В День защитника Отечества, 23 февраля, в нашей квартире собрались бывшие одноклассники моей жены из 551-й московской школы. Все уже в возрасте, внуки подросли. Собрались именно в этот день, чтобы устроить чествование своему учителю, Михаилу Ивановичу Плюгину. Он настоящий воин — в шестнадцать лет, приписав себе лишние годы, ушёл добровольцем на фронт. Попал в плен, бежал, воевал до победы. После войны окончил институт, стал учителем математики.
ЗА ВРЕМЯ СВОЕЙ РАБОТЫ множество групп выпускников он напутствовал, провожал в большую жизнь. Большинство из них стали хорошими специалистами, достойными гражданами своей страны. Михаил Иванович умел заинтересовать ребят, нарисовать для них идеал, определить жизненные ориентиры. Сейчас ветерану уже 88 лет, но он держится. Замечательный человек, одним словом — учитель. Он не только учил, а жил и живёт со своими учениками одной жизнью. Обязательно поздравляет с праздниками, даёт советы. Родная душа. Бывшие одноклассники перезваниваются, встречаются и первым делом справшивают: «Как там Михаил Иванович?»
Собрались у нас в этот день люди как бы из другой страны, в которой нужны были специалисты, а не просто менеджеры, торговцы. Воспитание и образование в школах были единым процессом. Основой являлись коллективизм, взаимопомощь. Большую роль играли пионерское движение, комсомол, работали многочисленные творческие кружки, спорт. Сейчас оставили в школах только обучение, да и то оно отрывочное, чтобы довести знания до приличного уровня, для сдачи ЕГЭ. Появилось множество репетиторов из тех же школьных учителей, дающих за дополнительную плату то, что недодали во время школьных занятий.
Говорили мы и о том, что учат сейчас в наших школах чему угодно, только не тому, как справляться с проблемами, которые встречают молодого человека, когда он открывает дверь во взрослую жизнь. Как заработаешь самостоятельно на кусок хлеба, когда в городке закрылось последнее предприятие? Нужно учить этих ребят ориентироваться в современном мире. Если уж многие взрослые спиваются, бомжуют, не находят себе места в жизни, то подростки и вовсе потерялись, не видят будущего. Не всегда нарисуешь это будущее с помощью денег, которые стали чуть ли не единственным идеалом нашей жизни, их ещё нужно добыть. Не выстроены понятные ступеньки для творческого роста, для карьеры. Особенно трудно детям из бедных семей. Их как бы сразу записали в неудачники. И ребёнок делает вывод: зачем ему такая жизнь. Россия держит твёрдое первое место по количеству самоубийств среди подростков в Европе. За последние несколько лет число детских суицидов у нас в стране возросло ещё на 35—37 процентов.
Если люди, особенно молодое поколение, не видят будущего в своей стране, в своей жизни, то нужно перестраивать само государство, делать его пригодным для жизни. Пока же разваливаются целые отрасли, закрываются предприятия, а страна катится дальше под откос. Президент у нас щедрый, много обещает, говорит о наступлении счастливой и благополучной жизни к 2020 году, несмотря на то, что срок его полномочий заканчивается в 2018-м. Он как бы расписывается за чужого дядю, который должен прийти ему на смену. Примет ли тот на себя чужие обязательства или вынужден будет отказаться от ошибочных решений и спасать страну от полного развала?
Учителям сейчас не до душевных бесед с учениками, лишь бы самим выжить. Как выразился по этому поводу депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин, если работать на одну ставку, то жить на что? А если на две — то жить когда? Ставка — 18 часов в неделю, небольшая доплата за проверку тетрадей, составление календарных планов. Если будешь в хороших отношениях с директором, тебе добавят часы, дадут классное руководство.
В избирательном порыве лидеры страны наобещали педагогам увеличить зарплату, довести её до средней величины по региону. Теперь же при отсутствии средств, не знают, как это сделать. Вот что говорит директор одной из школ города Ревда Свердловской области: «Фонд оплаты труда в школе должен был увеличиться на 43,5 процента, а увеличили всего на 13,5 процента. Чтобы хоть как-то поднять ставки учителям, пришлось нам отказаться от должностей заместителя директора, лаборанта и ещё нескольких нужных специалистов».
