Если антинародный курс будет продолжен, если не остановить деградацию страны, мы потеряем Россию.
Это – реальная угроза. Необходимо организоваться для политической борьбы, действовать вместе с КПРФ. Будущее России решается в наше время и зависит от нас.
Николай Коломейцев, первый заместитель руководителя фракции КПРФ в Госдуме, член Президиума ЦК КПРФ, лидер донских коммунистов - о самых сложных проблемах, требующих решения сегодня.
– Фракция КПРФ в Госдуме последовательно – во всех трёх чтениях – голосовала против проекта бюджета на 2020–2022 годы. Каковы основные недостатки этого бюджета? Неэффективный и антинародный курс будет продолжен?
– Проблема заключается в следующем – в России на реальный сектор экономики фактически денег не выделяется, продолжается политика канализации сверхдоходов в западные страны.
Бюджетная, налоговая и кредитно-денежная политика – это главные инструменты воздействия государства на экономическую ситуацию. По нашему мнению, нынешний бюджет никак не влияет на улучшение ни одной из позиций. По данным Счётной палаты к бюджету, когда 576000 объектов от муниципалитетов – недострой, это значит, что деньги заморожены и пропадают. Проблема кризиса экономики заключается в недоступности финансов для обрабатывающих отраслей реального сектора. Правительство много говорит о ВВП, при этом, не желая понять, что если государство не инвестирует через бюджет в свою экономику, то никакой инвестор не будет вкладывать средства. Бюджетные вливания всегда показывают привлекательность или непривлекательность инвестиций. Эта инвестиционная часть в представленном бюджете крайне слаба.
В ноябре 2019 года был банковский форум в Сочи. При том, что банки в России являются главным инструментом оттока капитала. В 2019 году в 5 раз увеличился отток капитала из страны по сравнению с 2018 годом. Это колоссальная сумма. Только за первое полугодие 2019 года 28 млрд долларов было выведено из страны. В 2018 году за это же время было выведено 11 млрд долларов. В то же время из бюджета на медицину, здравоохранение, образование в стране средств не добавляют, внося только инфляционные поправки. Финансирование оборонки и то сокращают. Я уже не говорю про сельское хозяйство: громко заявляли, щеки надували, программы всевозможные подписывали, а выделили в два раза меньше от того, что нужно по утверждённой программе поддержки сельского хозяйства.
Профицит бюджета составляет около 3 трлн рублей, а долги консолидированных бюджетов субъектов и муниципалитетов Российской Федерации 2,5 трлн рублей. При этом муниципалитеты, в том числе и в Ростовской области, заставляют брать на кассовый разрыв коммерческие кредиты для погашения долгов. А это – лишение будущих инвестиций.
Именно поэтому фракция КПРФ голосовала против этого проекта бюджета. Мы предоставили поправки по всем вопросам и настаиваем на необходимости изменения бюджетной политики. Но праволиберальная схема в действии – под красивые разговоры, на самом деле, продолжается старая политика превращения России в глубокую сырьевую колонию.
– Зачем понадобилась очередная приватизация? В чьих интересах она будет проводиться?
– Приватизация всегда проводится в интересах рентной олигархии. Когда на 23 триллиона продаётся нефти, газа и сопутствующих сырьевых продуктов, а в бюджет попадает 8 трлн – это несправедливо. Когда в 11 отраслях экономики потерян контроль государства, и нет ни одной государственной акции в угледобывающей, рудной, никелевой, медной и в массе других отраслей, то это антинациональная политика. В России 106 миллиардеров владеют 73% всего национального благосостояния, а если к ним добавить ещё 246 тысяч долларовых миллионеров, то получается, что эта небольшая группа лиц контролирует ресурсы, больше чем в любой другой стране мира. При этом большая часть олигархов живёт за границей, жёны и дети вывезены за границу, поэтому отечественные здравоохранение и образование им не интересны.Происходит обвальная потеря квалификации специалистов и уничтожение того, что осталось, под разговоры с экрана телевизора о необходимости улучшения человеческого капитала.
Существующие, к примеру, в США законы о национализации способствуют оздоровлению целых отраслей. FannieMae, FreddieMacи GeneralMotorsтам были национализированы в 2008 году, государством влиты колоссальные деньги и через оздоровление отрасли компаниям возвращена конкурентоспособность. Такие же законы записаны в Конституциях Франции и Германии. В Великобритании, любимой стране российских олигархов, с 1793 года работает прогрессивная шкала налогообложения и существует закон о национализации. Национализация в этих странах служит механизмом оздоровления отраслей. Это только у наших болтунов-либералов государственная собственность считается неэффективной. Нынешняя российская элита является слугой Запада и ничем, кроме распродажи страны, не занимается.
