При дешевой нефти средства суверенных фондов могут закончиться уже в 2018 году, признает Минфин.
Сегодня премьер Дмитрий Медведев проведет с министрами совещание по бюджету. Правительство уже отказалось от трехлетнего планирования и готовит бюджет только на 2016 г., однако Минфин просчитывает возможности бюджета на три года. Задача – сохранить к концу 2018 г. не менее 2 трлн руб. резервов суммарно в резервном фонде и фонде национального благосостояния (ФНБ), заявил вчера министр финансов Антон Силуанов: «Несмотря на все сложности».
Речь о средствах ФНБ, уточнил его заместитель Максим Орешкин: резервный фонд будет исчерпан. «Идея – использовать резервный фонд, чтобы привести расходы в соответствие с реальными возможностями государства при консервативном уровне цены нефти и перейти к нулевому использованию резервов», – сказал он. Еще летом Минфин планировал, что к концу 2018 г. в резервном фонде останется 0,5 трлн руб.
В одном из последних вариантов проектировок бюджета (есть у «Ведомостей») есть расчеты, что чуть более 0,5 трлн руб. в резервном фонде останется уже к началу 2017 г. и в расход пойдут средства ФНБ. В 2018 г. будут исчерпаны и они. Прибегать к финансированию дефицита бюджета средствами ФНБ очень бы не хотелось, говорят два чиновника Минфина. «Если выбор между исчерпанием фондов, в том числе ФНБ, и эмиссионным финансированием – конечно, лучше первое», – отмечает высокопоставленный чиновник.
Но даже это не решит проблему дефицита: при $50/барр. он за 2016–2018 гг. превысит 8 трлн руб., если не сокращать расходы, следует из расчетов Минфина, в том числе в 2018 г. – 2,2 трлн.
При этом к концу 2015 г. в резервном фонде останется 3,2 трлн руб., сообщил Орешкин (на 1 сентября – 4,7 трлн). В ФНБ на 1 сентября – 4,9 трлн руб., но Минфин учитывает, что до 60% его средств может быть направлено на финансирование инфраструктуры. Порядка четверти средств уже использовано (депозиты в ВЭБе, покупка евробондов Украины, 11 инвестпроектов).
В качестве мер экономии Минфин предлагает повышение пенсионного возраста уже с 2016 г. Экономия от этого – от 620 млрд до 1,3 трлн руб. за три года в зависимости от скорости повышения: по 6 месяцев или по 1 году в год, до 65 лет для мужчин и женщин.
«Предложение Минфина о повышении пенсионного возраста с 2016 г. – это не просто пожелание Минфина, оно серьезно обсуждалось на совещаниях, было поддержано многими чиновниками», – говорит высокопоставленный федеральный чиновник. Другие предложения – индексация пенсий лишь на 4% в 2016–2018 гг. (до сих пор Минфин настаивал на 4,5%), отказ от выплат пенсий работающим пенсионерам с годовым доходом от 500 000 руб. (пока рассматривается вариант от 1 млн руб.), сокращение индексации зарплат бюджетников и военнослужащих (в 2016 г. – до нуля).
Из-за более низкой цены нефти недобор доходов за 2016–2017 гг. – 2,2 трлн руб., следует из расчетов Минфина, дефицит – 2,9 трлн и 3 трлн руб. соответственно: это уже с учетом частичного сокращения расходов, предусмотренных Основными направлениями бюджетной политики (ОНБП), против заложенных в «докризисном» законе о бюджете на 2015–2017 гг. Переход к однолетнему бюджету был, вероятно, с тем и связан, что сейчас правительство понятия не имеет, ни как резать расходы, ни где взять деньги, полагает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Отказ от трехлетнего бюджета приведет к обнулению бюджетного цикла, говорит она: нет закона – нет обещаний, нечего и секвестировать, бюджет-2018 будет формироваться уже с нуля. А в отношении однолетнего бюджета, который резать пока не очень получается, перспектива быстрого обнуления резервов дает еще одну возможность поторговаться – что резать и сколько, рассуждает она.
На последних правительственных совещаниях Минфин предлагал сократить расходы 2016 г. еще на 700 млрд руб. (в дополнение к уже сокращенным на 400 млрд), говорит высокопоставленный чиновник. В основном – за счет гособоронзаказа и социальных расходов, примерно по 250 млрд руб., остальное – понемногу по каждой статье. Но окончательных бюджетных проектировок пока нет, поэтому эта сумма может измениться, замечает чиновник.
Другая альтернатива – увеличение госдолга, на этот компромисс согласны все ведомства, говорят два высокопоставленных чиновника и два чиновника из Минфина и Минэкономразвития.
Можно обойтись вообще без сокращения расходов, заявил «Ведомостям» министр экономического развития Алексей Улюкаев: надо увеличить госдолг. По его оценкам, в 2016 г. вполне реально увеличить займы на 1 трлн руб. – т. е. почти вдвое против 1,1 трлн руб., предусмотренных ОНБП. В них скорректированы параметры бюджета 2015–2017 гг., утвержденные законом, в том числе более чем на треть увеличен прежний план займов на 2016 г. и чуть менее чем на треть – на 2017 г.
«Сейчас идут дебаты об этом, чем они закончатся – посмотрим», – ответил замминистра финансов Сергей Сторчак на вопрос о возможности повышения госдолга, напомнив, что до сих пор Минфин придерживался консервативной политики заимствований.
Банки уже пообещали, что готовы дополнительно купить ОФЗ как раз где-то на 1 трлн руб., говорит высокопоставленный чиновник: корпоративное кредитование снизилось, у банков много ликвидности. Вытеснение частных заемщиков, конечно, будет и общее повышение ставок заимствований в экономике – тоже, поэтому увеличение госдолга возможно только при условии сохранения взносов в накопительную часть, подчеркивает чиновник Минфина.
Вытеснение частных заемщиков государством еще больше ухудшит состояние экономики, рост госдолга – это не решение проблемы, это ее откладывание на перспективу, указывает Суслина. Но приходится выбирать между плохим и очень плохим: еще хуже будет повышение налогов, рассуждает она.