Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Государственная Дума » Депутаты КПРФ задали вопросы и выступили на правительственном часе в Госдуме с участием министра М.Г. Решетникова
Пятница, 01 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Депутаты КПРФ задали вопросы и выступили на правительственном часе в Госдуме с участием министра М.Г. Решетникова

Печать

28 сентября в Госдуме проводился правительственный час с участием Министра экономического развития Российской Федерации М.Г. Решетникова. Ему задали вопросы и выступили после его доклада депутаты фракции КПРФ. Тема отчета Министра: "О мерах по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления".



Решетников М. Г., Министр экономического развития Российской Федерации:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня доложу о мерах, которые реализуются Правительством Российской Федерации по стабилизации экономики в условиях санкций. Отдельно остановлюсь на стратегических задачах, которые нам предстоит решить, чтобы обеспечить экономический рост.

Введённые против России беспрецедентные по масштабам санкции, а их уже более 11 тысяч, создали целый ряд вызовов. Во-первых, это ограничения для внешнеторговой деятельности. Под прямые запреты попала почти четверть нашего экспорта и импорта. Во-вторых, это технологические и транспортные ограничения, запреты на импорт в страну комплектующих, на заходы в порты, авиа-, автоперевозки, было прекращено техническое обслуживание самолётов. В-третьих, был заблокирован доступ к глобальной финансовой системе, были заморожены финансовые государственные и частные активы, запрещены сделки с Центральным банком и Минфином, затруднены финансовые транзакции.

Несмотря на это, российская экономика оказалась устойчива к вызовам. Потребительский спрос восстанавливается, этому способствует ситуация на рынке труда, дополнительные меры социальной поддержки, которые были запущены во втором квартале текущего года по поручению президента страны. Это индексация пенсий, прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда, начало новых выплат на детей.

Инвестиционная активность в первом полугодии также находилась на высоком уровне.

Восстанавливается кредитование экономики, причём в большей степени за счёт кредитования компаний.

По кредитам физических лиц также есть оживление, в основном оно в секторе ипотеки.

Бюджет также поддерживает экономику. В этом году мы исполняем как доходную, так и расходную части бюджета лучше. Накопленный профицит, который мы наблюдали с начала года, в мае достиг максимума. Он был на уровне 3 триллиона 400 миллиардов рублей, я имею в виду в целом бюджетной системы, сейчас он снизился до 700 миллиардов рублей, соответственно это те средства, которые пошли в экономику, поддерживают и потребительский, и инвестиционный спрос.

На встречах с фракциями поднимался вопрос по поводу региональных бюджетов. Несмотря на санкции, за 8 месяцев этого года доходы консолидированных бюджетов регионов выросли на 19 процентов. Профицит в размере полтора триллиона - самый высокий за последние пять лет.

Что касается консолидированного долга региональных бюджетов (был и такой вопрос) сейчас он составляет 2 триллиона 700 миллиардов рублей. 

При этом в структуре долга существенно выросли именно бюджетные кредиты, в настоящий момент почти две трети. Это следствие замещения дорогих коммерческих кредитов на, по сути, бесплатное кредитование из федерального бюджета, а также начало реализации крупных проектов, которые мы поддерживаем за счёт инфраструктурных бюджетных кредитов.

В целом мы ожидаем, что нижняя точка спада экономики будет пройдена в IV квартале этого года. По итогам 2022 года ВВП сократится на 2,9 процента. Инвестиции после умеренного спада во II полугодии покажут снижение в пределах 2 процентов, замедлится инфляция: после пикового значения в 17,8 процента в апреле и 13,9 процента на сегодня оценка на конец года - 12,4 процента.

В том, что экономика восстановилась быстрее, мы видим три ключевые причины.

Первая - сформированный запас прочности за последние годы. На начало 2022 года объём государственного долга России был одним из самых низких в мире. Существенно сократилась доля нерезидентов во внутреннем государственном долге. На пике весной 2018-го эта доля превышала треть, была 35 процентов, сейчас - 18 процентов, и это минимальный уровень с 2015 года. 

С 2014 года мы существенно диверсифицировали структуру экспорта, снизили долю нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета, создали национальную платёжную систему.

Вторая причина. Сработал план первоочередных действий, который правительство реализовало по поручению президента страны. Решения принесли нужный эффект, потому что опирались на запросы бизнеса, отраслей и регионов. Всего в государственную аналитическую систему "Управление" было внесено почти 30 тысяч предложений по таким мерам от субъектов Российской Федерации, деловых и экспертных сообществ, депутатского корпуса. Каждое внимательно рассматривалось профильными ведомствами, общественными организациями в рамках правительственного штаба. Окончательные решения принимались правительственной комиссией под руководством председателя правительства. Чтобы эти решения впоследствии заработали, было принято 56 законов. Благодаря синхронизации работы правительства, регионов, депутатов, запускались ровно те меры, которые были необходимы, а дальше также вместе мы активно реагировали на обратную связь.

Третья причина, почему экономика оказалась устойчивой. На мой взгляд, главное - была сделана ставка на предпринимательскую инициативу, и это сработало. Собственники, директора компаний имели возможность сконцентрироваться на решении главных задач - искали новых поставщиков, альтернативные рынки сбыта, осваивали новые ниши, перестраивали логистику, развивали импортозамещение.

