Необходимость интеграции бывших республик СССР и, прежде всего, России, Украины, Белоруссии, Казахстана в единый экономический союз - безусловное требование времени, тенденции развития мировой экономики и той великодержавной политики, которую ныне проводят США. Это очень сложная задача; ее решения связано как с выбором формы объединения, так и с внутренним наполнением, содержанием этого союза.
Должно существовать что-то чрезвычайно важное, что объединяло бы народы суверенных государств. Этим общим, на наш взгляд, на данном историческом этапе, может стать единая модель образования.
Система образования является главным фактором, который во многом характеризует сущность государственного устройства, формирует природу ценностей, которым отдает предпочтение общество, в каких бы географических границах оно не находилось. Ценности могут быть самыми различными; материальные и духовные, атеистические и религиозные, технократического детерминизма и гуманизма, демократической толерантности и национализма и т.д.
Образование - это шанс людей на лучшее будущее, либо путь к деградации, превращению большей части населения в людей слепо и безропотно выполняющих волю элиты. То-есть, жизнеспособность любого общества, его расцвет и могущество, закат и падание во многом зависят от школы и ВУЗов реализующих принятую государством модель образования.
Советская школа вплоть до 70-х годов XX века имела очень высокий рейтинг в мировом сообществе. Это, - общественный факт, о котором не любят говорить сегодня. Она имела высокие духовные идеалы: может быть, в какой-то мере утопические, иллюзорные, созвучные по смыслу и содержанию принципу «Advinit regnune tuum» («Да приидет Царствие Твое»). Но все же это были идеалы, в которые многие верили, надеялись на лучшее будущее, шли на жертвы, терпели материальные лишения. Они соответствовали великой мечте о гармонии общественных и межличностных отношений: свободе, равенстве, братстве, чести, достоинстве, справедливости и т.д. Принципы «каждый за себя», «Бог за всех», «После меня хоть потоп», «Если ты умный, то почему не богатый» считались глубоко аморальными и не принимались большинством населения. Нравственные идеалы, существую реально, как объективированное бытие идеального, составляли основу школьного и Вузовского образования.
Советские люди знали и гордились тем, что у них есть Палов, Курчатов, Тимирязев, Вавилов, Амосов, Патон, Ландау и т.д. Журнал «Наука и жизнь» выписывали по разнарядке или приобретали по знакомству. Кто сегодня стоит в очереди у книжного киоска в надежде приобрести журнал? Вот то-то и оно, что никто. Хотя тираж журналов в 70-е годы XX века был значительно выше, чем сегодня.
Приоритет духовных ценностей и их реализация были закреплены шестой статьей Конституции СССР. В течение 70 лет они были связующим звеном великого многонационального государства; его идеологии, экономики, образования, культуры. Они пронизывали все сферы государственной и общественно-политической деятельности, были связующим звеном республик СССР. В результате - гигантские стройки, покорение космоса, бесплатная медицина, социальные гарантии, лучшая в мире система бесплатного среднего и высшего образования, инженерный корпус больше чем в США. СССР - великая мировая держава.
После запуска первого в мире спутника Земли и полета Юрия Гагарина развитым странами мира, в том числе США, было признано, что образование в СССР находится на очень высоком уровне и ГосДепом США была поставлена задача - «догнать и перегнать СССР в области образования». Что и было сделано, а СССР, как мировая держава, исчез с политической карты мира.
Что же произошло? Почему распался СССР? Этот вопрос волнует очень многих. А почему пала Великая Римская империя? Почему рабы и варвары сокрушили ее в IV веке н.э., тогда как в течение более 1 тыс. лет легионы Рима всегда одерживали победу и создали величественную империю? Почему «суровая доблесть Рима» оказалась втоптанной в грязь ногами варваров? То, что не могли сделать рабы и варвары силой, было сделано СЛОВОМ. «Христос победил потому, что потерпел поражение Спартак» (Вольтер).
«Новое есть лишь хорошо забытое старое», или может быть, точнее, - хорошо, глубоко познанное (изученное) и блестяще примененное старое в новых исторических реалиях. То, что не мог сделать фашизм силой, уничтожить СССР, было талантливо сделано СЛОВОМ, разрушением того, что объединяло народы СССР - мировоззрения, идеологии, высших нравственных коммунистических идеалов, которые по содержанию и смыслу почти полностью совпадают с принципами Нагорной проповеди, системы воспитания и образования. Советская школа своей задачей видела не только умение давать определенный объем знаний, но и быть могучим средством воспитания будущих граждан в духе гуманности, добра, справедливости, веры в общечеловеческие нравственные ценности, патриотизм, гордости за то, что ты - гражданин СССР. В XXI веке оказалось, что не США, а страны СНГ, в том числе и Россия, являются отсталыми странами в области образования и должны равняться на США и Европу, принимать «новую», «современную модель образования».
Реформа образования, которую навязывает России министр образования науки господин А.Фурсенко, почти полностью копирует европейскую (США) модель образования, которая имеет четко выраженную парадигму постехнократического детерминизма. Духовного мира человека в этой модели нет по определению.
Эта модель образования имеет агрессивно выраженное нежелание даже рассматривать необходимость воспитания будущих граждан в духе высоких нравственных идеалов и патриотизма. Страшным и уродливым становится человек, когда он на первое место ставит цель «умения делать деньги», карьеру и власть. Этот принцип глубоко аморален, не принимается «натурой» (Ф.М. Достоевский) человека, внутренним голосом совести и не может быть интегрирующим началом.