Для учителей ввели новую систему оплаты труда, подняли в ней роль стимулирования за внеклассную работу. А в основном — за послушание, это стало значительной частью зарплаты. Таким образом главный раздатчик благ — директор школы — получил возможность держать в узде весь коллектив. В новом законопроекте предлагается распределять стимулы с учётом мнения коллектива, но чаще всего с этим мнением директор забывает ознакомиться.
После трагедии на шахте Распадская в Междуреченске в 2010 году, где погибли 90 человек, шахтёры стали требовать, чтобы уменьшили в зарплате стимулирующую часть премии, потому что это даёт возможность работодателю делать труженика бесправным. Президент распорядился уменьшить для шахтеров эти перекосы. И тут же увеличили эту стимулирующую часть в зарплате учителей.
Посадили их на короткий поводок. Добиваясь правды, учителя даже боятся теперь назвать свою фамилию. В областную газету Ульяновской области «Симбирский курьер» пришло письмо от коллективов трёх школ. Авторы не называют своих фамилий, просто от коллективов. В письме говорится, что было много разговоров об увеличении зарплаты, но как это можно сделать, если школьный фонд оплаты труда не увеличен? Зато саму зарплату перекроили, увеличили в ней долю стимулирующей части, а директорам для разогрева выдали по 20 тысяч рублей премии.
Письмо было опубликовано, и в тот же день посыпались в редакцию звонки с угрозами от директоров школ, а немного погодя появилось письмо с подлинными подписями учителей, требующих опубликовать опровержение на статью. Вот так. Если прикажут, то ещё и не то подпишут.
Учитель в России бесправен. Его можно выгнать только за то, что его взгляды не совпадают с мнением директора. Между прочим, учителя во все времена были передовым отрядом борцов, всегда были прогрессивны. Мог бы защитить педагога профсоюз, но ФНПР этим не занимается, она вместе с директорами. Сейчас создан свободный межрегиональный профсоюз «Учитель», который пытается защитить педагогов, попавших в беду, но новичку трудно пока проникнуть в коллективы, создать там свои ячейки.
Хотя организация эта уже живёт и действует. Одна из активисток — Ирина Дроздова из Омской области — организовала голодовку учителей четырёх сельских школ. Протестовавшие решили идти до победного конца, на крайний случай составили даже завещания. Они требовали повысить зарплату, которая в сельских школах застряла на 5 тысячах рублей. Добивались отставки министра образования области Прозоровой, годовой доход у которой составил 3 миллиона рублей. Может быть, к этим шишкам и уходят основные деньги педагогов.
Нет, власть не забыла школу, она нашла учителям другое применение. Под крышами школ происходит таинство фальшивой демократии. На последних выборах стало достоянием гласности большое количество подтасовок в пользу «партии власти», всевозможных фальсификаций. Голоса доверили подсчитывать учителям, создали на базе школ как бы дополнительно классы шулеров. Руководителями избирательных комиссий являются директора школ, их заместители. Чужих здесь сразу отсеивают.
В Орле уволили директора 30-й школы Андрея Рослова только за то, что был выдвинут в депутаты горсовета не от «партии власти», а от КПРФ.
В Неклиновском районе Ростовской области руководитель отдела образования дал распоряжение директорам общеобразовательных школ района обеспечить стопроцентный приём в «Единую Россию» учителей. В случае отказа — увольнять таких сотрудников. Директора школ поспешили выполнить указание, в приказном порядке заставляли учителей заполнять анкеты и заявления о вступлении в партию. Директора Фёдоровской школы, которая медлила с мобилизацией, этот чиновник пристыдил, сказав, что она сама и другие учителя не состоят ещё в «Единой России». Эту ситуацию, дескать, нужно срочно исправить. И стали «исправлять». Напуганные педагоги пожаловались местным коммунистам, и те направили обращение в прокуратуру.
На фоне всего этого проявилась женщина, которая поборола в себе страх и получила в народе звание «честная учительница». Это Татьяна Иванова из Санкт-Петербурга. Как-то неловко перед всем нашим образованием, перед его министрами, если честный педагог становится, что называется, штучным товаром. Уполномоченный по правам человека Российской Федерации Владимир Лукин вручил Татьяне Васильевне медаль «Спешите делать добро». Она также победила в конкурсе «Новая интеллигенция» в номинации «Поступок года».
