Политика Минфина России по выводу денежных средств из российской экономики и вложения их в иностранные активы с целью снижения инфляции не является эффективной. Известно, что инфляция в России связана, в основном, с ценовой политикой монополий и высокой степенью сырьевой зависимости, поэтому борьба с инфляцией с помощью изъятия денежных средств из российской экономики является мало продуктивной.
Вместе с тем, по данным Минфина США только за 2008 год Россия инвестировала в американские бумаги рекордную сумму, вложения выросли за год сразу в 3,5 раза с 32,6 млрд долл. США до 116,4 млрд долл. США. К концу 2013 года Россия инвестировала в казначейские облигации США уже 138,6 млрд. долл. США.
В августе 2014 объем российских вложений в американские ценные бумаги составлял 118,1 млрд. долл. США, к началу 2015 г. сократился до 82,2 млрд, долл. США, а в феврале 2015 г. этот показатель сократился на 12,6 млрд. долл. США - до 69,6 млрд. долл. США, . Однако, в мае 2015 г. Россия вновь осуществила вложения в американские бумаги, доведя общий объем вложений до 70,6 млрд. долл. США. По состоянию на январь 2016 года Россия увеличила объем вложений средств в ценные бумаги правительства США до 96,9 млрд. долл. США, или на $14,7 миллиарда.
В общем объеме иностранных вложений в ценные бумаги США доля России составляет 1,1%.
Необходимо отметить закрытость информации о вложении средств резервных фондов РФ в иностранные ценные бумаги, Минфин России не размещает подобную информацию.
Динамика вложений России в американские ценные бумаги показывает, что суммарный объем вложений России в американские ценные бумаги в конце 2013 года составил 138,6 млрд. долл. США, в январе 2016 года – 97 млрд. долл. США.
Россия занимает 15-е место в списке держателей ценных бумаг США.
Необходимо отметить, что в течение десятилетия Россия изымала часть своих нефтегазовых доходов и размещала их в госбумаги США и стран ЕС под низкий процент. Так, доходность 30-летних облигаций Японии, США, Германии и Великобритании составляют соответственно 0,26%, 2,64%, 0,91% и 2,34% годовых соответственно.
При этом Правительство РФ, госкомпании и корпорации осуществляли заимствования у иностранных кредиторов под более высокие проценты. Процентная ставка по кредитам и займам, привлекаемым российским бизнесом, доходила до 16% в зависимости от условий и гарантий обеспечения.
Только на разнице процентных платежей Россия теряла до 2-3 млрд. долл. США в год. По экспертной оценке сумма уплаченных процентов иностранным банкам составила около 20 млрд. долл. США.
При этом, по версии Минфина России, в годы, когда федеральный бюджет был профицитным, Россия осуществляла государственные иностранные заимствования с целью «обеспечения присутствия на мировом долговом рынке». Дорого обошлось нам это «присутствие».
Помимо различных государств американскими ценными бумагами владеют иностранные юридические и физические лица, а также российские компании, фонды и частные инвесторы. Торговля ими позволяет правительству США осуществлять государственные расходы в условиях большого бюджетного дефицита, равного 500 трлн. долл. США.
Международные резервы России на 1 апреля 2016 года составили 387 млрд. долл. США., что в 1,4 раза меньше, чем по состоянию на начало 2013 года (537,6 млрд. долл. США). За 2014-2015 годы указанные резервы сократились на 169,2 млрд. долл. США . Только за 2014 год Банк России в продал более 76 млрд. долл. США и 5 млрд. евро на поддержку курса рубля.
За 2015 год международные резервы РФ сократились на 17,1 млрд. долл. США, и составили на 01.01.2016 г. 368,4 млрд. долл. США, из них более 140 млрд. долл. США – это средства Резервного фонда и ФНБ, которые также частично вложены в ценные бумаги США.
В июне 2015 г. руководство Банка России объявило, что планирует нарастить объем международных резервов до 500 млрд. долл. США, однако сделать это не удалось.
При этом приведенные данные об объемах международных резервов РФ содержат показатели с учетом средств Резервного фонда и ФНБ.
Без учета средств Резервного фонда и ФНБ международные резервы РФ на 1 марта 2016 года составили лишь 259 млрд. долл. США.
Функция международных резервов состоит в поддержании ликвидности валютного рынка в случае непредвиденных негативных шоков, а риски возникновения таких шоков в нашей сырьевой экономике, которая является слишком зависимой от внешнеэкономической и политической конъюнктуры, очень высоки.
Наличие международных резервов является гарантией того, что правительство выполнит свои обязательства независимо от состояния валютного рынка.
При этом эффективность управления средствами Резервного фонда и ФНБ, которые являются частью международных резервов России, достаточно низкая.
Совокупная доходность размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России за 2015 г. составила лишь 0,41% годовых (1,59% годовых с момента создания фонда) в иностранной валюте и 23,63% годовых (23,49% годовых с момента создания фонда) в рублях.
Совокупный доход от размещения средств ФНБ в разрешенные финансовые активы, за исключением средств на счетах в Банке России, с января по апрель 2016 г. составил 13,84 млрд. рублей, что эквивалентно 0,20 млрд. долларов США.
Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния – 69,3 млрд. рублей. Доходы от управления средствами ФНБ в 2016 году по сравнению с оценкой за 2015 год уменьшились на 197 млрд. рублей, в том числе доходы от размещения средств ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России – на 23,9 млрд. рублей. Доходы от размещения средств ФНБ в иные разрешенные финансовые активы увеличились на 4,9 млрд. рублей.
Доходность размещения средств ФНБ в 2015 году в корзине разрешенных валют составила 0,41% годовых (1,58% годовых с момента создания фонда), в рублях - 23,63% годовых (23,48% годовых с момента создания фонда). Это очень низкая доходность. Этот факт объясняется тем, что средства ФНБ используются неэффективно в интересах госкомпаний.
Так, на реализацию 12 инфраструктурных проектов предусмотрено направить почти 972,5 млрд. рублей из средств ФНБ.По ряду проектов есть серьезные замечания по их реализации.
Так, в отношении проекта «Центральная кольцевая автомобильная дорога (далее ЦКАД)» Счетной палатой РФ отмечено, что средства ФНБ в размере 21,72 млрд. руб. по целевому назначению не использовались, а находились на счете в АО «Газпромбанк». Причиной неосвоения средств ФНБ стало отсутствие фактической потребности ГК «Автодор» в финансовых ресурсах на строительство ЦКАД в 2015 г. При этом ГК «Автодор» получила проценты с этих средств в размере 262 млн руб.
СП РФ выявлены недостатки и в реализации и других проектов: проекты ОАО «РЖД» по модернизации БАМа и Транссиба. По состоянию на 1 сентября 2015 г. средства освоены на 2,1%, остальные 97,9% также лежат на депозите в банках.
То есть Счетной палатой выявлены проблемы при реализации инфраструктурных проектов и отмечено, что «существующий механизм финансирования инвестиционных проектов реализуется уже с начала 2015 г. Перечислены огромные объемы средств, однако порядок контроля и представления отчетности о реализации проектов и целевом использовании средств ФНБ до настоящего времени не определен».
Так зарабатывают госкомпании на средствах ФНБ, то есть на средствах международных резервов РФ, используя их не по целевому назначению, а размещая их на счетах в банках, и получая незаработанный доход.
Воти ответ на вопрос насколько эффективно используются средства международных резервов России?!