Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Аналитика » Непраздничные размышления в День защитника Отечества
Суббота, 23 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Непраздничные размышления в День защитника Отечества

Печать

День Советской Армии и Военно-Морского Флота, ныне День защитника Отечества, для подавляющего большинства граждан России — важная и значимая дата. Из изначально профессионального праздника с течением времени он превратился во всенародный. Причин для этого более чем достаточно.



Трудно переоценить исторические заслуги Рабоче-Крестьянской, Красной, Советской и современной Российской армии перед своим народом, связанные с защитой территориальной целостности и независимости Отечества, а также с сохранением чести и достоинства наших граждан.


Традиционно в канун праздника проводится череда торжественных мероприятий на различных уровнях, посвящённых Дню защитника Отечества. Нередко, участвуя в них и слушая докладчиков из числа должностных лиц высокого ранга, включая представителей министерства обороны РФ, ловил себя на мысли: почему они, со знанием дела излагая исторический материал, практически никогда не останавливаются на том, как реализуются в области современного военного строительства выводы и уроки, извлечённые из нашего трагического прошлого? Что сделано или делается или что нужно сделать в области оборонного строительства, для того чтобы не допустить новой трагедии, учитывая современное взрывоопасное международное положение? Неужели нечего сказать? На мой взгляд, памятные даты — это не только застолье. Это повод для официальных заявлений руководства страны с целью информирования общества о реальном состоянии обороны страны. Совсем недавно оно было критическим.


Нужно отдать должное новому руководству министерства обороны РФ, что оно проявило мужество и волю и при поддержке политического руководства страны остановило разрушительный процесс в области военного строительства и развития Вооружённых сил России. Часто приходится слышать о том, что ими сделано не так уж и много и в их деятельности уже обозначился бег на месте. Тут нужно учесть консервативную особенность Вооружённых сил. Для восстановления однажды разрушенного требуются годы, а то и десятилетия. Нужно набраться терпения.

Министерство обороны является ведомством с большими возможностями, но оно, однако, не всесильно. Важнейшие решения по установлению численности Вооружённых сил и их структуре, срока службы военнослужащих по призыву, оснащению войск современными образцами вооружения и военной техники, по поддержке и развитию всего военно-промышленного комплекса и фундаментальной науки, по мобилизационной работе принимаются политическим руководством страны. Должностным лицам министерства обороны по этим вопросам можно поставить в вину только то, если эти проблемы ими не ставятся или ставятся без должной настойчивости.

Тем не менее работа по дальнейшему строительству и развитию Вооружённых сил продолжается, и мне хотелось бы остановиться на проблемах, которые заслуживают внимания, но не учтены сегодня в ходе преобразования армии.

1. В Вооружённых силах существует такое понятие, как повседневная деятельность войск. Её оценка на сегодняшний день неутешительна.

Каждый день после подъёма сотни тысяч военнослужащих вместе со своими командирами отправляются на занятия в учебные классы, на тренажёры, полигоны, аэродромы, огневые городки, танкодромы и т.д. И от того, в какие классы они пойдут, как оснащены учебные поля, каково их состояние, какими знаниями обладают офицерский состав и сержанты, каков их уровень методического мастерства, напрямую зависит уровень боеготовности и боеспособности войск. И это является главным звеном в деятельности войск, особенно в условиях сокращения срока службы для военнослужащих по призыву. Только напряжённые ежедневные занятия превращают толпы людей в слаженные подразделения, способные эффективно выполнять боевые задачи. Бытует справедливое высказывание о том, что армия должна воевать или готовиться к войне. Если она не делает ни того ни другого, она разлагается.

Нужно признать, что даже в Советских ВС с их большими возможностями организовать непрерывный и качественный процесс боевой подготовки было нелёгким делом. К организационным проблемам добавлялись трудности, связанные с состоянием учебной материальной базы. Оборудование для учебных полей полукустарного изготовления часто выходило из строя, сутками простаивало. Терялось учебное время. Маломощное управление по разработке полигонного оборудования не справлялось с огромным объёмом задач по обеспечению и содержанию учебных объектов. Выручали главные командования видов Вооружённых Сил, на которые были возложены задачи по подготовке войск и тотальный контроль по её проведению со стороны дееспособных управлений военных округов, отделов армий, дивизий по боевой подготовке, Главного управления боевой подготовки и Главной военной инспекции, укомплектованных профессионалами высокого уровня. Главкоматы видов ВС были основными органами управления повседневной деятельностью войск и обеспечивали единые подходы и требования ко всей системе подготовки войск с учётом их зон ответственности и вероятных противников.

