В России рост стоимости топлива в октябре 2018 года составил 10% к уровню цен по состоянию на июнь 2018 года, и это происходит при одновременном росте цен практически на все товары, услуги и падении доходов населения.
Следует отметить, что в последние месяцы перед выборами Президента РФ, цены на АЗС не повышались, несмотря на изменяющуюся рыночную конъюнктуру. После выборов цены на бензин внутри страны росли, т.к. нефтяным компаниям выгоднее экспортировать топливо, чем поставлять на внутренний рынок. Рычаги влияния на госкомпании есть, они получают достаточно льгот и компенсаций, чтобы держать цены на приемлемом уровне. Так, чтобы компенсировать нефтяным компаниям убытки от продажи на внутреннем рынке, вводит демпфирующая составляющая в обратном акцизе. Правительство РФ предложиловозвращать нефтекомпаниям 50% разницы между стоимостью экспорта и ценой на внутреннем рынке, однако, нефтяники настаивают на 100%-ной компенсации своих расходов.
При этом необходимо напомнить, чтонефтяные госкомпании имеют очень неплохой уровень доходов. Так, по итогам 2017 года 11 членов правления «Роснефти» получили вознаграждение в 3 млрд 895 млн руб., или по 354 млн руб. в среднем на каждого.
В частной нефтяной компании «Лукойл» общий размер выплат за 2017 год членам правления составил 1 млрд 739 млн руб. (в 2,5 раза меньше, чем в Роснефти), или по 134 млн на каждого из 13 топ-менеджеров.
В январе-июне 2018 года наибольший рост вознаграждения членам правления отмечен в «Лукойле» — почти до 4,9 млрд руб., на каждого из 14 членов правлении в среднем пришлось по 350 млн руб. — самый высокий показатель в отрасли (по сравнению с первым полугодием 2017 года вознаграждение руководства компании выросло более чем в 8 раз). При этом в I полугодии 2018 года «Лукойл» получил чистую прибыль в размере 86,5 млрдруб., что на 29,1 млрд руб. или на 25,1 % меньше, чем за аналогичный период 2017 года.Ист. https://lenta.ru/news/2018/08/17/neftegaz/
За 1 полугодие 2018 года вознаграждение членов совета директоров и правления «Газпром нефти» тоже выросло и составило около 1,4 млрд руб. (за 1 полугодии 2017 года - 967 млн руб.).
Компания «Транснефть» за 1 полугодие 2018 года увеличила вознаграждения топ-менеджерамна 36 %, до 895 млн руб., при этом за 6 месяцев 2018 года чистая прибыль «Транснефти», по сравнению с 6 месяцами 2017 года, снизилась на 85,1 %.
Средняя заработная плата директора обычной нефтяной фирмы в РФ – около 600 тыс. руб.,средняя зарплата сотрудников в компании «Газпром нефть» за месяц составила 355 тыс. рублей, работников «Лукойла» – 161 тыс. рублей, «Роснефти» – 141 тыс. рублей, при этом средний оклад члена советов директоров компании – 1,2 миллиона рублей (ежемесячно).
Получается, с одной стороны, минимальную зарплату на ряде предприятийи организаций работникам не платят, а с другой стороны, - имеем сверхдоходы у определенных групп людей.Высокая разница в заработных платах вызывает недовольство в обществе.
Разница в российских госкомпаниях между доходами руководства компаний и рядовых сотрудников составляют сотни и даже тысячу раз, а в крупнейших иностранных компаниях, например, Швеции — в 89 (данные Statista), а в Норвегии — всего в 58 раз.
При этом значительные вознаграждения вряд ли означают более высокую эффективность госкомпаний, скорее, отражают не ограниченную общественным контролем власть.
В руководящих органах российских госкомпаний в обязательном порядке присутствуют назначаемые правительством представители государства. В совет директоров «Роснефти», в частности, вошли министр энергетики А. Новак и помощник Президента А. Белоусов. Они утверждают правила выплат компенсаций топ-менеджерам и должны нести ответственность за перекладывание народных денег в карманы руководства, казалось бы, государственных компаний. При этом налоги с доходов они платят как обычный гражданин, получающий зарплату в размере 10 тыс. руб. Причем даже в планах у правительства не стоит вопрос о введении прогрессивной шкалы налогообложения, которая имеет мировую практику применения (см. справку).