Татьяна Иванова, теперь уже бывший завуч и учительница русского языка и литературы 575-й школы Санкт-Петербурга, не спасала людей во время пожара, не ныряла за утопающими в реку, она проявила себя просто честной и принципиальной, и народ считает это в наше время подвигом. Дожили, «дореформировали» страну. Многое у нас сейчас строится на лжи, подлогах и мошенничестве. В большинстве своём за этими проделками узнаются головы чиновников, являющихся основой «Единой России».
Учительница Иванова была председателем избирательной комиссии на участке в своей школе. Перед выборами в Госдуму её вместе с пятью коллегами вызвали на совещание, попросили помочь «Единой России». Были поставлены задачи: держать наблюдателей подальше от урн и кабин для голосования, умудриться вбросить в урну 400 бюллетеней, воспользовавшись фамилиями тех, кто не пришёл на участок, подделать их подписи. Для этих целей председателям избирательных комиссий были выданы списки избирателей с их паспортными данными. Начальник отдела районного образования Наталья Назарова подтвердила наказ: «Нам нужны голоса».
Татьяна Иванова категорически отказалась подделывать результаты голосования, сказав, что это дело подсудное. На этом и расстались. Через неделю Иванову пригласили на беседу ещё раз, чтобы узнать, дозрела ли она до роли мошенницы. Дожимали и по третьему разу.
За три дня до выборов её вызвали в районную администрацию. Там присутствовали всё та же заведующая роно, представители районной администрации и горизбиркома. Пытались отстранить «несогласную» от руководства УИКом. Кричали на неё, топали ногами, словно на провинившуюся школьницу. Иванова разозлилась: дала отпор, вежливых слов не подбирала, и чиновники отступили.
В результате «Единая Россия» на её участке с 23 процентами голосов заняла второе место. Проблемы на работе у Ивановой начались через две недели после выборов, ей сказали, что роно собирает против неё компромат. После 30 лет преподавания почётный работник образования Татьяна Иванова ушла из школы, поняла, что ей все равно работать не дадут.
Она решилась рассказать журналистам правду, как заведующая роно Назарова и член горизбиркома заставляли руководителей избирательных участков подделывать подписи избирателей и вбрасывать бюллетени. Назарова в ответ заявила, что это вымысел, её деловой репутации нанесён большой ущерб, и подала на Иванову в суд, потребовав, чтобы та выплатила 100 тысяч рублей компенсации за её моральные страдания.
На заседание суда, где разбирался этот иск, пришли с цветами почти все ученики 11-го класса, где классным руководителем была Татьяна Иванова. Они получили настоящий урок мужества. Ребята попросили учительницу не отчаиваться, они готовы выступить в её защиту, а если присудят штрафную сумму, то соберут деньги «для поправки репутации заведующей роно». Пришли на это заседание суда также многие горожане, тоже с цветами, обвиняемая утонула в букетах. Люди благодарили Иванову за честность.
В Интернете в поддержку учительницы выступили десятки тысяч человек. Вот что писали на форумах: «Татьяна Иванова — лучик в тёмном царстве запуганных и забитых учителей». «Татьяна Иванова — народный герой, ею гордился бы Макаренко». Начался в Сети сбор для неё денег, Татьяна Васильевна сказала всем спасибо за моральную поддержку и попросила остановить сбор. Суды после кассаций ещё долго продолжались. Татьяне Васильевне трудно было доказать свою правоту, ведь тот самый разговор не записывался на диктофон.
Наконец в декабре прошлого года городской суд Петербурга окончательно отказал начальнику отдела образования Василеостровского района Наталье Назаровой в её иске к бывшей учительнице Татьяне Ивановой.
Что интересно, Татьяну Иванову в своё время тоже мобилизовали в «Единую Россию». После она сказала, что она не против какой-то партии, но за то, «чтобы всё было честно».
Только и остаётся сказать спасибо Татьяне Васильевне за её поступок. Есть с кого брать пример нашим педагогам. Хотя Иванова уже и не работала в школе, но свой класс не бросила. Ребята перед выпуском спросили её: «Как нам жить дальше?» Татьяна Васильевна ответила: «Быть честными».