Грядущий мировой кризис может быть очень выгоден России, если она сама будет к нему готова
Экономический расцвет ждет Россию уже в ближайшие годы. А страны Запада, включая США и Канаду, наоборот, ожидает кризис, по масштабам сравнимый с тем, что грянул в мире в 2008 году. Фантастика, учитывая нынешнюю нашу ситуацию с постоянно растущей инфляцией, падением доходов и ростом расходов населением? Нет! То, что это случится, сомнений не вызывает и является лишь вопросом времени. Так считает известный американский экономист Нуриэль Рубини. Именно он предсказал в свое время тот самый кризис-2008-го.
В интервью газете El Mundo Рубини на днях заявил, что в течение ближайших десяти лет мировое сообщество столкнется с «матерью всех долговых кризисов». Добавив, что «пессимистично относится к консенсусу относительно того, что в наступившем году во многих государствах будет наблюдаться экономический рост».
Рубини не единственный, кто указывает на открывающиеся перед нашей страной радужные перспективы. Наш соотечественник Денис Перепелица, заведующий кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ имени. Г. В. Плеханова, убежден, что «кризисные явления в экономике носят цикличный характер, поэтому рассчитывать на бесконечный рост нельзя». И поясняет: «Существует предел экономического роста, связанный с объективными потребностями общества. Очевидно одно — кризис уже не просто готов начаться, он перезрел и его наступление просто вопрос времени, а рост экономики в 2023 году возможен только на фоне очень высокой инфляции при активном государственном стимулировании. Мир будет стараться найти новые точки роста, которыми вероятнее всего окажутся Россия, Индия и Китай».
Нечто подобное, правда, мы уже слышали — в 2019 году на Международном экономическом форуме в Петербурге. Эксперты называли тогда сегменты, которые в короткий срок должны были стать, по их словам, основными драйверами российской экономики. Выдавали «на-гора» рецепты роста. Среди которых наиглавнейшей называлась раскрутка нацпроектов. По словам финансового министра РФ Антона Силуанова, они (нацпроекты) «точечно бьют по проблемам: производительности труда, инфраструктуре, стимулировании экспорта, малому и среднему бизнесу, и это даст увеличение темпов экономического роста».
С тех пор мало что изменилось, к сожалению. Главная проблема минувших лет — низкие темпы экономического роста. В минувшем году, например, по предварительным оценкам вместо годовых 5−6% «вверх», оптимальных для развития, едва-едва 2−2,5 процента. Зато инфляция подскочила до 12 процентов. А в минувшем году из-за известных событий на Украине заметно сократилась численность занятого населения. Молодежь, 20−30-тилетние, работающая по определению наиболее производительно, уезжает из страны или участвует в СВО.
В такой ситуации рассчитывать на экономический скачок? Да и мировой западный кризис, на фоне которого Россия может якобы подняться, не плод ли это некоего абстрактного умозаключения, не учитывающего нашу специфику?
Вот и доктор экономических наук, депутат Госдумы РФ нескольких созывов Иван Грачев сомневается. «Вероятность серьезного кризиса сдвигается, — уверен он, — в наступившем году его не будет. В США заканчивается инфляция, вызванная вбухиванием огромных денег на борьбу с эпидемией. Соответственно, их ждет экономический рост».
Что касается России, то веских причин для спада у нас экономики в 2023-м году Иван Дмитриевич не видит. Хотя за МВФ два наших министерства — экономики и финансов — его прогнозируют.
Свое мнение у Андрея Бунича, авторитетного отечественного экономиста и предпринимателя, кандидата экономических наук, главы «Союза предпринимателей и арендаторов России».
— Если американские эксперты, которые чрезвычайно редко предрекают нам хорошее в чем-либо, заговорили вдруг о России, как о грядущей «точке роста» в мировой экономике, значит и до них, наконец, стало доходить, что эре их превосходства, возможности диктовать свои условия миру, приходит конец, — сказал «СП» Андрей Павлович. — Да, у нашей страны сейчас очевидное преимущество перед Западом, живущим под диктатом США. Прежде всего, потому, что мы фактически исключены из мирового финансового рынка. Наша доля в нем ничтожна. И когда данный «пузырь» лопнет, а он непременно лопнет — и, возможно, уже скоро, нас это никак не коснется.