Недавно министр финансов и первый вице-премьер Правительства РФ А.Силуанов на 1 канале телевидения заявил, что если в России ввести прогрессивную шкалу налогообложения, то богатые всё равно найдут способ не платить повышенные налоги, так как они «люди неглупые». Кроме того, как сообщила позже пресс-служба Минфина, имущественные налоги для состоятельных людей уже подняты и в ближайшие годы налоговые условия меняться не будут. Что это, если не роспись правительства в своем бессилии?! Этоозначает, что ФНС России и правительство в целом неспособны выполнять одну из главных функций государства – сбор налогов и прежде всего, с богатых и очень богатых граждан.
Что это за государство, которое не может справиться со шкурнымиинтересами группы своих граждан?! А фактически не может обеспечить экономическую безопасность страны, т.к. существующий механизм налогообложения снижает доходы бюджетной системы страны и,следовательно, отрицательно влияет на уровень обеспеченности большей части населения страны и вызывает социальную напряженность, что является риском длябезопасности страны.
Справочно: практика применения прогрессивной шкалы налогообложения во Франции, Великобритании и США.
Франция. Налог на заработную плату включает в себя обязательные 15,5%, его оплачивает работодатель. Этот налог покрывает пенсионную, медицинскую и социальную страховки. Дальше в действие вступает прогрессия: рассчитывается годовой доход семьи по всем источникам (помимо заработка, это – рента, дивиденды, пенсионные выплаты).
В зависимости от итоговой суммы поступлений ставка может доходить до 45%. Выглядит внушительно, но заплатить 45% может лишь тот, чей годовой доход превысил 150000€. При доходе в пределах 6000€ ставка будет нулевой. Нехитрая арифметика – и станет понятно, насколько надо пополнить свой личный счет, чтобы оказаться в топе налогоплательщиков. При этом небольшая зарплата (приличная по нашим меркам) находится в пределах свободной от налога группы.
Французская фишка – годовой доход считается на семью. Тот, кто выбрал жить один, заплатит больше, но семья с несовершеннолетними детьми будет освобождена от непосильной нагрузки. Количество детей отразится в расчете семейного налогового коэффициента. И можно даже не изобретать материнский капитал. Гибкая налоговая ставка отрегулирует и пополнение бюджета, и демографическую ситуацию.
Не забывает французское законодательство и о стариках. Нетрудоспособный по возрасту член семьи или инвалид будет включен в семейный коэффициент, наличие такого родственника также сработает на понижение ставки налога.
Кроме того, из налоговой базы французской семьи государство позволит вычесть расходы на профессиональное обучение, транспорт, приобретение рабочих инструментов и аренду помещения для профессиональной деятельности.
Особое внимание во Франции уделяется процессу потребления. Налогом облагается продажная цена, а покупателю предоставляется выбор: приобретать дорого или найтибюджетный вариант товара или услуги.
Во Франции высокая ставка НДС – 20% и в отдельных случаях она может подниматься до 33%. Но НДС дифференцируется в зависимости от назначения и функции товара.
Если это предмет роскоши или атрибут стиля жизни ставка будет выше. У категории, в которую входят товары повседневного спроса (продукты, лекарства, детские товары), ставка будет намного ниже. Она может опускаться до 5% и даже 2,1%.
При этом государство не забывает охранять внутренний рынок и своего производителя. В налоговую систему входят, например, таможенные пошлины. Соответственно процесс выравнивания цен создает благоприятные условия опять же для «своих» товаров. В итоге получается союз спокойных цен и прогрессивных налогов при общей финансовой стабильности и приличном количестве льгот.
Великобритания. Имеет жесткое налоговое законодательство. Доходы подразделяются по источнику (зарплата, дивиденды, рента) и облагаются каждый своей формой налога. Опять же личный подоходный налог носит прогрессивный характер, прогрессивная шкала работает на любом источнике дохода. Другое дело, что в английском законодательстве прописана определенная сумма, которая не будет облагаться никаким налогом.
