< Предыдущая | Следующая > |
---|
Восьмой созыв Государственной думы достиг своего экватора. Недавно завершилась пятая (осенняя) сессия. Её итоги мы попросили подвести первого заместителя руководителя фракции КПРФ Николая КОЛОМЕЙЦЕВА.
— За этот год Госдума приняла 694 закона. А за 30 лет своего существования — более 10 с половиной тысяч. Это в среднем 350 законов в год! Как вы считаете, Николай Васильевич, не перегружена ли наша правовая система таким массивом нормативно-правовых актов?
— Эти цифры свидетельствуют скорее о непрерывности законодательного процесса, чем о состоянии правовой системы, поскольку большинство принимаемых законов — поправки в ныне действующие. Всего, по моим данным, российское законодательство состоит из 80 с небольшим тысяч законов. Тоже, конечно, немало. Но проблема, полагаю, не в количестве, а в том, что, как было замечено классиками русской литературы, строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.
— Видимо, причины этого надо искать в системе управления?
— Именно. За время «реформ» система управления претерпела многократные изменения и потеряла эффективность. Поэтому КПРФ настаивает на возвращении к отраслевому принципу — тому, который был в советское время.
— В чём он заключается?
— Объясню на своём примере. Когда меня, 28-летнего молодого человека, назначали руководить главным конвейером «Ростсельмаша», я прошёл все департаменты Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, встретился со всеми заместителями министра и министром. В министерстве не было ни одного начальника отдела, который не имел бы опыта управления производством в должности главного инженера предприятия или его первого зама. Сегодня минпромторг — это тридцать советских министерств. И в департаменте, курирующем целую отрасль, работают 15—20 человек, которые и на заводе-то никогда не были. Квинтэссенция отраслевого управления — каждый руководитель должен отвечать за штуки, метры, кубометры.
Раньше в аппарате министерства трудились 1300 человек. Кроме того, на отрасль работали порядка 30 отраслевых прикладных институтов, научно-исследовательских и проектно-конструкторских, которые могли идею превратить в технологию. За время «реформ» разрушено и уничтожено 1700 отраслевых институтов. О какой научно-технической конкурентоспособности при таком управлении можно говорить?! Во время отчёта в Госдуме заместителя председателя правительства Дмитрия Чернышенко я поднимал эту проблему.
По мнению фракции КПРФ, надо вернуть Академии наук её функции. Посмотрите на опыт Китая или Индии. Там председатель правительства, президент и все министры обязательно присутствуют на годовом отчёте академии и потом принимают решения, куда направить деньги, для чего и что надо получить на выходе. В федеральном бюджете на 2024 год на IT-технологии заложено 160 миллиардов рублей. Освоить их, конечно, можно, но, чтобы был результат, надо воссоздать всю структуру: Академия наук — научно-исследовательский институт — конструкторское бюро — опытное производство. К счастью, кадры, способные сделать это, пока ещё остались. Их только нужно собрать. Повторю: именно учёные должны определять стратегию развития страны. У нас, к сожалению, этого пока нет. Хотя, как мне кажется, последние решения правительства о формировании вертикали управления научно-техническим развитием страны, о создании инженерных школ задают правильный вектор.
— Обстановка обязывает.
— Конечно. У власти срабатывает инстинкт самосохранения, и она вынуждена пойти на трансформацию экономики. В 2023 году объём бюджетных вливаний в экономику, включая инвестиции из Фонда национального благосостояния, составил почти 10% ВВП, или 8,3 трлн рублей. И результат налицо: рост производства обрабатывающих отраслей от 7 до 11%. По большей части это оборонка, но прибавило и сельхозмашиностроение. В целом экономика выросла на 3,2%. ВПК тянет за собой многие технологические цепочки. Поэтому увеличение оборонного госзаказа может положительно сказаться на развитии и гражданских секторов экономики. А те, обеспечивая потребительский спрос, будут способствовать снижению уровня инфляции.
