Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Аналитика » Осталась ли власть у «партии власти». Как изменились предвыборные расклады за пять лет
Среда, 25 Дек 2024
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Осталась ли власть у «партии власти». Как изменились предвыборные расклады за пять лет

Печать

Прошедший год был отмечен рекордными рейтингами поддержки Владимира Путина. При этом данные социологических опросов показывают, что у россиян в целом растет недовольство несправедливым распределением доходов, падением реального уровня жизни, неравномерным развитием регионов. Что, в общем, вполне закономерно в условиях затянувшегося кризиса.


Аналогичная ситуация наблюдалась в преддверии предыдущих парламентских выборов, когда затянувшийся выход из кризиса 2008 года, к тому же неравномерный для различных слоев населения, привел к относительно низкому результату партии власти и последующему протестному движению, вылившемуся в митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова. Парадоксально, но именно возросшая активность «болотной» оппозиции, превратившаяся в русский вариант «арабской весны», сыграла тогда «Единой России» на пользу. Кремль предпочел не подыгрывать улице, не пересматривая итоги выборов и не разбираясь в фальсификациях, сохранив де-факто за ЕР статус партии власти. Созданный тогда же, как авангард пропутинского большинства «Общероссийский народный фронт» за последние годы не проявил себя именно как политический субъект, сконцентрировавшись на общественной деятельности, всевозможных ревизиях и проверках.

Грядущие в этом году парламентские выборы будут проходить в условиях санкций, внешнеполитического давления и высоких рейтингов поддержки президента. Поэтому в ситуации, когда майдана ждать не приходится, у власти появляется шанс не только переформатировать нижнюю палату Парламента, лишив ЕР административного ресурса и сменить засидевшихся депутатов на более молодых и активных, но и в целом перетряхнуть представителей элиты, многие из которых глубоко застряли в 2000-х. Тем более что для единороссов уходящий год был отмечен рядом симптоматических явлений. В первую очередь, Путин однозначно дистанцировался от партии. По сути, на региональных выборах в сентябре, ЕР практически не использовала президентский бренд для своей агитации.

В целом же, официальные представители партии не делали никаких громких политических заявлений. Не было публично прокомментировано на партийном уровне большинство из путинских публичных выступлений, в том числе традиционно завершающее год послание Федеральному собранию и большая пресс-конференция. За подобную пассивность политологи уже иронично окрестили Единую Россию партией безвластия. На этом фоне существенно подобрели по отношению к Путину представители оппозиционных парламентских партий, которые после присоединения Крыма и введения санкций сконцентрировались на критике экономической политики правительства. Сами региональные выборы 13 сентября были отмечены для ЕР рядом имиджевых поражений.

Было утеряно большинство в Совете депутатов столицы Сибири Новосибирске, а на губернаторских выборах в Иркутской области уверенно победил во втором туре коммунист Сергей Левченко. По сути, это говорит о том, что там, где была сильная альтернатива действующей региональной власти, люди предпочитали выбирать кандидата не от Единой России. Партия традиционно ассоциируется с местными властями, и недовольство ее действиями в регионах может сыграть с единороссами злую шутку на грядущих парламентских выборах. Недавний «разнос», устроенный на федеральных каналах местным властям и МЧСникам, проспавшим случившийся в новогодние праздники буран в Орске, косвенное свидетельство того, что центр не собирается дальше защищать региональных чиновников, которые в массе своей и представляют Единую Россию на местах. Дистанцировался Кремль и от поддержки какой-либо из сторон в конфликте между республиканской и городской властями в Карелии, приведшем к отставке независимого мэра Петрозаводска Галины Ширшиной, которая вполне может баллотироваться в Государственную думу или по одномандатному округу, или по спискам партии «Яблоко», в которой ранее состояла. Получается, что к грядущим парламентским выборам шансы Единой России добиться абсолютного большинства в Парламенте даже ниже, чем в 2011 году. Административный ресурс существенно урезан.

Тем интересней было бы услышать программные заявления партии. Однако программа Единой России, с которой партия власти намерена идти на выборы, так и не обнародована. На официальном сайте висит программное заявление от 2011 года, где обещается бороться с коррупцией, развивать образование и здравоохранение, декларируются идеи социального государства. Такое впечатление, будто редактор этого сайта сознательно желает поражения своего работодателя на выборах, поскольку чтение этих красивых обещаний в наше сложное время однозначно воспринимается как издевательство. Впрочем, на недавнем брифинге, устроенном для журналистов 6 января, секретарь Генсовета партии Сергей Неверов обмолвился о том, какие программные решения презентует ЕР избирателям. «Идеологически мы будем занимать ту позицию, ту нишу, которую занимаем, — это все-таки центр и более консервативная политика, чем политика резких либералов. Но, в то же время, мы понимаем, что в рамках определенных экономических трудностей, которые сегодня существуют, нам необходимо будет где-то какие-то принимать решения, может быть, не для всех сегодня приемлемые или популярные», — рассказал Неверов журналистам. На фоне обещаний «социального государства», с которыми "Единая Россия" шла на прошлые выборы, прямую декларацию, накануне старта предвыборной кампании, «непопулярных мер», а в либеральной экономике это как раз сокращения, рост цен, новые налоги и поборы, можно трактовать как однозначную игру на понижение. Также в начале года партия декларировала начало формирования списков, в частности, презентовав проект «кандидат» — сайт с маловразумительным интерфейсом, где можно зарегистрироваться и принять участие в предварительном голосовании по формированию партийных списков. Хоть какое-то начало предвыборной активности.

В ситуации, когда ЕР открыто придерживается непопулярных, хотя и «не столь резких», либеральных идей, интересен вопрос, какая из партий наиболее эффективно сыграет на социально-патриотической повестке. Однозначно, усилятся позиции коммунистов. Видимо, удачно отыграет эту карту ЛДПР. Под вопросом остается «Родина». Партия, декларировавшая себя изначально, как структуру путинского авангарда, никак не проявила себя на региональных выборах в сентябре, однако впоследствии партия усилила свой политсовет, в частности, экономический блок. Также есть шанс пробиться в Нижнюю палату и у независимых кандидатов, поскольку была возвращена возможность избираться по одномандатным округам.

Однако, пока, в преддверии парламентских выборов, к "Единой России" накопилось много вопросов. В ситуации, когда партия выходит на предвыборную прямую с «непопулярной» экономической программой, невнятными лидерами и багажом из региональных скандалов, кто будет представлять официальное руководство страны в новой Думе? Будут ли в дальнейшем расширены полномочия ОНФ как надпартийной организации? Текущий год однозначно покажет, осталась ли власть у «партии власти».



Rambler's Top100