Представляем Вашему вниманию доклад секретаря Ростовского обкома КПРФ по идеологии и пропаганде И.Н. Нестеренко на семинаре первых секретарей Ростовского обкома КПРФ 15 ноября.
Прежде чем говорить об основах идеологической работы в местных отделениях КПРФ необходимо ещё раз вспомнить определение, которое вкладывается в понятие идеология.
Большая советская энциклопедия давала следующее определение термина идеология: «Идеология (от идея и ...логия), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса, классовые интересы».
Внимание к идеологической работе, вопросы её совершенствования и поиска новых методов и форм выходят на первый план в работе наших партийных отделений всех уровней, особенно по мере удаления во времени от момента развала Советского Союза.
Фактически все пленумы ЦК КПРФ с 2010 года были посвящены тем или иным аспектам идеологической работы.
В докладе Г.А. Зюганова на VI (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ «Положение рабочего класса в России и задачи КПРФ по усилению влияния в пролетарской среде» отмечается: «Перед партией стоит историческая задача превращения работников наёмного труда в тот «революционный класс, что способен довести зарождающийся массовый протест до общенациональных масштабов». В жизнь это решение воплотится тогда, когда в России поднимется мощное рабочее движение, одухотворённое социалистическим сознанием.
Без прочного идейного фундамента не снискать победы. Битва идеологий продолжается каждый день».
А ранее в докладе говорится: «В том, что у рабочего класса неразвито социалистическое сознание, есть и наша вина. Внести его в борьбу пролетариев способна только Компартия. В противном случае над их умами властвуют совсем другие идеи. Это мы с вами обязаны нести в массы научные знания о социализме, о диктатуре пролетариата. И тут нужен не пропагандистский наскок, а долгосрочная, систематическая работа».
Каковы же выводы из вышесказанного.
Во-первых, необходимо создание четкой, продуманной системы идеологической работы, идеологического воздействия на трудящиеся массы, направленного на внесение социалистического сознания в эти массы, как это было подчеркнуто в Постановлении XV съезда нашей партии, на возрождение способности масс к адекватному восприятию окружающей действительности. К тому, о чем В.И. Ленин писал: ««Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. Сторонники реформы и улучшений всегда будут одурачиваемы защитниками старого, пока не поймут, что всякое старое учреждение, как бы дико и гнило оно ни казалось, держится силами тех или иных господствующих классов. А чтобы сломить сопротивление этих классов, есть только одно средство: найти в самом окружающем нас обществе, просветить и организовать для борьбы такие силы, которые могут – и по своему общественному положению должны – составить силу, способную смести старое и создать новое» (В.И. Ленин. ПСС 5-е изд. Т. 23, с. 47)».
Кроме того, необходимо в процессе этого внесения социалистического сознания решать и задачу, поставленную в докладе на VI (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ: «Предстоит сформировать новое поколение политических вожаков – тех, кто станет авангардом массового рабочего движения».
И здесь мы органично переходим ко второй задаче: наличие подготовленных, грамотных носителей социалистического сознания, способных вносить его в пролетарские массы.
Естественно основным здесь является рост партийных рядов. Но при этом необходимо обучение и ещё раз обучение этого пополнения основам марксистско-ленинского учения, для того, чтобы из просто людей, пришедших в партию по интуиции или в силу воспитания они превратились в настоящих политбойцов, пропагандистов, то есть дополнить эмоциональную составляющую теоретическими знаниями.
Как пишут в рабочих программах учебных курсов в университетах в результате молодое поколение партии должно:
Знать: основы теории марксизма-ленинизма, историю коммунистического движения и его современное состояние;
Уметь: применять инструменты диалектического анализа с позиций марксистско-ленинского учения для оценки социально-экономических и политических процессов современного общества, критически анализировать политические программы и документы, формировать и аргументировать свою политическую позицию на основе научного коммунистического мировоззрения.
Приобрести навыки: работы с населением с целью разъяснения происходящих событий с классовых позиций, пропаганды идей марксизма-ленинизма; организации и сплочения трудящихся в борьбе за свои экономические, а через них и политические права, за диктатуру пролетариата.
Сам термин «диктатура пролетариата» нам крайне важно вернуть к жизни, вернуть его положительное восприятие в общественном сознании, поскольку за последнее время на этот термин было вылито много грязи на всех уровнях власти. Вернуть в общественное сознание дилемму выбора «диктатура буржуазии, как диктатура эксплуатирующего большинства, - диктатура пролетариата, как власть большинства народа, истинная демократия».
Ситуация в партии и в обществе в целом сейчас существенно отличается от ситуации даже десятилетней давности. Несколько цифр, на которые мы в круговерти повседневных буден не обращаем внимания, но которые являются, на мой взгляд, достаточно показательными.
За четыре с половиной года (с 2009-го) в ряды Ростовского областного отделения КПРФ согласно данным статистических отчетов вступило 1887 человек при численности отделения сейчас 2851 человек, т.е. количество вступивших составляет 67% от нынешней численности. Оставим пока в стороне вопрос о том, сколько из вступивших за это время осталось в наших рядах на настоящий момент, хотя, наверное, отделу оргпартработы на основе ежегодно подаваемых списков было бы интересно провести соответствующий анализ для совершенствования нашей внутрипартийной работы.