Необходимо вернуть госмонополию на производство и продажу спиртосодержащих продуктов. Это позволит увеличить поступления в бюджет, повысить престиж отрасли и качества государственной продукции, прекратить отравления некачественным алкоголем.
Для оздоровления ситуации в экономике нужно вернуть механизм ускоренной амортизации и ввести ответственность за нецелевое использование амортизационных ресурсов.
Возвращение стратегического среднесрочного оперативного планирования – это жизненная необходимость, если мы хотим вывести экономику из стагнации на предсказуемый путь развития. Сегодня нет ни одной кафедры в стране, которая готовила бы специалистов планирования.
В основе проектирования будущего стоит система образования. Но то состояние, до которого его сейчас довели, от общеобразовательных школ до университетского образования, наносит колоссальный ущерб будущему нашей страны. Мы считаем, что нужно возвратить советскую систему образования и восстановить систему подготовки кадров. Наша фракция подготовила закон о гарантии первого рабочего места. Мы считаем, что государство обязано не просто планировать, но и предоставлять работу.
По заказу КПРФ было выполнено 12 экспертно-аналитических работ по пространственному развитию страны – с учётом национальной безопасности – для изучения состояния налоговой политики, состояния кредитно-денежной, банковской сферы. Надо не разговаривать об импортозамещении, а планировать размещение собственных производств и их строительство. Не сказки нужно рассказывать о деофшоризации, а принять соответствующие законы – КПРФ подготовила целую систему законов по реальной деофшоризации. Если по уму, то все фракции должны поддержать. Вот заодно при голосовании в Думе и будет «дурь каждого видна».
Даже юристы, получающие большие деньги при защите российских олигархов в международных судах, возмущены уровнем разворовывания нашей страны. Идёт тихая оффшорная колонизация России. Передали в частные руки целые отрасли, в том числе и банковский сектор в стране. Нужно иметь свою банковскую систему – для этого надо поменять закон о Центробанке, вернуть реальную ликвидность рубля. В Конституции записано про национальную валюту, но сегодня в банковской системе России рубль не является платёжной единицей, адекватной нашим богатствам.
Кредитно-денежная политика должна предприятиям давать возможность и желание работать. Сверхвысокие процентные ставки этому не способствуют. Рассказы о том, что иностранные инвестиции оздоровят нашу экономику – это блеф чистой воды, потому что если государство не вкладывает средства в собственную экономику, то вряд ли это будут делать иностранные инвесторы.
Необходимо принять закон об образовании для всех, который бы вернул нормальный подход учителя к ученику. Если сегодня учитель не ориентирован на передачу знания, то он с начальных классов пытается сориентировать родителей на репетиторство, не давая ребёнку должных знаний. Не говоря уже о том, что системы профессионального и высшего образования оторваны от реальных потребностей страны и не дают должной квалификации в большей части специализаций. Внедрённая нам Болонская система сделала неконкурентоспособным наше образование. Это нужно понять и менять.
– Николай Васильевич, каковы, на Ваш взгляд, основные политические итоги 2019 года?
– Несмотря на бодрое заявление «Единой России» по итогам осенней избирательной кампании, о том, что они «всех жахнули», в количественном выражении их потери очень серьёзны. «Единая Россия» потерпела серьёзное поражение, в том числе, и в Москве, несмотря на финансовый и административный ресурсы. И хотя много единороссов спряталось за псевдо-выдвиженцами, они потеряли 30% мандатов, даже лидер «Единой России» в Москве Метельский не прошёл. Произошла девальвация «партии власти» в глазах избирателя.
Не помогают никакие уловки. «Единая Россия» для снижения явки специально сделала Единый день голосования в начале сентября. КПРФ – единственная политическая партия, которая предложила проводить выборы или в первое воскресенье декабря или последнее воскресенье марта. Это оптимальные даты, когда у людей все хозяйственные работы завершены или ещё не начались. Наряду с перенесением даты выборов необходимо резко увеличить ответственность за вмешательство в выборы и ужесточить уголовную ответственность за фальсификации. Во всех развитых странах мира вмешательство в выборы квалифицируется как попытка захвата власти и, являясь уголовным преступлением, карается сроком от 15 до 20 лет лишения свободы. Необходимо понять, что власть меняется или бюллетенем, или через жёсткие гражданские войны.
К сожалению, произошло падение доверия людей к избирательной системе. Пенсионная реформа была рубежным вопросом, который окончательно девальвировал позиции главы государства. Сегодня можно любые заявления делать, но доверие граждан утеряно, ни одна из ранее заявленных целей пенсионной реформы не достигнута. Кроме того, резко ухудшилась ситуация на рынке труда, потому что выброшено дополнительное количество людей.
