Представляем Вашему вниманию текст доклада секретаря Ростовского обкома КПРФ по идеологии и пропаганде Нестеренко И.Н. - "Особенности идеологической работы в современных условиях и вопросы усиления политической подготовки коммунистов" - на семинаре первых секретарей и секретарей по идеологии местных партийных отделений, который состоялся 23 января в Ростове-на-Дону.
«Нетрудно быть революционером тогда, когда революция уже вспыхнула и разгорелась, когда примыкают к революции все и всякие, из простого увлечения, из моды, даже иногда из интересов личной карьеры. "Освобождение" от таких горе-революционеров стоит пролетариату потом, после его победы, трудов самых тяжких, муки, можно сказать, мученской. Гораздо труднее — и гораздо ценнее — уметь быть революционером, когда еще нет условий для прямой, открытой, действительно массовой, действительно революционной борьбы, уметь отстаивать интересы революции (пропагандистски, агитационно, организационно) в нереволюционных учреждениях, а зачастую и прямо реакционных, в нереволюционной обстановке, среди массы, неспособной немедленно понять необходимость революционного метода действий. Уметь найти, нащупать, верно определить конкретный путь или особый поворот событий, подводящий массы к настоящей, решительной, последней, великой революционной борьбе»
В.И. Ленин. «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». Полное собрание сочинений. Т.41., стр. 82.
– Уважаемые товарищи! Каждый раз, оценивая наши практические задачи, мы должны хорошо понимать, в какой конкретный исторический контекст вписана сейчас наша текущая работа.
Социально-экономический кризис в стране продолжает углубляться. Бюджет на 2016 год не успели в конце предыдущего года принять, как правительство на фоне катастрофического снижения цен на нефть предлагает его уже секвестировать. Но при этом на всех уровнях власти под разговоры о необходимости преодолеть трудные времена и затянуть пояса выход из сложившегося положения видят за счёт трудящихся, пенсионеров и других массовых категорий граждан, по принципу заберём у ста миллионов по рублю, вместо того, чтобы у ста человек по миллиону. Результат арифметически аналогичный, но вся проблема в том, что эти сто и являются опорой власти.
Примеров много. Это и монетизация льгот на проезд ветеранов труда и ряда других категорий, которую не трогали десяток лет, и рост платежей на капитальный ремонт и тарифы ЖКХ, когда, например городская Дума Ростова-на-Дону собирается в спешном порядке 28 декабря, чтобы повысить на 1% допустимый порог роста тарифов на услуги ЖКХ по требованию администрации.
Кстати всё это делается по нескончаемые разговоры об улучшении аппарата управления, борьбе с коррупцией.
Законодательное Собрание РО, следуя за федеральным законодательством, внесло поправки. И теперь все муниципальные депутаты, исполняющие свои обязанности на непостоянной основе, вплоть до самого малого поселения, эти почти пять тысяч, и даже члены территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса должны будут подавать декларации о доходах и имуществе своём, своих супругов и несовершеннолетних детей, а затем соответствующие органы эти сведения будут проверять. Вот и боремся с кризисом.
Внешнеполитическая ситуация только усугубляет наш внутренний кризис и будет его усиливать дальше. Почему? Потому что будет расти желание у наиболее крупных империалистических хищников за наш счет поживиться. Условия для этого созданы, и они, прежде всего, в зависимом положении российской экономики.
Будет действовать и такой внутренний фактор как деятельность «пятой колонны», она представлена от средств массовой информации до федерального правительства. Причём финансовые интересы определённых структур будут выдаваться за единственно возможный путь выхода из кризиса. Например, распродать по дешёвке «Сбербанк».
Что означает усиление кризиса для нас? Что оно означает политически для тех, кто критикует социально-экономический курс? Будем ли мы, Компартия, заведомо выигравшей стороной, если власть начнет сыпаться?
Здесь надо хорошо знать историю и понимать, что ничего заведомого не бывает. Многое будет зависеть от поведения конкретных политических сил, включая нас с вами.
Многие страны проходили через крупные кризисы и из них по-разному выходили. Самый яркий пример – октябрь 1917 года – острейший кризис, Временное правительство вслед за царским не справляется, рабочие и крестьяне приводят к власти свою партию, партию большевиков, в стране начинаются успешные социалистические преобразования, кризис остаётся позади.
В США – Великая депрессия с 1929 по 1933 гг. Кстати, левые силы в это время в США укрепляются. Это время расцвета Компартии США. Но Рузвельт сумел мобилизовать силы на борьбу с кризисом, и к концу 30-х годов Компартия США значительно потеряла в своей численности, и сказались в том числе репрессивные меры.
Германия 20-х годов. Кризис после Первой мировой войны. Усиливаются и коммунисты во главе с Тельманом и фашисты. Рабочее движение расколото, расколото всё германское общество. Крупный капитал в этих условиях делает ставку на Гитлера, и усиление национал-социалистов в этих условиях пошло быстрее, чем коммунистов. А последствия нам всем известны.
