< Предыдущая | Следующая > |
---|
Правительственный законопроект об особенностях исполнения бюджетов в 2023 году, принятый 21 июня Госдумой в первом чтении, открыл серию законодательных актов, настраивающих бюджетную и налоговую систему.
ЗАКОНОПРОЕКТ, содержащий 28 поправок, вносимых в Бюджетный кодекс и сопутствующие законы, упорядочивает, как и в какую казну будут складываться будущие налоги и платежи. Например, норма о зачислении в региональные бюджеты административных штрафов за нарушение правил движения тяжеловесного крупногабаритного транспорта из временной становится постоянной. В прошлом году по этой статье в региональные бюджеты поступило 1,3 триллиона рублей. Эта поправка ни у кого не вызвала возражений, точно так же, как и предложенный механизм возврата ошибочно взысканных с граждан средств, которые будут сначала поступать на счёт территориального органа Федеральной службы судебных приставов, а потом уже на банковский счёт пострадавшего гражданина.
Ещё одна норма правительственного законопроекта позволит направлять в федеральный бюджет так называемый компенсационный платёж, взимаемый с владельцев производственных предприятий за неисполнение требований закона «Об охране окружающей среды». Всё это неплохо.
Но правительство по своему обыкновению замешало в одну бадью и полезные, и чрезвычайно токсичные ингредиенты. Среди последних — норма о зачислении в федеральный бюджет так называемого налога на сверхприбыль прошлых лет, законопроект о котором, как было заявлено фракцией парламентского большинства, будет рассматриваться на следующей неделе. Свою позицию правительство обосновало в пояснительной записке: «Разработка законопроектов обусловлена текущей экономической ситуацией и тем фактом, что за 2021 и 2022 годы наблюдался достаточно высокий уровень конъюнктурных доходов в некоторых отраслях экономики, в связи с чем соответствующие организации смогли сформировать дополнительную прибыль, обусловленную исключительно благоприятной ценовой конъюнктурой». Минфин намерен взять с предприятий налог на сверхприбыль прошлых лет в сумме приблизительно 300 миллиардов рублей.
В этой норме в общем-то и содержится идеологическое ядро нынешнего законопроекта, о чём весьма доходчиво сказал Евгений Бессонов. У кого будут изъяты эти деньги? У законопослушных предприятий, которые уже заплатили все налоги, включая налог на прибыль, и оставшиеся средства вложили в перевооружение, технологическое оснащение, решая в том числе и задачу импортозамещения. «А теперь минфин задним числом требует заплатить дополнительный налог», — возмутился коммунист Бессонов.
«Это не коснётся тех, кто вывел деньги за рубеж», — заметил он и привёл в пример ПАО «Газпром», которое по итогам первого полугодия 2022 года выплатило рекордные дивиденды в размере одного триллиона 200 миллиардов рублей. Чуть более половины этих денег пошли в бюджет Российской Федерации, а остальные уплыли. В каком направлении — об этом можно судить по тому, кому принадлежат акции этого акционерного публичного общества: 6,6% акций «Газпрома» находятся у держателей американских депозитарных расписок и 43% — у «прочих лиц».
Дополнительным налогом наказаны будут те предприятия, которые успешно работают и вкладывают деньги в производство, убеждён депутат Бессонов. Подобный топорный финансовый метод правительства в полной мере ощутили на себе аграрии. За счёт повышения вывозной пошлины на зерно рентабельность сельхозпроизводителей обнулилась и труд селянина искусственно стал убыточным. А снижение закупочной цены на молоко сделало убыточным содержание крупного рогатого скота, что впоследствии привело к повсеместному снижению гумусного слоя почвы из-за невнесения органических удобрений.