— Запад был уверен, что под давлением санкций (а их число беспрецедентно — 18772) Россию просто разорвёт. Что позволяет России выстоять?
— История не раз доказывала, что мы страна-феникс, которая, мобилизовавшись, способна сделать то, что другие считали невозможным. Сколько на это потребуется времени — всё зависит от политической воли и выделяемых ресурсов. Нас во многом спасает запас прочности, созданный в советский период. Когда Ельцин со своей камарильей сдал все секреты, нашлись порядочные, умные люди, которые сумели кое-что сохранить. Многие идеи, которые сегодня реализуются в области обороны, — это разработки советских инженеров 1980-х годов.
— Тем не менее, несмотря на некоторое оживление экономики, фракция КПРФ в Госдуме критикует правительство за проводимую бюджетную, налоговую и кредитно-денежную политику. Не поддержали коммунисты и закон о бюджете на ближайшую трёхлетку.
— Рост доходов на 7 триллионов рублей в бюджете следующего года — это преимущественно «эффект» от инфляции и девальвации рубля. КПРФ же, предлагая бюджет развития, который позволил бы увеличить доходную часть бюджета на 40%, делает ставку на изменение основополагающих принципов бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики. Не стерилизация нефтегазовых доходов через «бюджетное правило» (которое праволиберальное крыло правительства реализует по рекомендациям МВФ с 2003 года, ставя наше конкурентное преимущество на службу экономикам других стран), а бюджетное инвестирование в российский производственный сектор. Не усугубление социального расслоения за счёт использования плоской шкалы подоходного налога, а социальное выравнивание с помощью прогрессивной шкалы НДФЛ. Не обихаживание олигархии, которая в этом году увеличила своё совокупное состояние более чем на 35,5 миллиарда долларов, а национализация природных ресурсов и базовых отраслей экономики.
— Однако финансовый блок правительства уверен в непогрешимости своей политики.
— Эта уверенность ни на чём не основана и противоречит фактам. Помимо обогащения олигархии и обнищания населения, мы имеем замороженные за рубежом 356 миллиардов долларов золотовалютных резервов и ежегодный отток из страны капиталов (в прошлом году было вывезено 243 миллиарда долларов, к которым в этом году добавится, по прогнозу Центробанка, ещё 124 миллиарда).
Опираясь на опыт правительства Примакова—Маслюкова—Геращенко, которое оттащило страну от пропасти дефолта, фракция КПРФ вносила свои предложения по валютному регулированию — законопроект о запрете размещать валютную выручку от экспортных продаж золота, хлеба и металла на счетах иностранных банков. Но ни минфин, ни ЦБ нас не слышали. В конце концов ограничил вывоз из России наличной иностранной валюты своим указом президент.
Мы также предлагали другой законопроект, где закрепляли цели, на которые могут быть использованы золотовалютные резервы, и ответственность Центробанка за кредитную политику. Сейчас финансовый мегарегулятор занят только таргетированием инфляции с помощью изменения ключевой ставки. Недавно ключевая ставка была повышена в пятый раз за этот год — теперь до 16%. Значит, процентная ставка по кредитам будет минимум 24%. Это подрывает экономику предприятий. Здесь бы тоже не мешало обратиться к опыту правительства Примакова—Маслюкова—Геращенко, которое, вопреки рекомендациям Вашингтона, не стало поднимать процентные ставки, не ограничило кредиты и предприняло меры пресечения вздувания крупными монополиями тарифов. Всё это обеспечило рост промышленности с темпом более 2% в месяц, снижение инфляции в три раза и погашение 9-месячной задолженности по зарплатам и пенсиям граждан. Полумёртвая экономика заработала. Это при том, что цена нефти была в тот период 10—12 долларов за баррель, а инфляция зашкаливала за 20% в месяц.
Сегодня для принятия таких решений ни у правительства, ни у парламентского большинства нет политической воли. Не случайно на «прямой линии» с президентом прозвучал вопрос: «Как же так, пенсии проиндексированы на 7,5%, а тарифы на услуги ЖКХ подняли на 11?!» Ведь это же обман народа.
