В ходе «правительственного часа» в Госдуме министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев сообщил, что в прошлом году из России уехали порядка 100 тысяч IT-специалистов.
Сегодня каждому ясно, что современная экономика, да и повседневная жизнь совершенно уже невозможны без цифровых технологий. Понятно и то, что для поддержания необходимого уровня и даже просто бесперебойной работы нужны специалисты.
Казалось, ещё недавно, уже на нашем веку, произошла настоящая технологическая революция. Мы помним размещённые в нескольких комнатах урчащие гиганты-компьютеры, медленно выплёвывающие перфоленту. Их обслуживали немногочисленные операторы-электронщики.
И вдруг буквально за годы, в конце прошлого — начале этого века, массовые цифровые технологии буквально залили всё мировое экономическое пространство, не оставив практически ни единой не затронутой IT щёлочки. Так, в одночасье потребовались миллионы IT-специалистов. Но где было их в таком количестве взять? Профессиональных компьютерщиков в России было немало, но их количества явно не хватало. Стали завлекать обладателей высшего математического образования. Но число вакансий в IT-сфере росло быстрее, чем они успевали заполняться. Рынок труда начал работать как пылесос. Стали активно привлекаться студенты физмат факультетов. Одна из профессоров МФТИ как-то жаловалась мне, что студенты, ещё толком не освоив высшую математику, уже с первого курса начинают работать, зарабатывать больше преподавателей и просто плюют на учёбу, в итоге выходят полуобразованные, зато высокооплачиваемые специалисты. Но и они не смогли заполнить всё расширяющийся IT-рынок.
Мы сами могли наблюдать даже на своём обывательском уровне, как на нас как горох стали сыпаться многочисленные привлекательные приложения и сервисы: интернет-магазины, онлайн-банкинги, мессенджеры и пр. Всё это приносило инвесторам миллионные прибыли, но требовало всё больше квалифицированных программистов. Но вот проблема: «лишних» свободных профессиональных айтишников не хватало. Тогда началась настоящая «охота за головами»: компании активно переманивали друг у друга работников. Главной наживкой, понятно, служило достойное материальное поощрение. Поэтому на рынке айтишников начался сумасшедший рост зарплат. За год жалованье одного и того же человека могло вырасти в два раза, а через год — ещё в два.
Но и этот ресурс был скоро исчерпан. Конкуренцию за «головы» выиграли крупные компании, вроде банковских монстров, в которых зарплаты работников IT-сферы стали достигать в некоторых случаях полумиллиона рублей в месяц. Это был явно тупик, особенно для менее могущественных фирм. Ведь сколько ни переманивай специалистов, но от перемены места работы их общая сумма на рынке не меняется и их где-то всё равно будет не хватать.
Логично, что следующим шагом охотников за «головами» стало ослабление требований к кандидату. Многие компании пошли простым путём: не дотягиваешь — мы тебя сами научим. Главное, чтобы претендент просто хотел работать. А желание работать в IT стало уже массовым, ведь зарплаты здесь продолжали, в отличие от других сегментов рынка труда, расти просто космическими темпами. Вот считайте сами: чтобы стать, например, врачом, нужно шесть — восемь лет напряжённо учиться и начинать работать с зарплатой в лучшем случае тысяч 80 в столице и тысяч 40—60 в регионах, лет через пять, работая на полторы ставки, доктор может заработать ну от силы тысяч до 150. А тут стало возможным чуть ли не с последних классов в школе, из дому, практически в тапочках, на диване, с чашечкой кофе в руке, с котом под боком — и сразу минимум тысяч 100 в месяц, а через пару-тройку лет зарплата вырастает буквально в разы. Ну кто устоит перед такой альтернативой?
Вот несколько типичных комментариев из сотен в одной из соцсетей на форуме желающих податься в айтишники: «Учился 5 лет на провизора плюс год интернатуры, а в итоге «продавец» (нас так называют посетители) в аптеке за 26—28 тысяч рублей. У нас ответственность вплоть до уголовной. Нужно знать много приказов минздрава, понимать медицинские аспекты и тонкости. И получать как тот самый кассир «Пятёрочки». Можно пойти преподавать, но получать 15 тысяч совсем обидно. Зато сестра три года назад окончила курсы и сейчас работает тестировщиком за 140 тысяч рублей. Вот и спрашивается — кто нужнее государству? Работники реальной сферы или работники виртуальных продуктов? Так давайте всей страной уйдём в айти!»
