< Предыдущая | Следующая > |
---|
6 декабря в Госдуме проводился правительственный час с участием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко. Ему задали вопросы и выступили после его доклада депутаты КПРФ.
Чернышенко Д. Н., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, коллеги! Сегодня в рамках "правительственного часа" мы обсуждаем с вами государственную политику в сфере научных исследований и инновационных разработок. Тема интересная, все в ней очень хорошо разбираются, я это понял, когда встречался с фракциями накануне. 34 устных вопроса - я ответил лично и 104 письменных вопроса к нам пришли, мы на них подробно ответили письменно. Поэтому сами, в общем-то, готовясь к встрече с вами, обогатились и освежили многие ответы.
Я хочу поблагодарить вас за конструктивную совместную работу над совершенствованием законодательства в сфере науки и высшего образования. И мы понимаем, что наука делается не в кабинетах у нас, в правительстве, а она делается у вас, в регионах. Мы постоянно получаем обратную связь от депутатов, от субъектов.
И я хотел бы показать, чего нам вместе с вами удалось достичь в рамках реализации национального проекта "Наука и университеты". Он работает на достижение показателей национальной цели, вхождения России в десятку стран по объёму научных исследований. Всё идёт хорошо, мы на девятом месте пока, но хотим стремиться и дальше. Этот нацпроект создал базовую инфраструктуру нашего технологического развития.
Буквально несколько цифр, вы видите их на экране.
У нас создано уже 740 молодёжных лабораторий, а до конца года мы их доведём число до 900.
На 44 процента обновлена очень нужная нам приборная база ведущих организаций, которые осуществляют исследования и разработки.
Создано 77 научных центров, которые реализуют передовые фундаментальные исследования в области приоритетов СНТР - в математике, селекции, семеноводстве, генетике. Все они позволили создать более 2 тысяч новых технологий, которые уже активно внедряются.
Хотел бы отметить, что благодаря Десятилетию науки и технологий, которое по поручению президента осуществляется сейчас в нашей стране, наши граждане стали гораздо больше узнавать о научных достижениях наших современных, не только гордиться нашими прошлыми достижениями. И разработки наших учёных находят применение в промышленности, здравоохранении, в сельском хозяйстве, и дают совершенно конкретную и ощутимую для граждан пользу. И мы видим отклик. Согласно свежим данным ВЦИОМ 79 процентов опрошенных гордятся нашими современными российскими учеными. Внимание, цифра 65 процентов родителей, они плохого своим детям не пожелают, хотят, чтобы их будущее детей, карьера была связана с наукой.
Подходит к концу второй год этого десятилетия, за год проведено огромное количество мероприятий, свыше 2 тысяч, 20 миллионов участников, но что важно, что реализуемые за последние два года мероприятия, они как раз позволили преодолеть негативный тренд оттока специалистов из сферы науки и сокращение количества исследователей. Позитивная динамика позволяет России сохранять пятое место по численности научного персонала в мире, и будем закреплять этот успех.
Очень важно чтобы для такого колоссального интеллектуального ресурса, которым по праву гордится наша страна, и мы видим это в результатах того, как люди дают обратную связь, было бы правильно сформулировать цели и очень важно иметь гибкую, эффективную систему управления и поддержки.
Я хотел поблагодарить вас за поддержку и принятие закона о федеральном бюджете на трехлетку, в котором... и огромная вам за это благодарность, учтены все ключевые направления развития науки и подготовки кадров. Это сейчас, действительно, ключевой приоритет правительства, и финансирование программы осуществляется, что называется полным рублем. А в условиях санкционного давления и текущей геополитической ситуации критически возросло значение сильной науки, технологического суверенитета, о важности которого неоднократно говорил нам президент страны.
Нам всем хорошо известно, что с прошлого года под санкции попали тысячи российских компаний, включая, что особенно непонятно, университеты и научные организации. Россия, несмотря на то, что находится в сложных условиях, но при этом я бы хотел сказать, что это уникальные условия, это окно возможностей, которое, мне кажется, что будет непродолжительное, и поэтому нам необходимо реализовать имеющийся потенциал, опираясь на стратегические приоритеты, прежде всего, которые определены президентом. Это девять приоритетов стратегии национальной безопасности, это пять целей национального развития, которые в 474-м указе у нас закреплены и семь приоритетов стратегии научно-технологического развития, направленных на обеспечение независимости и конкурентоспособности нашей страны.
