Доклад И.Н. Нестеренко секретаря Ростовского обкома КПРФ по идеологии, агитации и пропаганде "Причины разрушения СССР и проблемы воссоздания Союзного государства бывших союзных республик" на конференции 19 января, посвященной 360-летию Переялавской Рады.
Событие, юбилей которого стал побудительным мотивом проведения нашей сегодняшней конференции, является действительно значимым в истории, как бы ни пытались принизить его значение, особенно в последние двадцать лет.
После того, как 8 января 1654 года по старому стилю «Вси единодушно!» участники Переяславской рады «казаки и мещане под государеву высокую руку поклонились» представители русского посольства в 177 городах и селениях Запорожского войска для принятия присяги от населения на верность царю. Согласно данным русского посольства присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян (женщины и холопы к присяге не приводились).
В состав Русской державы Гетманское государство вошло в качестве автономии с весьма широкими правами. Таким образом, после Переяславской рады Московское царство, выражаясь современным языком, как субъект международного права приобрело достаточно существенный не только территориальный ресурс, но и людской, в том числе и военный.
При этом необходимо отметить, что наибольшее сопротивление процесс вхождения в состав московского царства встретил со стороны высшего духовенства и части «знати». И здесь параллели с современным состоянием интеграционных процессов прослеживаются, на мой взгляд, достаточно ясно.
Запорожское войско обращалось к царю с просьбой о вхождении в состав московского царства неоднократно, начиная с 1620 года. И только, когда были преодолены последствия смутного времени, и экономически московское государство было готово к противоборству с Польшей, последовало согласие.
После Великой Октябрьской социалистической революции воссоединение Украины и РСФСР стало также возможным далеко не сразу и эти моменты также необходимо учитывать при оценке современных процессов.
Уже более двадцати лет минуло с того момента, как на месте Союза Советских Социалистических Республик возникло аморфное образование – СНГ, которое многими политиками рассматривалось, как цивилизованная форма «развода» бывших советских республик.
Причины разрушения СССР нами, коммунистами, в полной мере не исследованы, да это, наверное, и невозможно, в связи с малым по историческим меркам сроком и многофакторностью причин.
Наиболее часто повторяемая причина – это предательство части партийно-хозяйственной номенклатуры и Горбачева. Это сочетается с теорией роли личности в истории, но при этом, а как же роль масс? А объективные условия?
В выступлении на XV съезде нашей партии А. Кравца, первого секретаря Омского обкома КПРФ, было сказано о конфликте производительных сил, развитых советской властью, и производственных отношений – плановой экономике, которая в силу возможностей информационных технологий на том этапе развития не успевала обрабатывать необходимое количество управленческих решений. Это противоречие было устранено разрушением плановой экономики и разрушением передовой промышленности.
На мой взгляд, необходимо отметить ещё один, очень существенный фактор, связанный с отступлением от марксизма-ленинизма, как науки, от диалектической оценки происходящих событий. При переходе от сталинской мобилизационной экономики к экономике СССР более позднего периода произошло омещанивание. То есть тот принцип, который в нашей газете «Донская искра» очень часто фигурирует в шапке страницы: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой» был нарушен.
Максим Горький в октябре-ноябре 1905 года в опубликованной в большевистской газете статье «Заметки о мещанстве» писал: «В древности еврейский мудрец Гиллель дал человеку удивительно простую и ясную формулу индивидуального и социального поведения.
«Если я не за себя, — сказал он, — то, кто же за меня? Но если я только за себя — зачем я?»
Мещанин охотно принимает первую половину формулы и не может вместить другой.
Есть два типа индивидуализма: индивидуализм мещанский и героический.
Первый ставит «я» в центре мира — нечто удивительно противное, напыщенное и нищенское. Подумайте, как это красиво — в центре мира стоит жирный человечек с брюшком, любитель устриц, женщин, хороших стихов, сигар, музыки, человек, поглощающий все блага жизни, как бездонный мешок. Всегда несытый, всегда трусливый, он способен возвести свою зубную боль на степень мирового события, «я» для этого паразита — все!
Второй говорит: «Мир во мне; я все вмещаю в душе моей, все ужасы и недоумения, всю боль и радость жизни, всю пестроту и хаос ее радужной игры. Мир — это народ. Человек — клетка моего организма. Если его бьют — мне больно, если его оскорбляют — я в гневе, я хочу мести. Я не могу допустить примирения между поработителем и порабощенным. Противоречия жизни должны быть свободно развиты до конца, дабы из трения их вспыхнула истинная свобода и красота, животворящая, как солнце. Великое, неисчерпаемое горе мира, погрязшего во лжи, во тьме, в насилии, обмане, — мое личное горе. Я есть человек, нет ничего, кроме меня».
К сожалению, в середине 80-х годов прошлого уже теперь века стал превалировать первый тип. И именно в эту точку стал бить капитал в борьбе с социализмом в СССР. А ведь американский и европейский капитализм весь построен на культе индивидуализма. И вот здесь уже пособничество Горбачева и Яковлева оказалось, как нельзя кстати.
Такая информационно-психологическая обработка продолжается все время, не останавливаясь ни на минуту во всех бывших республиках Советского Союза.
В опубликованной перед новым годом в газете «Правда» статье Юрия Белова «КПУ в боях не местного значения» (эта статья перепечатана в нашей газете «Донская искра», которую все вы вчера получили на фестивале в честь 360-летия Переяславской рады) говорится: «Двадцать лет культивируется мещанский национализм. Это национализм, основанный на уродливо развитом чувстве собственности, на возведённом в абсолют эгоцентризме.
