Если начать ответ на этот вопрос в исторической последовательности, то совершенно очевидно: прежде всего надо назвать белогвардейцев и фашистов.
Для первых создание 100 лет назад Союза республик, приступивших к строительству социализма, стало мощным подтверждением постигшего их поражения. В самом деле, ведь под лозунгом «единой и неделимой» они привели на землю бывшей Российской империи войска полутора десятков стран, чтобы с их помощью за щедрые посулы пресечь победоносное наступление идей Великого Октября. Не получилось!
А менее двадцати лет спустя рождённый революцией Советский Союз вынужден был стать на свою защиту в самой гигантской войне — против мирового фашизма. И это абсолютное зло объединёнными силами советских народов тоже было повержено.
Яснее ясного, заклятым врагам СССР тех времён любить его было не за что. Но вот минули многие годы. Уже на карте нет страны с таким названием, а вопрос о любви и нелюбви к ней приходится повторять. Больше того, судя по всему, актуальность этого вопроса даже возрастает.
Говорят, что праздновать нечего
Нынешний год в предпоследний его день 30 декабря венчается знаменательнейшей датой — Советскому Союзу исполнится 100 лет. Я хотел написать: «Как известно», да запнулся. Подумалось вот о чём. Если для кого-то основным источником информации по-прежнему остаётся телевизор, то они об этом 100-летии могут и не знать.
Именно так. Поскольку на основных российских телеканалах в течение года про это не говорилось. Да и сейчас, когда я данные строки пишу, то есть совсем уж под занавес года, отметил только одну акцию, которую анонсировали в связи с предстоящим юбилеем. Это показ на канале «Культура» трёх фильмов режиссёра Сергея Урсуляка: «Тихий Дон», «Жизнь и судьба», «Ненастье».
Режиссёр талантливый, фильмы в чём-то интересны. Но почему они, снятые уже в постсоветское время, избраны для отражения огромной темы СССР? При наличии такого бесценного богатства, как советское кино в лучших его образцах! Повеяло каким-то казённым формализмом или просто бездумностью. Хотя легко угадывается за происходящим и некая политическая установка.
Новшеством это не назовёшь. За последнее тридцатилетие обыденным стало или поливать грязью советский период нашей истории, или замалчивать его достижения и памятные даты. Нередко такое замалчивание обретает характер прямо-таки вопиющий, о чём недавно пришлось мне написать в статье «Никому не отменить нашу Революцию» («Правда» №126 за 11—14 ноября с.г.).
Оказывается, мало отменить праздник Революции в день 7 ноября. Требуется ещё, чтобы и в этот день, и накануне, и потом о Революции ничего не говорилось, не показывалось и не писалось. То есть люди должны забыть о Великом Октябре, словно его никогда и не бывало.
Теперь то же повторяется в связи со 100-летием образования СССР. Уверен, не само собой повторяется, а по соответствующему предписанию свыше. Намеренно или случайно подтвердил это на днях пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. У него такое бывает — прорывается иногда. Вот и рассудил мудро: а что, мол, праздновать в этот день? Советского Союза-то уже не существует...
Но возникают недоумения
Первое. Российской империи с императором во главе официально теперь тоже вроде бы нет. Однако это не помешало очень широко и многообразно отмечать недавно её 300-летие. Твердят о единстве российской истории, а ведь контрастно разное отношение к двум её периодам налицо. Конечно же, не в пользу советской эпохи.
Рассматривая эту проблему через призму празднования, отмечу и второе недоумение, которое представляется, можно сказать, особенно чудовищным. Я о нём уже писал, но реакции никакой. Придётся повторить.
Дело в том, что наша страна по воле властей предержащих из года в год продолжает праздновать 12 июня так называемый День России. А чему же он посвящён? Людям стараются не напоминать, что в этот день 1990 года Ельцин всеми правдами и неправдами протащил через народных депутатов РСФСР убийственную Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации.
Вот с чего был начат интенсивный развал Советского Союза! И новый праздник, учреждённый Ельциным, он назвал сперва Днём независимости России. От кого и от чего? Это уже позднее слово «независимость» припрятали, поскольку разрушительный характер установленного приоритета российских законов над общесоюзными стал абсолютно очевиден. И он сыграл свою подрывную роль сполна!
Так доколе будем торжествовать и ликовать в похоронный, траурный по сути день? Не пора ли такой «праздник» ликвидировать, причём как можно скорее?
Кстати, служители власти по-прежнему предпочитают толковать не о развале, а о распаде СССР. Между тем разница тут принципиальная, на что «Правда» настойчиво обращает внимание. От принятого варианта зависит ключевой подход к оценке всего, что произошло в 1991 году, обернувшемся крупнейшей геополитической катастрофой века.
Судите сами. Если это был естественный распад страны, то значит, виновных нет и быть не может. Кто виновен в землетрясении или извержении вулкана? Собственно, такая трактовка трагедии СССР и внушалась людям изначально её организаторами. Кроме шкурного интереса — избежать личной ответственности, в это закладывалась подлая идея конца социализма как неудавшегося или, точнее, нежизнеспособного эксперимента. Так сказать, точка поставлена — забудьте.