И, наконец, четвёртый пример – Украина 2013 года. Большая часть президентского срока Януковича позади, парламентские выборы не за горами, тем не менее, поджигается Майдан. Почему? Потому что в условиях социально-экономического кризиса опять-таки набирают силу две противоположных тенденции: усилились националисты (они теперь начинают заседать в Верховной раде), но и Компартия Украины ослабевшие было свои позиции начинает поправлять, поддержка возрастает с пяти до тринадцати процентов, растёт и популярность пропагандируемой КПУ идеи вхождения Украины в Таможенный союз.
Кроме этого, в течение ряда лет в Украине наблюдается интересная тенденция, когда растёт популярность русского языка, причём не только в восточных регионах, что само собой понятно, но и в западных регионах. И в этой ситуации выборы решили не ждать, Украину начинают взрывать.
Итак, Россия 1917 год, Германия и США – чуть позже и Украина сейчас. Четыре ситуации, четыре острых кризиса и четыре разных сценария развития событий.
Чтобы не быть жертвой худших сценариев, чтобы добиться успехов, чтобы победить, получить возможность осуществить нашу программу преобразований, нужно, коротко говоря, решить одну задачу – это усиление влияния партии в обществе.
Нужно настойчивое наше укрепление в такой степени, чтобы ни у либералов, ни у неолибералов, ни у неонацистов не было никаких шансов стать реальной альтернативой той политике, которая сегодня проводится, шансы и возможности в этом отношении, наоборот, нарастали.
Работа в среде рабочего класса, других трудящихся, усиление пропагандистских возможностей партии, усиление её парламентских возможностей, протест, укрепление своей оргструктуры – всё это механизмы укрепления влияния КПРФ в обществе. Через эти механизмы точка зрения, наши позиции должны быть максимально широко восприняты российским народом. И пополнение рядов, и успех на выборах, расширение протеста – всё это может по-серьёзному базироваться только на одном: что мы с вами, отражая интересы большинства, формируем мнение этого большинства и представляем это мнение как политическую силу, то есть идём в авангарде большинства. Когда ты побеждаешь в умах, тебе гораздо легче становится вести политическую борьбу. Когда большинство встало на твою сторону, оно само начинает искать аргументы в твою пользу, защищать тебя, если тебя обливают грязью.
Так было у большевиков в 1917 году, когда как не пытались их опорочить, общество пошло за ними. Это для нас и является примером.
Но что лежало в основе того, что большевики смогли Россию убедить. Помимо готовности к самопожертвованию, убежденности, главным всё же была теоретическая подготовка и умение применять диалектически эти знания в работе с пролетарскими массами. То, о чём В.И. Ленин писал ещё в 1902 году «…социализм, будучи идеологией классовой борьбы пролетариата, подчиняется общим условиям возникновения, развития и упрочения идеологии, т. е. он основывается на всем материале человеческого знания, предполагает высокое развитие науки, требует научной работы и т. д. и т. д. В классовую борьбу пролетариата, стихийно развивающуюся на почве капиталистических отношений, социализм вносится идеологами» (В.И. Ленин. «Письмо Северному Союзу РСДРП». ПСС. Т. 6, стр. 39-40).
Отсюда и задачи, которые ставятся уже на нескольких Пленумах ЦК – внесение социалистического сознания в трудящиеся массы. Именно социалистического сознания, как идеологии, а не только знаний о социалистическом прошлом. Хотя и историческая память имеет в современной борьбе большое значение.
Советское прошлое для нас, в отличие от наших предшественников в начале века предыдущего имеет как плюсы, так и минусы.
Плюсы заключаются в том, что наши предшественники могли только рисовать в воображении это будущее общество, а мы можем оперировать конкретными цифрами и фактами, при этом даже нынешняя власть вынуждена искать опору в кризисной ситуации в советском патриотизме и апеллировать к мощи Советского Союза.
Минус же в том, что неминуемые ошибки в построение нового общества гипертрофированно выпячиваются, внушаются молодому поколению, да и как это не странно уже и поколению, выросшему при социализме, удалось это внушить за тридцать лет.
Поэтому, когда мы просто говорим – «при социализме всё было хорошо» - это не действует. Советское прошлое – это не икона, это поле для анализа, и совершенно не зря введен термин «социализм XXI века».
Для того чтобы внести социалистическое сознание в массы, как писал В.И. Ленин, нужны идеологи. Т.е. политическое самообразование коммунистов стоит во главе всех задач.
Без широкого круга хорошо подготовленных в идеологическом отношении коммунистов невозможна успешная работа по усилению политического влияния партии в массах, привлечению в её состав новых членов.
Надо отдать должное, Центральный Комитет партии, понимая важность идеологической работы, вложил немалые средства именно в идеологическое направление работы. Набрал силу канал «Красная линия», это уже не просто ретранслятор советских фильмов, а коллектив, способный на современном уровне готовить качественные передачи, документальные фильмы, на современном уровне подающие вопросы теории марксизма. Причём всё это доступно для скачивания. Такие фильмы являются основой для проведения политучёбы.