Они, конечно, все между собой провязаны. Ключевая цель, которая обозначена в стратегии научно-технологического развития - это обеспечить технологический суверенитет, ту самую независимость и конкурентоспособность российской экономики, как никогда это очень актуально сейчас. И обеспечение их совокупности позволит достичь технологического прорыва, которому посвящён сегодняшний "правчас". Независимость - это обеспечение себя, страны всем необходимым производством критически значимых товаров, продуктов питания, лекарств, химической продукции, электроники, транспорта за счёт высокой результативности исследований и разработок. А конкурентоспособность - это формирование явных по отношению к другим государствам преимуществ в научно-технической области.
Достижение технологического прорыва требует качественного увеличения количества исследователей. И в ходе наших с вами встреч многие вопросы фракций как раз были посвящены именно этому.
По поручению президента, буквально несколько слов о том, как система управления выстроена, мы сформировали единую вертикаль управления научно-техническим развитием страны, вы видите её на экране. На уровне правительства создана комиссия по НТР, которую поручено мне возглавить. В неё входят не только ведомства, но и представители законодательной власти. Вот от Госдумы в её работе активно участвует Сергей Владимирович Кабышев, что позволяет нам постоянно сверяться и действовать в единой логике. Одна из главных задач комиссии - это координация принятия управленческих и самое главное финансовых решений ведомствами и концентрация ресурсов государства на приоритетных направлениях.
В единой государственной программе научно-технологического развития, которая по поручению президента собрала все средства на гражданскую науку, мы видим (следующий слайд включите, пожалуйста) беспрецедентную сумму, почти 1,3 триллиона рублей. И как раз на нашей недавней встрече с фракцией "НОВЫЕ ЛЮДИ" Владислав Андреевич Даванков интересовался объёмом затрат на гражданскую науку. Вот она. Вот 47-я ГПНТР, она объединила ранее разрозненные 34 госпрограммы с этим существенным бюджетом. Это крупнейшая государственная программа.
В ней 53 участника, ФОИВы, корпорации и 73 структурных элемента.
В госпрограмме находятся все ведомства, которые отвечают за научно-технологическое развитие страны. И сегодня мы от них требуем (мы можем контролировать) конкретных результатов для достижения технологического суверенитета.
В прошлом году по поручению президента также мы отобрали 14 ведомств, в которых определили заместителей и руководителей, ответственных по научно-технологическому развитию, у нас теперь это не размазанная ответственность, а есть совершенно конкретные ответственные, вот они как раз сидят на балкончиках, если что, ответят. И перед ними поставлено несколько ключевых задач.
В первую очередь это квалифицированный заказ на технологии и кадры, а также реализация задач Десятилетия науки и технологий. Для эффективного решения этих задач на местах, в регионах запущена инициатива по поручению президента по назначению ответственных за научно-технологическое развитие в регионах на уровне заместителей губернаторов, глав субъектов. То есть в каждом субъекте вот такой же научный спецназ появляется, как у нас появился он в министерствах в ранге заместителей. Уже в 79 субъектах определены такие руководители по научно-технологическому развитию. И сегодня у большинства регионов, особенно там, где не так много собственных средств на науку, но вузы, НИИ, учреждения допобразования, расположенные на территории субъекта, они являются получателями самых разных мер поддержки, это и "Кванториумы", и "IT-кубы", и "Приоритет-2030", и молодёжные лаборатории, ПИШ и многое другое.
И крайне важно, чтобы они координировали свои усилия, концентрировали вокруг тех задач, которые нужны в конкретном субъекте и собирали, отражали вот эти все инициативы, которые нужны для того, чтобы именно в этом субъекте задел научный и производственный был реализован с наибольшим потенциалом. И обязательно увязать это со стратегией развития региона и его структурой ВРП.
То есть, проще говоря, научно-технологическое развитие должно стать фактором развития конкретного региона, создания высокотехнологичных рабочих мест, сохранение талантливых ребят в регионе, чтобы они не уезжали.
