Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Государственная Дума » Газета "Правда": Вперёд с программой созидания
Пятница, 27 Дек 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Газета "Правда": Вперёд с программой созидания

Печать

На минувшей неделе завершилась седьмая (осенняя) сессия восьмого созыва Госдумы и очередной парламентский год. Для фракции КПРФ это было время напряжённой работы. О том, что удалось сделать и какие цели стоят перед депутатами-коммунистами, рассказал первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай КОЛОМЕЙЦЕВ.


  — Николай Васильевич, вы не раз подчёркивали, что одна из важнейших задач фракции КПРФ в Госдуме заключается в том, чтобы наполнить содержанием предвыборную программу партии. Давайте напомним основные положения этой программы и какими законопроектами она подкреплена.

— Мы убеждены, что из сегодняшней ситуации нельзя выйти, если не провести национализацию базовых отраслей.

Возьмите ЖКХ. Пенсии с 1 января 2025 года будут проиндексированы на 7,3%, а тарифы на коммунальные услуги вырастут на 11,7%. Если же учесть, что с 1 июля ежегодно пересматриваются тарифы на газ и электричество, то увеличение составит все 20%. Поэтому без национализации базовых отраслей и монополий добиться справедливого тарифообразования, соразмерного доходам людей и потребностям отрасли, невозможно.

Посмотрите, какой парадокс происходит в «нефтянке». Получив от отрасли 8 триллионов рублей дохода, бюджет возвращает ей в виде обратного акциза половину, дескать, в связи с тем, что цены на внутреннем рынке привязаны к мировым. Другими словами, чтобы не искушать нефтяных магнатов вздувать их. И при этом из всех нефтедобывающих стран мы чуть ли не единственная, где такие высокие цены на бензин. За последние три года самый востребованный, 92-й, бензин подорожал на 16%, а дизель, используемый в промышленности и сельском хозяйстве, — на 30%. Поэтому закон о национализации крайне востребован. Мы вносили уже пять его вариантов.

Что делает сегодня правительство? Оно приватизирует предприятия обрабатывающей промышленности на основании указов президента, причём используя тот механизм, который предлагали мы в своём законопроекте: если предприятие градообразующее и собственник довёл его до предбанкротного состояния, то Собрание депутатов города, района или Заксобрание региона могут принять решение обратиться в правительство с просьбой национализировать и оздоровить его. Но параллельно с национализацией активно идёт процесс приватизации. По сути, это передел собственности. Кстати, даже Конституционный суд указал, что национализация должна проводиться на основании закона — этого требует Гражданский кодекс РФ. Всего в 2024 году было национализировано 67 компаний. При этом в бюджете 2025—2027 годов доходы от приватизации увеличиваются более чем в полтора раза по сравнению с ранее установленными параметрами — с 1,5 миллиарда рублей до 2,339 миллиарда рублей ежегодно.

— Если уж зашла речь о бюджете, почему в этом году фракция КПРФ впервые решила воздержаться при голосовании за главный финансовый документ, тогда как всегда голосовала против?

— Идёт война. И бюджет решает важные задачи обороноспособности страны. Наша фракция больше всех подготовила поправок, более половины из них приняты.

— Однако полностью поддержать этот закон фракция коммунистов не сочла возможным.

— Да. Мы не согласны с тем, что повышаются налоги, которые должны быть инструментом для экономического роста и справедливого распределения. Увеличение налога на прибыль с 20 до 25% не будет этому способствовать. Не отказалось правительство от бюджетного правила, которое изымает из экономики доходы от нефтегазового сектора. Фракция КПРФ, напротив, считает, что для обрабатывающих отраслей налоги надо снижать, а для нефтегазового сектора — увеличивать и в конечном итоге национализировать последний.

— Доходная часть бюджета будущего года за счёт введения прогрессивной шкалы НДФЛ пополнится более чем на 300 миллиардов рублей. Прогрессивный подоходный налог — это тоже одно из программных требований КПРФ. Фракция коммунистов на протяжении многих лет выступала с такой законодательной инициативой. Вы удовлетворены?

