Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Государственная Дума » Н.В. Коломейцев: Грамотная денежно-кредитная политика является залогом устойчивого развития страны
Понедельник, 23 Дек 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Н.В. Коломейцев: Грамотная денежно-кредитная политика является залогом устойчивого развития страны

Печать

20 ноября депутат Н.В. Коломейцев выступил на пленарном заседании Государственной Думы по вопросу “Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов”.

 

 
- Уважаемые коллеги.
 
По нашему убеждению, денежно-кредитная политика Банка России должна способствовать решению тех задач, которые стоят сегодня перед страной. В связи с ограниченностью времени, я кратко обозначу основные проблемы и подходы к их решению.
 
 
Первое. Экономический рост в стране резко замедляется, обрабатывающая промышленность фактически находится в минусе. Прибыль по экономике обвалилась почти на 20%, в обработке – на 30%, в сельском хозяйстве – наполовину. При этом прибыль банков удвоилась по сравнению с докризисным периодом, а их процентная маржа по длинным кредитам достигает 6% и уже в полтора раза превышает показатели десятилетней давности.
 
 
Следовательно, без должных механизмов контроля банки будут класть себе в карман все большую часть доходов реального сектора. Поэтому Банку России уже недостаточно просто снижать ставки, что в условиях жесткой бюджетной политики является жизненной необходимостью. Сверх того, при проведении операций рефинансирования Центробанку следует ставить перед коммерческими банками условие о том, что конечная ставка для отечественных заемщиков не должна превышать стоимость предоставленного ЦБ фондирования более чем на 3-4% годовых.
 
 
Второе. Сегодня кредиты идут в основном в добывающую промышленность, торговлю и финансовый сектор, что приводит к деградации структуры экономики. Для изменения ситуации государству необходимо активно задействовать государственные банки, включая Банк развития, для льготного кредитования приоритетных проектов в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, а также инфраструктуры. Сами же банки должны для этого получить целевое финансирование под 1-2% годовых от Центрального банка, что возможно лишь за счет средств золотовалютных резервов.
 
 
Действительно, после перехода к плавающему курсу Банку России придется тратить на поддержание курса гораздо меньше валюты, поэтому как минимум половина резервов Центробанку уже не понадобится, о чем в прошлом месяце, кстати, открыто заявил Президент на инвестиционном форуме. Значит, можно направить эти средства на нужды собственной экономики, тем более что сегодня они приносят почти нулевую доходность, а риски, измеряемые уровнем госдолга стран-эмитентов, растут постоянно.
 
 
Также можно было бы использовать часть резервов ЦБ для рефинансирования внешнего долга российских госбанков и госкомпаний, на которых пришлось свыше 85% прироста зарубежных кредитов за последние полтора года, ограничив при этом их право в будущем заимствовать за рубежом. Ведь благодаря разнице в процентных ставках у страны образуется отрицательное сальдо доходов, превышающее 50 млрд. долларов, а в сегодняшних условиях разбрасываться такими деньгами мы не имеем права.
 
 
А стремительное наращивание внешнего долга привело к тому, что сегодня валютная часть нашего внешнего долга уже достигла 525 млрд. долларов и превысила весь объем международных резервов, которые составляют всего 510 млрд. долларов. И ясно, что в условиях практически нулевого сальдо счета текущих операций (1 млрд. долларов в 3-м квартале) дальнейшее бесконтрольное наращивание внешнего долга – это прямой путь к национальному дефолту.
 
В связи с чем, Банку России рекомендуется ко времени представления Годового отчета Банка России за 2013 год представить предложения относительно перспектив и направлений эффективного использования избыточной части международных резервов, учитывая потребности в масштабном обновлении инфраструктуры и технологической базы российской экономики.
 
 
Третье. Отсутствие действенной системы прогнозирования не позволяет Банку России, а также Правительству Российской Федерации эффективно планировать и реализовывать единую государственную денежно-кредитную политику. Расхождение базовых вариантов развития экономики, представленных Правительством и Банком России, несмотря на то, что закон требует от них единой государственной денежно-кредитной политики, лишь подчеркивает серьезность указанной проблемы.
 