В отличие от США, Великобритании, ЕС. Российские активы недооценены. А их — сильно переоценены. За океаном не один год выпускают вместо реально обеспеченных денег обычные «фантики». Ими переполнен рынок многих стран. Надвигающийся кризис приведет все к нормализации в соответствие с реалиями экономики. И тогда западные активы будут обесцениваться, а наши, наоборот, подниматься. Чего и опасаются бывшие «партнеры».
Потому и давят на Россию, как на страну, которая может «отодвинуть» их. Но для этого Кремль должен разработать свой механизм развития экономики, чтобы она не зависела от Запада.
«СП»: — На сегодня главная статья доходов любимой Родины — энергоресурсы. Есть ли у неё другие точки роста, помимо нефти и газа? Что будет, если мы окончательно перестанем поставлять их Европе, к чему все, собственно, и идет?
— У нас есть ниши! Целые отрасли, куда наверняка будут стремиться предприниматели. Потенциал роста огромен. Современная Россия, по существу, огромная строительная площадка, где можно возводить все, что угодно, причем самое передовое. Это очень хорошо понимают янки и иже с ними. Потому и прессингуют нас, пытаются отрезать от остального мира, в том числе, санкциями.
«СП»: — До сих пор все ведущие политики и экономисты говорили в первую очередь о потенциалах КНР и Индии…
— У Индии шире реальный сектор и тоже есть возможность роста. Что касается Китая, то он в большей степени, чем РФ, интегрирован с Западом. К тому же нельзя сказать, что их активы недооценены. А у нас недооценка в десятки раз! Плюс — свои богатые ресурсы. Это главное.
«СП»: — И что же мешало и мешает России все последние десятилетия подняться экономически?
— Скорее, кто мешает. Есть определенные влиятельные силы в стране, которые активно противятся этому. Имею в виду олигархов. Им невыгодно, чтобы страна проводила самостоятельную политику. У них свои люди в правительстве, в других государственных органах. Благодаря им российская экономическая система была в свое время пристроена к мировой, контролируемой США. И не крепким домом, а извините, сараем. Олигархат и иже с ним подобное положение устраивало. Понятно, что его не хотят менять. Противятся изменениям, включая для этого все доступные им рычаги. Столько лет воровали народные деньги и теперь отказаться от кормушки? Остаться ни с чем и никому не нужными?
«СП»: — Вы говорите, у нас есть ниши для роста. Какие отрасли имеете в виду?
— Их несколько. Например, машиностроение. Во времена СССР только профильных министерств было 30. И в каждом, помимо собственно машинной техники, производство необходимого к ней оборудования, а не импорт последнего, как сейчас…
«СП»: …из-за чего фактически остановился выпуск автомобилей!
— Да. Плюс к машиностроению — химическая промышленность, товары народного потребления, торговля, сельское хозяйство, которое уже заметно поднялось и в перспективе может обеспечить своей продукцией всю Европу.
Если добиться низких издержек при производстве, стабилизировать цены, экономика быстро восстановится. Надо только решить такую острую проблему, мешающую этому, как зависимость нашей финансовой системы от западной. Нужна своя собственная. Свои акции должны котироваться на своих биржах. А это совсем другой уровень по сравнению с нынешним. И тогда появятся люди, которые смогут финансировать то или иное предприятие. А у властей не будет мучений из-за того, что наши энергоресурсы кто-то там за рубежом из вредности не покупает.
«СП»: — Движение власти к тому, о чем вы говорите, началось?
— Сейчас неясно, что происходит. Ситуация зависла. Может, власти хотят возвратить старую систему? В 2021-м их представителями были предприняты попытки договориться с Западом. Но тот настолько зарвался и проворовался, грабя всех в мире, что договориться было невозможно. А потом там начали игру на поражение России, о чем давно мечтали. Теперь выбора нет: либо мы создаем свою экономическую программу и следуем ей, либо нас разгромят, Россия погибнет. Потому что душить нас, пока мы живы, сопротивляемся, ведем переговоры, не перестанут. Выбора уже нет.