— Определённый шаг вперёд сделан. Но если бы правительство и парламентское большинство не противились инициативе коммунистов, государственная казна на протяжении нескольких лет уже получила бы триллионы рублей. Да и классовый подход, проявленный правительством и парламентским большинством, сохранил щадящий налоговый режим для крупного бизнеса и увеличил нагрузку на средний класс, тогда как мы предлагали такую шкалу прогрессии, где основной упор делался именно на крупный капитал.

Фракция КПРФ выступала и за другие налоговые изменения, предлагая принять норму о возмещении в полном объёме предприятиям обрабатывающей промышленности расходов на модернизацию, увеличить поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, отменить НДС для малого и среднего бизнеса, работающего по упрощённой системе налогообложения. Поэтапная отмена НДС позволила бы удешевить выпуск отечественной продукции и побороть инфляцию…

— …с которой вот уже лет десять безуспешно борется Центробанк с помощью таргетирования и повышения ключевой ставки.

— Эта политика Банка России девальвирует все потуги роста. Повышение ключевой ставки на один процентный пункт вытаскивает из бюджета 290 миллиардов рублей — такова цена индексации социальных выплат. Кроме того, высокая ключевая ставка ограничивает доступ производственного сектора к финансам.

Среди стран «двадцатки» у нас один из самых низких уровней монетизации экономики (отношение денежной массы к ВВП). За 35 лет рыночных реформ только в последние четыре года монетизация поднялась выше 50%, что является минимальным пороговым уровнем экономической безопасности, а прежде она не достигала даже этой отметки. Заметьте: в странах «семёрки» монетизация ниже 100% вообще не опускается. В Японии она составляет 280%, в Китае, который в «семёрку» не входит, но является второй экономикой мира, — 250%. И в этих двух странах минусовая ставка для инвестиций.

А у нас заявлена цель — достижение технологического суверенитета и замещение импорта отечественной продукцией, но Центробанк своей кредитно-денежной политикой делает её недостижимой. Кто будет строить завод или открывать новое производство, если рентабельность промышленных предприятий составляет от 2,5% до 15%, а кредиты выдаются под 30% годовых?

Сергей Чемезов, руководитель госкорпорации «Ростех», объединяющей 800 научных и производственных организаций, выступая 24 октября этого года в Совете Федерации, заявил, что при сохранении такой ключевой ставки большинство предприятий станут банкротами, а экспорт высокотехнологичной продукции придётся вообще прекратить. После этого Центробанк повысил ключевую ставку ещё на 2 процентных пункта. Что это, если не умышленное убиение экономики? Импортозамещение пробуксовывает, дав прирост всего лишь 2% за последние десять лет. Импорт с Запада переведён на Восток, из-за чего увеличились на 15—20% расходы на логистику, что тоже внесло свой вклад в рост цен.

Банк России сегодня реализует принципы «вашингтонского консенсуса», предписывающего вкладывать сырьевые доходы в чужую валюту. Поэтому придуманы и бюджетное правило, и демпфер, превращающие наше конкурентное преимущество в гирю. 350 миллиардов долларов российских золотовалютных резервов арестовали за рубежом — и тишина. Никто не судится. На встречах разного формата с председателем Центробанка фракция КПРФ обращала внимание на то, что хранение резервов в золоте и платине более надёжно. Именно так сегодня поступают китайцы и японцы. Но наших банкиров-финансистов, видимо, даже горький опыт ничему не научил.

В соответствии с 75-й статьёй Конституции основная функция Центробанка — защита и обеспечение устойчивости рубля. Однако только за этот год рубль подешевел на 20%, а за 11 лет инфляционного таргетирования — почти в 4 раза. Если банк не справляется с основной своей функцией, значит, он проводит неверную политику и нужно её менять. КПРФ неоднократно вносила поправки в закон о Центробанке. Мы убеждены, что Банк России должен быть государственным и отвечать за рост экономики, а не заниматься обогащением узкой группы спекулянтов, как происходит сегодня.