Совсем иное видится, если то был рукотворный развал страны, которой принадлежало будущее. Но ведь именно это диктуют прошедшие тридцать лет и состояние теперешней России, с одной стороны, а социалистического Китая — с другой.
Такова издавна позиция КПРФ в оценке происшедшего. А вот читаю недавно опубликованные строки из интервью отнюдь не партийно-коммунистического эксперта-аналитика: «Сейчас к людям пришло понимание, насколько ошибочным было то решение о развале СССР, сколько при этом всего потеряно и к каким потрясениям привело. Подписания новых Беловежских соглашений, но уже по развалу России хорошо бы избежать».
Конечно, хорошо бы. Даже надо! Только вопрос: а действительно ли ко всем пришло понимание того, о чём говорит этот автор? И самое главное — ко всем ли во власти? Услышанное от пресс-секретаря президента и всё вместе взятое, что характеризует нынешний официозный подход к 100-летнему юбилею СССР, заставляют в этом сильно усомниться.
Что-то очень важное надо переосмысливать
Да, наверное, есть и нечто ещё более необходимое, нежели праздничные мероприятия в честь важнейшей даты. Скажем так: потребность достойно переосмыслить на высшем государственном уровне реальную значимость Советского Союза в отечественной и мировой истории, а также востребованность его колоссального опыта для нас сегодняшних и для будущего нашей страны.
Это же поразительно, до чего довели сознание народа «перестроечные» и постсоветские годы! А всё потому, что формировали сознание людей в это время ненавистники СССР, сделавшие фактически господствующей государственной идеологией, которую по Конституции якобы отменили, тотальную антисоветчину и лютый антикоммунизм.
Ещё раз напомню, что американский президент Рейган, перевернув реальность с ног на голову, заклеймил Советский Союз как «империю зла», а доморощенные враги придумали для него оскорбительную кличку «совок». И до последнего времени это продолжало витать в атмосфере страны, ставшей правопреемницей СССР, отравляя головы многих жуткой несправедливостью.
Продолжало или продолжает? Опять вопрос! Безусловно, сам факт специальной военной операции, как результат развала СССР в 1991-м, существенно способствовал прозрению общества. Да и власть вдруг стала выговаривать такое, чего раньше мы от неё не слышали. Однако избавиться от столь длительного морока, которому были коварно подвергнуты миллионы людей, в одночасье не получается. Почему и хотелось, чтобы год 100-летия СССР положил начало коренным изменениям в отношении к этому великому этапу нашей истории.
Что требуется? Большая и вдумчивая работа. Честный подход. Определённость главных оценок. Без неё, без определённости, дальше нельзя. А замалчивание «наверху» неудобных дат, событий, имён свидетельствует, что колебания в принципиальных оценках отодвигают правдивый разговор о насущном куда-то «на потом». Хотя нужен он уже сегодня.
Про геополитическую катастрофу президент сказал. Но встречно кто-нибудь думает: а может, она была необходима, чтобы покончить с «империей зла»? Ведь завершённую свою оценку той стране, которую катастрофа разрушила, В. Путин не дал.
И вот я читаю его помощника — В. Мединского: «Как нам сегодня оценивать СССР? Был ли этот период в нашей истории положительным или здесь больше отрицательного?»
Во как… Дайте дух перевести. А разве одна только Великая Победа, не имеющая равных во всей человеческой истории, не даёт Советской стране право на однозначно положительную оценку? Самую высокую!
Но Мединский про Победу даже не заикается. Он сворачивает к затасканной теме ностальгии, которая, дескать, связана с молодостью и за давностью лет побуждает помнить хорошее, заслоняя плохое. Пишет: «Так уж мы, люди, устроены, что забываем зло, несправедливость, идеологический маразм, всяческую кривду, которая, бывало, окружала нас в советские годы».
Ох, Владимир Ростиславович, забыли бы, может быть. Да ведь 35 лет подряд со всех сторон газеты, журналы, телевидение, радио, кино и т.д. изо дня в день твердят нам об этом. Горы маразма и кривды о советской жизни нагромождены до небес! Загадкой для многих молодых остаётся, а было ли хоть что-то отрадное и светлое в те годы.
Так что дозвольте высказать совет. Если вы и подчинённые ваши всерьёз возьмётесь когда-нибудь за советскую тему, начните с предисловия. Мол, всё дурное про это время с лихвой сказано и показано. А теперь мы, мол, поведаем о приятном: как ни удивительно, случалось и оно в советской действительности.
Право, это был бы сюрприз с вашей стороны, да едва ли его дождёмся…
Если же отбросить шутки в сторону, то надо со всей прямотой сказать следующее. Не только для массы наших соотечественников и людей за рубежом, а и для самой власти российской исключительно важно с максимальной глубиной и достоверностью разобраться в уникальном советском наследии. Дабы как можно полнее поставить его наконец на службу сегодняшней нашей стране и её будущему, что уже давно делается в социалистическом Китае, руководимом Коммунистической партией.