Поэтому мы вместе с комиссией по науке и Госсоветом, туда входят два депутата - Никонов и Кабышев, отобрали 20 регионов, которые в пилотном режиме до конца апреля следующего года разработают региональные госпрограммы научно-технологического развития, которые синхронизированы будут с федеральными, региональными мерами поддержки науки, а также со средствами бизнеса в едином контуре.
В таком инструменте заинтересованы, прежде всего, ваши регионы. Я часто в региональных поездках слышал про такой запрос от губернатора.
Теперь про проекты конкурентоспособности. Комиссия по НТР, которую поручено мне возглавлять, она координирует работу ведомств, как я уже сказал, при реализации прорывных научных проектов. Их реализация как раз и обеспечивает конкурентоспособность, создаёт заделы для технологического лидерства.
В прошлом году правительством утверждён первый из трёх, так называемых, "ВИП ГЗ". Это важнейший инновационный проект государственного значения, его реализуют Минэк и Минприроды. Это единая национальная система мониторинга климатически активных веществ.
Минпромторг разработал проект "ВИП ГЗ" по созданию российской научно-технологической платформы оперативного реагирования на инфекционные заболевания, там участвуют много ФОИВов: ФМБА, Роспотребнадзор, Минздрав, Минобрнауки. И важно, что весь цикл технологий от фундаментальных исследований до создания производства там есть и позволяет создать систему быстрого ответа на существующие и потенциальные инфекционные угрозы.
Минэнерго готовит ВИП ГЗ по переходу к низкоуглеродной энергетике с использованием новых отечественных наукоёмких технологий. И эти ВИП ГЗ в 2024 году мы реализуем, начнём реализовывать и докладывать о результатах.
А в свою очередь ФНТП обеспечивают технологическую конкурентоспособность нашей страны по критически важным направлениям, а для нас они идут из Стратегии национальной безопасности - это, прежде всего, продовольственная безопасность, генетика, экология, а также позволяют создавать исследовательскую инфраструктуру для самых передовых научных разработок. Например, это установки класса мегасайенс, которые очень мало в каких странах есть.
Все проекты технологического лидерства также активно включают в себя бизнес.
Прежде всего, это реализация десяти "дорожных карт" по сквозным высокотехнологичным направлениям, в рамках которых подписываются соглашения, юридически обязывающие, вы видите внизу в левом углу перечисление как раз компаний-лидеров нашей страны, и по таким направлениям, как искусственный интеллект, как квантовое вычисление коммуникаций, новые материалы, космические системы, сервисы - это как раз технаправления, которые определят технологический уклад следующих десятилетий.
В понедельник на встрече с фракцией ЛДПР мы с Ярославом Евгеньевичем Ниловым как раз обсуждали внедрение технологии искусственного интеллекта в госуправление. Он предлагал заменить искусственным интеллектом правительство. Вот.
На финансирование "дорожных карт" в 2023 году предусмотрено 160 миллиардов рублей, из них 131 миллиард - это средства бизнеса.
И, наконец, одна из шести задач, которые поставил президент перед правительством, достижения технологического суверенитета, у нас на встрече с фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Максим Анатольевич Топилин как раз предлагал нормативно закрепить понятие "технологический суверенитет". Ключевой наш инструмент для достижения техсуверенитета - это мегапроекты - это новая сущность, первая очередь которых утверждена Председателем Правительства Михаилом Владимировичем Мишустиным. Это 10 проектов по самым ключевым для страны направлениям. Это и беспилотники, и лекарственные препараты, и медизделия, и химическая продукция, и радиоэлектроника, и воздушные, и морские суда, и производство сжиженного газа, и так далее.
Очень важно, что каждый такой проект предусматривает исследовательскую часть и направление по обеспечению квалифицированными кадрами в соответствующих отраслях. Такие проекты уже запущены по трём ключевым направлениям - это станкоинструментальная продукция, беспилотники и микроэлектроника.
По станкостроению мы, кстати, определили технологический суверенитет, я коллегам докладывал, как он считается, - это наличие высокоэффективных производств критической номенклатуры оборудования, инструмента, комплектующих на уровне мировых образцов. И вот на проведение научных исследований на эту тему предусмотрено 17 миллиардов рублей. А в части подготовки кадров поставлена цель подготовить 30 тысяч специалистов.