Это иллюзия, что плавающим курсом рубля и высокой процентной ставкой можно побороть инфляцию. У нас 57% товаропроизводителей зависят от импорта. А при плавающем курсе брать валютный кредит очень рискованно.

Можно посоветовать нашим правителям учиться у Сталина, который провёл две индустриализации. В 1929—1930 годах он ввёл двухконтурную денежную систему. Безналичные деньги обеспечивали строительство, промышленность, сельское хозяйство, а наличными выплачивалась зарплата. По сути, это была экономика с двумя разными типами денег, взаимно неконвертируемыми. На строительство заводов, реализацию ракетного и ядерного проектов были брошены безналичные ресурсы из второго денежного контура. Стали работать заводы, полки магазинов заполнились товарами. Вот вам и победа над инфляцией. Любой советский школьник знал, что инфляция — это необеспеченность денежной массы товарами. А у нас производство глушится дорогими кредитами. Рост стоимости кредита по всей производственной цепочке тоже ведёт к росту инфляции. Получается замкнутый круг.

Банк России гасит всякую инвестиционную активность банков. Зачем рисковать, вкладывая деньги в строительство заводов, когда можно купить ценные бумаги — флоатеры или положить на депозит и через год получить гарантированный доход 22%.

Сегодня примерно 100 триллионов рублей находится на депозитах: 58 триллионов рублей — у физических лиц и 36 — у юридических. Через год при такой ключевой ставке они превратятся в 122 триллиона рублей (ключевая ставка плюс один процент). Но ведь деньги на депозитах есть только у 20—30% населения, которые получают свой доход, по сути, за счёт остальных.

— Некоторые законы, принятые за последний год по инициативе правительства, наглядно показывают, что финансовый блок кабинета министров пытается найти деньги в полупустых кошельках граждан. Увеличены штрафы за нарушения правил дорожного движения и утилизационный сбор, введён сбор с блогеров за рекламу в интернете, в десятки раз повышены судебные пошлины. Последнее, пожалуй, самое возмутительное решение.

— Именно поэтому фракция КПРФ, противодействуя такой тенденции, впервые в восьмом созыве Госдумы смогла собрать 91 подпись депутатов для подачи обращения в Конституционный суд по вопросу ограничения гражданам России доступа к правосудию на основании их имущественного положения. Буквально на днях обращение было направлено в Конституционный суд.

К инициативе коммунистов присоединились фракция «Справедливой России — За правду», несколько членов ЛДПР и два независимых депутата. Подписавшие обращение депутаты считают, что нарушено гарантированное Основным Законом право граждан на судебную защиту. В обоснование своей позиции мы привели следующие расчёты.

Согласно данным Росстата, в 2023 году медианная заработная плата составила в России 46751 рубль. Для обращения в суд общей юрисдикции первой инстанции гражданин должен потратить около 10% своей зарплаты на государственную пошлину по иску неимущественного характера. Логично из медианной заработной платы вычесть сумму, составляющую прожиточный минимум (для трудоспособного гражданина это 19329 рублей). Тогда финансовое бремя окажется ещё более существенным.

А если иск содержит имущественные требования, скажем, по оспариванию кредитного договора, то за обращение в суд нужно заплатить пошлину, более чем в два раза превышающую остаток медианной заработной платы гражданина за вычетом прожиточного минимума. Учитывая закредитованность населения (50 миллионов человек, или более 40% населения старше 16 лет, имеют кредиты на общую сумму 34,8 триллиона рублей), речь может идти о массовом нарушении конституционного права граждан на судебную защиту.

— Между тем КПРФ давно предложила несколько способов увеличения доходов государства, которые не только безболезненны для большинства населения, но и полезны для экономики. О национализации и прогрессивной шкале НДФЛ вы уже сказали. Давайте вспомним и ещё одну законодательную инициативу — об установлении госмонополии на производство и продажу алкогольной продукции. Есть ли подвижки в этом вопросе?

