономического притяжения в Евразии.

Отсюда вытекают определённые Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным приоритеты российского председательства в органах ЕАЭС. Это развитие технологического потенциала и достижение подлинной самодостаточности, цифровая трансформация, продовольственная безопасность, энергетическая безопасность, финансовая безопасность, выстраивание конкурентных условий, формирование транспортно-логистической инфраструктуры, выстраивание взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с внешним миром, сохранение и укрепление социальной и культурной общности.

Именно эти направления, эти приоритеты кладутся нами в основу стратегического видения развития ЕАЭС до 2030-го и до 2045 года. Правительство готовит соответствующие предложения, которые уже обсуждаются с нашими партнерами по Евразийскому экономическому союзу.

Особенно хочу остановиться на вопросах переориентации нашей транспортно-логистической инфраструктуры в направлении Глобального Юга. Здесь значение особое имеет, конечно же, транспортно-логистический коридор "Север - Юг", над созданием которого правительство ведет активную работу с партнерами в Азербайджане, Казахстане, Туркменистане и Иране. Но это только один из элементов создания транспортного каркаса Евразии, над формированием которого работает правительство.

Особое значение имеет и выстраивание отношений с дружественными странами и международными объединениями. Мы активизировали работу по заключению соглашений о свободной торговле. До конца года ожидаем подписание соглашения о свободной торговле с Исламской Республикой Иран. Одновременно продвигаются переговоры с Египтом, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Индией. Начинаем переговоры с Индонезией и думаем о переговорах с Марокко и Тунисом.

Особенное значение придаем развитию отношений между Евразийским экономическим союзом и Китайской Народной Республикой. В феврале Евразийская экономическая комиссия и Китайская Народная Республика подписали план по развитию торгово-экономического сотрудничества, включающий вопросы цифровизации транспортных коридоров, установление диалога по вопросам внешнеторговой политики ЕАЭС и КНР и совместному исследованию об эффектах различных сценариев углубления торгово-экономического сотрудничества, включая либерализацию торговли. То есть работа по сопряжению Евразийского экономического союза и китайской инициативы "Пояса и пути" вышла в практическую плоскость.

В завершение своего доклада хотел бы сказать о самом важном - о сохранении и укреплении нашей социальной и культурной общности. Здесь основное внимание мы отводим русскому языку, реализуем программу "Русский учитель за рубежом" и наращиваем количественное присутствие учителей русского языка в зарубежных странах, а также расширяем географию этого присутствия.

За три года увеличили количество учителей русского языка за рубежом в 5,8 раза. Завершаем подготовительные работы по учреждению международной организации русского языка, которая создается по инициативе Президента Казахстана Касым-Жомарта Кемелевича Токаева.

Рассчитываем, что соответствующий договор и устав этой новой международной организации будет подписан в ходе саммита глав СНГ в октябре 2023 года, но эта организация не будет ограничиваться рамками СНГ и к ней в дальнейшем смогут присоединяться все заинтересованные в поддержке и продвижении русского языка государства мира.

Конечно же, мы увеличиваем и количество квотных мест для иностранных студентов в наших вузах. Сегодня по квотам и самостоятельно в российских вузах учится 351 тысяча иностранных студентов. Также расширяем филиальную сеть наших вузов за рубежом, причем за рубежом сегодня особым спросом пользуется наше математическое и техническое образование, особенно в Казахстане, опять-таки Президент Казахстана выступал с такими инициативами и мы вместе над этим с Казахстаном работаем.

Самое важное направление нашей работы - конечно же, это строительство российских школ за рубежом. 1 сентября 2022 года в Таджикистане начали работу пять российских школ. Каждая школа - это 25 тысяч квадратных метров, рассчитанная на более чем тысячу 220 учеников. В каждой школе есть два бассейна, два спортивных зала, актовый зал на 600 мест, который по своей оснащенности может соперничать с некоторыми театрами, а также полноразмерное футбольное поле для детей и иные спортивные сооружения. Школы сертифицированы Рособрнадзором, и обучение ведется в соответствии с российскими стандартами впредь до того, что утро в этих школах начинается с подъема двух флагов и дети поют два гимна своих стран.

В марте 2023 года мы также подписали межправсоглашение о строительстве девяти школ в Киргизии.

Я хочу привлечь внимание, что вот на этом слайде как раз показана одна из школ, которую мы построили в Таджикистане.