Сейчас главкоматы видов ВС незаслуженно отстранены от руководства войсками. Их структура и численность не позволяют влиять на положение дел в войсках, которые, кстати, им не подчинены. Парадокс, но факт: в Вооружённых силах РФ нет должностных лиц, которые бы несли персональную ответственность за состояние вида ВС. Формально повседневной деятельностью войск занимается Генштаб ВС, но его структура и объём выполняемых им задач не позволяют полноценно заниматься этим, поэтому реально всё отдано командующим войсками военных округов. Поскольку военных округов четыре, то не приходится говорить о единых подходах и требованиях к процессу обучения войск. В перспективе при таком положении дел офицеры из различных округов со временем перестанут понимать друг друга. Думаю, что по этой и другим причинам проблемы организации боевой подготовки войск сегодня достигли крайней остроты.

Оптимальным решением было бы восстановление главкоматов видов ВС в прежнем виде с возложением на них обязанностей по строительству и развитию подчинённых войск, их подготовке с персональной ответственностью за состояние войск. Генеральному штабу ВС РФ целесообразно вернуться к своим прямым обязанностям по планированию применения Вооружённых сил и реализации этих планов. Такое решение приблизило бы систему управления войсками к потребностям военного времени.

2. Обострение обстановки непосредственно у границ Российской Федерации настоятельно требует принятия решения по увеличению численности Вооружённых сил, восстановлению Московского военного округа и созданию нового (например, Воронежского) на Юго-Западном стратегическом направлении. Такие решения в условиях складывающейся обстановки жизненно необходимы, так как боевой и численный состав Западного военного округа не обеспечивает выполнения им даже первоочередных задач по прикрытию государственной границы. Зона ответственности Западного военного округа составляет более трёх тысяч километров по фронту и включает в себя три стратегических направления, которые ранее прикрывались семью военными округами и четырьмя группами войск. Северо-Западное направление ранее прикрывалось силами двух военных округов — Прибалтийского и Ленинградского; Западное — силами Белорусского и Московского; Юго-Западное — тремя военными округами — Прикарпатским, Одесским и Киевским, без учёта групп войск. Такие меры решили бы проблему с выполнением первоочередных задач по прикрытию государственной границы и созданию ударных группировок войск на важных западных стратегических направлениях. Кроме того, была бы обеспечена подготовка кадров с созданием резерва для тактического и оперативного звеньев управления войсками на перспективу.

3. Вызывает озабоченность невнятное толкование принятых решений по резервному компоненту Вооружённых сил РФ и мобилизационной работе. Существует неписаный закон: чем меньше численность регулярных войск, тем большее внимание уделяется подготовленным резервам. Они, как правило, в конечном итоге решают исход войны. Так, к началу Великой Отечественной войны в составе Красной Армии имелось 303 дивизии, 22 бригады, а в ходе войны было дополнительно сформировано 661 дивизия и 666 бригад, то есть в 3 раза был увеличен боевой состав по дивизиям и в 30 раз — по бригадам. Кроме того, суммарный численный состав Красной Армии за годы войны был увеличен в 6—7 раз.

Сейчас реформаторы и слышать не хотят о возможном массовом применении войск в будущей войне, сплошном фронте, массировании сил и средств на важнейших направлениях и т.д. В ходу всё больше такие завораживающие слух слова, как бесконтактная война, мобильность, манёвренность, управляемость, перегруппировка и т.д. За этими модными фразами нет ни опыта, ни практики. Допустим, что они правы, но при этом пропорции сохранятся, и их нужно учитывать в своей деятельности. Ясно, что содержать Вооружённые силы по структуре и составу военного времени не под силу экономике любого государства. Для разрешения этой проблемы была придумана и прошла испытание в течение длительного времени гениальная схема содержания 1/3 боевого состава войск в состоянии постоянной боевой готовности. Другие две трети боевого состава содержались с потребностью в частичном отмобилизовании. Были установлены различные сроки приведения их в боевую готовность. Такая схема позволяет последовательно наращивать численность боевого состава ВС в угрожаемый период, под прикрытием войск постоянной готовности.

В настоящее время в Вооружённых силах РФ не предусматривается наращивание группировок войск за счёт резервов и не ведётся в полном объёме подготовка мобилизационных ресурсов из-за отсутствия баз мобилизационного развёртывания. Пока они не будут созданы, разговор о резервах останется только разговором. На этом же уровне останется и подготовка мобилизационных ресурсов, до тех пор, пока не будут законодательно разрешены проблемы между работодателями и государством по финансированию привлечённых на мобилизационные сборы.

4. Что касается сокращения срока службы военнослужащих по призыву до одного года, то смущает не сама продолжительность службы, а установленный порядок комплектования войск — с призывом и увольнением два раза в год. При такой системе каждые полгода личный состав в подразделениях обновляется на 50%, и они становятся небоеспособными в течение длительного срока, поскольку призыв затягивается на 2—3 месяца. Кроме того, при этом прерываются последовательность обучения и переход от подготовки одиночного солдата к подготовке его к действиям в составе подразделений. Практика показывает, что оптимальным считается такое положение дел, когда подразделение обновляется в течение учебного периода не более чем на одну треть своего состава.

Существует три способа разрешения этой проблемы. Первый — увеличить срок службы до полутора лет. Второй — изменить порядок комплектования войск. Третий — довести укомплектованность подразделений контрактниками не менее чем на 60%. В противном случае придётся довольствоваться только одиночной подготовкой военнослужащих, неспособных к действиям в составе подразделений. Решения по этой проблеме не принято.

