Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Аналитика » Центробанк РФ обслуживает иностранные интересы?
Суббота, 23 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Центробанк РФ обслуживает иностранные интересы?

Печать

В последние дни в различных интернет-СМИ распространяется и подвергается резкой критике со стороны либералов доклад, подготовленный группой экспертов под руководством советника президента РФ, академика РАН С.Ю. Глазьева, касающийся тяжёлой ситуации в экономике. Доклад, по утверждению СМИ, передан в Совет Безопасности России. Мы обратились к С.Ю. Глазьеву с просьбой прокомментировать эти публикации и предоставить нам сам доклад.

 

 

Выяснилось, что публикуемое в СМИ является «совсем другим документом — набором надёрганных отовсюду мер, не представляющих целостной картины». В распоряжении «Правды» имеется подлинный текст доклада «Конкурентный потенциал России и пути его реализации для обеспечения национальной безопасности». Из этого многостраничного документа мы приводим несколько фрагментов.

ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ экономики стала следствием процессов присвоения, потребления и вывоза национального богатства через приватизацию, финансовые пирамиды, злоупотребления монополий, экспорт природных ресурсов и капитала. Они сопровождались перераспределением национального дохода из сферы материального производства в торгово-спекулятивные операции с вывозом его значительной части за рубеж.

Следствием этих процессов становится втягивание экономики в охарактеризованную выше ловушку неэквивалентного внешнеэкономического обмена с передовыми странами, в котором ежегодно российская экономика теряет около 150 млрд. долл. В том числе 100 млрд. долл. уходит из страны в форме сальдо по доходам от иностранных кредитов и инвестиций, и около 30 млрд. долл. составляет утечка (нелегальный вывоз) капитала. Накопленный объём вывезенного из России капитала приближается к триллиону долл.

В результате проводившейся макроэкономической политики российская экономика теряла все постсоветские годы более половины источников финансирования инвестиций. Фактически она работала на вывоз капитала за счёт потребления накопленного ещё в советское время научно-производственного потенциала. Макроэкономическая политика проводилась в России по рекомендациям МВФ в соответствии с доктриной Вашингтонского консенсуса, отрицающей задачи развития и реализации конкурентного потенциала. Самоцелью этой политики была и остаётся глубокая либерализация экономики, включающая демонтаж валютного регулирования и контроля, регулирования цен и внешней торговли, приватизацию государственной собственности.

Следует заметить, что ограничительная денежная политика проводится Банком России на фоне резкого наращивания эмиссии мировых резервных валют под отрицательные реальные процентные ставки: денежная база доллара, евро, иены и швейцарского франка выросла за последнее пятилетие в 3—7 раз. Тем самым в российской экономике искусственно создаётся дефицит денежного предложения, который замещается более дешёвыми внешними источниками кредита. Это усугубляет втягивание России в ловушку неэквивалентного внешнеэкономического обмена.

Опыт кризиса 2008 года выявил высокую уязвимость российской экономики от мирового финансового рынка, регулирование которого осуществляется дискриминационными для России способами, включая занижение кредитных рейтингов, предъявление неправомерных требований по открытости внутреннего рынка и соблюдению финансовых ограничений. Это блокирует возможности полноценной реализации конкурентного потенциала экономики и искусственно ухудшает её положение на мировом рынке, повышает уязвимость от внешних угроз.

В кризис 2008—2009 гг. вследствие чрезмерной внешней зависимости Россия потеряла треть валютных резервов, падение промышленного производства превысило 10%, инвестиции сократились на 15%, втрое упал фондовый рынок, утрачено доверие к национальной валюте, инфляция подскочила до 18%. Разорились сотни тысяч граждан, выросла вынужденная безработица. Втрое ухудшились финансовые результаты деятельности предприятий, резко снизилась их платёжеспособность. Аналогичная ситуация складывается и в настоящее время, с той только разницей, что в стагфляционную ловушку российскую экономику втянул не глобальный кризис, а действия Банка России по исполнению рекомендаций МВФ.