А сейчас я попрошу включить слайд с фильмом по Киргизии по тому, что мы там планируем сделать.

Пожалуйста.

(Идёт видеотрансляция.)

Ну, те фотографии, которые здесь были показаны, это как раз уже реальные фотографии школ, построенных в Таджикистане. Но фактически, фактически мы также ведём сегодня переговоры и с Арменией, и с Азербайджаном, с Вьетнамом, с Сирией о строительстве наших школ.

Начали вот буквально в прошлую пятницу на полях заседания Высшего Евразийского экономического совета разговор о строительстве школ в Казахстане и там тоже так первичный интерес есть. Смотрим вместе с коллегами из Минпросвещения и на африканские страны, которые дружественно к нам настроены.

Но фактически (следующий слайд), фактически делаем всё для того, чтобы у детей... спокойное, нормальное детство. Они вырастут и будут нам благодарны за это. А это в конечном итоге залог мирного развития России. Потому что грань между этими мирами, это вот столовая школы в Таджикистане и, собственно, этими афганскими детьми, она очень узкая, такая же, как и расстояние между этими детьми.

 


Калашников Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Да, действительно, у нас выстроились рабочие эффективные, активные отношения с вице-премьером Алексеем Логвиновичем по нашим вопросам.

Мы несколько месяцев назад встречались в узком составе ещё перед отчётом правительства с премьером и Алексеем Логвиновичем, тогда я выступал по некоторым нашим парламентским подходам и был встречен, моё выступление, полной поддержкой.

После этого мы провели парламентские слушания здесь у нас. На этих парламентских слушаниях присутствовали все члены всех министерств, правительства, другие подразделения. Мы выработали методические рекомендации, не буду сейчас на них подробно останавливаться, их много - около 100 методических рекомендаций, над которыми будем дальше работать.

На комитете недавно мы с Алексеем Логвиновичем очень серьёзно поговорили по некоторым вопросам, которые не вынесешь на парламентское измерение. Это работа межправительственных комиссий, двусторонка, на Юге что творится. Вы всё это видите на экранах и по тем сложным вопросам, Азербайджана и Армении, например, одно из таких направлений, которые приходится тянуть, и иногда не всегда эффективно это получается, Алексей Логвинович. Но я бы хотел сказать о том, что те цифры, о которых говорил вице-премьер, к сожалению, вот есть такое выражение, что выгодное партнерство в области экономики не всегда в конечном итоге надежно.

Парадокс, но это так, мы видим это и сегодня, когда Евросоюз отказывается от нашего газа, взрывает потоки, и мы видели это на Украине, когда Украина предпочла очень выгодные отношения с Россией, некоторые оценивают, вот президент говорил о том, что около 200 миллиардов долларов мы отдали, по сути говоря, Украине за эти годы в виде тех или иных субсидий, поставок газа и так далее. Но при этом Нуланд, которые не 200 миллиардов, а 5 миллиардов положили на алтарь Украины и применили их к сфере языка, подготовке журналистов, студентов, НКО, оказалось выгоднее.

И вот то, о чем говорил Алексей Логвинович в конце, вот так, к сожалению, и видно в работе всего правительства, что вот эти вопросы русского языка, школ, взаимодействия с журналистами, привлечения студентов, они всегда в конце. Ну и что толку, что мы с ними сотрудничаем, что мы закапываем, в том числе и миллиарды, если в конечном итоге эти миллиарды оказываются не нужны.

Именно поэтому, когда сюда зашла программа, государственная программа "Русский язык", там как в насмешку вот на бюджете было ноль рублей и ноль копеек. Мы тогда отказались голосовать за этот бюджет, надо отдать должное комитету по бюджету, Вячеславу Викторовичу, мы уже ко второму чтению бюджета дости гли наполнения его денежными средствами.

То же самое мы рекоменду ем, Алексей Логвинович, вам и в отношении парламентской составляющей Евразийской экономической комиссии. Есть гораздо менее... гораздо более узкие, точнее, значит, формирования, объединения, которые имеют такие парламентские... парламентскую составляющую, это касается и МПА СНГ, и Союзного государства, и даже военную составляющую.

Но недавно опять одно из государств, вот на форуме в прошлом... в прошлой неделе сказали о том, что гуманитарные вопросы и вопросы экономического характера надо, мы не хотим втянуть в Евразийскую экономическую комиссию.