Приведу конкретные примеры из регионов. В Ярославской области общался с одним из резидентов ТОСЭР, крупнейшим разработчиком автономных мобильных электростанций. Он уже перестроил своё производство, заменив западные комплектующие на отечественную продукцию, а также поставки из юго-восточной Азии, воспользовавшись реализованными нами мероприятиями. Сейчас постепенно перестраивает поставки комплектующих для ещё одного проекта - производство автономного насосного оборудования. Продукция поможет заместить американские аналоги для горнодобывающей промышленности. Вчера, кстати, ВЭБ РФ одобрил предварительную заявку компании на получение льготного кредита.

В Тульской области производитель пластмассы, резидент нашей особой экономической зоны, благодаря решениям по обеспечению "зелёного коридора" для импорта смог заместить оборудование из Европы и США на продукцию стран-партнёров и тем самым не приостановил производство. Предприниматель из Карелии, который занимается разведением форели, реализует сразу два инвестпроекта. К концу года завершится модернизация производства рыбьего жира, который раньше наши фармацевты закупали в Норвегии, а концу года заработает завод по производству рыбных кормов, которые поставлялись в Россию в основном из Дании и Финляндии.

Для реализации этих проектов предприниматель также воспользовался антикризисным механизмом, а именно льготное кредитование по линии программ агропромышленного комплекса. И таких примеров, коллеги, сотни. То есть бизнес активно перестраивает работу своих компаний, а план дал для этого все необходимые инструменты, запустив процессы адаптации экономики.

Вместе с тем, мы исходим из того, что санкции будут иметь долгосрочный характер. Поэтому, не сворачивая антикризисную повестку, переходим к системным среднесрочным задачам адаптации экономики. Для этого одни программы в рамках плана, которые уже выполнили свои задачи, мы завершаем, другие продлеваем, третьи делаем частью системной работы. К примеру, льготные программы кредитования запускались как срочные меры на период повышения ключевой ставки с тем, чтобы у компаний была возможность взять кредиты под оборотные средства на текущую деятельность и главным образом на выплату заработной платы. Меры оказались востребованными. По льготным программам заключено соглашений более чем на 3 триллиона рублей, это практически 93 процента от расчетного лимита, из них выдано кредитов на 2 триллиона 660 миллиардов рублей. Эти решения поддержали кредитование и стабильность на рынке труда в самый непростой период - с апреля по июль.

Сейчас идет активное расширение рыночного кредитования, соответственно льготные программы завершаются, а программы для малого и среднего бизнеса были адаптированы под текущие условия и сейчас уже реализуются как системные. В качестве примера, мы объединили программу национального проекта, так называемое постановление 1764, по которой субсидируем процентную ставку, и программу Банка России с льготным фондированием. В результате "Корпорация "МСП" сейчас выдает кредиты по сниженной ставке 2,5 процента для среднего бизнеса, 4 для малого и микробизнеса.

При этом программа с общим лимитом в 50 миллиардов рублей действует чуть больше месяца, за это время компании из обрабатывающих производств, гостиничного сектора, туризма, транспортировки и логистики уже заключили 40 кредитных договоров, всего заявок уже сейчас более чем на 8 миллиардов рублей.

Большой комплекс мер был запущен по поддержке импорта. Задача была насытить внутренний рынок необходимой продукцией, а также поддержать промежуточный и инвестиционный импорт с тем, чтобы помочь нашим предприятиям перенастроить производство, а также завершить начатые инвестиционные проекты. Ставку сделали на упрощение процедур ввоза товаров в страну, обнуление импортных пошлин и особый режим декларирования.

К примеру, по системе упрощённого декларирования зарегистрировано уже 17 тысяч деклараций, то есть это новая продукция, которая ранее не поставлялась в страну из более чем 100 стран. Треть из всех деклараций - это электроника. Ну, вполне естественно, компьютеры, бытовая техника, новые марки, наши рынки открылись и не поехали в страну.

Но также поставляются станки, инструменты, стройматериалы, оборудование, в том числе газовое, автомобильные товары.

Мера оказалась крайне востребованной, поэтому приняли решение продлить её ещё на год - до 1 сентября следующего года. Вся нормативная база для этого принята.

С помощью другого механизма освобождения от ввозимых таможенных пошлин мы сэкономили потребителю почти 80 миллиардов рублей. Обнуление пошлин коснулось более 1 тысячи 300 товарных позиций, это 15 процентов нашего импорта. Это и потребительский, и промежуточный, инвестиционный импорт.

Решение об обнулении ввозных пошлин принималось временно - до 30 сентября текущего года. Оно принималось в условиях пика валютного курса, ажиотажного спроса и заявлений иностранных компаний о прекращении поставок в Россию.

Сейчас по пошлинам будем дальше принимать уже только точечные решения, то есть продлевать только по тем позициям, которые помогут ввести необходимые комплектующие и товары. В первую очередь это медицинские изделия, упаковка для продуктов питания, фармацевтическая продукция.

Основной фокус сейчас на развитие собственного производства. Для этого важны промежуточный и инвестиционный импорт. Для дальнейшего их восстановления продолжат действовать процедуры, ускоренные таможенные процедуры, отсрочки по уплате таможенных пошлин и тот же механизм инвестиционных льгот.

