< Предыдущая | Следующая > |
---|
16 ноября, предваряя пленарное заседание Госдумы, перед журналистами выступили депутаты КПРФ Н.В. Коломейцев, И.Н. Бабич, В.В. Кумин.
Н.В. Коломейцев:
— Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас очередное заседание из серии «очень серьезных» — вы знаете, что вчера Государственная Дума рассматривала и приняла во втором чтении бюджет Российской Федерации на 2024 - 2026 годы.
А сегодня мы будем рассматривать основы денежно-кредитной политики на этот же период: я не случайно пригласил двух наших специалистов в этой области — они чуть позже остановятся на этой проблематике.
Я хотел бы сказать о нескольких общих вопросах: вы видите, что кроме бюджета у нас в принципе, идёт интенсивная подготовка к президентским выборам. Вчера вы видели награждение председателей территориальных областных избирательных комиссий, Эллы Памфиловой.
Встреча Президента с ними говорит о том, что выборы президента вышли на финишную прямую. Хотя в столь сложных условиях во многих странах выборы просто не проводятся — потому что выборы — это дестабилизация общественно-политической жизни. Но в наших условиях «управляемой демократии» - это менее дестабилизирующий фактор и эти вопросы сегодня решаются с помощью ДЭГа и других технологий.
Кроме этого, вы видите, что Управление внутренней политики Администрации Президента проделала очень большую работу, и, с моей точки зрения, Сергей Владиленович Кириенко и его заместитель Андрей Вениаминович Ярин, бывают не только на Новых территориях, но и во всех субъектах РФ чаще других федеральных руководителей.
Причём, иногда даёшься диву: откуда у них столько энергии — заниматься от «Движения первых», «Артеком», «Сириусом», проведением всевозможных кадровых мероприятий и различных форумов. Мы знаем, что это очень сложная задача и хотим пожелать им в этом больших успехов.
Единственное, мы считаем недостаточно объективным отношение к КПРФ, но, я думаю, это вопрос времени, так как время показывает, что мы и пять, и десять лет назад говорим о том, что сегодня становится злободневным, и предложенные нами методы решения — становятся актуальными.
Мы, проводя круглые столы и парламентские слушания, научно-практические конференции, экспертно-аналитические работы и участвуя в Московском и Орловском экономических форумах, отрабатываем свои наработки. Мы это делали на экспертизе ведущих руководителей, которые даже в этих сложных условиях умудряются не только выживать, но и расширять производство, платить достойную зарплату — как это делают народные и крупные промышленные предприятия сельхозмашиностроения, тракторостроения и других отраслей.
О кредитно-денежной политике начнёт Вадим Валентинович Кумин, а продолжит Иван Николаевич Бабич.
В.В.Кумин:
— Добрый день, дорогие друзья! Проект денежно-кредитной политики, который был представлен сегодня в Государственной Думе, показывает, что мы сегодня имеем. Политика, которую сегодня проводит финансово-экономический блок Правительства, привела к тому, что в настоящий момент оно фактически отказалось от защиты национальной валюты, если не считать последней меры, которая явно запоздала — я об Указе Президента о частичной продаже валютной выручки крупными экспортерами. До этого Правительство бездействовало и фактически отказалось от защиты национальной валюты.
Также мы сейчас имеем в проекте кредитно-денежной политики запрограммированную ставку в размере 15%, которая по сообщению Председателя ЦБ продлится достаточно долго в районе года, по прогнозам.
Значит, мы с вами будем жить этот год при таких крупных ставках по кредитам. Естественно, это сильно снижает возможность получить кредиты предприятиям, малому и среднему бизнесу, сельскому хозяйству и другим важнейшим отраслям.
Кроме того, мы имеем запрограммированный прогноз того, что экономический рост будет в пределах 1,5 - 2% в год, что не соответствует поручению Президента и намерению, много раз озвученному властью, о выходе на среднемировые темпы роста.
Все это говорит о том, что такая политика государства в области финансов — не преследует целей, которые действительно важны сегодня для страны, а только цели текущего дня, потребности наполнения бюджета, в том числе — за счёт роста курса валюты.
Это то, что мы не можем поддержать и мы, конечно, считаем, что нужна другая денежно-кредитная политика. У нас в этом смысле есть своя программа, есть свои предложения, и мы сегодня на заседании озвучим эти предложения.
Ничего принципиально нового они не дают, но они добротные и они проверены временем и тем, как идёт развитие социалистических стран: таких как Китай и Вьетнам. Темпы роста в Китае выше 5%, а во Вьетнаме — 7-8% в год. Вот к чему нам надо стремиться, и за какую денежно-кредитную политику мы бы проголосовали.