Когда ты им отвечаешь: вот, скажите, вот вы, Киргизия, например (это сказали, правда, не киргизы), ну, вы 30 процентов своего бюджета формируете из доходов таксистов, которые работают здесь и которым мы вот здесь в парламенте предоставили возможность не пересдавать экзамены по водителям, потому что вы русский язык используете в качестве государственного, там в качестве официального общения. Мы вам дали такую возможность. Это увязанные экономический вопрос и гуманитарный?

Конечно, увязанные. Ну, так давайте создавать парламентскую площадку, где мы будем эти гуманитарные вопросы, в том числе, и рассматривать (говорим мы), но пока продвижения здесь нет, как и нет продвижения в формировании общего бюджета Евразийской экономической комиссии. У нас есть везде бюджет, здесь бюджет сформировать проще пареной репы и, кстати говоря, вы помните, премьер нас поддержал по этому вопросу - по таможенным отчислениям платежей.

Я думаю, что мы отразим эти вопросы в постановлении, в проекте постановления. Неделю еще доработаем его, и обязательно хотел бы, чтобы вы, Алексей Логвинович, обращали внимание на эти вопросы не в конце (и ваши коллеги), а в начале, и тогда нас, действительно, будет ждать успех.

Спасибо.

 


Прусакова М. Н., фракция КПРФ:

- Алексей Логвинович, в соответствии с Договором о ЕАЭС основной целью организации является формирование единого рынка труда, услуг, капитала и трудовых ресурсов. К сожалению, в настоящий момент нельзя сказать, что ЕАЭС близок к полному достижению хотя бы одной из этих своих первоначальных целей. Имеющаяся интеграция по большей части ограничивается принципами Таможенного союза.

Поэтому одной из главных задач стратегического развития ЕАЭС до 2025 года является формирование единого финансового рынка.

По вашему мнению, для его формирования не является ли препятствием разница в уровне развития финансовых систем и экономик стран-участниц, а также коренные отличия в правовом регулировании и опасение некоторых стран в связи с возможной утерей суверенитета?

И прокомментируйте, пожалуйста, решение 2022 года об учреждении в ЕАЭС нового специализированного механизма финансирования промышленности, позволяющего кредитовать и субсидировать... (Микрофон отключён.)

 


Оверчук А. Л.:

- Спасибо большое за ваш вопрос.

Действительно, Договор о ЕАЭС предусматривает создание общего финансового рынка и обеспечение недискриминационного доступа на финансовые рынки государств - членов союза. С целью формирования общего финансового рынка ЕАЭС, здесь предусматривается, помимо прочего, проведение гармонизации законодательства наших стран в финансовой сфере. Прежде всего, эта гармонизация направлена на сближение законодательства, правового регулирования финансового рынка, исключающего наличие регуляторного арбитража, что способствует минимизации рисков, возникающих при различного рода... возникновении различного рода препятствий на пути формирования этого рынка.

Кроме того, нами в августе 2022 года были приняты рекомендации по развитию использования национальных валют во взаимной торговле, и сегодня мы видим, что достаточно эти рекомендации воспринимаются государствами - членами ЕАЭС, и как уже сегодня звучало, мы вышли почти на уровень 90 процентов по расчетам в наших национальных валютах.

Что же касается вашего второго вопроса по созданию особого механизма кредитования, то действительно в 2022 году мы предложили государствам - членам ЕАЭС расширить бюджет ЕАЭС и всё-таки постараться внести в бюджет ЕАЭС элементы развития и путем оказания поддержки, путем оказания поддержки кооперационным проектам между странами и государствами - членами ЕАЭС, между производственными предприятиями, между нашими компаниями.

В чем это будет выражаться? Это будет выражаться, как мы договорились, в субсидировании процентной ставки по кредитам, которые будут выдаваться на реализацию таких проектов. Причем в качестве проектов мы также говорим о том, что мы отбираем отрасли, которые в первую очередь нацелены на развитие и на импортозамещение, то есть то, что будет способствовать формированию нашего технологического суверенитета.

 


 Бессонов Е. И., фракция КПРФ:

- Уважаемый Алексей Логвинович, Россия с 1 января 2023 года председательствует в Евразийском экономическом союзе. Приоритеты российского председательства в ЕАЭС на 2023 год определил Президент Российской Федерации на расширенном заседании Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке 9 декабря 2022 года. Поставлена задача определить стратегические ориентиры на ближайшую перспективу и начать подготовку нового базового документа экономической интеграции.