Там, где собственное производство идёт, будем активнее защищать внутренний рынок, использовать защитные меры таможенно-тарифной политики, в первую очередь, антидемпинговые пошлины и компенсационные пошлины против субсидируемого импорта, а также иные механизмы.

Еще одна мера, которую высоко оценил бизнес - мораторий на проверки. С марта по сентябрь проверок прошло почти в 3,5 раза меньше, чем за тот же период прошлого года. Впервые профилактических визитов оказалось больше, чем проверок. Будем дальше снижать избыточный контроль уже за счёт развития риск-ориентированного подхода, когда чистота контроля напрямую зависит от степени риска объекта.

За последний год всем объектам в стране были присвоены категории риска. Две трети из них, а это, как правило, объекты, которые принадлежат малому и среднему бизнесу, отнесены к категориям низкого риска, то есть планово их не будут проверять совсем.

В развитие такого подхода по поручению президента Минэкономразвития внесло уже в правительство постановление, и сейчас контрольные органы в планы проверок будут включать только те объекты, работа которых отнесена, связана с высокими и чрезвычайно высокими рисками.

Уважаемые коллеги, параллельно с решением антикризисных задач правительство занимается разработкой стратегических приоритетов. Прошла серия отраслевых стратегических сессий под руководством Председателя Правительства. На их основе подготовлен сценарий ускоренной адаптации экономики. Он предполагает, что экономический спад будет преодолён в 2024 году, и далее возобновится экономический рост на основе внутреннего спроса потребительского и инвестиционного.

Несколько слов о самих стратегических приоритетах.

Первое - это развитие транспортно-логистической инфраструктуры с учётом переориентации экспортно-импортных потоков. Этот приоритет включает расшивку узких мест и строительство новой инфраструктуры. Для этого нам необходимо увеличить возможность перевозок на Азово¬Черноморском направлении, в первую очередь за счёт развития железнодорожных подходов к портам и самой портовой инфраструктуры.

В рамках коридора "Север-Юг" за счёт строительства автомобильных дорог, обходов городов, развития Волго-Каспийского судоходного канала, морской портовой инфраструктуры на Каспии, пропускных способностей погранпереходов. На восточном направлении предстоит модернизировать более 260 объектов на всем протяжении БАМа и Транссиба, а также портовую инфраструктуру и погранпереходы.

Второй приоритет - это импортозамещение, прежде всего, за счет внутреннего производства. Все министерства на сегодняшний момент сформировали Министерству промышленности и торговли конкретные задачи по критическому импортозамещению по номенклатуре продукции и по базовым потребительским свойствам. Для реализации этих планов будут реализованы более 400 проектов, из них порядка 150 - то, что мы называем с небольшим инвестиционным циклом, то есть с относительно небольшой потребностью в инвестициях и с быстрой отдачей. Остальные же проекты - это масштабные программы, требующие уже больших капиталовложений, в том числе и из бюджета. Речь идет об авиастроении, судостроении, радиоэлектронике, малотоннажной химии, транспортном и сельхозмашиностроении и других направлениях.

Третий приоритет - обеспечение технологического суверенитета и ускоренной цифровизации экономики. Инструменты здесь - это создание и развитие критических технологий, производство отечественного телекомоборудования, заключение соглашений с госкорпорациями и компаниями-лидерами о развитии конкретных так называемых сквозных технологий, а также экспериментальные правовые режимы и реализация проектов-маяков.

Следующий приоритет - это стимулирование инвестиционной активности, это поддержка импорта оборудования для ключевых проектов, в том числе с использованием мер таможенно-тарифной политики, предоставление таможенных льгот, а также льготного кредитования. Расширение использования государственных гарантий и поручительств, более активное использование механизмов "Фабрики проектного финансирования", а также средств Фонда национального благосостояния, особенно для поддержки крупных инфраструктурных проектов.

Большие возможности по стимулированию инвестиций есть и у регионов. Многое зависит от того, как активно регионы используют эти возможности. К ним относятся особые экономические зоны, индивидуальные программы развития регионов, инфраструктурные бюджетные кредиты, на которые выделен беспрецедентный объем средств, внедрение регионального инвестиционного стандарта, государственно - частное партнерство, а также использование соглашений о защите и поощрении капиталовложений.

Для поддержания инвестиционной активности необходимо реализовать также и меры по развитию финансовых рынков, в том числе необходимо расширить набор инструментов для привлечения длинных денег в экономику, без этого серьезных инвестиций в необходимом объеме реализовать невозможно, для стимулирования выхода компаний на рынок капитала, расширения механизмов хеджирования процентного риска, подробно вчера на встречах с фракциями мы обсуждали эти вопросы.

И наконец, еще один приоритет - это развитие интеграции в рамках евразийского экономического пространства с нашими странами-партнерами. Здесь ставка на развитие, торговлю и защиту общего рынка, углубление производственной кооперации, развитие независимой от третьих стран финансовой инфраструктуры.

И всё же еще раз подчеркну, что основа экономического роста - это внутренний спрос, новые возможности, связанные в первую очередь с наращиванием предложения в отраслях, которые ориентированы на внутренний рынок: жилье и ЖКХ, агропромышленный комплекс и производство продуктов питания, внутренний туризм, сфера развлечений и досуга, культура и спорт. Все эти стратегические приоритеты легли в основу формирования прогноза социально-экономического развития.

