На российском продуктовом рынке наблюдается «огуречная аномалия» —нехитрый овощ сильно подорожал и стоит совсем запредельных денег. Продажи упали уже более чем в два раза, по «элитным» ценам народ это покупать отказывается. Торгаши ссылаются на дорогую логистику, хотя огурцы можно выращивать в том же Крыму или в Краснодарском крае. Однако до недавнего времени их везли из Польши, Болгарии и других «недружественных» стран.
250−500 рублей за килограмм — столько нынче стоят самые обычные тепличные огурцы, вкусовые качества которых оставляют желать лучшего. Удивительно, но маринованные и солёные даже с учётом стоимости тары намного дешевле. Да и вообще ценник в целом внушает. Килограмм бескостной свинины обойдётся от 250 рублей, курица — ещё дешевле. Получается, что какие-то овощи, причём самые обычные, стоят столько же или ещё дороже, чем мясо. Бананы по 60−70 рублей, а огурцы — в 4−7 раз дороже!
«Огурцы почти перестали брать, их по этой причине и завозят совсем немного. Ничего удивительного — цены какие-то совсем фантастические. С помидорами такого нет, там всё более-менее обычно, есть очень доступные позиции, да и в целом нормально. По другим овощам и фруктам тоже „аномалий“ нет», — говорит управляющий подмосковного сетевого магазина Виталий.
Аномалия, да, факт. В той же Германии один обычный «зимний» длинный парниковый огурец весом около 400 грамм стоит 0,65 — 0,7 евро. То есть 1,6 — 1,7 евро за килограмм (125−135 рублей). А уж если сравнить зарплаты в Германии (в среднем 2700 евро на руки, то есть более 200 тысяч рублей) и в России… Получается, что цены просто запредельные.
Кстати, даже Росстат заметил, что огурцы стали намного дороже. В своих относительных процентах, без указания реальных цен. Но, тем не менее, стали, факт. Почему?
«У нас были на полках огурцы из Польши — большое количество. Их также везли из Сербии и из Болгарии. Традиционные Азербайджан и Иран у нас остались, но логистика с ними дорожает, потому, что она по всем направлениям взлетела. Иранский огурец раньше был вообще дешевый, сейчас он активно представлен в южных регионах России. Но из-за того, что у всех возросли издержки, иранский огурец по ценам сейчас тоже приблизился к продукции российских производителей.
Крупные корпорации сами выращивают далеко не всю продукцию, они часто выступают агрегаторами, которые собирают урожай с десятков, а то и сотен хозяйств. То есть они выступают посредниками и делают свою накрутку, причем очень серьезную.
Фермеры в любом регионе получают за свою продукцию копейки. Я сам родом из Астраханской области, и, например, там картошку продают в сезон по 3 рубля за килограмм, лук — по 2−3 рубля, капусту чуть ли не за рубль. Сколько эта вся продукция стоит в какой-нибудь «Азбуке вкуса» в Москве, вы сами, наверное, знаете", — объясняет независимый эксперт по ретейлу Михаил Лачугин.
Итак, налицо уже две проблемы — транспортная недоступность и барыги-перекупы. Точнее, три: ещё и полное отсутствие мест, где производители могут реализовать выращенный ими же товар.
В России непомерно высокие цены на ГСМ, в примеру, солярка — в 100 с лишним раз дороже, чем в Иране. Плюс рост тарифов «Платона», ценников за проезд по платным дорогам и стоимости запчастей. Да, по последнему пункту вина чиновников тоже бесспорна. Так как никакого «импортозамещения» в РФ не налажено, все запчасти и «расходники» исключительно импортные. Да и машины тоже.
«Российская правоохранительная система за годы своего существования выработала неравное, неодинаковое отношение к преступникам — оно зависит от того, к каким этническим группам относятся подследственные. Где-то действует коррупционный механизм, где-то угрозы в адрес силовиков. В итоге получается, что русского Васю легче посадить, чем того, за кого горой стоят представители многочисленной диаспоры. Поэтому этнические преступники не особо боятся наказания», — объясняет генерал-майор полиции в отставке, член Совета по внешней и оборонной политике Владимир Ворожцов.
Что же касается сетевых магазинов, то туда доступ для отечественных производителей по большей части закрыт. Там лежит импортная картошка и морковка, да и огурцы, в общем-то, тоже. Которые вроде как не проблема произвести в РФ.
Странно, да — в Польше они производятся, в Болгарии тоже, да и в Германии. А у нас нет, хотя в Крыму и в Краснодарском крае теплей, чем у пшеков. Но цены на электроэнергию для предприятий опять подняли на 16−20%, а стоимость кредитов у банков и вовсе недоступная.
То есть произвести очень сложно, хотя в Европе как бы и холодней, и цены на энергию выше. А сбыть и вовсе невозможно. Налицо совершенно уродливая экономика, ориентированная на торгашей, а не на производителей. Получается, что барыжить выгодней, нежели честно трудиться — выращивать те же огурцы, которые крестьяне вынуждены отдавать за бесценок. Хотя их себестоимость постоянно растёт. И государство делает всё для того, чтобы всё оставалось именно так, а не иначе.
Например, чиновники начали «попил» средств в рамках нацпроектов-2023. Несмотря на сложнейшее — если не сказать критическое — положение в экономике РФ, казённые деньги тратятся на всякую чушь.
«В 2023 году на реализацию национального проекта „Культура“ из средств федерального бюджета предусмотрено более 54 млрд рублей. Уровень кассового исполнения нацпроекта — один из самых высоких, в 2022 году он реализован на 99,9%», — отчитывается вице-премьер РФ Татьяна Голикова.
Причём культур-мультур — только один пример нецелевого расходования средств. Тогда как эти несметные миллиарды можно было бы направить на дорожное строительство, а «Платон» ликвидировать. Однако прибыли олигархов, особенно «приближенных» — это святое. Именно поэтому нам и суждено пока есть огурцы, которые дороже чем в Германии в 20−30 раз!
Решить проблему свежих овощей в России проще простого. Недорогая электроэнергия, дешёвые банковские кредиты производителям, доступная логистика и возможность выхода на конечных покупателей. Всё это решается быстро и непринуждённо. При желании.
Но такового не наблюдается, в принципе. Несмотря на то, что страна находится в остром противостоянии с «коллективным Западом», нашу экономику продолжают разрушать, а население — обирать."Совершенно очевидно, что ныне действующая экономическая модель совершенно несовместима с самим существованием нашего государства и народа. 10 января вышло интервью секретаря Совета безопасности Николая Патрушева, в котором он совершенно чётко объяснил, что идёт цивилизационное столкновение. Но мы в нём не выиграем, если останемся в той же управленческой и экономической парадигме, которая была нам навязана Западом. То есть нашим противником. Модель — вы ничего не производите, только делаете дырки в земле, качаете нам ресурсы, а мы вам — продаём готовую продукцию", — объясняет экономист Алексей Лапушкин.