Чрезмерная зависимость российской экономики от внешних источников кредита (более половины денежной базы формируется за счёт внешних источников) и внешней торговли (оборот которой превышает ВВП) делает её конкурентный потенциал крайне уязвимым для внешних атак. Так, в 1998, 2008 и 2014 годах под воздействием внешних шоков происходило резкое сжатие инвестиционного потенциала, которое влекло расстройство всех воспроизводственных процессов в национальной экономике и резкое ухудшение её структурной конкурентоспособности. А нарастающая эмиссия доллара и других мировых валют создаёт угрозы новых спекулятивных атак на валютно-финансовый рынок и поглощения иностранным капиталом стратегически значимых активов в России, что будет означать установление внешнего контроля над её конкурентным потенциалом.

Экономика оказалась втянутой в стагфляционную ловушку вследствие прекращения кредитования реального сектора и сжатия денежной массы из-за политики Центрального банка по повышению ключевой процентной ставки и отпусканию курса рубля в свободное плавание. В отсутствие валютного контроля значительная часть доходов, генерируемых российской экономикой, была вывезена из страны.

В результате прошлогодних действий ЦБ возможности использования конкурентного потенциала российской экономики ещё более ухудшились. Повышение ключевой ставки, задающей минимальную цену кредита на уровне, вдвое превышающем рентабельность обрабатывающей промышленности, лишило большинство предприятий и отраслей доступа к кредиту. В результате отпускания курса рубля в свободное падение подорвана одна из опор конкурентного потенциала — доверие к национальной валюте и денежным властям. Допущенное ими двукратное падение курса рубля и его чрезвычайная волатильность при наличии сверхнормативных валютных резервов, объём которых вдвое превышает величину денежной базы, является беспрецедентным в мировой практике провалом регулятора. Он не может быть списан на падение нефтяных цен — в других нефтеэкспортирующих странах падение курса национальной валюты было намного меньше.

Необъяснимые провалы регулятора вызывают нервозность участников рынка и недоверие к денежным властям, некомпетентность которых становится ключевой угрозой экономической безопасности страны. Вследствие подрыва доверия к способности государства проводить осмысленную долгосрочную экономическую политику в текущем году ожидается ещё большее снижение использования конкурентного потенциала российской экономики. Падение инвестиций может превысить 16%, ВВП — 5%, доходов — 6%. Предпринимаемые в настоящее время антикризисные меры не могут принципиально улучшить ситуацию, так как не предполагают исправления ошибок.

Проводимая все постсоветские годы политика ЦБ определяется монетаристскими догмами, ложность которых давно очевидна экономической науке. Доказано, что применение этих догм всегда ведёт к падению производства и инвестиций и, как правило, сопровождается повышением инфляции вследствие роста издержек. Данная политика продолжает проводиться ЦБ вопреки многочисленным предупреждениям авторитетных российских учёных и деловых кругов о её негативных последствиях и научной несостоятельности. В то же время она полностью соответствовала рекомендациям МВФ, принятым 1 октября 2014 г. Последние предусматривают проведение ограничительной денежной политики, отказ от валютного регулирования и ограничений на трансграничное движение капитала, самоустранение государства от управления денежно-кредитной политикой в интересах развития экономики. В том числе действия ЦБ по отпусканию рубля в свободное плавание и повышению ключевой ставки процента являются буквальным исполнением рекомендаций МВФ.

По своему воздействию на систему национальной безопасности рекомендации МВФ должны рассматриваться как когнитивное оружие, парализующее волю денежных властей до уровня простого рефлекса.

Применение рекомендаций МВФ ориентировано на обслуживание интересов американского и европейского капитала, рефинансируемого ФРС США, ЕЦБ и Банком Англии, эмитирующими мировые деньги. США и ЕС посредством МВФ традиционно навязывают попавшим в зависимость от них странам монетаристские рецепты, обобщённые в догматике «Вашингтонского консенсуса». Следование составляющим его рекомендациям о тотальной либерализации цен, внешней торговли и валютного регулирования лишает государство важнейших инструментов обеспечения экономической безопасности и влечёт недоиспользование конкурентного потенциала.

…Из этого, в частности, следует абсурдность проводимой в настоящее время политики Банка России по сокращению денежной массы в условиях, когда загруженность производственных мощностей составляет в промышленности около 60%.