Всего за три года в рамках того бюджета, который вы утвердили, на развитие нашей станкостроительной отрасли правительство направит почти 130 миллиардов рублей. Поэтому надеемся, что возродим наше станкостроение. И наука в этом нам как раз поможет.
На встрече с фракцией КПРФ и Ренат Исмаилович Сулейманов говорил про проблемы в Новосибирске "Тяжстанкогидропресса". И я уже, в общем-то, поручение Минпромторгу дал, в ближайшее время отработаю ваш вопрос.
В рамках нацпроекта "Развитие беспилотных авиационных систем" определены девять приоритетных направлений, это сейчас очень горячая для нас тема, отечественные составные части для беспилотных авиационных систем, прежде всего там силовые установки, бытовые... бортовые вычислители, всё это реализуется. Планируется обучение 65 тысяч человек до 2030 года.
Уже реализуются комплексные меры поддержки радиоэлектронной отрасли. Напомню, что по итогам 2022 года доля российской электронной продукции на внутреннем рынке, внимание, было 8 процентов, вот несмотря на такую скромную долю, мы поставили амбициозную цель по росту этого показателя до 70 процентов, видите почти в девять раз, к 2030 году. Михаил Владимирович лично этим проектом занимается буквально каждую неделю в штабном режиме.
И особое внимание мы, конечно, уделяем подготовке инженерных кадров, которые обеспечат наши амбициозные задачи по развитию микроэлектроники.
По поводу как раз инженерных школ. Одна из 42 инициатив стратегических правительства - сегодня в 15 субъектах создано 30 таких школ. Очень эффективный механизм. Сейчас происходит отбор следующего пула. Мы итоги 8 декабря подведем.
Более 190 индустриальных партнеров поддержали программы развития вот таких ПИШ, объем софинансирования составил почти 13 миллиардов, то есть бизнес охотно идет в этот инструмент. И очень важно, что работодатель не просто финансирует программы ПИШ, но и участвует в образовательном процессе и в будущем трудоустройстве самих выпускников, создает это, по сути дела, новое качество инженерного образования.
Задачи научного прорыва невозможно решить без создания инфраструктуры, и у студентов, ученых должна быть комфортная среда для жизни и проведения исследований, поэтому по поручению президента в стране реализуется программа 25 кампусов до 2030 года, это кампусы мирового уровня. Будет построено общее количество площадей, просто задумайтесь, цифра 2,3 миллиона квадратных метров, но это не просто квадратные метры, это еще 70 тысяч новых мест для проживания студентов, более 400 лабораторий, 300 образовательных программ и так далее.
У нас по итогам двух отборов запущено уже 17 проектов, вот вы видите их на экране, в две волны, те регионы, где уже счастливые, где по семи кампусам уже проводятся строительно-монтажные работы, по остальным десяти предпроектная подготовка и разработка ПСД. Ну, в общем, важно, что все 17 кампусов обеспечены финансированием, это более 200 миллиардов рублей средств из федерального бюджета, но примерно такая же сумма еще идет и внебюджет.
Помимо создания новым кампусов уделяем внимание строительству и ремонту объектов инфраструктуры вузов. Всего на капремонт у нас предусмотрено почти 8 миллиардов рублей, отремонтируем.
И по мегаустановкам я хотел сказать, это для синхронных нейтронных исследований, которые по указу президента по научной координации со стороны Курчатовского делаются. Это не просто исследования мирового уровня, каждая установка создает реальный вклад в развитие технологии.
Например, СКИФ в Новосибирской области, где уже в следующем году будет запущено исследование, работает совместно с "Вектором". Это позволит нам создавать свои собственные новые и современные вакцины и лекарства.
И про Академию наук. Мы очень рады, что Геннадий Яковлевич с нами, он будет часто у вас теперь. И одно из ключевых мест как раз в управлении принадлежит Российской академии наук. В сентябре 10 лет исполнилось с начала вот реформы академии. Реформа позволила навести порядок с финансами и имущественными вопросами и РАН получила полномочия по научно-методическому руководству фундаментальными поисковыми исследованиями.