В своё время республики Советского Союза кроме централизованной власти, экономической кооперации объединяла общая идеология социальной справедливости и защиты человека труда. Планируется ли внесение идеологической составляющей в деятельность Евразийского союза? А если останется только экономика, то не получится ли то, что получилось с Европой? Россия поставляла и поставляет нефть и газ по низким ценам, а в ответ получаем санкции и... (Микрофон отключён.)

 


Оверчук А. Л.:

- Спасибо большое, Евгений Иванович, вопрос очень важный.

По идеологической составляющей. На сегодняшний день Евразийский экономический союз, и это предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе, он нацелен на реализацию четырёх свобод: свобод перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Всё-таки вопросы идеологии, вопросы гуманитарные в компетенции у союза, а гуманитарные - это, прежде всего, мировоззренческие вопросы, это надо понимать, они в компетенцию союза не входят. И мы, конечно же, считаем в правительстве, и это также подтверждается словами Президента Российской Федерации, которые он сказал на расширенном заседании Высшего Евразийского экономического совета, мы считаем, что это колоссальный недостаток. И если мы говорим о социальной, о культурной составляющей, о сотрудничестве в сфере образования, развития языка, спорта, всего того, что сближает людей и формирует единую общность, вы совершенно правы, без единой общности, без общего мировоззрения вот экономике грош цена. Это невозможно движение.

Поэтому президент предложил пятую свободу - свободу знаний, именно имея в виду, что мы должны здесь также проводить скоординированную политику.

Понятно, что не все страны союза сегодня к этому относятся однозначно. И мы ведем переговоры, в том числе мне было поручено выезжать и вести такие переговоры. Там говорят о том, что мы видим Евразийский экономический союз как сугубо экономическое объединение, давайте решать вопросы, связанные с вопросами гуманитарными, с вопросами образования, с вопросами общего взгляда на нашу историю в рамках Содружества Независимых Государств.

Вот такая позиция сегодня существует у некоторых стран Евразийского экономического союза, и в принципе, конечно же, в условиях, когда дальнейшее движение вперед союза и углубление интеграции возможно в условиях... только на основе консенсуса, здесь мы сталкиваемся с позицией отдельных стран. Ну, одной страны, скажем, которая выступает, не поддерживает эти предложения. С нашей же стороны мы на каждой встрече об этом говорим.

 


Куринный А. В., фракция КПРФ:

- Уважаемый Алексей Логвинович, в плане валюты, общей валюты уже спросили, и, в общем-то, понятны перспективы.

В части общей платежной системы, которая существует сегодня между странами ЕАЭС и возможностью распространения на БРИКС, какие перспективы?

И второй момент. То, что касается программы сегодня индустриализации, так называемой, или плана или схемы индустриализации, ценой 300 миллиардов долларов, которая распланирована на несколько лет. Каковы перспективы ее реализации и особенно того раздела, который касается единого центра по производству полупроводников, чипов и формирования такого единого центра микроэлектроники на территории ЕАЭС.

 


Оверчук А. Л.:

- Спасибо за ваш вопрос.

По единой платежной системе, конечно же, мы везде рекомендуем и советуем нашим партнерам подключаться к нашей системе подтверждения, системе передачи финансовых сообщений, которая разработана Центральным банком Российской Федерации. И, как вы знаете, за последний год, собственно, произошла активизация банков на пространстве ЕАЭС в части решения этой задачи.

И мы обсуждаем эти вопросы и в двухсторонних форматах и многостороннем формате и здесь, конечно же, следует иметь в виду, что, наверное, с учетом сегодняшних реалий, использовать только одну систему было бы неразумно.

Некоторые страны сделали уже свои системы. И поэтому... опять-таки кто-то продолжает использовать SWIFT.

Поэтому здесь сегодня правильнее говорить о налаживании взаимодействия между всеми этими системами, для того чтобы общая финансовая система была более устойчивой. Потому что в конечном итоге наша цель состоит в том, чтобы обеспечивать беспрепятственное гарантированное проведение платежей по финансовой системе. В этом цель состоит.

Поэтому с этой точки зрения мы поддерживаем такое направление, в том числе, и наши финансовые институты тоже подключаются к зарубежным системам подобным. Это нормально.

Что касается вашего вопроса по микроэлектронике, давайте, может быть, его отдельно посмотрим.