Предпринятые в монетаристском ключе антикризисные меры свелись к перераспределению бюджетных средств в банковский сектор и субсидированию последнего за счёт денежной эмиссии под прирост государственного долга. Это перераспределение влечёт увеличение спекуляций за счёт снижения конечного спроса и лишь усугубляет стагфляцию. При этом Центральный банк продолжает ограничительную денежную политику, сопровождающуюся общим сокращением денежной массы, что всё глубже загоняет экономику в стагфляционную ловушку по спирали: падение спроса — падение производства и инвестиций — падение доходов — падение спроса…

Другой грубой ошибкой ЦБ стал переход к свободному плаванию курса рубля как к якобы необходимому для политики таргетирования инфляции. Однако не существует научного доказательства необходимости свободного плавания курса валюты при таргетировании инфляции. Наоборот, в условиях чрезмерной открытости российской экономики, зависимости её экспорта от нефтяных цен и высокой доли импорта на потребительском рынке свободное курсообразование несовместимо с обеспечением макроэкономической стабильности и достижением инфляционных целей. Колебание цен на мировом рынке, атака финансовых спекулянтов или любое другое изменение внешнеэкономических условий может опрокинуть планы по достижению целевого уровня инфляции, что наглядно было продемонстрировано в прошлом году.

Таким образом, сочетание двух охарактеризованных выше ошибок привело к тому, что, объявив о переходе к таргетированию инфляции, ЦБ достиг прямо противоположных результатов — инфляция подскочила вдвое, надолго подорвано доверие к национальной валюте и самому регулятору. Имея 6—8%-ный потенциал ежегодного прироста ВВП и инвестиций, экономика России искусственно загнана в стагфляционную ловушку, чреватую дефолтом крупных российских заёмщиков в случае продолжения оттока капитала и падения нефтяных цен.

Указанные ошибки дополняет ещё одна догма МВФ о недопустимости валютных ограничений, следование которой оборачивается гигантской утечкой капитала, поощряет коррупцию, влечёт офшоризацию экономики и её чрезвычайную уязвимость от внешних угроз. Несостоятельность этой догмы, ориентированной на обеспечение интересов иностранного спекулятивного и офшорного капитала, коррупционеров и организованной преступности, доказана как научными исследованиями, так и практическим опытом.

В текущем году российские заёмщики должны перечислить около 130 млрд. долл. своим иностранным кредиторам. В сочетании с продолжающимся бегством капитала это повлечёт сокращение валютных резервов, как и в прошлом году, на 150 млрд. долл., что усугубит дефицит денег для обеспечения воспроизводства основного капитала, который уже составляет, по разным оценкам, от 3 до 6 трлн. рублей. Монетизация российской экономики и без того втрое ниже, чем у ведущих стран Азиатского цикла накопления. При сохранении проводимой денежной политики это означает дальнейшее снижение денежной базы и монетизации экономики ниже трети от ВВП, что вызовет расстройство системы денежного обращения, появление денежных суррогатов и резкий рост транзакционных издержек. Экономика втянется в порочный круг взаимоусиливающегося роста издержек, падения производства, инвестиций и доходов населения, выхода из которого в рамках проводимой макроэкономической политики нет.

Возможно, равновесие будет достигнуто к 2017 г. после очередного витка деиндустриализации, сжатия экономической активности и дефолта страны по внешним обязательствам, подобного шоковой терапии 90-х. Сценарное моделирование последствий продолжения проводимой по рецептам МВФ денежно-кредитной политики показывает усугубление охарактеризованных выше диспропорций — вплоть до распада финансово-экономической системы в случае углубления санкций и дальнейшего снижения нефтяных цен. При продолжении существующей денежно-кредитной политики, но в условиях смягчения санкций, ожидается полураспад российской экономики с элементами неуправляемого банкротства ряда крупных государственных корпораций, поглощением собственности иностранным капиталом и снижением показателей национальной безопасности ниже критического уровня.



P.S. Британский ежемесячный журнал Euromoney назвал председателя Банка России Эльвиру Набиуллину лучшим руководителем Центрального банка 2015 г. Об этом говорится в пресс-релизе Euromoney, опубликованном в среду 16 сентября.



Rambler's Top100