И после избрания Геннадия Яковлевича Красникова президентом РАН взаимодействие правительства с академией усилилось. РАН участвует в принятии всех стратегических решений, вовлечена в определение приоритетов, исследований. Очень важно, чтобы результаты были востребованы государством и бизнесом, поэтому РАН запустила рейтингование научных тематик, это инструмент постановки задач от промышленности, и рассчитываем на эффективность решения этого вопроса.
Хочу сказать, что в следующем году Академия наук наша Российская отмечает 300-летие, мы их обязательно поздравим, и предстоящий юбилей тоже отличная возможность нам молодежи рассказать и повысить престиж нашей страны.
Но самое важное, что у нас РАН, главный экспертный центр страны, он объединяет корпус ведущих экспертов.
В 2023 году Российской академией наук проведена экспертиза всех государственных заданий, а это более 12 тысяч проектов научных тем, и мы понимаем, что стратегическое лидерство невозможно без собственной экспертизы мощной, и как раз в Федеральном законе "О науке" закрепляется понятие научной экспертизы. Он в марте был в первом чтении уже принят вами.
Мы выполняем поручение президента по вот такой сквозной прослеживаемости в науке.
Есть успешный опыт Российского научного фонда, который сформировал, наверное, самую эффективную высококлассную экспертизу в нашей стране, и также Курчатовского института, как головной научной организации.
Поэтому мы их систему ставим на платформу и обеспечиваем, масштабируем экспертизу на всю страну через домен "Наука", это один из флагманских проектов правительства на платформе "Гостех", который по указу президента, все региональные и федеральные информационные системы создаются теперь только на этой платформе, которая обеспечивает мультитенантность и бесшовность при работе.
И у нас до конца декабря уже 14 приоритетных сервисов на этой платформе будут работать, которые в сфере управления, в числе первых будут сервисы для ученых, которые позволят избавить их от бюрократии и административной работы, и заниматься непосредственно исследовательской деятельностью, поскольку от подачи заявки до сдачи отчетности будет автоматизирована их деятельность через единые личные кабинеты и так далее.
Коллеги, принципиально важно, в заключение, что сегодня на площадке Государственной Думы мы обсуждаем научно-технологический потенциал именно регионов.
По поручению президента сформирован рейтинг научно¬технологического развития регионов, который обновляется ежегодно, он включает 33 основных показателя, построен на принципах публичности, независимости, объективности.
Подкрутить там ничего не получается. Его результаты я у вас озвучиваю впервые, то есть отсюда пойдёт информация. После "правчаса" мы официально опубликуем то, что вы сейчас увидите первыми.
В этом году лидерами остались: Москва, Татарстан, Санкт-Петербург, Московская область, Новосибирская, а также в топ вошли: Томская, Свердловская, Башкортостан, Нижегородская, Челябинская области. Но у некоторых менялась динамика, поэтому там нужно, чтобы оставаться в рейтинге, очень сильно бежать и стараться.
Поэтому подчеркну, что выстроена система управления наукой, также набор мегапроектов, которые ориентированы на ускоренный рост инновационного производства, президентских инициатив. Они все помогают, например, такие как генетика и синхротронные исследования, обеспечить нам необходимый технологический прорыв.
Мы внимательно следим, чтобы приоритетные направления были обеспечены исследовательским, кадровым и финансовым ресурсом. Именно на это нацелена работа нашей правительственной комиссии. И поддержка вас, депутатов, на местах нам крайне важна для того, чтобы мы эффективно могли двигаться вперёд.
Уважаемый Вячеслав Викторович, депутаты, я искренне благодарю вас за поддержку правительственных инициатив Государственной Думой и совместную конструктивную работу. Спасибо за внимание.
(Аплодисменты.)
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ:
- Уважаемый Дмитрий Николаевич, у вас сложнейшая задача и эксперты наши считают, что для того, чтобы вернуть конкурентоспособность.
Первое. Надо вернуться к стандартизации. До 1992 года 60 процентов комитетов ИСО возглавляли советские инженеры. И отказаться от техрегулирования.
Второе. К 300-летию академии надо вернуть ее статус, как в Китае. У нас лучшие технологические результаты Китай и Индия. Возьмите их пример. Все правительство и президент должны быть на годовом собрании Академии наук, которая должна определять стратегию развития страны.
