Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Аналитика » Поможет ли система «Платон» улучшить качество российских дорог
Суббота, 23 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Поможет ли система «Платон» улучшить качество российских дорог

Печать

Предлагаем Вашему вниманию статью Зам. Руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ шестого созыва Николая Васильевича Коломейцева по проблеме ввода в действие системы "Платон".

 

По данным Росстата в  январе-декабре 2015 года грузооборот  составил 5089,6  млрд. тонно-километров, что на 0,5% больше, чем в 2014 г. Однако  в период 2012 -2015 гг. отмечалось  снижение объемов  грузоперевозок,  в 2012 году  было перевезено 8,5 млн тонн,  а в 2015 году  менее 7,5 млн тонн.


В январе-феврале 2016г. грузооборот транспорта, по предварительным данным, составил 834,1 млрд.тонно-километров, в том числе железнодорожного - 368,0 млрд., автомобильного -  30,5 млрд., морского - 8,1 млрд., внутреннего водного - 4,1 млрд., воздушного - 0,8 млрд., трубопроводного - 422,4 млрд.тонно-километров.


Доли различных видов транспорта в грузообороте следующие: железнодорожный – 45 %, автомобильный-  4,6 %, морской – 0,8 %, водный (внутренний) – 1,8 %, воздушный - 0,1 %, трубопроводный 47,7 %.


Из-за высоких транспортных издержек на автомобильные и железнодорожные перевозки все больше компаний предпочитают новые способы транспортировки грузов. Почти в два раза выросли перевозки  грузов на паромах, и на 15,6% увеличился грузооборот каботажных перевозок – до 56,1 млн тонн. Несмотря на многочисленные инвестиционные проекты по развитию портовой и железнодорожной инфраструктуры, создание подъездных путей и логистических центров, использование автомобильного транспорта  и  последующая перегрузка  товаров  на суда  по-прежнему является приоритетной. Доставка грузов в морские порты автомобильным транспортом в 2015 г. выросла на 12,3% до 54,2 млн. тонн.


Да и по железной дороге перевозка малых и средних грузов остаются невыгодными, т.к. не работает принцип доставки «от двери до двери», следовательно, труднее осуществлять планирование поставок, необходимо нести дополнительные расходы, связанные с погрузкой и  разгрузкой товара.


Кроме этого на железной дороге возросли тарифы, в начале 2015  на все перевозки РЖД они выросли на 10%, а дополнительно к этому Федеральная служба по тарифам установила предельно допустимое отклонение от него. В результате РЖД ввела надбавку к тарифу в размере 13,4% на перевозку ряда экспортируемых грузов, в том числе: нефть и нефтепродукты, зерновые и металлопродукция. В результате востребованность железнодорожных перевозок  снизилась, в том числе нефти и нефтепродуктов  на 2%; строительных грузов  - 7,3%;  цемента - 20%;  лома черных металлов - 11%.


В результате происходит «перетекание» легких и средних грузов на автотранспорт, т.к. легкие и средние грузы часто перевозятся  небольшими партиями и автомобильный транспорт для этих грузов является более удобным и более дешевым, чем железнодорожный.


Но и на автомобильном транспорте происходят свои нововведения.


В том числе введение системы оплаты дорог “Платон”, обеспечивающая взимание платы с грузовиков массой более 12 тонн  за проезд по федеральным трассам, действие системы распространяется более чем  на 50 тыс. км (за исключением платных дорог).  
Росавтодор  заключил договор «концессии» сроком на 13 лет  с компанией, которая без проведения конкурса получила право быть  оператором системы. По данным ЕГРЮЛ, учредителями компании-оператора являются И. Ротенберг (50%) и ООО «РТ-Инвест» (50%). В числе учредителей «РТ-Инвест», гендиректором которой является бизнесмен А.Шипелов — госкорпорация «Ростех» (25,01%). Система «Платон» создавалась на частные средства на условиях государственно-частного партнерства. Но надо думать принесет хороший доход частным инвесторам.


Порядка 6 миллиарда рублей собрали в дорожный фонд после введения системы «Платон».


Получаемая  от  государства и  установленная Правительством РФ ежегодная плата концедента  в размере 10,6 млрд. рублей идет на компенсацию затрат по созданию системы и на ее обслуживание. Расходы на содержание системы составляют 59%, возврат кредита — 35%, а прибыль — 6%. Средний срок окупаемости для проектов такого рода составляет 5–8 лет. Учитывая охват территории и масштаб системы «Платон» срок ее окупаемости по финансовой модели — 11 лет.


В России под действие «Платона» попадает порядка 2 млн. грузовиков и 50,7 тыс. км автодорог.


Как отмечали представители Минтранса РФ, при создании «Платона» учитывался международный опыт, где действует принцип, что пользователь платит пропорционально наносимому ущербу. Основной вред автодорогам, как считают в правительстве, причиняют именно большегрузные автомобили.


Однако система «Платон» повышает затраты ресурсов (временные, материальные и иные) на выполнение работ по перевозке.


Если крупным автоперевозчикам удалось договориться со своими клиентами, то компании, имеющие в парке одну–три машины, оказались в трудном положении, эти расходы очень значимы в экономике компании.


Кроме того, отрицательно на рынок грузоперевозок влияет рост стоимости автозапчастей, что связано с  изменением курсов иностранной валюты по отношению к рублю.


Введение сбора в систему «Платон»  отрицательно скажется на бизнесе  2 млн. автогрузоперевозок: одни будут вынуждены  уйти, другие – повысят стоимость услуг. Все это, несомненно, скажется на конечной цене товаров. Эксперты оценивают вклад нового сбора в инфляцию 2016 года  в  размере 1–2%.  В итоге  расходы на  ремонт дорог  лягут на плечи  граждан России, Но уверенности в том, что качество дорог станет лучше нет,  потому, что средства от взимания транспортного налога и акцизов  также должны использоваться на те же цели, но они закапываются в «черные дыры» на российских дорогах, число которых не уменьшается.

Н. Коломейцев
Зам. Руководителя фракции КПРФ
в Государственной Думе ФС РФ шестого созыва



Rambler's Top100