— Действительно, такой законопроект мы вносили тоже не один раз. При самых скромных подсчётах введение госмонополии на производство и реализацию спиртсодержащей продукции принесло бы в бюджет порядка 3 триллионов рублей. Без этого, уверен, нам не побороть контрафакт. Львиная доля доходов сегодня идёт мимо госказны: одну смену ликёро-водочные заводы работают с акцизами и две смены — на «чёрный рынок».

Ошибочно видеть здесь только экономическую проблему или проблему борьбы с преступностью. Это в первую очередь вопрос сбережения народа. Более 10 тысяч человек умирают ежегодно от употребления некачественного алкоголя. Более 700 тысяч, как сообщает статистика, болеют от причин, связанных с употреблением некачественного алкоголя. Во всех странах Скандинавии действует монополия на производство и продажу ликёро-водочной продукции. Но алкогольное лобби мешает пойти России по этому пути.

— Недавно в Госдуме состоялся «правительственный час», где обсуждался вопрос подготовки кадров по рабочим специальностям. Об этой проблеме заговорили вдруг все и сразу года два назад, когда предприятия оборонной промышленности стали испытывать кадровый голод. Но фракция КПРФ била тревогу ещё тогда, когда процесс разрушения системы среднего профтехобразования только начинался.

— И у его руля стояла всё та же госпожа Набиуллина, которая, будучи министром экономического развития, протащила закон о передаче ПТУ с федерального уровня на региональный. Регионы получили 200 полномочий, лишь треть из которых были обеспечены финансовыми мандатами. И от ПТУ стали избавляться. Одни превратились в институты, другие вовсе закрылись. Перестали готовить многие технические специальности, остались повара, бухгалтеры, парикмахеры вместо токарей, фрезеровщиков, сварщиков.

Мы попросили ряд предприятий изучить проблему подготовки инженерных специальностей в вузах. Они сделали наложение программ Бауманки на периферийные вузы. Оказалось, студент на периферии получает вдвое меньше знаний, чем студент московского технического университета.

Напомню, как была выстроена советская система профессионального образования. В её основе лежал отраслевой принцип. Например, когда строился завод «Ростсельмаш», рядом с ним были открыты шесть фабрично-заводских училищ (ставших впоследствии ПТУ), два техникума, которые готовили линейных руководителей первого звена, и университет для подготовки инженерно-технических кадров. Появился в Ростове-на-Дону вертолётный завод — добавили авиационные кафедры, построили подшипниковый завод — стали готовить специалистов и этого профиля. Раньше со второго семестра первого курса все учащиеся ПТУ, студенты техникумов и вузов проходили технологическую практику, чтобы руками ощутить свою будущую профессию. И чем старше курс, тем больше практики.

Сегодня только те предприятия, которые думают о будущем, сохранили эту традицию подготовки и воспитания кадров: тот же «Ростсельмаш», Кировский завод, ряд предприятий ВПК. А раньше это всё было продумано, организовано на федеральном уровне.

В проекте закона КПРФ «Образование для всех» есть положение, что технические училища должны быть под контролем не только министерства просвещения, но и отраслей. А чтобы дети были ориентированы не на всякие «угадайки» и шоу, надо возрождать технические подростковые клубы. В родном мне Ростове-на-Дону в 1991 году было порядка 140 таких клубов, за которые отвечали предприятия. Они давали инструменты, поставляли отходы производства, из которых ребята мастерили поделки, а пенсионеры-мастера учили детишек пилить, клепать — словом, формировали у них инженерное мышление. Сегодня профориентации вообще никакой нет. Хорошо, что, наконец-то, возвращены в школу уроки труда, которые на определённом этапе разрушения советской системы образования тоже были осмеяны.

Конечно, проблема возрождения профтехобразования — комплексная. Для её решения надо не 3,5% ВВП закладывать в бюджете на образовательную сферу, а вдвое больше. Должна быть проделана серьёзная работа над ошибками, допущенными в системе школьного образования. Упал уровень преподавания математики, геометрии, физики; что такое черчение, школьники вообще не знают. Ну как вы хотите вырастить тогда будущих инженеров? Переход на ЕГЭ и болонскую систему привил учителям безответственность, «угадайка» убила творческий процесс познания, а платность привела к коммерциализации сознания организаторов образования и науки, потому что они не заинтересованы в качестве, их заботит только вал: чем больше набрали студентов, которые платят, тем лучше. И средства массовой информации должны осознать свою созидательную роль, чтобы не чернухой потчевать народ, а утверждать престиж человека-творца.