«Я пришёл из промышленности, где инженеру-конструктору 1-й категории с «вышкой» и большой ответственностью за качество и скорость производства продукции платят как в Макдоналдсе».
«Я отучился на повара 3—4 года назад. Получал копейки (20—25) за свои 12 часов адской стрессовой работы, для которой нужен колоссальный пласт знаний (на моём цеху 100+позиций). Вот я и подумал, зачем мне это надо, и попрощался с профессией. В итоге за последние годы я успел поработать консультантом в банке, автором студенческих работ (курсовые по политологии, политике, социологии, истории, философии) и часовщиком в ювелирной мастерской. В конце концов я принял для себя решение начать учить программирование. Для меня сейчас айти не просто социальный лифт, для меня это способ выжить в будущем путём неплохого заработка и возможной релокации».
Спрос, естественно, рождает предложение. Как грибы после дождя стали появляться всякие школы и курсы, которые за два—три месяца поставляют на-гора всё новых «профессионалов». Ну разве не привлекательна, например, такая реклама: «Как легко стартануть в IT? Попробуйте себя в ХХХ-разработке! ХХХ — один из самых простых в освоении языков программирования, поэтому отлично подходит новичкам. На онлайн-интенсиве вы напишете свою первую программу и поймёте, что программировать не так сложно, как кажется. За 3 дня вы:
— на практике познакомитесь с профессией «ХХХ-разработчик»;
— самостоятельно напишете код игры и получите фидбэк от эксперта» и т.д.
Сейчас, похоже, начинает повторяться давнишняя ситуация с юристами и бухгалтерами, когда этих специалистов не хватало и им платили большие зарплаты. Пока каждое ПТУ не начало открывать у себя направления юриспруденции и экономики. Рынок захлебнулся количеством специалистов с квалификацией и знаниями чуть выше плинтуса, а их зарплата просто рухнула.
Сегодня рынок IT-специалистов неуклонно движется к тому же тупику. Рабочие места для начинающих и даже среднего уровня специалистов заполнены под завязку. Так, работодатели сообщают, что на вывешенную вакансию даже просто стажёра в течение первого часа приходит 200—400 откликов. И в то же время, по инерции, количество курсов и школ продолжает расти и заваливать рынок низкоквалифицированными специалистами. Мебельщики, повара, строители, даже пилоты и врачи — все вдруг захотели стать айтишниками, и никому, конечно, за денежку не отказывают в переобучении.
И при этом высококвалифицированные программисты пока что остаются в дефиците. Именно их отток за рубеж создал на рынке некоторую напряжённость. Долгие годы складывалась глубоко ненормальная ситуация, когда Россия служила для мирового рынка IT-специалистов своего рода теплицей, где взращивала — давала образование и опыт — молодых специалистов, которые, достигнув соответствующего уровня, уезжали работать в другие страны.
Однако в сегодняшних реалиях и этот дефицит не выглядит столь катастрофичным. Ведь, судя по отчётам компаний, большинство из них в этом году пустило под нож все свои инвестиции и заморозило всё, включая зарплаты. Главная задача для них — физически выжить, не до жиру…
Интересно, что подобное происходит не только в России. Так, корпорация Мета*, владеющая соцсетями Фейсбук* и Инстаграм*, сообщила о сокращении более 11 тысяч рабочих мест. Майкрософт намерена сократить 10 тысяч сотрудников до конца третьего квартала 2023 финансового года. Всего в западных странах, по данным мировых СМИ, до конца этого года на улице могут остаться около 450 тыс. работников IT-компаний.
Специалисты считают, что «IT-пузырь лопнул»…
Для многих, конечно, это может вылиться в личную трагедию. Если ещё пару лет назад путь от решения стать айтишником и до начала работы мог реально занимать полгода, то теперь, как говорят специалисты, и полтора года считается быстрым вхождением в рынок, при этом цена на труд работника IT-сферы уже стала быстро снижаться. Многие люди просто теряют время и деньги, начинают разувериваться в себе и сваливаются в депрессию. Хотя, с другой стороны, может, падение ажиотажа оздоровит рынок труда, когда люди опять вспомнят русскую мудрость о том, что без труда не выловишь и рыбку из пруда. И снова начнут цениться знания и труд.
А возникшую паузу разумно было бы использовать на то, чтобы снова поднять математическое образование на тот высокий уровень, которым славилась советская школа, на выпуск большего числа высококлассных специалистов с высшим образованием и создание для них достойных условий в нашем отечестве, и не только для IT-специалистов, но и для представителей других не менее важных профессий.
* Запрещена в РФ.