 
Учитывая изложенное, Фракция рекомендует Банку России уделить особое внимание изучению международного опыта в сфере денежно-кредитной политики, а также исследованию процессов, происходящих в экономике и финансовой системе Российской Федерации, с целью интеграции соответствующей информации и методологии в единую систему государственного прогнозирования. Также настоятельно рекомендуется регулярно публиковать материалы исследований Банка России в данной области.
 
 
Фракция подчеркивает необходимость включения в Основные направления целевых ориентиров процентных ставок, что вытекает из требований Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и соответствует практике центральных банков ведущих стран мира.
 
 
Кроме того, для повышения предсказуемости и доверия к денежно-кредитной политике Банк России должен публично определить ориентиры параметров экономического развития, при достижении которых он намерен предпринимать дополнительные меры стимулирующего характера, с указанием конкретных мероприятий и их возможных объемов, а также публиковать, с определенным лагом, стенограммы заседаний совета директоров, по крайней мере, в части, связанной с реализацией денежно-кредитной и курсовой политики.
 
 
Четвертое. Отток капитала продолжает оставаться бедой российской экономики, причем выведенные из страны деньги не застрахованы от конфискации, как мы убедились на примере Кипра. Европейский союз уже заявил, что кипрский опыт будет использоваться как образец для будущих действий, причем и США, и ЕС сегодня активно принимают законы, позволяющие проводить изъятие любых капиталов из России и сопредельных с нами стран, не имеющих документального подтверждения легальности их происхождения. Кроме того, крупный объем сомнительных операций осуществляется в виде фиктивных внешнеторговых сделок, что оказывает значительное влияние на состояние платежного баланса.
 
 
Учитывая большие масштабы оттока капитала и сомнительных операций, рекомендуется в целях снижения возможных потерь для отечественных граждан, компаний и государства рассмотреть возможность введения ограничений на отдельные операции платежного баланса, по крайней мере, в отношение трансакций со странами, не входящими в группу ФАТФ или не ратифицировавшими необходимые договора и соглашения.
 
 
Последнее. Банк России обладает значительным кадровым потенциалом, который, по нашему мнению, используется далеко не в полной мере. Центробанк с его финансовыми и человеческими ресурсами, имея доступ к обширному массиву данных, мог бы стать крупнейшим центром исследований и разработок в финансово-экономической сфере. Сегодня материалы, которые мы получаем из ЦБ, как правило, содержат лишь описание текущей ситуации. Между тем, для понимания происходящих в мире процессов требуется их изучение в динамике на основе широкой выборки стран, и выявление причинно-следственных связей.
 
 
Центробанк мог бы, к примеру, исследовать связанные с жесткой бюджетной политикой риски для экономического роста и выработать компенсирующие меры денежно-кредитной политики, изучить практику внедрения стандартов Базель-3 в разных странах и их влияние на динамику и стоимость кредитования, провести исследование взаимосвязи инфляционных процессов, структуры и динамики экономического роста на основе широкой выборки стран, и так далее.
 
 
Банку России следует уделить вниманию исследованию вопроса о зависимости инфляции издержек, выраженной, преимущественно, в виде дефлятора ВВП, от уровня ставок по кредитам нефинансовым организациям, и как следствие, перспективе снижения издержек и повышения конкурентоспособности отечественных производителей в результате реализации мероприятий по повышению доступности кредитования для экономики.
 
 
Также, учитывая необходимость реализации задач, обозначенных Указами Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года, предлагается дополнить Годовой отчет Банка России за 2013 год информацией об изменении структуры экономики, включая динамику обрабатывающей промышленности, а также отразить усилия, принимаемые Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, в контексте  мероприятий, направленных на повышение темпов роста и диверсификацию российской экономики.
 
 
Требует доработки и статистический блок Центрального банка. В частности, ЦБ публикует информацию об объеме выданных банками кредитов по различным видам экономической деятельности, однако информации об условиях банковского кредитования (средней процентной ставке по кредитам, предоставленным на срок до одного года и свыше одного года; дюрации кредита) в отраслевом разрезе мы почему-то не видим. Особое внимание предлагается уделить развитию блока статистики о некредитных финансовых организациях, и интеграции соответствующей информации в финансовые счета Российской Федерации.
 
 
Фракция КПРФ рассчитывает на то, что руководство Центрального банка учтет наши замечания и будет готово представить конкретные результаты работы по перечисленным направлениям уже ко времени представления в Государственную Думу годового отчета за 2013 год


Rambler's Top100