Центральный Комитет рекомендует добиваться еженедельной практики проведения политической учёбы, к сожалению, мы от этого ещё далеки.
Да и кадровый голод также даёт себя знать. Ведь даже профессиональным преподавателям при подготовке лекционного курса даётся по нагрузке на один час лекции два-три часа для подготовки, а реально на это уходит ещё больше времени, тем более, если к занятиям осуществлять обзор новинок, пусть даже опубликованных в наших партийных СМИ и видеопродукции.
Лектор должен хорошо владеть предметом изучения и, учитывая общий образовательный уровень слушателей, уметь логично и доходчиво изложить содержание дисциплины. Необходимо помнить, что задача преподавателя не только в том, чтобы сообщить слушателям какую-то сумму знаний. В результате процесса обучения основные положения, выводы, законы марксистско-ленинского учения должны стать глубоким убеждением учащихся.
С точки зрения формирования убежденности и воспитательной работы в целом, преподавателю необходимо учитывать различное отношение коммунистов к постижению теоретических основ марксизма-ленинизма. К сожалению, в настоящее время многие молодые партийцы скептически настроены в отношении необходимости изучения теории. Порой они считают соответствующие знания абстрактными и не связанными с практической действительностью. Поэтому важнейшая задача преподавателя — связать философские категории и законы с общественной практикой.
Необходимо, приводя конкретные примеры из жизни, раскрыть обучающимся всё богатство содержания знаменитого тезиса К. Маркса: «Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие». Нужно напоминать учащимся, как оценивали роль теоретического знания в революционной борьбе трудящихся В.И.Ленин и И.В. Сталин. В контексте связи философии с реальной общественной практикой перед преподавателем стоит и еще одна сложная задача – обучить умению применять марксистский подход к анализу явлений современной действительности.
Лекции обязательно должны дополняться семинарскими занятиями. Значение семинаров в системе политического просвещения определяется особенностями и преимуществом этой формы работы. Прежде всего, следует отметить, что семинары дают возможность преподавателю направлять работу учеников в нужное русло, многократно объяснять им сложные вопросы. На семинаре преподаватель имеет возможность постоянно наблюдать за работой слушателей, своевременно оказывать им помощь.
Семинар способен превосходить лекцию и по воспитательному значению, так как обеспечивает более близкий и длительный контакт преподавателя с обучаемым. Семинарское занятие — это уже не беседа с «молчащим собеседником», а живой разговор, активная форма связи. Она позволяет не только разъяснять материал, но и выяснять мысли и настроения учащихся. Семинар способствует воспитанию убежденности, в силу того, что его участнику приходится выступать и защищать свои позиции. Большие возможности открывает семинар для увязывания в ходе преподавания крупных теоретических проблем с повседневной жизнью. В форме семинарского занятия рекомендуется делать обзор газет «Правда», «Советская Россия», журнала «Политическое просвещение», материалов сайтов www.rline.tv, www.politpros.com, www.kprf.ru
Лекции и семинары нужно сочетать с проведением практических занятий, во время которых возможно обучение учеников навыкам ораторского мастерства, основам журналистики, производству агитационной печатной продукции, фотоделу, телепроизводству, художественному оформлению протестных акций. Особое внимание на практических занятиях следует уделить повышению уровня компьютерной и сетевой грамотности партийного актива, умению вести организационную и агитационную работу в сети «Интернет». Рекомендуется дополнять лекционные и семинарские занятия деловыми играми и тренингами, во время которых учащиеся получают возможность апробировать полученные знания и навыки в условиях, приближенных к реальным жизненным ситуациям.
Важную роль в процессе политической учебы следует отвести внеаудиторным занятиям воспитательного и культурно-просветительского характера. Прежде всего — просмотру и обсуждению художественных и документальных кинофильмов.
При выборе документалистики следует обратить особое внимание на кинопродукцию партийного телеканала «Красная линия». На его сайте, в разделе «документальное кино» (http://www.rline.tv/programs/dokumentalnye-filmy/) представлены фильмы, затрагивающие широкий круг вопросов истории советского государства, социально-экономических, политических и нравственных проблем современной России.
Важной формой проведения внеаудиторных занятий в рамках партийной учебы могут стать экскурсии по местам революционного движения, местам боевой славы, культурно-историческим памятникам отечественной истории. Интересными и познавательными для учеников будут культпоходы в музеи и театры.
В конце учебного года следует предусмотреть серию контрольных занятий по результатам которых аттестовать каждого слушателя. Также будет полезным проведение итоговых «круглых столов» с выступлениями всех участников образовательного процесса. Они помогут коллективно выстроить характеристику сильных и слабых сторон завершившегося учебного года, учесть пожелания, направленные на улучшение образовательного процесса в будущем.