Н.В. Коломейцев:
- Хочу два слова сказать о том, что Вадим Валентинович имеет прямое отношение к нахождению механизма, когда сегодня 42% наших внешнеторговых операций осуществляются в рублях, потому что он был одним из разработчиков первых механизмов налаживания отношений с азиатскими, так называемыми «тиграми». И недруги, узнав об этом, сразу объявили санкции, но было уже поздно. Пожалуйста Иван Николаевич.
И.Н.Бабич:
— Я бы хотел усилить позицию Вадима Валентиновича по поводу денежно-кредитной политики. Основная проблема этой политики сейчас в том, что ставка запредельная и мешает абсолютно всему. 15% плюс добавочная стоимость к кредиту — это 19%, и они убивают все предприятия.
Мы во фракции не понимаем, каким образом предприятия смогут развиваться при такой ставке? И самое интересное, что никто не может объяснить — ни Правительство, ни Центробанк, чем им в данном случае помешало импортозамещение? По словам Центробанка то, что сейчас на данный момент очень мало рабочей силы и весь рост цен вызван повышенным спросом. Хорошо ну чем провинились китайские станки, которые вообще не производятся в Российской Федерации?
А это то что увеличивает КПД предприятий: нужно субсидировать под 1 - 3% эти программы, а мы их почему-то загоняем в угол своей денежно-кредитной политикой. Это самый актуальный вопрос, который мы будем обсуждать с Правительством и Центробанком.
Н.В. Коломейцев:
— Коллеги, есть три главных двигателя инвестиций и развития страны: первый — это бюджет, который мы вчера приняли во втором чтении, и мы видим, что инвестиционная составляющая в нём увеличилась не сильно, кроме предприятий ОПК.
Во-вторых — это, безусловно, кредитно-денежная политика, причём у недружественной «семерки» инвестиции банковых фондов составляют 60% всех инвестиций. У них произошло перемещение инвестиционной составляющей от банков к инвестиционным фондам.
В-третьих — это налоговая политика. Меня учили в советских университетах, что инфляция — это не обеспеченная товаром денежная масса. Если вы хотите в условиях расширенного спроса убить инфляцию — поставьте три новых завода, сделайте перепроизводство и тогда у вас инфляции уйдёт сама по себе.
Причём Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц, который как раз в этих вопросах ежегодно делает доклады, пишет, что если вы вкладываете деньги в инфраструктуру, инфляция даже в 15% не страшна. В случае, если вы индексируете зарплаты, выплаты и пенсии, она через 4 года упадёт сама за счёт заработавших заводов.
Мы вроде повернулись на восток. Посмотрите на Китай: 30 лет назад там ездили на осликах и велосипедах. Многие даже из числа сидящих в президиуме были тогда там, а когда они попали в Китай через 10 лет они сказали — ничего себе!
Понимаете, китайцы — люди мудрые, их кредитно-денежная политика не идёт вразрез с правительственными и партийными решениями. Они многое перенимали, в том числе, и у нас: обратите внимание, Советский Союз больше всех пострадал в Великой Отечественной войне и первый из её участников отменил карточки.
А почему? А потому что у нас была двухконтурная банковская система. Для восстановления промышленности страны были безналичные рубли, жёсткий контроль и кроме зарплаты ничего не уходило в розницу.
И был розничный рубль, который как раз контролировался через контроль за ценами, и контроль за доходами. И это позволяло нам более справедливо распределять и правильно управлять инвестиционными вопросами. И экономический рост в СССР в то время был самым высоким в мире.
Фракция КПРФ давно разрабатывала и вносила необходимые законопроекты, но их уже четыре раза отменяли и мы пока, к сожалению, действуем в рамках навязанного вашингтоном консенсуса. И вот уже с 2003 года наше главное конкурентное преимущество — высокие цены на углеводороды — мы канализировали в золотовалютные резервы, валюту других стран и таким образом, фактически, были донорами мировой экономики.
Нам навязали и бюджетное правило, чего я до сих пор не могу понять: коллективный Запад поставил порог цен на нефть 60 долларов за баррель. А вы откроете дополнительные материалы к бюджету — и там написано: ставка отсечения бюджета — 60 долларов.
То есть, с нашей точки зрения, если мы действительно хотим побеждать не только в СВО, но и становиться лидерами экономического развития, то нам надо в корне пересматривать денежно—кредитную, бюджетную и налоговую политику.
И только в этих условиях надо учить новые кадры. А пока что у нас эти «гарвардские мальчики» держат нас на всех направлениях — они стали догматиками и не дают внедрения старых проверенных , коллегами, в том числе на практике, моделей.