— Рост цен периодически обнуляет все меры социальной поддержки.
— А всё потому, что базовые отрасли находятся в руках частных монополистов. КПРФ считает, что электроэнергетика, нефтедобыча, переработка должны быть под контролем государства. Тогда можно устанавливать и порог цен, и не допускать падения рентабельности производства в других отраслях экономики. Сегодня же тариф на электроэнергию для сельского хозяйства самый высокий. Полгода крестьян третировали дикими ценами на дизтопливо. А теперь все удивляются, почему цены на яйца так выросли. Ну вот вам и прилетело. Сельхозпроизводителям надо же как-то выживать. При росте цен больше чем на 30% должно проводиться антимонопольное расследование. Но ФАС бездействует.
Мы убеждены: должно быть госрегулирование цен на товары первой необходимости. Соответствующий законопроект фракция КПРФ вносила четыре раза. Однако «Единая Россия» и слышать ничего не хочет. Если уж нет пророка в своём Отечестве, посмотрите на опыт других стран. Например, в ныне недружественной Германии 40% цен контролируется федеральным правительством и 20% — земельными.
Другой законопроект, реализующий краеугольное положение программы КПРФ — о национализации стратегических отраслей промышленности, — также вносился не раз. Результат рассмотрения тот же: отклонён.
Сегодня одна из главных проблем экономики — недоступность кредитных ресурсов для производства. На Западе, где фондовый рынок очень развит, главными инвесторами являются инвестиционные фонды, которые дают деньги под нулевой или даже минусовой процент. У нас он крайне не развит. Поэтому основное развитие должно идти за счёт бюджета.
Есть такой показатель, как монетизация экономики — это отношение денежной массы к ВВП. Достаточно высокий уровень монетизации экономики — залог доступности дешёвых кредитов. В России этот показатель чуть выше 50%, а в Китае, например, он 214%, в Японии — 290%, что в два-три раза превышает «их» ВВП.
— Как понимание всех этих процессов соприкасается с законотворческой деятельностью?
— Очень просто. Банк России недавно утверждал семь из четырнадцати членов правления совета банка. Мы им задавали вопросы, и я по поручению фракции выступал, излагая нашу позицию. Другое дело, что Васька слушает да ест. Так же ежегодно в ноябре Госдума утверждает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на очередное трёхлетие, разрабатываемые Центробанком. Конечно, будь парламент более самостоятельным и критически мыслящим, результат рассмотрения этого документа был бы иным. Но фракция «Единой России», обладающая большинством, неизменно говорит: «Одобрямс». Поэтому Центробанк оберегает в первую очередь не интересы экономики, а свои собственные и интересы узкой группы банкиров. В то время как многие предприятия банкротятся, банки обогащаются. Прибыль банковской сферы за этот год составила больше 3 триллионов рублей.
— То, что происходит в образовании, здравоохранении, ЖКХ, мне кажется, можно определить одним словом: «Показуха». Как вы считаете, этой напасти подвержено законотворчество?
— Очень часто. Говорится одно, а делается другое. Сегодня то и дело с парламентской трибуны слышатся сокрушённые вздохи по поводу нехватки специалистов среднего звена. Та же госпожа Набиуллина очень переживает из-за отсутствия профессиональных кадров, о чём лично не раз докладывала депутатам. Но не она ли, в бытность свою министром экономического развития, настаивала на передаче ПТУ в регионы, что и стало началом конца профтехобразования, потому что у регионов не было денег, дабы содержать эти учебные заведения.
Напомню, как грамотно было организовано профессиональное обучение в Советском Союзе. Родное мне предприятие «Ростсельмаш» было образовано в 1929 году. Рядом с заводом открыли шесть фабрично-заводских училищ (ставших впоследствии ПТУ), два техникума и университет. Таким образом, завод полностью обеспечили кадрами. А в 1990 году рядышком появился завод-втуз, который готовил инженеров из числа работников предприятия. Я первым внедрял студенческие бригады. На мой взгляд, это была самая эффективная система для подготовки производственных кадров, когда теоретические занятия чередовались с производственной работой по специальности на предприятии.