В 2023 году экономика будет постепенно восстанавливаться, а в 2024 году выйдет на устойчивый рост в 2,6 процента. Основой роста будет рост промышленного производства, ориентированного на внутренний спрос, сельского хозяйства, строительства, сферы услуг.

Реальные денежные доходы населения должны восстановиться уже в следующем году за счет роста реальных заработных плат, предпринимательских доходов, индексации социальных выплат ну и, конечно, за счет замедления инфляции. Безработица в течение всех трех лет сохранится на низких уровнях.

По инвестициям восстановление начнется в следующем году. В 2024¬2025 годах рост инвестиций будет опережать рост ВВП, это ключевое условие для выхода на устойчивую траекторию роста экономики. Эти показатели достижимы при реализации тех стратегических приоритетов, о которых я сказал. Прогноз, приоритеты, проект бюджета на прошлой неделе был одобрен правительством и сегодня поступил на рассмотрение в Государственную Думу. Мы здесь готовы над системной работой по данным документам.

Прошедший референдум в Донецкой и Луганской Народных Республиках, Запорожской и Херсонской областях ставит перед нами новый блок задач. Это регионы с огромным потенциалом, раскрытие которого в текущих условиях, конечно, потребует от нас больших усилий. И мы готовы к плотной совместной работе для решения этих задач.

Уважаемые коллеги, в заключение несколько слов о нашем взаимодействии.

В преддверии сегодняшнего выступления мы провели продуктивные встречи со всеми фракциями, Комитетом по экономической политике и Комитетом по контролю.

Хочу сказать слова благодарности за конструктивный настрой, общее понимание ситуации, в которой приходится работать.

Отмечу, что в весеннюю сессию вы рассмотрели и приняли 31 закон, за разработку которых в правительстве отвечало Минэкономразвития. Это больше, чем за весь ковидный даже 2020 год. Причем речь идет не только об антисанкционной повестке, но и о текущей работе.

Мы работали с большинством депутатов, однако, хотелось бы отдельно поблагодарить председателя нашего профильного комитета Максима Анатольевича Топилина, а также Андрея Михайловича Макарова, особенно в части работы над законом по соглашению о защите и поощрении капиталовложений, донастройку механизмов особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Слова благодарности также председателю Комитета по контролю Олегу Викторовичу Морозову, с которым мы вместе реализуем реформу контрольно-надзорной деятельности.

Александру Вячеславовичу Демину за поддержку инициатив по развитию МСП.

Комитет по науке и его председателя Сергея Владимировича Кабышева хочется поблагодарить за важнейший закон о реестре получателей мер поддержки инновационной деятельности, который по факту создал нам необходимую инфраструктуру для поддержки такого рода компаний.

Павлу Владимировичу Крашенинникову и Дмитрию Федоровичу Вяткину за поправки в КоАП, которые давно ожидали предприниматели в части снижения административного давления. Мы видим, что это реально работает.

Гутеневу Владимиру Владимировичу за закон о совершенствовании деятельности торгово-промышленных палат, которые дали новые возможности и расширили инфраструктуру поддержки предпринимательства.

Сергею Анатольевичу  Гаврилову и Анатолию Геннадьевичу Аксакову в части работы над нашими инициативами в области корпоративного и финансового законодательства. Там постоянно нам приходится двигаться вперед (САРы, редомициляция, улучшение нашего корпоративного законодательства).

В весеннюю сессию предстоит рассмотреть еще 9 разработанных нами законопроектов, они касаются дальнейшего совершенствования законодательства об особых экономических зонах, государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений то, что нам сейчас необходимо, а также развития социального предпринимательства.

Рассчитываем также выйти на второе чтение законопроекта об электронных активах, который запустит по факту новый этап повсеместного внедрения электронного документооборота в бизнесе и позволит нам совершить большой рывок здесь. Законопроект непростой, здесь мы плотно взаимодействуем с комитетом Александра Евсеевича Хинштейна.

Также считаем актуальным вернуться к работе над реформой законодательства о банкротстве, именно, как реформированию института.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, уверен в нашей совместной работе на достижение всех этих задач.

Спасибо за внимание.
 


Кашин В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ:

- Уважаемый Максим Геннадьевич, аграрии серьёзно работали в текущем году, освоив площадку в 150 миллионов зернобобовых в сборе, и мы видим уровень 180-200 миллионов тонн уже к 2030 году. Но теперь мы уже столкнулись с ситуацией тяжёлой на зерновом рынке и в ценообразовании, и в реализации. Вы непосредственный участник этих событий. Что вы в этом плане собираетесь делать сегодня? Ваше ведомство, я имею в виду. И в ближайшей перспективе, когда мы будем получать 180¬200 миллионов тонн, логистика, ценообразование, осуществление наших программ, комплексных программ развития сельских территорий, "второй целины"? Как будет ваше ведомство нас поддерживать в этой ситуации на перспективу и сегодня?


Решетников М. Г.:

- Уважаемый Владимир Иванович, спасибо за вопрос.

Здесь, наверное, несколько моментов отмечу.

Первое. С точки зрения финансирования программ, у нас по этому году финансирование всех программ, связанных с селом, с агропромышленным комплексом превысило 400 миллиардов рублей, в том числе 52 миллиарда рублей мы добавляли в рамках антикризисного плана, и там целый комплекс мер - и программы кредитования были дополнительные запущены, и, значит, на лизинг мы, на технику деньги выделяли.