Сегодня на Украине, как и в России, мещанин стал массовой фигурой. Его мы видим не только в породившей его мелкобуржуазной среде, но и в среде пролетарской и крестьянской.
Воинствующий мещанин — главная ударная сила евроамериканского Майдана. В тридцатые годы прошлого века он был такой же силой у германского фашизма. «Хайль Гитлер!» означало тогда для взбесившегося обывателя-бюргера «Да здравствую я!» А сегодня на Майдане в Киеве то же самое говорит себе мещанин-националист, когда орёт «Слава Украине!» Всякий мещанин одержим собственнической страстью обладать большим, чем имеет.
С мещанским национализмом, массовым и агрессивным столкнулись украинские коммунисты. Не будет преувеличением сказать, что наши украинские товарищи ежедневно видят перед собой звериный оскал национализма, которому до фашизма осталось сделать один шаг».
Опасность фашизма становится всё более ощутимой и в нашей политической борьбе это необходимо учитывать.
Поэтому, когда некоторые наши товарищи говорят, что в силу падения цен на энергоносители и экономического кризиса капиталисты убегут из страны и власть упадет к нам сама, это есть крайне опасное заблуждение, Капиталистам, как это уже было в первой половине, да и во второй половине, только уже не в Европе, века двадцатого гораздо проще передать власть фашиствующим элементам, чем отдать её коммунистам.
Удар, нанесенный по советской экономике, сказывается до сих пор, причем в сферах, казалось бы, напрямую с этим не связанных.
Тенденции в соседних областях Украины и России примерно одинаковые. Так, готовясь к докладу, прочитал в интернете следующую информацию: «Демография Украины: Восток и Север вымирают.
По данным Государственного комитета статистики, в 2012 году население Донецкой области сократилось более чем на 27 тыс. человек, Днепропетровской и Луганской – более чем на 14 тыс., Харьковской – почти на 13 тыс.
Критическое снижение количества населения в Восточных областях страны эксперты частично объясняют спецификой региона: города Донбасса возникли благодаря активному развитию промышленности, и теперь, когда шахты и заводы массово закрываются, люди уезжают оттуда».
Ростовская область, соседка Донецкой и Луганской областей, также стабильно вымирает все эти годы, хотя и поддерживается за счет миграции.
Если в 1989 году в области проживало 4 млн. 492 тысячи человек, то в 2010 г. согласно переписи – 4 млн. 278 тыс. При этом количество турок в области увеличилось с 78 человек в 1989 г. до 36 тысяч в 2010-м.
Кстати, введение границы с Украиной сказалось на численности украинцев. Она сократилась со 179 тыс. в 1989 г. до 78 тысяч в 2010.
Реставрация капиталистических отношений на территории России стала реальностью. Это подчеркивается и в постановлении III Пленума КПРФ (октябрь 2013 г.). В России сформировались класс эксплуататоров и угнетённые классы. Причем эта реставрация произошла на фоне всё более обостряющейся борьбы за мировые ресурсы. В соответствии с законом о неравномерности развития обостряются противоречия между развитыми капиталистическими государствами, противоречия между ними и развивающимися странами.
Российский капитал, встав на ноги и захватив основную долю богатств России, тоже пытается защитить свою долю в схватке мирового капитала, используя для этого возможности капиталистического государства, тем более, что верхушка высшего слоя управляющих чиновников примыкает к финансовой олигархии. Отсюда и возросшая активность российской власти в сфере военной промышленности, и восстановление военных гарнизонов в Арктике, брошенных более 20-ти лет назад, и показательный поход военных кораблей по Северному морскому пути и прочие действия. Отсюда, на мой взгляд, и более активная политика в области интеграции на постсоветском пространстве.
В этих условиях даже руководство олигархически-чиновничьей России вынуждено искать союзников, к нему приходит осознание того, что без объединения человеческого потенциала и ресурсов постсоветского пространства в современном мире выжить невозможно.
Это требует соответсвующих солидарных действий и от нас, коммунистов. На заседании исполкома СКП-КПСС в октябре 2013 года Петр Николаевич Симоненко сказал: «У нас разные условия, разные возможности, разная общественно-политическая обстановка, и собравшиеся здесь товарищи хорошо знают, как им решать задачи, которые приоритетны для трудящихся их стран. Но мы будем многократно сильнее, если станем координировать свою работу, свою борьбу за интересы рабочего класса и его союзников, чтобы наши классовые противники понимали, что мы едины, что мы готовы поддерживать друг друга»
Обостряющиеся противоречия капитализма требуют от нас, коммунистов, более решительных действий по привнесению в рабочую среду социалистического сознания, идеи непримиримой классовой борьбы труда и капитала, идеи пролетарской солидарности, освобождению сознания большинства трудящихся от губительных иллюзий возможности выхода из кризиса в условиях капитализма без широкой классовой борьбы, иллюзий эволюционного перехода власти к трудящемуся большинству по мере ухудшения социально-экономического положения, более активного внедрения организационного начала в рабочее движение, способствующего ускоренной пролетаризации трудовых коллективов.
Мы едины в нашей борьбе и для нас, как и прежде, актуален лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Воссоздание Союзного государства – это единственно возможный путь исторического развития. В сложившихся условиях эта историческая задача может быть в полной мере решена лишь с восстановлением власти трудящихся и возрождением социалистического общественного строя.
Историю не повернуть вспять. Но чтобы двигать её вперед, а это значит к социализму, необходимо всем нам много и самоотверженно работать.
Вместе мы сила! Вместе – победим!