С помощью завышенной ставки рефинансирования прибыль предприятий и сельхозпроизводителей плавно перетекает в банковскую сферу, продолжил Евгений Бессонов. Так, в 2020 году прибыль банковской сферы составила 1,6 триллиона рублей, в 2021-м — 2,4 триллиона рублей, после падения в 2022 году до 203 миллиардов рублей прибыль банков вновь взмыла вверх уже в первом квартале 2023 года, вытащив из производства 880 миллиардов рублей. И эти сверхдоходы изымать никто не собирается, подчеркнул депутат.
В зале заседаний звучали предложения правительству «атаковать не свой бизнес, а иностранные компании, торгующие в России», и обратить свой взор на акциз на нефтяное сырьё, направленное на переработку, возместив который нефтяным компаниям, федеральный бюджет потерял в 2022 году почти 3,3 триллиона рублей.
Первое, что необходимо сделать, заявил Евгений Бессонов, выражая точку зрения фракции КПРФ, — это остановить вывоз средств за границу и ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. А то, что предложило правительство, — это подножка производственному сектору экономики. Фракция КПРФ правительственную инициативу не поддержала.
ПОПРАВКИ в Федеральный закон «О российском движении детей и молодёжи», с которыми выступило министерство просвещения РФ, также относятся к бюджетной сфере. Чтобы созданное в прошлом году детско-юношеское движение действительно пришло в движение, нужны деньги. Законопроект, принятый в первом чтении, наделяет его полномочиями главного распорядителя и получателя бюджетных средств с сохранением права получать из бюджетов разных уровней и субсидии. В общем-то эта норма уже отражена в Бюджетном кодексе. Теперь она лишь переносится в базовый закон. Обсуждение этого вопроса стало поводом для разговора вообще о судьбе «Движения первых».
Региональные отделения движения открыты во всех 89 субъектах Российской Федерации, первичные отделения созданы в 21570 общеобразовательных организациях, в 1400 колледжах и вузах, сообщил замминистра просвещения Андрей Корнеев. Штатное число сотрудников движения детей и молодёжи, которые будут работать в муниципалитетах и регионах, составит 8 тысяч человек. Плюс во всех школах будет советник, ответственный за воспитательную работу, сегодня в каждой второй школе они уже есть, в центральном штабе движения будут работать 400 человек, доложили «единороссы».
«Сколько в процентном отношении будет тратиться на содержание аппарата, приобретение имущества, на транспортные средства, то есть на благосостояние тех чиновников, которые будут расти с геометрической прогрессией, и сколько будет на конкретную работу с детьми?» — поинтересовалась Ольга Алимова. Этот же вопрос беспокоил и Николая Коломейцева. Распределение бюджетных средств надо «заземлить», направив две трети бюджета движения в региональные отделения, считает он.
В этом году на финансирование движения будет направлено из федерального бюджета 21,4 миллиарда рублей, в том числе 9,6 миллиарда рублей на поддержку региональных отделений, которые также смогут получить 2 миллиарда рублей в виде грантов. 617 миллионов рублей пойдёт на продвижение программы «Орлята России», охватывающей начальные классы, 168 миллионов рублей — на обучение наставников и 5 миллионов рублей — на классные встречи.
7 миллиардов рублей запланированы на федеральные проекты.
Нина Останина, выступая от имени фракции КПРФ, заявила, обратившись к правительственной ложе: «У нас была консолидированная позиция, когда мы вносили законопроект — под ним подписались депутаты всех пяти фракций в Государственной думе. У нас была консолидированная позиция, когда мы голосовали во всех трёх чтениях за создание детского, молодёжного движения. Но вы рискуете разрушить эту консолидацию недостаточной информированностью о работе этого движения». По словам депутата, которая побывала в Якутске, в школах этого региона нет ни пионервожатых, ни первичек, есть только заместители директоров по воспитательной работе. Подобная ситуация наверняка и во многих других регионах, полагает Нина Останина. Зачем тогда нужен такой огромный административный аппарат в четыре сотни человек?!
Вопрос: «Не превратится ли общественное движение в бюджетную кормушку, прикрытую благовидной задачей воспитания подрастающих поколений и их идеологическим образованием?» — тревожит многих.