Третье. Без инженерного образования и повышения статуса инженера невозможен прорыв. Надо отказаться от Болонской системы и резко поднять стандарты инженерного образования.
И четвертое. Без возвращения 1700 прикладных институтов отраслевых невозможна реализация ни одной умной мысли в технологии... (Микрофон отключен.)
Чернышенко Д. Н.:
- Да. Спасибо большое.
Уважаемый Николай Васильевич, от вас особенно полезно получать советы, потому что вы абсолютный практик и работали на "Ростсельмаше" и были начальником сборочного цеха и сами знаете, прошли все стадии.
У нас сегодня в государстве в наличие есть все необходимые инструменты для взаимной увязки промышленности и отраслевой науки. И что касается стандартов, с учетом сложившейся практики с акцентом на получение практического результата в интересах реального сектора экономики, у нас все исследования делаются по программам НЦМУ, НОЦ там и так далее, для того, чтобы повышать заинтересованность конкретного бизнеса в развитии конкретной инновационной деятельности применительно к той экономике, которая есть в самом регионе.
Эти задачи, как я уже сказал, решают помимо кураторов в ФОИВах, которые сегодня присутствуют, это руководители по научно- технологическому развитию, четырнадцать, ну и также те, которые руководители в самих субъектах, и совместными усилиями они как раз могут это делать.
Ну планируется запустить пилотный проект по формированию госзаданий на науку с учетом потребностей реального сектора, прежде всего, это малотоннажная химия, развитие Арктики, фармацевтика, который поможет как раз обеспечить достижение такого практического результата.
Стандартизация через ... модели, через нашу платформу как раз будет тоже обеспечена.
Спасибо.
Филатова И. А., фракция КПРФ:
- Уважаемый Дмитрий Николаевич! Отечественная наука активно регистрирует результаты интеллектуальной деятельности, эта статистика растёт год к году. Но при этом только 10 процентов научных исследований находят практическое применение.
Подавляющее большинство научных разработок неинтересны и не востребованы отечественной промышленностью, при том, что по экспорту технологий Россия и вовсе занимает 27-е место. В стране продолжают открываться центры трансфера технологий, которые призваны скоординировать деятельность бизнеса и учёных, исследователей, и упаковать научные разработки в готовые коммерческие продукты для вывода на внешний и внутренний рынок. Но тем не менее в прошлом году 40 процентов этих центров не имели ни одной сделки.
Как вы считаете, с чем связано? Как преодолеть? Как повысить практическую эффективность?
Спасибо.
Чернышенко Д. Н.:
- Спасибо большое, Ирина Анатольевна.
Но вам как председателю Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере как раз фармацевтической деятельности очень важно тоже, вы это знаете лучше меня, знать, какого качества патенты у нас регистрируются. Потому что в 2020 году было принято решение об ограничении так называемого "беспошлинного патентования". Это существенно сократило число таких массовых в кавычках изобретателей, которые подавали сотни, а в некоторых случаях даже мы видели и тысячи заявок в течение года. Поэтому количество заявок, которые подаются сейчас по процедуре беспошлинного патентования, ограничены до десяти в год для таких вот фантазёров. И это, конечно, привело к такому формальному номинальному падению количества поступающих заявок на изобретение. Но зерна и алмазы, они, в общем-то, остались, и это положительно повлияло на долю заявок, которые получили перспективы коммерциализации.
Дополнительно на снижение патентной активности, конечно, повлиял уход из страны иностранных компаний, как следствие - резкое снижение количества заявок иностранных заявителей.
Во-вторых, что касается вопроса про центры трансфера технологий. Почти 50 процентов от общего числа заявок на патенты поступают от вузов и научных организаций, при этом уровень коммерциализации, конечно, желает лучшего, поэтому запущена инициатива по финансированию и развитию центров трансфера технологий в вузах и организациях, их сегодня уже 38.
И касательно тех центров, о которых вы говорите, ни у одного из них нет пустых показателей, насколько я знаю, по сделкам. И нам, конечно, я согласен, что нужно развивать рынок интеллектуальной собственности, для этого правительством ведется работа по внесению изменений в законодательство в рамках "дорожной карты" трансформации делового климата "Интеллектуальная собственность". Я уверен, что это принесет свой результат.
Спасибо.