Значит, что касается непосредственно... Да, и следующий год, вот в проекте бюджета, который внесён, там и еще 4-процентный дополнительный рост относительно вот этих вот цифр также заложен.

Отдельно отмечу, что такое существенное   увеличение финансирования, а если мы его сравним там с 2020 годом, это десятки процентов, произошло за счет введения механизма экспортных пошлин, которые, с одной стороны, помогли удержать цены на внутреннем рынке и ощутимо повлияли на вот эту вот стабилизацию цен, особенно в период, когда у нас там по некоторой продукции, в общем, мы только-только, едва внутреннее потребление обеспечивали.

А с другой стороны, как правительство и обещало при введении экспортных пошлин, все деньги, которые были собраны с сельского хозяйства, они на село и возвращались в виде финансирования в том числе и программ по вовлечению земель в сельхозоборот, по вот этим новым программам по развитию села. Всего экспортных пошлин за это время было собрано более 200 миллиардов рублей. Это серьезнейший ресурс, который вернулся в сельское хозяйство.

Значит, с другой стороны, значит, у нас мы донастраиваем систему экспортных пошлин, значит, и мы в июле, обсуждая этот вопрос с Дмитрием Николаевичем Патрушевым, договорились изменить параметры. Вы помните, что у нас отсечение начиналось с 200 долларов, введение пошлины, и в условиях, когда у нас курс приблизился на тот момент там 56 рублей, безусловно, цена в 11 тысяч была уже на тот момент сложной, а учитывая то, что мы приближались к большому урожаю, и Минсельхоз уже об этом говорил по оценкам, значит, мы приняли решение и зафиксировали вот эту цену отсечения на уровне 15 тысяч рублей, 15 тысяч рублей, и в общем и целом это с экономической точки зрения, мы тогда, кстати, приняли позицию Минсельхоза, и нам казалось, что надо пониже на тот момент, но услышали все опасения и, понимая ситуацию, согласились и сейчас понимаем, что мы правы.

В целом же если говорить про сельское хозяйство, вы знаете, у нас рентабельность сельского хозяйства 19 процентов. Рентабельность нефтянки чуть больше - 22, рентабельность основной промышленности, ну, в хороших отраслях от 16 до 18. Более того, у нас в сельском, я говорю, рентабельность до налогообложения, а у нас в сельском хозяйстве с вами ещё и налоговый режим особый, налога на прибыль нет и так далее. Поэтому мы оставляем большой ресурс в сельском хозяйстве... (Микрофон отключён.)


Коломейцев Н. В., КПРФ:

- Уважаемый Максим Геннадьевич, мы, безусловно, за приоритет экономистов-плановиков над бухгалтерами. Но, как вы смотрите, вот мы политику повернули на Восток, банк народный Китая имеет 4 ключевые ставки и поощряет своих экспортёров и чётко поощряет инвестиции вовнутрь у себя. У нас же, смотрите, принятые госпрограммы, скажем, вот то, что говорил Владимир Иванович, две. Есть паспортные данные, утверждённые постановлением правительства, они финансируются на 20 процентов. Есть поручение президента по отдельным отраслям, которые дали 28 процентов роста, а мы не выполняем поручение в части выделения субсидий на ... и другие.

И валютная политика. Вы обратите внимание, китайцы поощряют экспортёров и мы 20 лет настраивали на экспорт, а сегодня курсовая политика убивает эти предприятия... (Микрофон отключён.)


Решетников М. Г.:

- Николай Васильевич, ну, вопросов, я так понимаю, два ключевых: процентная ставка и валютный курс. Значит, первое, мы... Да, мы с Центральным банком и с Министерством финансов вот в этом треугольнике ведём постоянную дискуссию и постоянно обмениваемся данными. Нам очень важно синхронизировать бюджетную политику или налогово-бюджетную политику и денежно-кредитную политику с тем, чтобы не получилось так, вот мы на фракции с вами обсуждали, что мы смотрим на наш бюджет, где иногда доходы, скажем так, ну, консервативно оценены, расходы, значит, оценены по максимуму. В результате у нас доходов больше, расходов меньше. Но Центральный банк, глядя на наши документы, смотрит и говорит: "Ну, что-то у вас бюджетная политика мягкая, значит, я должен денежно-кредитную сделать пожёстче". И поднимает за счёт этого ставки. Вот этого быть не должно. И мы последний год особенно, да, вот поняв нашу эту такую системную какую-то болезнь, мы на это упираем и видим ответное движение со стороны Центробанка. И вот тот бюджет, который внесён, значит, он действительно синхронизирован с денежно-кредитной политикой.

Мы... Во-первых, бюджет кардинально отличается, он очень похож на... С точки зрения бюджетной конструкции мы пошли в дефицит бюджета, да, в большой дефицит бюджета. Аналог такого можно найти только в ковидной нашей политике, когда мы по итогам получили и очень неплохое прохождение COVID, и потом самый большой экономический рост, который был. И здесь мы идём на большой, на такой, на значимый и для экономики полезный, я бы сказал так, дефицит, с одной стороны. А с другой стороны мы вместе с Центральным банком внимательно проанализировали и понимаем, что остаётся пространство нормальное и для частного кредитования экономики - для ипотеки, для потребительских кредитов, ну, а главное, конечно, для кредитов предприятий и для инвестиционных кредитов.