Плюс переход на техрегулирование вместо стандартизации. В Международной организации по стандартизации (ISO) 43 комитета возглавляли советские руководители-инженеры, потому что наши стандарты были выше, чем на Западе.

— Кажется, власть начинает понемногу прозревать. То, что «Единая Россия» занимается плагиатом, беря идеи КПРФ и выдавая их за свои, конечно, плохо. Но хорошо, что она начала уже воспринимать их и пытается, пусть худо-бедно, в очень усечённом виде, реализовывать.

— Я бы сказал, что власть занимается самоуспокоением. Она радуется низкой безработице в России. По официальным данным, сегодня не трудоустроены 2,3% трудоспособного населения. Но приплюсуйте сюда ещё 10 миллионов человек самозанятых, которые являются теми же безработными, — и тогда получите реальную картину. Правительство озабочено дефицитом кадров, но ничего не делает, чтобы привести систему оплаты труда в соответствие с уровнем профессиональной подготовки. В России 2 миллиона доставщиков: 500 тысяч человек собирают заказы и полтора миллиона развозят их. Зарабатывают от 160 до 200 тысяч рублей. А инженер на заводе получает копейки.

— В своё время по инициативе КПРФ был принят закон о стратегическом планировании. Но он так и не заработал. Почему?

— Это был рамочный закон, который надо было подкрепить нормативными документами правительства. Но оно отнеслось к своим обязанностям спустя рукава и нормативные акты не были подготовлены.

Однако задача перехода от прогнозирования и нацпроектов к стратегическому планированию не снята с повестки дня. Без этого невозможно развитие таких серьёзных отраслей, как авиа-, машиностроение, IT-технологии. Сельское хозяйство даже при высоких урожаях страдает от безденежья. Эту ситуацию можно разрулить только с помощью стратегического планирования.

— Тут просматривается и ещё одна проблема — отсутствие контроля над ценами.

— Совершенно верно. Цены на продукты питания растут, но селяне богаче от этого не становятся. В цене готового продукта доля производителя всего 12—15%. Сетевой сговор мешает, с одной стороны, нашим товаропроизводителям пробиться со своей продукцией к покупателям, а с другой — не позволяет снизить цены. Здесь нужно государственное регулирование. Мы изучили международный опыт и подготовили закон о контроле над ценами. Например, в Германии 40% цен регулируется земельными правительствами и 20% — федеральным. Но наши горе-рыночники прячутся от этой проблемы как чёрт от ладана. Фракция КПРФ вносила уже три варианта этого законопроекта — ни один не прошёл.

— Конституционные поправки 2020 года значительно расширили полномочия парламента. Сами депутаты это почувствовали?

— Поправки носили половинчатый характер. У нас нет закона о Конституционном собрании. А без него нельзя менять первую главу Конституции, где сформулированы основы конституционного строя, и вторую, в которой описываются права и свободы человека и гражданина. Поэтому фракция КПРФ разработала проект закона о Конституционном собрании, который поддержали 2,5 миллиона юристов. Однако фракция «Единой России» не торопится его принимать. Как и ещё один фундаментальный документ, разработанный депутатами-коммунистами, — Избирательный кодекс.

В течение года фракция имеет право вынести на рассмотрение палаты в приоритетном порядке 14 законодательных инициатив. В эту сессию мы предлагали включить в их число проект Избирательного кодекса. Но за год были рассмотрены лишь два приоритетных законопроекта фракции КПРФ. Напрасно парламентское большинство так пренебрежительно относится к нашей законодательной инициативе. Без изменения избирательной системы доверие к власти будет только деградировать. «Единороссов» почему-то это не тревожит.