Глазкова А. Е., фракция КПРФ:
- Уважаемый Дмитрий Николаевич, Минобрнауки в нарушение законодательства не утверждает на должность директора Института математики Сибирского отделения Российской академии наук Волкова Юрия Степановича.
Министерство ссылается на некие репутационные риски, что, якобы, было заведено там уголовное дело, где Волков участвовал... где Волков был свидетелем. Однако уголовное дело за отсутствием состава преступления было закрыто, а Волков так и до сегодняшнего дня не назначен директором Института математики.
За него проголосовали более 60 процентов трудового коллектива и люди полностью его поддерживают. Коллектив сейчас будоражит, люди обеспокоены, почему в нарушение устава не назначается на должность Волков. Ну, на мой взгляд, вот эта затянувшаяся ситуация дискредитирует нашу систему образования и науки. Люди просили... (Микрофон отключён.)
Чернышенко Д. Н.:
- Анжелика Егоровна, ну у нас министр - юрист года этого года, поэтому я... У меня нет сомнения о том, что никакие законы не нарушались в этой всей истории.
А то, что есть какой-то конфликт - это понятно, но то, что там кандидат в руководители пытается себя назначить через... обращение в суд подаёт на Минобрнауки, - ну, какая-то ситуация, действительно, вопиющая.
Сам Институт математики имени Соболева, в котором учится более 200 человек, является, ну, очень важным. И поскольку после выборов, видимо, возникли вопросы и последовал ряд проверочных мероприятий в организации и затем были судебные разбирательства, очевидно, что с учётом позиции Российской академии наук прорабатывается вопрос сейчас объявления нормальных легитимных выборов в этой организации.
Но я вашу просьбу услышал. Я по процедуре посмотрел, у меня вопросов не вызвало, а вот суть его, очевидно, что нужно будет с этим разобраться. Возьму на личный контроль и попрошу Минобрнауки докладывать по развитию ситуации. Спасибо.
Арефьев Н. В., фракция КПРФ:
- Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемые коллеги, российская наука уже 30 лет душится финансами, утрачен престиж нашего учёного, которому платят меньше, чем дворнику. Для нашей страны, наверное, это позор, страна была на высоте науки и вдруг упала так низко.
Первая проблема, я так разделю эти проблемы - это то, что в системе государственного финансирования научные исследования довольно странно финансируются. И попасть на государственное финансирование очень сложно.
Вот существует в Москве университет, Технологический университет МИРЭА, он занимается научными исследованиями в области космической энергетики. Это не дилетанты, это доктора наук, академики. И этими же проблемами занимаются Китай, Соединённые Штаты Америки, которые уже перешли к экспериментальным проблемам.
У нас, несмотря на то, что задел уже сделан, никакие ведомства не хотят признавать эту проблему и финансировать эту проблему не хотят.
И вот меня удивляет, когда эта реальная тема не нужна государству. И странно получается, когда вдруг кто-то неожиданно резво создаёт корпорацию нанотехнологий и говорит, что это вот прорыв. Этот прорыв закончился полным провалом и ничего не дал нашей науке, кроме убытков.
У меня как-то вот ухо режет то, что на сегодняшний день мы как-то забыли свою систему науки и стали следовать созданию каких-то новых институтов псевдонаучных, таких как нанотехнологии, "Сколково", "Сириус", технопарки, кампусы. Вот звучит всё довольно интересно и как-то неизвестно.
А что дали нам вот все эти институты?
Но вот я приведу статистику. Если в 2000 году у нас трудилось 888 тысяч исследователей, то сейчас на 200 тысяч меньше. Меньше - это не больше.
Среднегодовой прирост численности исследований у нас минус 1,2 процента, в Китае - 6, а в других развитых странах - около 7. По числу исследователей 3 года назад мы были на 4-м месте, сейчас - на 6-м. Значит, удельный вес России в числе глобальных исследовательских фронтов у нас 5 процентов, Китай - 48, США - 62. А тогда вот эти институты мы создавали для чего, если они никакой абсолютно роли не играют? Из общего числа предприятий в 2021 году у нас только 17 внедрили инновационные проекты. Все остальные ничего не внедряли.