Не разделяю пафоса, с каким парламентское большинство говорит о повышении на 18,5% МРОТ. 19242 рубля — не та сумма, на которую можно прожить. Эксперты ещё три года назад говорили о том, что МРОТ ниже 32 тысяч быть не должен.
Этот список законов, значимость которых сильно преувеличена, можно продолжать. В том же ряду находится и законопроект об освобождении от банковской комиссии при оплате за услуги ЖКХ социально незащищённых граждан. В первом чтении законопроект предполагал распространение этой нормы на всех.
Зачастую программы выполняются формально. Например, программа по демографии выполнена на 98%, а страна продолжает вымирать: в прошлом году естественная убыль населения составила 600 тысяч человек, годом ранее — миллион. Это что, такой была цель программы? Нонсенс.
— Многие законопроекты, которые составляют основу программы КПРФ, вносились неоднократно. Они были рассмотрены и отклонены раз по 5—6. Есть ли у них перспектива принятия?
— Прослеживается такая тенденция: некоторые положения наших отклонённых законопроектов потом появляются в законодательных инициативах «Единой России» или её партийных сателлитов — ЛДПР, «Справедливой России», «Новых людей». Мы четыре раза вносили законопроект о бесплатном питании в школах — так называемый закон о стакане молока. Они приняли, но только для начальных классов. А что, подростку не надо нормально питаться? Если вникнуть, бесплатное питание школьников — это тоже вопрос демографической политики. Причём для 30-триллионного бюджета 100 миллиардов рублей, необходимых для реализации законопроекта, — вполне посильная сумма.
Всё, что «Единая Россия» широко пиарит, — это, как правило, предыдущие инициативы фракции КПРФ. Подхватив нашу идею об изгнании из школы образовательных услуг и приняв соответствующий закон, «Единая Россия» оставила прежние стандарты.
Наши законопроекты тщательно проработаны. Мы привлекаем для их подготовки специалистов, проводим «круглые столы», парламентские слушания. Только за эту сессию провели 10 «круглых столов» и 9 парламентских слушаний по самым жизненным вопросам, которые требуют законодательных решений. Наши рекомендации всегда очень конкретны и принципиальны.
Сейчас все хотят приобщиться к успехам сельскохозяйственной отрасли. Но именно коммунисты, лидер нашей партии Геннадий Андреевич Зюганов и заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Иванович Кашин, десять лет назад инициировали пять программ возрождения села. Они тогда встретили колоссальное противодействие, но удалось через постановления правительства, через решения Госсовета добиться их принятия. К сожалению, их финансирование не превышает 20% от паспортных данных. Это тоже к вопросу о формальности решения проблем.
Но даже при таком уровне финансирования село показывает выдающиеся результаты. А чего могли бы добиться крестьяне, если бы программы финансировались по полной! Одно рабочее место на селе даёт от 7 до 14 в городе. Но чуть только отрасль показала успехи, сразу к ней загребущие руки тянутся. Экспортную пошлину на сельхозпродукцию повысили в 2 раза. Плюс самый высокий тариф на электроэнергию. Как развиваться сельхозпроизводителям, если у них забирают большую часть прибыли?! Им технику обновлять, ремонтировать надо. Но это только банки у нас жируют, а производственному сектору трудно достаётся его хлеб.
Мы много лет добиваемся возвращения госмонополии на производство и продажу ликёро-водочной продукции. В общем-то, отчасти это уже делается через Единую государственную автоматизированную информационную систему учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), но прямо власть этого не хочет признать. То же и с энергоносителями. Если государство увеличивает свой пакет акций в госкорпорации, это указывает на движение в направлении национализации.
— Какие задачи фракция КПРФ ставила перед собой в начале созыва? И что удалось решить?
