Сбываются худшие ожидания относительно глобального экономического кризиса, который начался осенью 2008 года. Мир, похоже, вступил в период вялотекущей экономической стагнации, которая может продлиться более 10 лет. Финансовый кризис будет иметь важные последствия в виде молодежной безработицы и массовых протестов, которые приведут к политической нестабильности. Такие выводы содержатся в докладе, который подготовила для участников саммита G20 в Мексике ассамблея Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ).
У глобального кризиса-2008 сейчас наметились два сценария дальнейшего развития. Оба не идеальны и не похожи на те траектории, которые с надеждой обсуждались ранее.
Напомним, еще в 2010 году эксперты обсуждали сценарии быстрого «отскока» (V-кризис) или затяжного (U-кризис) посткризисного восстановления. Чуть ли не самым плохим вариантом считался сценарий «второй волны» кризиса (W-кризис). При этом многие государства надеялись преодолеть кризис в течение двух-трех лет. Так, в правительстве РФ надеялись полностью преодолеть кризис уже к 2012 году. Судя по всему, надежды не оправдались.
Российские исследователи, а также эксперты из социально-экономических советов Бразилии, Евросоюза и Китая подготовили доклад «Глобальный кризис и его последствия: взгляд гражданского общества». Авторы доклада надеются, что их выводы будут учтены участниками саммита G20.
Также в разделе:
Модернизацию передали в новые руки
Созданная три года назад президентская комиссия упразднена
Готовность России к кризису оценили по-разному
Бюджетные показатели выглядят сегодня хуже, чем в 2008 году
Гидрометцентр подсчитал колоски
Засуха в южных регионах грозит потерей как минимум 10% урожая
Для глобальной экономики они рисуют два сценария – один хуже другого. Первый авторы назвали «консолидацией». Это «постепенное преодоление в среднесрочной перспективе – в течение 5–7 лет – наиболее острых проявлений кризиса, создание предпосылок для новой фазы глобального экономического подъема». Вероятность этого сценария 85–90%. Для его реализации необходимы проведение на глобальном уровне эффективной антикризисной политики и поддержка мировым сообществом экономического роста в развивающихся странах и в странах с высокими показателями прироста населения. Нужно простимулировать появление новых экономических лидеров, которые смогут вытянуть за собой всю глобальную экономику. А существующим лидерам – Китаю и Индии – придется переориентировать свою модель роста с внешних рынков на внутренние. От США и Евросоюза потребуется политическая мобилизация: они должны обеспечить ответственную бюджетную, социальную и экологическую политику.
Однако даже выполнение всех этих рекомендаций не исключает появления серьезных рисков. Риски связаны «с использованием инфляции в качестве долговой нагрузки развитыми странами – в первую очередь США и Евросоюзом». Инфляция ограничит в краткосрочной перспективе инвестиции и развитие технологий. При реализации сценария «мягкой» инфляции темпы роста экономики США и стран Евросоюза останутся на низком уровне в течение 7–10 лет. Постепенное преодоление кризиса может на деле обернуться длительной стагнацией. Кроме того, данный сценарий может обернуться политическим кризисом в развивающихся странах. Сценарий предполагает снижение спроса на экспорт из развивающихся стран, а также уменьшение из них миграционных потоков в США и Евросоюз. Это заострит в развивающихся странах проблему занятости молодежи – прежде всего образованной и активной молодежи, требующей работу, соответствующую их профессиональной компетенции.
Второй сценарий назван в докладе «эффектом домино». Вероятность его реализации – 10–15%. Это «бюджетный кризис или серьезный экономический спад в одной из крупных развитых экономик, запускающий процесс вовлечения в острую фазу кризиса все новых стран. Это... социальные потрясения, ухудшающие экономическое положение многих стран, переход к длительной глобальной депрессии, превосходящей по своим масштабам Великую депрессию, во время которой наблюдалось падение глобальной экономики более чем на 10% в течение нескольких лет».
Причинами обвала могут стать: неудача в оздоровлении финансовой политики США; неудача политической и финансовой реформы ЕС; резкое снижение экспорта из Китая и Индии; возникновение серьезного военно-политического кризиса, который затронет ведущих поставщиков нефти (тогда нефть подскочит до роковых 150 долл. за баррель); кардинальное сжатие глобальных потоков миграции из развивающихся стран в развитые страны – в США и ЕС, тогда наступит кризис ожиданий у молодых образованных и наиболее активных групп населения развивающихся стран.
Авторы доклада уверены: чтобы преодолеть риски обоих сценариев, мировое сообщество в принятии экономических решений должно опираться на глобальное гражданское общество – некоммерческие организации, бизнес-ассоциации, профессиональные союзы, которые видят ситуацию «изнутри».
Эксперты «НГ» согласны, что даже при самом благоприятном развитии событий преодоление кризисных явлений растянется как минимум на несколько лет. «Самая большая проблема связана с бесконтрольной эмиссией доллара и огромной долговой нагрузкой, лежащей на США. Чтобы стабилизировать мировую финансовую систему, должны проявиться новые финансовые центры с валютой, которая могла бы выполнять функции резервной. Также должны перестроиться потоки товаров и услуг в мировой экономике, а Китаю необходимо настроить экономику на внутреннее потребление. Все это требует существенного времени», – поясняет руководитель отдела бизнес-оценки «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев. Но гражданское общество вряд ли может стать локомотивом преодоления мирового кризиса. «Реальные рычаги воздействия на общественную жизнь и во всем мире, и в России находятся у крупных финансово-промышленных корпораций», – добавляет он.
«Теоретически простимулировать рост можно и на более коротком временном горизонте. Вопрос в том, за счет чего это будет сделано и какой ценой. Причины кризиса-2008 «технологические», они связаны с пределом развития и применимости технологий – промышленных, финансовых, политических. Поэтому и выход из такого кризиса также должен быть «технологическим»: нужны новые технологии, качественная перестройка мировой модели хозяйствования. Без этого мы можем говорить только об отсрочке неизбежного и сглаживании симптомов кризиса», – полагает эксперт департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Илья Балакирев.
Болезненный сценарий домино – «это шанс на шоковую терапию, на попытку разорвать заколдованный круг и, например, отказаться от доллара как резервной валюты». «Для этого нужна смелость, которую сегодня нельзя ожидать от финансовых властей. Именно поэтому эксперты и верят в «консолидацию». Печатать деньги и ждать, что проблема решится сама, – все, на что сейчас могут отважиться центробанки», – считает Балакирев.