Главный политический итог – это то, что «низы уже не хотят, а верхи уже не могут». Можно бесконечно говорить по ТВ об Украине, Сирии и Венесуэле, но людей тревожат совершенно другие вопросы – то, что касается их жизни здесь и сейчас.
– Какие задачи стоят перед партией КПРФ в новом избирательном цикле 2020–2021 годов?
– Мы провели серьёзный пленум по усилению идеологической и организационной работы партии. Власть искусственно ограничивает приток интеллектуального потенциала в другие партии, кроме «ЕР», и ввела ограничения в систему выборов: фактически упразднив выборы глав городов и районов и депутатов муниципального образования районного звена. В результате, если, например, взять Ростовскую область, то это – лавинообразное нарастание коррупции, посадки значительного количества чиновников от областных руководителей и сити-менеджеров до простых служащих. Всё это говорит о неэффективности системы и о провале этого курса.
Поэтому мы настаиваем на необходимости возвращения института выборов депутатов районного уровня, прямого выбора глав различных уровней, конечно же, с чётким определением критериев допуска кандидатов. Кроме этого, необходимо ввести выборную систему и в судейское сообщество, влияние которого на искоренение коррупции стоит на первом месте. Аффилированность, то есть влияние друг на друга бизнеса и власти, так называемое частно-государственное партнёрство – это ни что иное, как скрытая форма коррупции, попытка освоения бюджетных потоков. Аффилированность правоохранительной системы и бизнес-структур тоже серьёзный элемент коррумпированности. Главная проблема – потеря моральных ориентиров и ценностных установок. У нас в России нет разделения властей, исполнительная власть подмяла под себя и представительную власть через псевдовыборы (а в реальности через назначение своей креатуры снизу доверху).
Независимость и ответственность представительной власти во все времена была сдерживающим фактором для исполнительной власти.
Так что, к сожалению, одним из политических итогов года является то, что не только в Ростовской области, но и по всей стране, массово, лавинообразно нарастает коррупция.
– В Ростовской области уже давно назрела необходимость сменить губернатора и команду, управляющую регионом. Жители недовольны развалом экономики и социальной сферы, чудовищным разгулом коррупции. Продолжают множиться уголовные дела в отношении высокопоставленных чиновников – в конце ноября арестована министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская. Эксперты видят в этом не просто удар по имиджу губернатора, но и сигнал для Голубева – пора уходить. Как Вы считаете, Голубев уйдёт в отставку добровольно или по указанию Кремля?
– В нашей стране сегодня губернаторы, как правило, уходят только по указанию Кремля. Их зависимость от созданной системы власти крайне велика, как и президента страны от бизнес-структур. Что касается Быковской, думаю, она – жертва системы. Я не верю, что она самостоятельно организовывала какие-то сверхмахинации, просто выполняла команды руководства. Быковская – неплохой управленец и жёсткий руководитель, но в то же время, находясь в системе, она прекрасно понимала, что невыполнение указаний вышестоящих может обернуться серьёзными проблемами.
КПРФ давно выступает за ратификацию Конвенции ООН о противодействии коррупции. Наша фракция внесла закон о конфискации имущества коррупционеров, а «Единая Россия» не хочет за него голосовать. Внесенный закон о ратификации Конвенции ООН о противодействии коррупции даже не хотят ставить в повестку дня. Вот вам и вся борьба с коррупцией.
В области есть комиссии по борьбе с коррупцией при губернаторе, при муниципалитетах. В реальности получается, что коррупционеры должны сами себя наказывать. Достаточно посмотреть декларации о доходах их самих, их детей, жён и родственников. К сожалению, нарастающие экономический и политический кризисы втягивают нас в колоссальную воронку нестабильности.
– Согласно данным исследования Финансового университета при Правительстве РФ в 2019 году Краснодар находится в пятёрке лидеров в общем рейтинге качества жизни среди крупных и средних российских городов, опережая Москву. Ростову-на-Дону, где качество жизни людей по многим показателям ухудшается, похвастаться нечем. В чём причина резкого контраста между двумя соседними городами – Ростовом и Краснодаром?
– Структура экономики у Краснодара и Ростова всегда была разная. Краснодар был в большей степени аграрно-туристическим краем, а Ростовская область промышленно-аграрной областью, с очень большим уровнем переработки. С моей точки зрения, именно пришлые управленцы привели к деградации областную экономику.