— Задачи ставит партия. Мы же инструмент партии по продвижению программы КПРФ через законодательную деятельность. В этом году были приняты в разных чтениях 84 законопроекта, подготовленные с участием депутатов из фракции КПРФ, и 85 отклонены.
Наш проект нового Лесного кодекса и законопроект о Конституционном собрании (сейчас готовим четвёртый его вариант) активно поддержало юридическое сообщество, а вот парламентское большинство, увы, нет.
В числе отклонённых, кроме уже упоминавшихся, и такие законодательные инициативы депутатов-коммунистов: девятая редакция законопроекта о «детях войны», о предоставлении в первоочередном порядке многодетным семьям жилья по договорам социального найма, об усилении уголовной ответственности за нарушения избирательного законодательства, о добровольности участия вузов в болонском процессе, о повышении зарплаты учителям, о возо-бновлении индексации пенсий работающим пенсионерам и многие другие. Из этого далеко не полного перечня инициированных фракцией КПРФ законопроектов видно, насколько злободневны решаемые ими проблемы.
На протяжении десятилетия фракция КПРФ предлагает законопроект «Образование для всех», где мы пытаемся вернуть советскую систему. Её высокий уровень признан во всём мире. «Единая Россия» рогом упёрлась и не даёт ему дорогу.
Если снегом засыпают Вечный огонь — это вопрос воспитания. Если во время объявления СВО полтора миллиона человек уехали за кордон — это говорит о том, что не те книжки им давали читать в детстве и юношестве. Процесс воспитания очень длительный. Для того чтобы добиться здесь успеха, надо уменьшить нагрузку на учителей, заваленных сегодня ворохом отчётов, убрать из школы «угадайку», которая не даёт пищи ни уму ни сердцу. Сегодня учителю невыгодно нормально учить. Это подтверждается колоссальным объёмом репетиторских услуг. Надо мотивировать учителя, чтобы он был заинтересован давать ребятам глубокие, крепкие знания во время учебного процесса. Такие законы мы тоже многократно вносили.
Только думающая о будущем страна занимается образованием. Советская власть за 4 года полностью ликвидировала безграмотность. А сегодня нас откинули назад через ЕГЭ и болонскую систему, потому что необразованными людьми управлять проще.
Люди загнаны в ежедневные проблемы. Им не до политики. Сегодня 70% населения находится возле черты или за чертой бедности. И власти выгодно поддержание люмпенизации общества. Ведь социальные революции никогда не совершали нищие. Их всегда совершали средние и высшие классы, думающие о завтрашнем дне своей Отчизны.
Нам надо переориентировать систему, чтобы законы принимались во имя будущего страны и большинства населения. Сегодня, к сожалению, власть служит узкому кругу лиц, под которых и принимаются законы.
— Возможно ли это сделать парламентским путём?
— Теоретически возможно. Но беда в том, что у людей убита вера в институт выборов. В крупных городах на избирательные участки приходят всего 7—10 процентов избирателей. 90 процентов не участвуют в формировании власти. А это позволяет жуликам в комиссиях рисовать результаты. Ведь показывают явку не 7—10 процентов, а 40—60 процентов. Электронное голосование вообще проконтролировать невозможно, и на всём цикле выборов неуполномоченные лица могут трижды подменить электронные носители.
Противодействовать фальсификациям можно только одним путём — усиливая партийные организации. Чтобы проконтролировать 100 тысяч участков, численность партии должна быть не 160 тысяч, а минимум полмиллиона.
— Николай Васильевич, скоро Новый год. Ваши пожелания газете «Правда» и её читателям?
— Газете быть более наступательной и увеличивать тираж. А читателям «Правды» желаю, чтобы они были агитаторами и пропагандистами, побольше общались с организациями КПРФ, а ещё лучше — вступали в её ряды. В нынешней политической структуре КПРФ — единственная партия защиты народа, которая противостоит многоголовому дракону олигархической власти. Поэтому — всем организованности, политической активности и энергичной работы в рядах КПРФ.
— Спасибо.