 


Тайсаев К. К., фракция КПРФ:

Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Алексей Логвинович, уважаемые товарищи, Евразийский экономический союз - это особая экономическая зона, на территории которой существует свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Лидер нашей фракции Геннадий Андреевич Зюганов считает, что создание ЕАЭС и Союзного государства - это исключительно важный шаг к независимости, суверенитету и конкурентоспособности. Ведь, складывая потенциалы, все наши страны становятся сильнее, богаче, умнее и перспективнее.

Очень правильно, что сегодня правительство рассматривает отношения с ближним зарубежьем, СНГ, ЕАЭС как приоритет российской внешней политики.

В обращении Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина к главам государств-членов ЕАЭС были раскрыты стратегические приоритеты российского председательства в 2023 году, позволяющие реализовать потенциал союза в новых условиях. Он подчеркнул, что гуманитарная повестка, вопросы просвещения, культуры, спорта не должны оставаться на периферии нашей интеграции.

В ходе состоявшихся встреч фракции КПРФ с Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Владимировичем Мишустиным был поддержан ряд наших предложений, в том числе, председателя комитета по делам СНГ Леонида Ивановича Калашникова о формировании наднационального бюджета ЕАЭС для реализации совместных научно-образовательных, ... проектов за счёт процентных отчислений от таможенных пошлин. Рады тому, что первый шаг в этом уже сделан - принято решение о направлении на указанные цели 10 процентов от специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин с 2024 года.

Фракция КПРФ выступает за наращивание усилий по продвижению российской мягкой силы, что потребует увеличения расходов федерального бюджета. Одним из направлений формирования мягкой силы является получение иностранными гражданами российского образования.

Леонид Иванович Калашников обратился к Владимиру Владимировичу Путину с просьбой увеличить бюджетные квоты для иностранных студентов в российских вузах. Президент поддержал эту инициативу, и в 2023 году удалось добиться двукратного увеличения выделяемых государством бюджетных мест, их количество составило более 30 тысяч. Считаем необходимым далее продолжить эту работу в связи с высоким спросом на российское образование.

2023 год объявлен Годом русского языка в странах СНГ. Великий и могучий русский язык - это не только язык межнационального общения, но и объединяющие скрепы между нашими народами. Я - осетин - как никто другой понимаю значение этих слов.

В этой связи наша фракция поддерживает строительство и открытие пяти русских школ в Таджикистане, идёт строительство девяти школ в Киргизии, ведутся переговоры с Арменией и другими государствами.

С 2017 года, как было сказано, реализуется гуманитарный проект "Российский учитель за рубежом", и в рамках которого обеспечивается деятельность педагогических работников, преподающих на русском языке в школах стран СНГ. Существуют не только проблемы нехватки педагогов-русистов и предметников, но также не хватает учебников на русском языке.

Наша фракция совместно с комитетом по делам СНГ разрабатывает проект "Школьный учитель" для подготовки квалифицированных кадров - учителей, преподающих на русском языке.

В рамках проекта планируется привлечь студентов из стран СНГ для получения ими специальности педагога с условием последующего возращения в свои страны для преподавания на русском языке в целях увеличения его распространения и популяризации на пространстве СНГ. Вариантом более скорейшего решения является стимулирование местных кадров к преподаванию на русском языке за счёт бюджетных средств. Данные проекты также направлены на формирование единого образовательного пространства.

Свои предложения мы уже направили в соответствующие министерства. К сожалению, на текущий момент ответ не получен. Просим правительство обратить внимание на возможность реализации этих проектов.

Эти задачи заложены в принятых программных документах СНГ, ЕАЭС, которые усиливают важность гуманитарного сотрудничества. Предусматривается необходимость формирования единого образовательного пространства, которое могло бы стать прочной основой для мягкой силы. Её формирование является одной из важных стратегических задач на внешнеполитическом контуре, включая также работу по направлениям культуры,    искусства, спорта, образования, науки, экономики, промышленности и другим. Дефицит координации деятельности ведомств приводит к разнонаправленной и даже перекрёстной работе. Наша фракция предлагает координировать данную работу на базе правительства. Наши предложения оформлены, мы готовы передать их вам для рассмотрения, уважаемый Алексей Логвинович.

Нашей партии удалось сохранить деятельность коммунистических партий во всех государствах постсоветского пространства. Все они поддерживают Россию, поддерживают также Россию в вопросе проведения специальной военной операции на территории Украины. Многим из них сегодня приходится работать в особых условиях - в подполье, к примеру, в Прибалтийских странах. Несмотря на позицию властей в недружественных странах, наши товарищи и сторонники по коммунистическим партиям продолжают быть организаторами и участниками мероприятий в поддержку Российской Федерации в этих странах. Мы это часто можем наблюдать с вами в средствах массовой информации.