Поэтому вот эта конструкция на сегодняшний момент выглядит достаточно устойчивой для стимулирования экономики. Другой момент, конечно, валютный курс. В условиях сильного платёжного баланса, в условиях большого экспорта и недостаточного импорта, безусловно, мы сталкиваемся с большим давлением на валютный курс. И здесь в общем наши механизмы управления, связанные в прошлом с накоплением резервных валют, которыми мы на самом деле не управляем, они закрыты.

Поэтому это та вещь, с которой нам придется постоянно бороться и искать методы.

Вот ну и, наконец, мне бы хотелось сказать, что это всё не только вопросы процентной ставки и не только вопросы курса, существует много инструментов для того, чтобы поддержать инвестиции, поддержать структурную перестройку. То, что мы с вами обсуждали на комитете, поручительство и государственные гарантии, мы как государство сейчас не только можем, а просто должны, это крайне необходимо для структурной перестройки экономики больше рисков брать на себя, на наши институты развития, где-то не чураясь, в том числе и поддержкой ну конкретных отраслей и конкретных проектов... (Микрофон отключён.)


Останина Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ:

- Уважаемый Максим Геннадьевич, буквально вчера в Экспоцентре здесь в Москве открылся XIII Конгресс индустрии детских товаров. Повестка дня, технологический суверенитет, совпадает с темой нашего сегодняшнего "правительственного часа". У вашего министерства есть прямое поручение президента от марта текущего года, план правительственный разработан по развитию индустрии детских товаров. Что сделано?

Вот кроме упаковок для детских товаров, прозвучавших в вашем докладе, больше сколь либо значимых достижений, ну, еще канцелярия, карандаши стали производить в Московской области, в Рязани, детскую одежду шить. Но ведь вы едва социальный взрыв не совершили накануне учебного года, почти на 200 процентов увеличились цены и на канцелярию, и на детскую школьную форму. До сих пор силикон для грудничков на соски завозим из Китая. До сих пор полипропилен для изготовления бутылочек для молочной смеси из Южной Кореи.

Скажите, пожалуйста, сколько денег заложено в бюджет на поддержку малого и среднего бизнеса, производящего детские товары? Спасибо.


Решетников М. Г.:

- Нина Александровна, действительно у нас рынок продукции для детского питания, рынок детских товаров, это такой существенный сегмент рынка, общий объем практически триллион рублей, при этом из этого триллиона рублей российское производство 340 миллиардов, то есть мы понимаем, ну, треть, скажем так, да.

И действительно задача по развитию этого рынка поставлена президентом и у наших коллег в Министерстве промышленности и торговли создан аж целый департамент, который этим системно занимается, и в том числе по поручению была обновлена "дорожная карта" по развитию и так далее. Поэтому, значит, вопросы, скажем так, развития конкретных предприятий, это вопросы, конечно, Министерства промышленности и торговли.

Что мы со своей стороны делаем для этого, постольку, поскольку это важный момент?

Ну, первое. Мы видим, что упрощение процедур сертификации достаточно сильно повлияло и вот те вопросы импорта достаточно сильно повлияли на эту сферу.

Но я вам скажу, вот тоже у меня есть статистика, что у нас благодаря этим мерам за буквально несколько месяцев 800 тысяч упаковок подгузников ввезено в страну, которых раньше не было, это те марки и та продукция, которых раньше... Это ключевые вещи. Понятно, что это не только детские подгузники, там есть и сегмент взрослых, но они также нужны, это по сути медизделие. Более 7 миллионов товаров для школы, значит, поступило. При этом, ну да, примерно 30 процентов деклараций новых, которые принимаются, это российская продукция, 70 процентов - это импорт. То есть пропорции вот здесь примерно такие.

Дальше. У нас действительно существует план поддержки. Наверное, его можно было бы сейчас обновить, постольку-поскольку иностранные бренды уходят из страны. Да, мы в рамках параллельного импорта, то, что критично, необходимо и так далее - будет ввозиться, но это будет очевидным образом дороже. Соответственно, возникли ниши, которые наш российский бизнес должен заполнить.

Мы со своей стороны. ну как бы отдельно в рамках МСП выделять только эту сферу - будет странно, потому что сразу придут ещё 15-20 сфер, и мы никому не объясним, что, значит, медицинские изделия поддерживать не надо, а детскую продукцию надо. Мы, скорее, выбираем вот эти сегменты, связанные с производством и говорим: все обрабатывающие производства - все хороши, и мы... вот наши программы, то, что я вам вот в докладе говорил: 2,5, 4 процента и так далее, мы же их нацеливаем исключительно уже на производство, на логистику, на туризм, - вот то, что нам сейчас нужно для насыщения рынка. Мы убрали оттуда, и честно, какую-то торговлю определённую, которая много получала, мы даже убрали оттуда стройку, потому что стройка, с одной стороны, важна, но она очень ёмкая, и там отдача всё-таки, но это должен быть средний, уже крупный бизнес (да?), и именно концентрируемся вот на этих проектах.

Если есть конкретные предложения, как мы можем сделать это лучше, мы всегда готовы посмотреть.

Спасибо.


Арефьев Н. В., фракция КПРФ:

- Уважаемые коллеги!

