Российской торговле и сфере услуг в ближайшее время, похоже, придётся переходить обратно на наличные — французская компания Ingenico, занимающаяся производством терминалов для приема банковских карт, ушла с нашего рынка. Никакого «импортозамещения», как несложно догадаться, нет и в помине, так как электроника в нашей стране теперь не производится в принципе. А то, что повезут взамен, может оказаться просто опасным с точки зрения сохранности данных.
На долю Ingenico приходится 50% российского рынка POS-терминалов, всего таковых — более 4 млн. единиц. То есть приходилось: в марте, через месяц с небольшим, компания полностью прекращает техническую поддержку своих устройств, а её российское дочернее юрлицо уже находится в процессе ликвидации. Иными словами, на наш рынок в обозримой перспективе французы возвращаться не намерены.
Прекращение техподдержки означает, что оборудование будет работать до первой поломки. Которые, увы, нередки. Но отнюдь не по причине ненадёжности техники, просто на торговых точках продавцам наплевать на эти POS-теминалы.
Китай, конечно, нас в беде не оставит, и сам на этом заработает. Достаточно зайти на тот же «Алиэкспресс» чтобы понять — выбор есть. То есть вроде как есть… Ценники радуют, даже более чем. Но тут же возникает резонный вопрос: а зачем при таком изобилии и красоте всякие там французы и американцы, которые и стоят в значительно дороже, и не столько продвинуты с точки зрения внешнего вида и пресловутого хайтека?
«Если не углубляться в профессиональные дебри: да, в КНР уже делают хорошие POS-терминалы, но они стоят отнюдь не такие деньги, как на «Алиэкспрессе». Однако в основном там выпускают, скажем так, простые модели, где с защитой информации всё очень грустно. Это если выражаться политкорректно. Чем это грозит, сами догадайтесь.
Бесспорно, китайцы развиваются, причём очень быстро. Но пока, в моменте, уход Ingenico будет очень сложно компенсировать альтернативными поставками. Американцы, судя по всему, нам тоже вскоре перекроют поставки аналогичного оборудования, может и ещё кто-то. Всё очень сложно. В общем, я бы посоветовал беречь POS-терминалы, а также готовиться к возврату оборота наличности", — говорит начальник управления эквайринга одного крупного банка.
В принципе, альтернативы есть, тот же интернет-банкинг никто не отменял. Например, для похода на рынок сейчас вовсе не обязательно брать с собой наличные, каждый продавец уже давно повесил табличку с номером своего мобильного телефона и названием банка. В рамках СБП переводы бесплатны, посему проблем вроде как нет.
Если интернет-торговля, то тут еще проще. Юрлицо, счёт, банк, и так далее. Приходит электронный чек, всё как положено. Вообще нет проблем, а эти самые POS-терминалы в принципе не нужны. Пункты выдачи — только именно выдача (и возврат) товара, все финансовые транзакции по интернету. Крупнейшие интернет-магазины работают именно так и не иначе.
Но как быть обычным магазинам? Куда бабульки приходят покупать батон хлеба, пакет молока и кусочек недорогой колбаски. Люди сейчас, конечно, по большей части продвинутые, банковские карты у них есть — туда переводят пенсии. Но не стоит преувеличивать эту продвинутость, помимо снятия наличности в банкомате и оплаты покупок через тот же POS-терминал на кассе никто ничего не умеет.
Впрочем, это так, несущественный нюанс. Положим, в магазине сломался POS-терминал — что дальше? А ничего. Данное устройство, по сути, является кассовым аппаратом, только для безналичных денег. Нет кассы — нарушение закона, магазин положено закрыть до устранения. Значит, переходим на другую кассу, в которой лежат бумажные и металлические денежки. Она также выдаёт чек, значит, всё у нас снова в соответствии с российской (да и международной тоже) правовой базой.
Оплачивать на кассе при помощи мобильного телефона? Учитывая проблемы с iOS, которые наблюдаются в РФ, да и с Android тоже, это на данный момент очень опасный вариант. Наоборот, тем, кто привязал свою банковскую карту к смартфону, стоит от этого немедленно отказаться. Так сказать, во избежание…
Отечественных устройств нет. То есть де-юре они есть, но российское там одно название.
«Терминалы „Ярус“ производятся, наверное, уже лет 15. И каких-то успехов они на рынке не имели. Прежде всего, потому, что они ни по цене, ни по качеству, ни по своим характеристикам, к сожалению, не могут сравниться с импортными терминалами. „Ярус“ — достаточно условно российские терминалы. Технически это классический POS-терминал, который можно использовать в торговле. С точки зрения конкуренции — он неконкурентен», — объясняет директор поставщика платежных решений INPAS Илья Коробов.
Проблема с безналичными платежами — лишь один аспект большой беды России, которая нашими властями не афишируется. Ведь могут отключить и всё остальное, как говорят специалисты, Apple просто тестирует своё оборудование перед тем, как это осуществить.
Кстати, о наличности, на которую нам светит скоро переходить. Большая часть работающих в РФ банкоматов американские, они произведены компаниями Diebold Nixdorf и NCR. И в любой момент янки могут сделать так, что данные устройства перестанут работать. На днях был сертифицирован типа «российский» банкомат, что там внутри — догадайтесь с одной попытки.
«В России порядка 180 тысяч банкоматов. Есть различные оценки их срока жизни, устаревания и модернизации, но потребность исчисляется десятками тысяч в год. Эти банкоматы мы вынуждены будем закупить в Китае», — говорит гендиректор компании FinHelp Павел Вешаев.
Даже страшно представить, что случится, когда вышеозначенные компании из США заблокируют свои изделия: внутри есть «закладки», которые позволяют сие осуществить одним щелчком мышки. А сделают они это в тот самый момент, когда в Вашингтоне посчитают, что с точки зрения дестабилизации ситуации в России это выгодно.
О подобных опасностях и о необходимости развивать собственные производства, собственные технологии, говорили не раз — ещё задолго до СВО, даже до 2014 года с «крымнашем». Но без толку. Импортозамещение провалено, это официально признано, ответственности за это никто не понёс.