Согласно статотчета в составе нашей областной организации 570 членов партии (или почти 20%) в возрасте до 40 лет, т.е. в подавляющем своём большинстве не изучали в школах и ВУЗах марксистско-ленинскую теорию, а попали в период так называемой деидеологизации.
А этой деидеологизации или «неполитичности» была дана очень верная оценка в выступлении В.И. Ленина на Всероссийском совещании политпросветов 3 ноября 1920 г. (ПСС. 5-е изд. Т. 41, с. 398-408): «Название «аполитичность» или «неполитичность» просвещения - это есть лицемерие буржуазии, это есть не что иное, как обман масс, на 99% униженных господством церкви, частной собственностью и пр. Буржуазия, господствуя во всех теперь еще буржуазных странах, занимается именно этим обманом масс.
И чем больше там аппарат имеет значение, тем меньше он имеет свободы от капитала и его политики.
Во всех буржуазных государствах связь политического аппарата с просвещением является чрезвычайно крепкой, хотя признать этого прямо буржуазное общество не может. Между тем, это общество обрабатывает массы через церковь, через весь институт частной собственности».
И вот после такой «неполитичности» нам необходимо подготовить убежденного грамотного политбойца, способного вести противостояние с превосходящим его по информационным возможностям противником, да ещё и на общем фоне буржуазной политики.
В вышеупоминавшемся выступлении В.И. Ленин говорил: «Политика в представлении буржуазного миросозерцания была как бы оторвана от экономики. Буржуазия говорила: работайте, крестьяне, чтобы получить возможность существования, работайте, рабочие, чтобы получить на рынке все необходимое, чтобы жить, а политику хозяйственную ведут ваши хозяева. А между тем это не так, политика должна быть делом народа, делом пролетариата».
И здесь же: «Наша основная задача состоит в том, между прочим, чтобы в противовес буржуазной «правде» противопоставить свою правду и заставить ее признать».
Таким образом политическая учеба выходит в идеологической работе местного отделения на первый план, причем учеба не в рутинном понимании «посидели за партой, послушали лектора и разошлись», а учеба, учитывающая все реалии современной финансово-экономической политики, учеба, связанная с обсуждением, дискуссиями, навыками убеждения оппонента.
Эффективность идеологической работы в первую очередь зависит от органической связи с жизнью, с реальной практикой, обязательного учета своеобразия и особенностей каждого конкретного этапа в развитии общества.
В реальной жизни идеологическое воздействие на человека никогда не проявляется односторонне, оно всегда многообразно, разнопланово и комплексно. Именно поэтому в политической учебе важно взаимодействие многообразных средств идеологического воздействия – политического просвещения, потенциальных возможностей культуры, литературы, искусства и других средств. Важно добиваться чтобы просмотры фильмов, спектаклей, обсуждение газетных публикаций заканчивались их обсуждением, преследовали цель совершенствования пропагандистских способностей, дискуссионных навыков.
Главное, чтобы в этой работе не было формализма, наплевательского отношения, как говорится, «комчванства».
«Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего на коммуниста из него не выйдет». – эти слова В.И. Ленина на III съезде РКСМ должны быть девизом для каждого члена нашей партии.
Плавно вытекает из первой части – теоретической подготовки, вторая часть практическая агитационно-пропагандистская и информационная работа, учитывая, что мы живем в век информационных технологий.
Расширение подписки на газеты «Правда», «Донская Искра» и широкая популяризация её публикаций среди населения – важнейшая задача секретаря по идеологии местного отделения.
«Оптимальной» формы агитации и пропаганды не существует, потому что в этой деятельности необходим творческий подход и важна личность самого исполнителя. Кроме того, то, что приемлемо для молодого поколения с его сформированным современными СМИ восприятием информации, может быть отторгнуто старшим поколением и наоборот.
Для донесения точки зрения партии до людей нужно использовать все формы пропаганды и агитации. Чем они разнообразнее, тем лучше. Полезна и необходима устная агитация – встречи секретарей райкомов, депутатов-коммунистов с населением, индивидуальные беседы работа в пикетах и т.д.. Одновременно нужно расширять пропагандистский арсенал за счёт видеофильмов, роликов, сборников песен и т.д. Возможно использование автомобильных, велосипедных агитпробегов, пеших походы, проведение спортивных и культурных мероприятий под флагом КПРФ. Продолжает работать печатная агитация – газеты и буклеты, плакаты и листовки. Разнообразие форм агитации увеличивается за счет возможностей Интернета.
Рекомендации по подготовке материалов для Интернет-сайтов и публикаций в газетах идеологическим отделом Ростовского обкома КПРФ обобщены и опубликованы в «Методическом пособии для редакторов партийных печатных и интернет-изданий, пресс-служб местных партийных отделений», выпущенных отдельно.