Такой прожиточный минимум по-английски, да еще и дифференцированный в соответствии с возрастом плательщика. Чем старше становится гражданин, тем выше уровень не облагаемого налогом минимума. К этому надо добавить еще и право на личную или семейную скидку. Небольшой презент от государства гражданам. Хотя эксперты подчеркивают, в случае экономических сложностей государство может оставить своих граждан без этого приятного бонуса. Однако для включения подобной меры необходимы серьезные экономические причины и решение Парламента страны.
Ставка НДС в Великобритании составляет 20%, налог начисляется на большинство товаров и услуг. Но к этим 20% прилагается система гибкого подхода. В некоторых случаях ставка может быть снижена до 5%, а определенные группы товаров и услуг – продукты, детские товары, книги и даже ритуальный сервис налогом и вовсе не облагаются. Железная британская логика: 0% - это тоже налоговая ставка. Есть в Великобритании и механизмы контроля за теми, кто хотел бы вывести свои доходы в низконалоговые территории. Эти механизмы успешно применяются, и ни один чиновник не побоится обидеть бизнесмена или олигарха и получить от него справку о закрытии счета вместо прибыли. Закон работает как на контроль и ограничение, так и деловую привлекательность страны. И привлекательность побеждает в сознании деловой верхушки при необходимости выбора.
Налоговый мастер-класс по-английски: жестко в плане контроля над большими финансами, разумно по отношению к общей массе граждан, хотя и без лишней сострадательности. И главное – без всякого страха спугнуть столь нужного экономике крупного финансового магната.
В США существуют три уровня налогов: федеральные, налоги штата, местные в округах, графствах, городах. При развитой системе налогообложения к основным налогам относятся подоходный налог, налог на доходы корпораций, отчисления в фонд социального страхования и налог с продаж.
Самым весомым является личный подоходный налог. Также как и в Европе, выгода плательщика сильно зависит от его семейного положения. Физические лица делятся на 4 категории: одинокие, супружеские пары с совместным налогом, члены семей, которые выплачивают налог самостоятельно, и главы домохозяйств.
Одинокие отчисляют несколько больше, и, по мнению экономистов, это не случайно. Подобным образом, через налоговую нагрузку, государство управляет, в том числе демографическими процессами.
Основа американской системы - прогрессивное налогообложение с минимальной ставкой 10% и максимальной 38,6%. При этом лояльность налоговой практики США, по оценкам специалистов, заключается в том, что в системе работает разветвленная система налоговых скидок.
Это позволяет гражданам снижать реальную ставку до 8 %.
Отдельная американская тема – это история налоговой политики. Она тянет на хороший приключенческий роман с элементами детектива. Каждый президент Америки стремился оставить свой след в налоговом законодательстве.
Череда снижений-повышений налоговой ставки определяла поворотные моменты в американской экономике, волны спада и подъема. Благодаря повышению прогрессивной ставки налога после первой мировой войны, США вырвались в мировые лидеры, именно налоговыми инструментами велась война с большим бизнесом и набиралась личная президентская популярность в правление Рузвельта.
Налоговая политика обогатила американскую казну в годы Второй мировой и в послевоенное пятилетие. Эксперименты по снижению налоговой нагрузки, проведенные Кеннеди в 60-х и Рейганом в 80-х годах прошлого века продемонстрировали перспективы экономического роста при снижении налоговой ставки.
Налоговые нововведения Трампа. Аналитики спорят о долгосрочных последствиях трамповских новаций, предупреждают о возможных рисках. К чему приведет предложенное Президентом снижение верхней границы ставки подоходного налога - покажет время и очередной период развития американской экономики.
Как видим, Россия - неприятное исключение среди развитых стран. У нас пока что прогрессивная шкала признана вредной...
Зато вся зарубежная налоговая практика построена на прогрессивной шкале и гибком подходе к индивидуальным экономическим условиям жизни граждан. Налоговая система каждой страны имеет свои недостатки и сильные стороны, а экономика историю взлетов и падений. В зарубежных декорациях трудно представить себе только один сценарий – министра, сенатора, парламентария, не имеющего внятного ответа на актуальные экономические и налоговые вопросы, или боящегося перегрузить налоговыми обязательствами самых обеспеченных и стабильных.