Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Государственная Дума » Юристов, экономистов и управленцев станет меньше
Четверг, 22 Май 2025
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Юристов, экономистов и управленцев станет меньше

Печать

Два заседания подряд Госдума рассматривала поправки в Закон «Об образовании», касающиеся государственного регулирования платного приёма в вузы. 20 мая законопроект был принят во втором и третьем чтениях.


  Он разработан по поручению президента с целью решения проблемы дефицита квалифицированных кадров и снижения напряжённости на рынке труда. Для этого его авторы, в числе которых председатели обеих палат парламента, а также руководители всех думских фракций, предложили наделить правительство полномочием устанавливать объём приёма абитуриентов на платное обучение в вузы.

Сегодня на платной основе учатся 53% студентов вузов. Из них около 42% — будущие экономисты и юристы, 22% — инженеры, около 10% осваивают творческие профессии, около 7% — это педагоги-гуманитарии и чуть более 6% — медики.

«При этом по отдельным направлениям подготовки и специальностям наблюдается существенный дисбаланс между числом бюджетных мест, установленным с учётом потребностей экономики, и количеством платных мест», — отмечают законодатели. Так, по направлению «юриспруденция» (уровень бакалавриата) на бюджетных местах обучаются 27 тысяч человек, а на коммерческих — 267 тысяч: по «экономике» — соответственно 25 тысяч и 61 тысяча, по направлению «менеджмент» — 14 тысяч на бюджете и 144 тысячи платно, «государственное и муниципальное управление» — 7 тысяч и 69 тысяч студентов. Предполагается, что именно по этим специальностям и будет в первую очередь сокращён платный приём в вузы. Но не только по ним. Начиная с 2026 года специальная правительственная комиссия будет определять предельное количество платных мест по направлениям подготовки высшего образования, внесённым в отдельный перечень.

Кстати, до 2013 года в законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании содержалась норма, предусматривающая согласование учредителями вузов объёмов подготовки специалистов на платной основе, но потом она исчезла, что привело к перенасыщению рынка труда молодыми специалистами по некоторым направлениям и низкому проценту трудоустройства выпускников по специальности — согласно опросам ВЦИОМ, всего 50%. При этом 40% работодателей испытывают дефицит кадров.

Но главное то, что уровень подготовки «платников» зачастую оставляет желать лучшего. Доводилось наблюдать, как молодые врачи во время приёма пациентов бегают к своим старшим коллегам, чтобы те помогли им «расшифровать» результаты анализа крови. И хотя 40% студентов, поступивших на платное обучение, отчисляются в процессе учёбы, но в основном это происходит из-за их неплатёжеспособности: увы, преподаватели готовы закрыть глаза на слабые знания учащихся, если последние исправно перечисляют деньги в вузовскую казну.

Ко второму чтению законопроекта появились и другие предложения, как устранить диспропорции в подготовке профессиональных кадров. Решено пересмотреть условия предоставления льготных образовательных кредитов. Сейчас они выдаются для обучения детей, начиная с 14-летнего возраста, по любому направлению подготовки на весьма выгодных условиях: под 3% годовых на срок плюс 9 месяцев после завершения обучения и до 15 лет. Теперь образовательные кредиты будут выдаваться лишь для обучения по приоритетным направлениям, в числе которых инженерно-технические, медицинские и педагогические специальности.

Закон принят, но сомнения в безупречности его норм у депутатов всё же остались.

Например, Николай Арефьев убеждён, что без возрождения Госплана просчитать потребности экономики в тех или иных специалистах проблематично. Сергей Казанков опасается, что в противовес урезанию количества платных мест по ряду направлений подготовки вузы просто-напросто кратно поднимут стоимость обучения. А это неизбежно, если при сокращении платных мест бюджетное финансирование вузов не увеличится. Алексей Куринный предложил для определения количества платных мест по тем или иным направлениям подготовки руководствоваться результатами мониторинга качества получаемого высшего образования.

Важно исключить фактор недобросовестной конкуренции между вузами и коррупционной составляющей, для чего нужно выработать чёткие критерии определения квот, полагает и Михаил Матвеев. Он также настаивал на том, чтобы нормы закона не распространять на второе высшее образование. Его получают люди, как правило, состоявшиеся, которые хотели бы скорректировать или дополнить своё образование. Это и есть гарантия того, что им нужна не просто «корочка», а знания, заметил депутат. Но основополагающим фактором, конечно, является уровень заработных плат. Они должны быть выше в тех отраслях, в которых страна испытывает потребности. К сожалению, постижение сей азбучной истины власти даётся труднее всего.



Rambler's Top100