5. Хотелось бы, чтобы политическое руководство страны и общество в целом наконец признали особый характер военной службы, как это признаётся всем мировым сообществом при строительстве и содержании своих национальных армий и признавалось в СССР. Это признание имело бы положительные последствия на далёкую перспективу. И этому есть объяснение.

Военная служба серьёзно ограничивает конституционные права и свободы граждан. Человек, выбравший военную профессию, заведомо теряет одно из своих самых ценных прав — выбор места жительства. Теперь он и вся его семья будут проживать не там, где хочется им или их родственникам, а там, где этого требуют интересы службы.

Место службы, как правило, удалено от крупных культурных центров и располагается в сложных географических и климатических условиях. Эти обстоятельства серьёзно ограничивают возможности семьи в культурном росте, в проведении досуга, в общении с родственниками и т.д., снижают стартовые возможности детей для получения высшего образования по причине, как правило, невысокого уровня школьного образования в отдалённой местности. Такие сложности создают трудности по созданию семьи и обустройству её на новом месте по окончании службы.

Военная служба сопряжена с эксплуатацией боевой техники и вооружения, а в военное время с её применением ещё и носит экстремальный характер. Приходится иметь дело с боеприпасами, взрывчатыми веществами на боевых стрельбах, учениях в условиях, максимально приближенных к боевым действиям, как днём, так и ночью, в любых погодных и климатических условиях, на пересечённой местности, что приводит к повышенному травматизму и получению увечий военнослужащими. При выполнении боевых задач они прямо подвергаются смертельной опасности.

Служебное время офицера, при наличии подчинённых, трудно поддаётся регламентации. Использование выходных и праздничных дней в кругу семьи — недопустимая роскошь для офицера, как и вечернее время после службы. Он, как правило, уходит на службу, когда дети ещё спят, и приходит со службы, когда они уже спят.

Военнослужащим в течение всей службы запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Это означает, что он и его семья не будут иметь никаких других финансовых источников для своего существования, кроме денежного довольствия, установленного государством по занимаемой должности и воинскому званию. Жёны военнослужащих, как правило, не смогут работать по своей специальности ввиду ограниченных вакансий в военных гарнизонах и небольших населённых пунктах по месту их дислокации.

Кроме того, общество всегда будет предъявлять к военнослужащим (человеку в форме) требования соблюдения ими самых высоких стандартов моральных и этических норм. Иначе как можно будет доверить им в подчинение своих сыновей и надеяться на сохранение их здоровья и жизни. Любое отступление военнослужащих от общепринятых норм поведения воспринимается обществом крайне негативно. И это требует от военнослужащих постоянного контроля над собой в повседневной жизни, начиная с внешнего вида. Для этого нужны условия для вполне приемлемой повседневной жизни.

Приведённый выше далеко не полный перечень ограничений и рисков является следствием особенностей военной службы и в мировой практике военного строительства компенсируется привилегиями, льготами и компенсациями. Кандидат, определяющийся на военную службу в качестве военного профессионала, должен точно знать, что суммарно будет иметь больше возможностей, чем ему предоставит любая гражданская профессия такого же уровня. Только такие условия позволят отбирать для службы в армии лучших, а не посредственных кандидатов, которые в последующем будут тиражировать посредственность в войсках. По такому принципу строились и развивались Советские Вооружённые Силы. И эта практика оправдала себя.

Сегодня стараниями бойких и недальновидных чиновников в правительстве упразднены привилегии, льготы и компенсации военнослужащим. Они же приравняли военную службу к обычным гражданским профессиям средней руки, каких много. Ими же установлен понижающий коэффициент для военных пенсионеров, приведший их к обнищанию. Теперь молодые офицеры наглядно видят свою перспективу после окончания военной службы. Лучшей антирекламы не придумаешь. Такая практика характерна для временщиков, а не для дальновидных руководителей.

К сожалению, медленно решаются проблемы в системе военного образования, связанные с обеспечением учебного процесса новыми технологическими решениями, доступностью курсантов и слушателей к работе в Интернете, привлечением в военные вузы преподавателей с войсковым опытом и т.д.

Не наступает заметного улучшения и в вопросах медицинского обслуживания военнослужащих и членов их семей, санаторно-курортного обеспечения. Требует изучения и решения проблема разделения систем тылового и технического обеспечения. Не до конца разрешены проблема по структурированию и эффективному использованию научно-исследовательских организаций и учреждений и целый ряд других вопросов.

Поэтому сегодня, празднуя День защитника Отечества, надо говорить не только о славных победах и традициях, но и о тех проблемах в наших Вооружённых силах, которые требуют своего скорейшего решения.

 

Автор: Юрий БУКРЕЕВ. С 1998 по 2001 год начальник Главного управления Сухопутных войск РФ — заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ по Сухопутным войскам.



Rambler's Top100