Грандиозные достижения Поднебесной известны. Только не все знают, насколько содействовал им тщательно изучаемый советский опыт. В Китае ведь давно созданы целые институты, работающие в этом направлении. Там сугубо практически учитывают и лучший опыт СССР, и допущенные им ошибки.
Ну а что у нас? Не нужно это России?
Силу инерции одолеть нелегко, но необходимо
Замалчивание успехов советского времени в нынешнем нашем медиапространстве объясняется, по-моему, элементарно просто. Не работают они на провластную пропаганду. Какой вывод сделает для себя читатель, зритель или слушатель, узнавая, скажем, о высоте, достигнутой в СССР авиапромом или станкостроением? В России-то эти отрасли, как и ряд других, оказались полностью или без малого уничтоженными.
Разумеется, шила в мешке не утаишь, а с началом специальной военной операции, то есть в условиях резко усилившихся западных санкций, требуется многое исправлять и навёрстывать гораздо быстрее. Что мешает? Прежде всего — сила инерции, чего я уже коснулся в упомянутой моей ноябрьской статье. И особо бросается в глаза инерция антисоветизма, набранная за 30 с лишним лет по ходу преступной ликвидации СССР.
Понятно, что при развёртывании «катастройки» антисоветизм приветствовался в любых проявлениях и считался обязательным у активистов развала. В последнее время масштаб и градус его существенно снизились — под влиянием самой жизни. Однако невольно отмечаешь, насколько это въелось во многих и как назойливо даёт о себе знать.
Я уже ссылался на получившие широкое распространение ток-шоу, которые есть ныне на всех основных федеральных телеканалах и пользуются повышенным зрительским вниманием. Точки зрения на ту или иную злободневную проблему высказываются здесь разные, и это хорошо. Но плохо, что многие участники норовят обязательно пробросить в разговоре какую-нибудь антисоветчину. Пусть мимоходом, как бы между прочим, а подчас даже совсем некстати — что называется, ни к селу ни к городу.
Вот пример. В так называемый День благодарения президент США Байден опять посмешил публику неадекватным своим поведением. Во время встречи с детьми он сделал широкий жест и предложил им украсть с витрины тыкву, причём призыв этот повторил несколько раз. Над этим и решил пошутить Никонов — ведущий ток-шоу «Большая игра» на Первом канале:
— Вы слышите, одно и то же? Как Ленин: «Учиться, учиться и учиться…»
Но при чём тут Ленин? — хочется спросить внука Вячеслава Михайловича Молотова. А ведь вырвалось, наверное, из глубин его подсознания. Случайно?
Он же, Никонов, 5 декабря с.г. начинает свою передачу сообщением, что в этот зимний день в 1803 году родился великий поэт Фёдор Тютчев, а в 1941-м началось контрнаступление советских войск под Москвой. Хорошо. Но этот день в Советском Союзе много лет отмечался также как День Конституции, принятой в 1936 году и названной сталинской. Событие не второстепенное, сыгравшее огромную роль в советской истории. А почему не удостоено быть упомянутым? Сталин помешал?
Ленин и Сталин — самые знаковые имена эпохи СССР. Они непосредственно руководили и созданием этого нового государства социальной и национальной справедливости. Неудивительно, что инерция заданного антисоветизма по этим личностям бьёт в первую очередь. И, скажем, Владимир Соловьёв считает не просто допустимым, а чуть ли не обязательным карикатурно передразнивать по ходу своих «Вечеров» то Владимира Ильича, то Иосифа Виссарионовича.
Не брезгуют подхватить и выпады западных врагов России. Например, популярный американский телеведущий с канала, поддерживающего Трампа, раскритиковал недавно признание Зеленского «человеком года» в журнале «Тайм». А выразил комментатор своё недовольство аналогией украинского комика… с Лениным! И что же? На российских телеканалах в ток-шоу, о которых идёт речь, эта вопиющая нелепость была воспроизведена, да ещё и неоднократно.
Каких только обвинений в адрес большевиков и советской политики разных времён не проскакивает у «экспертов» организуемых обсуждений. Безответственность в этом отношении полнейшая. И не оправдывает её то, что недомыслие или самая настоящая глупость высказывается зачастую как бы походя, без должных обоснований. Слово-то сказано, а оно, как известно, не воробей: в чьё-то сознание западает.
Так, в одной из недавних передач цикла «Следы империи» на телеканале «Спас» меня поразило обвинение советского воспитания, неожиданно прозвучавшее. Оказывается, именно оно виновато, что на Украине у людей развивался… патриотизм.
Извините, а разве советский патриотизм и национализм — одно и то же? Не точнее ли в данном случае говорить не о советском воспитании, а о нарушении его принципов, которое в украинских условиях действительно допускалось?
Но вот ведущий Аркадий Мамонтов в подобные тонкости предпочёл не вдаваться. Другие ведущие, когда надо развенчать инерционный антисоветизм, тоже отстраняются или, по давней привычке, охотно его поддерживают.
* * *
Такова картина в преддверии 100-ле-тия великого Советского Союза. Оскорбительная по отношению к нашим предшественникам на родной земле и сбивающая ориентиры для тех, кому жить здесь в будущем…