— В плане работы Госдумы на осеннюю сессию было рассмотрение во втором чтении резонансного законопроекта об общих принципах организации местного самоуправления (МСУ) в единой системе публичной власти, который ликвидирует первый уровень МСУ. Однако в последний момент его рассмотрение перенесли на следующий год. Что повлияло на это решение?

— Однозначно, позиция руководителей крупных регионов с развитой системой МСУ, письменно обратившихся к Геннадию Андреевичу Зюганову, которую он смог донести до руководства администрации президента и Совета Государственной думы. А также личная позиция председателя Госдумы Вячеслава Викторовича Володина, взявшего на себя ответственность за перенос рассмотрения закона на следующий год.

Мы считаем этот законопроект одним из самых вредных: он уничтожает корневую систему страны. Его авторами номинально числятся «единороссы» — сенатор Андрей Клишас, депутат Госдумы Павел Крашенинников и другие, которые никогда в жизни в местном самоуправлении не работали, и, полагаю, они даже до конца не осознают, чем может обернуться их законотворческое посредничество. Органы местного самоуправления поселкового уровня действительно испытывают большие трудности в реализации своих полномочий, которые финансово никак не подкреплены. Экономя на этом мизере сегодня, власть грозит породить неуправляемость в стране завтра. Но, думаю, либеральная «пятая колонна» не отступит и опять попытается в будущем году протащить этот закон.

— Чью работу депутатов вы, как первый заместитель руководителя фракции КПРФ, могли бы отметить?

— Все члены нашей фракции старались внести свой вклад в общее дело. Об этом свидетельствуют результаты: из 564 законов, принятых палатой, депутаты-коммунисты принимали участие в подготовке 123. И это при том, что численность фракции КПРФ составляет чуть менее восьмой части парламентского корпуса: 57 депутатов из 450. Непросто при таком соотношении добиваться поставленных целей.

Наши председатели комитетов в этом созыве стали работать ещё более эффективно. Владимир Иванович Кашин, возглавляющий комитет Госдумы по аграрным вопросам, сумел провести десятки законов по реализации трёх государственных программ поддержки агропромышленного сектора и возрождения села.

Председатель комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Михайлович Харитонов объехал все северные территории. Его комитет проделал огромную работу над подготовкой и принятием закона о северном завозе и других.

Заслуга комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, которым руководит Нина Александровна Останина, — разработка двух базовых и множества рамочных законов о многодетных семьях, проведение большого числа «круглых столов» и парламентских слушаний по тематике поддержки семьи, материнства и детства. Многие положения подготовленных депутатами законопроектов вошли в указ президента. Но, конечно, поддержка многодетных семей должна регулироваться законом, а не указом.

Комитет по делам Содружества независимых государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, где председателем является Леонид Иванович Калашников, на все сто отработал по корректировке миграционного законодательства. Тема миграции в последние годы стала кричащей проблемой.

Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, возглавляемый Сергеем Анатольевичем Гавриловым, работает над вопросами национализации, в том числе и находящейся в России иностранной собственности.

— Деятельность депутатов не ограничивается законотворчеством. Не могли бы вы коротко рассказать о других аспектах работы фракции КПРФ?

— Мы организовали 8 парламентских слушаний, 10 «круглых столов», приняли участие в 13 «правительственных часах». Но это тоже связано с подготовкой законов, работа над которыми начинается с углублённого изучения проблемы. А ещё фракция КПРФ организовала 7 больших выставок, регулярно проводит различные массовые мероприятия, депутаты работают в округах, ведут приём избирателей в Государственной думе.

— Николай Васильевич, предлагаю закончить нашу беседу с той темы, с какой мы начали, но в её логическом продолжении. Как изменилась бы жизнь в стране в случае принятия и реализации программы КПРФ?

— Мы бы стали добрее, народ — организованнее и ответственнее. Через определённое время мы нарастили бы производство товаров, повысилась бы занятость, технологический прогресс стал бы реальностью, произошли бы качественные изменения в системе управления, что, по большому счёту, является самым главным в развитии всех сфер жизни общества.



Rambler's Top100