Сегодня по существу нам надо говорить о структурной перестройке экономики, от которой, впрочем, не отказывается и правительство. Но что за экономика у нас была, если на сегодняшний день все активы заморожены, деньги изъяты, импорта не дают, а сами производить мы практически ничего не можем? Здесь напрашивается вопрос, что та структура экономики, которая была, она себя не оправдала.

Вот для того, чтобы обрести экономическую и финансовую независимость страны, нам необходимо сократить импорт и наладить собственное производство. Ну вывести хотя бы до уровня 1990 года.

Но в 1990 году у нас было, согласно Росстату, 30 тысяч 600 предприятий, которые обеспечивали нас всем, а сегодня осталось 6 тысяч, это тоже данные Росстата.

Не скажу, что мы ничего не делаем. Да, ежегодно в год от 200 до 300 предприятий вводится, но, скорее всего, не предприятий, а производств, вводится.

К примеру, в этом полугодии у нас введено 90 предприятий. Но при этом ликвидировано предприятий или меньше предприятий стало на 46 тысяч. То есть, у нас баланса нет. То, что пребывает, всё компенсируется уничтожением старых предприятий.

Значит, с вводом новых предприятий макроэкономические показатели у нас не увеличиваются, а только уменьшаются. Это говорит о том, что предприятия небольшие и не влияют на макроэкономические показатели.

Ну вот в текущем году 90 предприятий создали, а на 5 процентов падение ВВП. Лидером падения стала обрабатывающая промышленность, а вместе с ней и транспорт, и торговля, потому что если нечем торговать, так и возить нечем.

Ну, казалось бы, надо ускорить импортозамещение, но не тут-то было. Вот я взял 90 этих предприятий, которые были созданы, и только 20 из них - инвестиции больше 1 миллиарда рублей. Все остальные - это предприятия довольно мелкие, мелочь.

По августовскому прогнозу Минэкономразвития, инвестиции в основной капитал России в 2022 году сократятся на 10 с лишним процентов, а в 2023-м - почти на 5.

Самое главное, что инвестиции вот так сокращаются, а в структуре инвестиций кредиты банков составляют всего 12,7 процента, а в развитых странах - больше 40. Примерно столько же составляют бюджетные ассигнования. Но если строительство предприятий будет вестись вот таким вот неспешным образом, то нам достигнуть уровня 90-го года придется только через 150 лет, а я думаю, что такая скорость никого не устраивает.

При этом если смотреть структуру вновь построенных производств, то вы там не найдете ни швейных фабрик, ни обувных фабрик, ни фарфоровых заводов. Там опять всё крутится вокруг сырьевого сектора. Вот недавно замминистра промышленности и торговли Алексей Ученов назвал прорывными отраслями российской экономики транспортное и нефтегазовое машиностроение, а это опять сырьевой сектор: добывай и вывози, добывай и вывози. Так сколько же можно наступать на одни и те же грабли, когда можно заниматься несколько другим?

Импорт, хотя он и сокращается, но не потому что он не нужен, а потому что нам его просто не дают. Сегодня он составляет довольно внушительную сумму и пошел в рост, но этот импорт, к сожалению, весь потребительский. Он состоит из тех товаров, которые мы раньше производили сами и обязаны производить сами. Это товары народного потребления, а мы их покупаем. У нас профицит торгового баланса вот по восьми месяцам 180 миллиардов долларов, и даже с Китайской Народной Республикой 30 миллиардов долларов. Это говорит о том, что деньги у нас есть, а покупать нам нечего.

А заводы импортозамещающие, ну, к сожалению, не строятся, а если строятся, то не те. Ну вот, допустим, сейчас строятся 20 довольно крупных предприятий. Но какие предприятия? Это, во-первых, горно-обогатительные комбинаты, которые работают на сырье первого передела, во-вторых, два судостроительных завода, которые будут строить суда для перевозки сжиженного газа. Это хорошо, что строится, хотя бы не ломается, но это опять не то, это не то замещение импорта, которое нам сегодня необходимо.

Значит, почему не срабатывает либеральная аксиома "рынок всё расставит по своим местам"? Ну казалось бы, вот нам сейчас надо всего много и рынок начал бы и клепать, и шить, и тачать, и делать, а рынок молчит, спит, заглох и ничего, в общем-то, не делает.

Есть две причины. Первая - это неустойчивая политика и финансовая ситуация, а вторая - недоступные кредиты. Вот у нас сейчас ключевая ставка - 7,5 процента, а при инфляции 8 процентов в Евросоюзе ключевая ставка - 1,2, в Соединенных Штатах 9 процентов инфляция, а ключевая ставка - 2,2. А почему у нас такая? Мне говорят, что у нас другая экономика, другая, но извините, законы-то одни и те же.

У нас коэффициент монетизации - 52 процента, экономика без денег, а в Китае - 200, а в США - 300. Может быть, у нас в России и денег нет? Ну давайте подсчитаем. ЗВР - 557 миллиардов, или 32 триллиона, Фонд национального благосостояния - 11 триллионов, профицит ликвидности в банках - 2,7, вывоз капитала ожидается 200 миллиардов долларов, это далеко не всё, 56 триллионов кредитных ресурсов, пожалуйста, забирайте. Но почему-то всё это остается вне сферы деятельности.