Несмотря на то, что Краснодарский край получил массу долгов в бюджет после Олимпиады, инфраструктура построена, количество туристов увеличилось. Вложенные в туристическую инфраструктуру колоссальные ресурсы сделали край более привлекательным. Сегодня, если посмотреть на внутреннюю миграцию, то если раньше из Краснодарского края к нам переезжали, то сегодня всё наоборот. Это говорит, что там возможность заработать деньги выше, чем у нас. Из нашей области происходит простая откачка денег. Контроль остатков экономики Ростовской области принадлежит Пумпянскому, Вексельбергу, бывшему губернатору и экс-министру Ткачёву. Все инородные крупные бизнес-структуры заняты обогащением, не анализируя серьёзно влияние деградирующей структуры на общую ситуацию.
Посмотрите на пример Волгодонска: запустив производство, город начал выздоравливать. Это единственный город в Ростовской области, который имеет положительную миграцию.
Обратный пример – Таганрог. Город деградирует, но это же влияние федерации, без соответствующего оппонирования региональных властей. В результате идёт отток квалифицированных кадров и падение доходов людей.
Шахтёрские города в депрессивном состоянии. На эту депрессию накладываются бесчисленные судебно-уголовные расследования по лишению, как говорят, фиктивно полученных инвалидностей.
Всё это вместе даёт политический прогноз турбулентности в обществе, как в самолёте, который попал в грозовой фронт.
– Вы постоянно проводите встречи с жителями по всей территории Ростовской области. Какие впечатления от поездок по городам и районам? Что сейчас больше всего тревожит людей? Есть ли у нашего региона перспективы развития?
– В контексте деградирующей системы управления, к сожалению, перспективы не просматриваются. Можно громко провозглашать 100 губернаторских проектов, но после этого иметь массу уголовных дел из-за коррумпированности чиновников, и тех, кто должен эти проекты реализовывать. Если вместо полезных дел на первое место ставится самообогащение, пользы от этого не будет. Но если поменять алгоритм развития и руководство области, поставить людей, которые будут думать о её развитии, то перспектива есть.
В Ростовской области большая часть отраслей попала под влияние иногородних и международных олигархов, таких как Махмудов, Вексельберг, Пумпянский.
Коррупционное и административное давление на местный бизнес зашкаливает.
Почему уничтожены «Евродон» и «Мишкино»?
Почему многие крупные коммерческие структуры переводят свои налоговые адреса в другие регионы?
Куда делся металлургический комбинат в Красном Сулине? Где теперь 7800 работавших на градообразующем предприятии людей?
В стадии банкротства два крупнейших предприятия Каменск-Шахтинского.
В Ростове-на-Дону практически не осталось ни одного серьёзного производства. В результате столица Донского края находится в числе 15 городов России с самым низким уровнем доходов и низким уровнем привлекательности.
Когда во власть всё чаще идут представители правоохранительных структур, то это тоже о многом говорит. Сегодня Ростов возглавляют два бывших полицейских – сити-менеджер Логвиненко и его заместитель. Но структура опыта бывшего полицейского совсем не основана на управлении хозяйством и людьми. Таким мегаполисом должен управлять человек, который хорошо представляет себе весь спектр проблем города, умеющий их решать, имеющий опыт муниципальной и государственной службы лет двадцать.
Если не поменять алгоритм управления областью и от пиар-заявлений не перейти к чёткому аудиту проблематики, выстраиванию реальных программ по оздоровлению экономической ситуации на Дону, перспектив развития у нашего региона не будет.
А то получается, что все экономические достижения за десять лет управления Голубевым Ростовской областью – это небольшой завод по производству корма для собак и американский завод по производству стекла.
Получается, как в поговорке: визгу много – шерсти мало.
– Ваши пожелания жителям Ростовской области в Новом, 2020 году?
– Дорогие земляки, надо перестать смотреть на всё, что происходит с нами, со стороны. Живём мы с вами один раз и, если мы хотим будущего для себя, для своих детей и внуков, хотим, чтоб Донской край не загибался, а расцветал, давайте подумаем, как сформировать областную и районную власть. Такую, которая была бы кровным образом заинтересована в его выздоровлении. Для этого надо в депутаты и главы выдвигать людей, способных подняться над собственными частными вопросами для решения общих. Нужно обязательно всем не просто ходить на выборы, а осознать, что формирование власти и изменения в ней возможны только при активном и сознательном выборе. Необходимо организоваться для политической борьбы.
Если мы будем по-прежнему пассивно взирать на деградацию страны, то нас ввергнут в очередную гражданскую войну, как это происходит на Донбассе, который совсем рядом.
Именно лишение занятости, именно усиление коррупции руководящих областью чиновников, деградация правоохранительной и судебной системы ведут к серьёзному напряжению в обществе.
Я желаю всем здоровья, крепкого благополучия, серьёзного размышления над бытием и способах изменения его к лучшему. Спасибо всем!