В сегодняшних условиях нам удалось провести 22 апреля в городе-герое Минске под руководством Геннадия Андреевича Зюганова и при поддержке Президента Беларуси Александра Григорьевича Лукашенко, который объявил 2023 год Годом мира и созидания, Международный антифашистский форум, в котором приняли участие более 50 стран мира, в том числе представители из недружественных стран, которые также открыто выступали в поддержку России и специальной военной операции.

Наша фракция считает, что таким политическим партиям и силам, как верным союзникам России нужно оказывать всестороннюю поддержку в укреплении их позиций. Просим правительство на это обратить особое внимание.

Уважаемый Алексей Логвинович, наша фракция благодарит вас лично за работу и поддерживает вашу команду. Мы настроены на дальнейшую продуктивную работу, и надеемся на вашу поддержку наших инициатив.

Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)

 


Оверчук А. Л.:

- Я хочу высказать самую искреннюю благодарность всем депутатам за то внимание, которое вы уделяете вопросам, актуальным вопросам углубления, интеграции, интеграционного строительства на евразийском пространстве.

Я очень внимательно слушал сегодняшние выступления и, конечно же, те вопросы, которые... те вопросы, которые прозвучали и сегодня на пленарном заседании, на заседаниях фракций, комитетов и то, что было в письменном виде представлено, говорит о глубокой степени погружения в эту проблематику. И, конечно же, мы в правительстве из того, как вы формулируете эти вопросы, из этих выступлений, конечно же, извлекаем очень полезный опыт и смотрим на это, в том... в первую очередь с точки зрения того, куда дальше идти, куда и как нам двигать евразийскую интеграцию, что нам важно.

А вот сегодняшнее обсуждение на пленарном заседании и в комитетах, и во фракциях показало, что, конечно же, все мы смотрим на то, чтобы расширять повестку Евразийского экономического союза, прежде всего, в гуманитарной области.

Вячеслав Викторович Володин сегодня, когда в начале говорил, он сказал очень точные слова о том, что выгодное партнерство в области экономики не всегда в конечном счете надежно. И, действительно, то, что мы видим сегодня и с Евросоюзом происходит, и с Украиной произошло - это яркая иллюстрация этих слов.

Поэтому нам необходимо на евразийском пространстве формировать единые подходы к мировоззрению. И, действительно, работать над нашими общими ценностями, работать над системой образования, создавать то, что президент, общий наш президент очень ёмко назвал "пятой свободой" - свободой знаний. Собственно, сегодня это прозвучало во всех выступлениях.

И, конечно, Леонид Иванович покритиковал меня сегодня, что я это поставил на последнее место, но, поставив это на последнее место, я сказал, что это наиболее важный вопрос. Я думал, когда структуру доклада, что ставить первым? Я поставил его там, чтобы выделить, чтобы закончить, чтобы действительно это осталось. Это самое важное.

И здесь мы будем работать с нашими коллегами, хотя, конечно же, работа эта (здесь звучало) сложная в том плане, что очень тяжело добиваться консенсуса и все решения принимаются консенсусом и, конечно же, иногда нам хочется быстрее. Но, когда вы работаете и принимаете решения на основе консенсуса, это наиболее крепкие решения, это наиболее крепкий союз. И это действительно говорит о том взаимном уважении, на основе которого мы строим отношения с нашими союзниками, и это нас очень сильно выгодно отличает от остальных стран и делает наш союз действительно надежным, мы в этом уверены.

Поэтому будем продолжать работу именно в этом ключе, конечно же, и по финансовой безопасности и по продовольственной безопасности. И важно, сегодня очень много говорилось всеми о выстраивании транспортно-логистических цепочек, коридор север-юг.

Все эти направления работы правительство активно реализует и будет реализовывать.

Поэтому очень благодарен за ту поддержку, которая сегодня прозвучала в выступлениях фракций. И мы, действительно, здесь все, как говорится, находимся на одной волне, мы все понимаем важность евразийской интеграции, евразийского строительства для нашей страны, и поэтому при вашей поддержке мы, конечно же, вместе сможем и дальше продвинуть наши интеграционные процессы.

Спасибо большое.



Rambler's Top100