Ну и уж если говорить, что надо проводить структурную реформу экономики, то надо прежде всего отказаться от ее либеральной модели.

Рынок ничего сам не расставит. Необходимо четкое планирование, безусловное выполнение планов, нужна национализация системных банков и государственное регулирование параметров денежно-кредитной системы, необходимо возрождение реального сектора экономики, способного заместить импорт, нужна совершенно новая система подготовки кадров и назначения их ну и выход из всех международных организаций, которые мешают нам жить.

Спасибо. (Аплодисменты.)


Решетников М. Г.:

- Уважаемые коллеги, позвольте еще раз поблагодарить за состоявшийся конструктивный разговор и прозвучавшие вопросы и предложения, отдельно всех депутатов за содержательные письменные вопросы, которые поступили в рамках подготовки к "правительственному часу".

Мы дали ответы на все 173 вопроса. Ну и, безусловно, многое из того, что прозвучало, взяли уже в практическую деятельность.

Хочу отреагировать на те предложения и мысли, которые были в ходе обмена мнениями и в заключительных выступлениях.

Ну первый момент, то, что касается качества программ, качества планирования, приоритизации мероприятий, мы также считаем, что это сейчас ключевой вопрос, потому что в условиях, когда наши ресурсы очевидно ограничены и будут нуждаться в финансировании очень многие наши направления, нам нужно вернуться снова к качеству наших государственных программ.

Напомню, что длительное время программы государственные были таким приложением к бюджету, и по факту, ну, кусочком бюджетной росписи, значит, который приобретал какой-то отдельный статус.

Мы провели реформу вместе со Счетной палатой, в прошлом году мы ее инициировали, утверждены новые тексты программ, там появилась стратегическая часть и так далее.

Мы сделали большой шаг вперед, но вряд ли эту работу можно считать законченной.

Я здесь со своими коллегами соглашусь, давайте вернемся и к показателям, и к качеству программ, в том числе и посмотрим, насколько в них подробно отражены вопросы импортозамещения, это то, что, коллеги, вы подымали.

То, что Олег Викторович поднял в вопросе достаточность мер и ресурсов под импортозамещение.

Ну, коллеги, на сегодняшний момент, по мнению министерства, конечно, мы не решили в полной мере эти вопросы. У нас потребность финансирования импортозамещения то, что Минпромторг сейчас заявляет, 5 триллионов рублей. Вот. Те механизмы, инструменты, которые есть, не позволят нам в полном объеме эту сумму привлечь для предприятий, поэтому это та работа, которая должна продолжаться.

Значит, отвечая на тему вот строительства, значит, создания новых производств.

Ну, вот у нас есть 400 конкретных проектов, ну, по факту это 400 новых производств, более того, значит, это конкретные уже планы, это действительно не идеи, это то, что подлежит финансированию. Поэтому мы на этом в ближайшее время вместе с министерствами сосредоточимся.

Значит то, что Станислав Александрович вопросы поднял.

Согласен с необходимостью дополнительного урегулирования в интересах предпринимателей и вопросов, которые были подняты в ходе мобилизации. Значит, этот же вопрос и Александр Вячеславович поднял. Мы такие вопросы уже на площадке комитета у Максима Анатольевича обсуждали. Там есть ко нкретные предложения, в том числе и действительно надо статус военнослужащего уточнить, что на период мобилизации он может оставаться ИП, для этого не надо, значит, идти и лишаться этого статуса, и ряд других вопросов.

Мы сейчас, на уровне правительства создана рабочая группа под руководством Андрея Рэмовича Белоусова, соответственно, все предложения от общественных организаций, от предпринимателей те, что получают в рамках, те, что поступают в рамках рабочей группы и "горячей линии" по проекту 122, все будут обобщаться, соответственно, министерства будут готовить позиции и дальше будем оперативно вместе с вами вырабатывать решение. Здесь я предлагаю уже сосредоточиться на конкретных моментах.

Значит, вопрос стимулирования развития новых территорий при помощи особой экономической зоны.

Да, в целом мы поддерживаем эту идею, считаем ее правильной. У нас есть неплохой работающий механизм особой экономической зоны в Крыму и в Севастополе. Мы достаточно системно развивали там законодательство и по факту есть готовый механизм, который, наверное, надо брать и применять.

Более того, на переходный период на первые 2-3 года, наверное, пониженные взносы, там отмена налоговых, отмена налогов должна быть безусловной, даже не требующей обращения в какую-либо управляющую компанию на тот период пока там будут вопросы перерегистрации бизнеса, становления и так далее, значит, мне кажется, мы можем еще это улучшить, тоже готовы над этим работать.

Значит, Дениса Борисовича хочется поблагодарить за тему, связанную с фабрикой проектного финансирования. Мы тоже считаем, что это, наверное, самый перспективный на сегодняшний момент инструмент в нашем арсенале, он предполагает и страхование процентного риска, значит, и ряд других моментов.

Уважаемые коллеги, еще раз спасибо за высказанные предложения, мы всё внимательно отработаем, и в том числе те два вопроса, которые Олег Викторович указал, как нерешённые, это вопросы, связанные с предоставлением налоговых льгот, они действительно у нас на уровне правительства, скажем так, есть иные предложения по решению этих вопросов, мы тоже готовы их обсудить.

Коллеги, спасибо за диалог.



Rambler's Top100