Финансовые власти, как всегда, лучатся оптимизмом и не скупятся на обещания народу резко затормозить рост цен в 2024 году. Цель по году — 4%. А тут и Росстат подсуетился и бодро отрапортовал, что инфляция замедлялась на протяжении двух недель подряд с начала января (с 10 по 15 января рост цен упал вдвое — с 0,26 до 0,13%). Означает ли это, что дальше всё пойдёт как по маслу (которое, впрочем, тоже не перестаёт дорожать)? Эксперты настроены скептически.
С чем связано наблюдающееся определённое успокоение цен после бурных праздников — посленовогодний синдром или долгосрочная тенденция, в частности связанная с ужесточением денежно-кредитной политики Центробанком? В прошлом году продукты питания, медикаменты, топливо и услуги внесли основной вклад в раскрутку инфляции. Следует ли ожидать, что в этом году всё будет дорожать не так быстро и по итогам года удастся выйти на целевые 4%?
«Не стоит надеяться на чудо, да и по методике инфляцию следует рассчитывать за год. Поэтому сохраняем прагматизм и избегаем чересчур оптимистических прогнозов, поскольку год только начался и риски никуда не делись. Во-первых, в январе всегда покупательная способность очень низкая, так как все сильно тратятся перед Новым годом на продукты и подарки. В наступившем 2024 году ожидается повышение цен на некоторые виды продуктов, в том числе алкоголь и табак, кофе и кондитерские изделия, рис и некоторые виды мяса. Основными причинами являются неурожай, рост стоимости логистики, изменение курса валют. На смену циклическому росту инфляции приходит замедление, но это временный эффект. Рост будет наблюдаться в конце весны и начале лета», — сказала «Правде» доцент Финансового университета при правительстве РФ Ольга Дмитриева.
Риски разгона инфляции пока заставляют Центробанк держать экономику в ежовых рукавицах высокой процентной ставки.
«Большой объём бюджетных расходов в декабре прошлого года, возможность ускоренного расходования бюджетных средств в первом квартале 2024 года (предвыборный период), кадровый дефицит и гонка зарплат, всё ещё высокие темпы роста корпоративного кредитования пока не позволяют Банку России «расслабляться». Тем временем за первые 15 дней с начала года сильнее всего подорожала плодоовощная продукция (огурцы +16,8%, помидоры +11,9%)», — сказала «Правде» Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».
Продуктовая инфляция окажется заведомо выше официальной.
«Ничего странного или необычного в наблюдающемся после Нового года снижении цен нет. Во-первых, январь — это априори месяц с очень скромным уровнем роста цен, потому что сначала у людей куча выходных, к которым они закупаются, как правило, в конце декабря, затем население пытается из этих выходных выйти. Отсюда снижение спроса и лёгкая стагнация цен. Во-вторых, индексация цен всё равно начнётся чуть позже и будет постепенной. Теоретически, с учётом относительно высокой базы, инфляция в этом году может спуститься куда-то в район 4% годовых. Но таковой по итогу года она, скорее всего, не окажется, а будет чуть выше, около 5—5,5%. Плюс есть разница между инфляцией по Росстату и потребительской инфляцией, которая обычно выше раза в два. Вторая точно ниже 6—7% в этом году не опустится», — отметил в беседе с «Правдой» экономист Алексей Кричевский.