У нас почти исчезла отраслевая наука. Поэтому мы покупаем за рубежом то, что делали раньше профессионально-технические училища, потому что у нас начертить гайку некому, калибр шва сварного определить тоже некому. У нас затраты на исследования составляют 48 миллиардов долларов, в то время как Соединенные Штаты - 720, Китай - 583, Северная Корея - 113. Мы даже меньше, чем Северная Корея, тратим на науку. Но затраты на науку в объёме ВВП у нас 1 процент, тогда как в развитых странах от 3-х до 5 процентов. Значит, Россия тратит на одного ученого 30 тысяч долларов, в то время как Соединенные Штаты - 230 тысяч, Китай - 88 тысяч, Япония - 164 тысячи.
Ну, и такая проблема как доля государства, вот доля государства в финансировании науки у нас составляет 67 процентов. Бизнес пока участвует очень мало, хотя пользуется плодами науки максимально.
Нам сегодня необходимо, чтобы затраты на науку составляли не менее 5 процентов ВВП, и при этом надо обязать, чтобы бизнес оплачивал не менее 50 процентов.
У нас в науке ничего не изменится, если работа исследователя будет оцениваться наряду с дворником.
В советское время высококвалифицированный рабочий, профессор и губернатор получали примерно одинаковую зарплату, а сегодня губернатор - от 400 тысяч до миллиона, а профессор - две средние зарплаты, это где-то 40-50 тысяч. Это что нормальная зарплата?
Вот я взял статистику заработной платы наших ученых: так здесь кандидат наук - 20 тысяч, профессор - 25, значит, доцент - 55 тысяч, заведующий кафедрой - 55 тысяч. Ну извините, это не зарплата. Если мы хотим, чтобы у нас не убегали наши ученые, особенно молодые, тогда нужно повышать заработную плату.
Вот Садовничий, ректор МГУ, выступил и констатировал так, что у нас общее количество молодых исследователей в возрасте до 30 лет снизилось с 2010 года, когда была 71 тысяча, сейчас стало 53 тысячи, в том числе с ученой степенью понизилось почти в два раза.
Если мы хотим научного прорыва, то надо изменить систему оплаты труда в образовании и науке. Надо кардинально изменить финансирование этих сфер, без этого научного прорыва у нас практически не будет.
Спасибо.
(Аплодисменты.)
Чернышенко Д. Н.:
- Спасибо большое.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты, прежде всего хотел бы поблагодарить вас за возможность выступить в Государственной Думе по такой важной теме как "Научно-технологическое развитие", тема непростая, но я слышу, что совместными усилиями мы сможем обеспечить и запуск мегапроектов, и тех инициатив, которые обеспечат наше движение к выполнению поручения президента по достижению технологического суверенитета, и правительство все необходимые инструменты для этого подготовило, я сегодня их вам показал, поэтому кадры, передовые разработки, всё это на месте, для того чтобы технологический прорыв могли обеспечить.
Я благодарен всем фракциям за содержательные выступления. Всё, что прозвучало, мы тщательно отфиксировали и обязательно проработаем.
Я хотел бы отреагировать на одну очень важную вещь, то, что, действительно, бизнес, безусловно, должен участвовать в финансировании научной деятельности, но для этого он должен, конечно, видеть стимулы для своего участия. И сейчас определённый стимул ввиду того, что нас от технологий отрезали, он временно присутствует, но мы, конечно, должны проработать и дополнительные, и долгосрочные, и такие, как в том числе прозвучавшие инициативы о налоговых льготах при субсидировании НИОКР со стороны бизнеса. Мы это проработаем.
Но особого внимания, конечно, требуют ещё и территории с высокой концентрацией научно-технологического потенциала, например, где реализуются проекты, связанные с созданием установок класса "мегасайенс": это и "Саров", и "Гатчина", "Протвино", "Кольцово", "Дубна" и другие. Они очень значимые для технологического развития страны, и их развитие не может быть возложено только на местные, региональные либо муниципальные власти.
И, конечно, нужно будет провести совместно с вами аудит мер поддержки и наукоградов, и академгородков, посмотреть, какие из них, действительно, важны для науки, какие утратили своё значение и поддержать действительно значимые для технологического прорыва территории. Мы этим обязательно займёмся и будем вам докладывать.
Спасибо большое.