Интеграция народов в СНГ возможна лишь на пути принятия единых духовных ценностей, то есть на пути который предлагали великие просветители и гуманисты XVIII-XX вв., - Ж.Ж. Руссо, Р. Оуэн, И. Песталоцци, A. Дистервег, Т. Драйзер, Ф.М. Достоевский, J1.H. Толстой, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский.
И изобретать здесь ничего не нужно. Модель образования, которая на первое место ставит человека, его духовный, нравственный мир уже есть, - это педагогическая система известного советского педагога В.А. Сухомлинского (1918-1970), бессменного директора Палышской средней школы на кировоградщине (Украина). Он руководил школой в течение 22 лет, с 1948г. до конца своих дней. Сегодня народный проект «Великие украинцы», выявил имена наиболее почитаемых и известных людей на Украине. В первой сотне названных народом Украины людей есть и имя Василия Александровича Сухомлинского.
В России же начиная с 1991 г. (времени распада СССР) педагогика великого сына украинского народа (гражданина СССР!) предана, по существу, забвению. Работы его не переиздаются, в учебных программах ее нет, публикации о его педагогики, жизни и деятельности отсутствуют. Тогда как даже в Китае , например, в 2001г. созданы «Избранные сочинения В.А. Сухомлинского в 5-ти томах».
Попытки переиздать монографию «Об идеалах В.А. Сухомлинского». Москва, «Педагогика» 1991г. Авторы Е.Г. Родчанин, И.А. Зязюн в 2011 г. была встречена Министерством образования науки (Министром господином А. Фурсенко) отрицательно. Был дан вежливый, но твердый отказ. «Педагогика B. А. Сухомлинского не вписывается в принимаемую Россией модель образования и поэтому популяризировать его идеи не актуально».
Гуманистическая модель образования, которая могла бы способствовать сближению двух братских народов (России и Украины) для господина А.Фурсенко «не актуальна». Как говорится, приехали, «Король оказался голым». Кто же Вы, господин А.Фурсенко?
Конечно, если гражданин А.Фурсенко, как и другой гражданин, бывший мэр Москвы Ю. Лушков, купил себе дворец в Лондоне, «выбил» вид на жительство или получил гражданство в США, перевел заработанные тяжким, «непосильным» трудом деньги в Швейцарский Банк, то тогда его позиция понятна. А может быть он просто человек, который так люто ненавидит Россию, что решил по собственной инициативе, попытаться лишить Россию будущего? Право же, нельзя не понимать, находясь в здравом уме и светлой памяти, что разрушая образование, мы тем самым разрушаем основы общества, лишаем его будущего, превращаем людей в придаток машины, делаем рабами, а страну превращаем в удобный, рабский сырьевой придаток «сильных стран мира сего».
Возможен, конечно (теоретически) и 3-ий вариант. Министр образования и науки России А. Фурсенко сам «недообразованный» человек. Как говорят в народе о таком человеке: «Это не-докаша, пересуп». Этот вариант все же лучше первых двух. Но тогда возникает следующий неприятный вопрос: «Как же может «недообразованный» человек, «недокаша-пересуп» руководить Министерством образования и науки России?
Только благодаря активной поддержки Государственной Думы РФ, монография «Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В.А. Сухомлинского» была в 2011 переиздана и разослана во многие регионы Украины и России. Почти все Департаменты образования, как Украины, так и России прислали свои отзывы на книгу, - но они существенно различны по содержанию.
Департаменты образования Одесской, Харьковской, Донецкой и т.д. областей (9 регионов Украины) единогласно считают, что книга представляет интерес и ценность не только для учащихся, но и для педагогов, родителей, бабушек и т.д. Но этим они не ограничились. Давая положительную оценку книги, администрации украинских областей считают важным и необходимым для себя, довести до сведения ее издание в учебные заведения (школы, ВУЗы) Украины и использовалось в учебном процессе.
Учитывая определенные временные финансовые трудности, они просят либо послать электронный вариант книги, либо от 10 до 200 экз. в качестве помощи на благое просвещение, либо делают заявки на дополнительное издание.
Администрации Российских областей (тоже единогласно - 11 регионов), давая положительную оценку книги, пишут о том, что они не могут рекламировать книгу, а тем более использовать в качестве учебного пособия. Монография не имеет соответствующего грифа, который, как известно, дается Министерством образования и науки. Круг замкнулся.
А ведь речь идет об идеалах воспитания и образования известного советского педагога, гражданине СССР (не России, и не Украины. В.А. Сухомлинский и родился, и умер при советской власти). Герое СССР, единственном педагоге, который при жизни был награжден двумя орденами имени В.И. Ленина, член-корр. Академии наук СССР, член КПСС с 1943г. участнике Великой Отечественной войны, получавшему тяжелейшее ранение в 1942г. защищая Москву.
Педагогическая система В.А. Сухомлинского, поставив на первое место человека, высшие нравственные ценности может стать тем СЛОВОМ, которое окажется важным фактором интеграции народов России, Украины, Белоруссии, Казахстана и т.д. порознь им вряд ли удастся сохранить суверенитет.