Совсем недавно «Правда» написала о том, что высшие управленцы из российских промышленных предприятий дружно проголосовали за возвращение к Госплану и пятилеткам. Теперь пришло время сказать весомое слово и финансовому капиталу РФ. Глава банка ВТБ Андрей Костин на днях бахнул целую колонку в РБК.
Без долгих вступлений: господин Костин тоже заметил триллионную дыру в бюджете страны и предложил свой рецепт спасения российской экономики. Цитируем по РБК:
«— новый этап приватизации,
— существенно нарастить объёмы госдолга,
— распределять госбюджет, исходя из вышеозначенных приоритетов экономики».
Прочитаешь такое, и в голове сами собой возникают строки классика Серебряного века, правда, немного переиначенные с учётом современных реалий: «Егор Тимурыч над Россией простёр совиные крыла...»
Костин пишет: «Передача госсобственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях — инструмент, уже неоднократно доказавший свою эффективность. Отечественный бизнес накопил значительный инвестиционный потенциал. Деньги в стране есть». Исчерпывающе. Порукой этой «эффективности» — тысячи уничтоженных советских предприятий и напрочь разорванные производственные цепочки, когда в стране 70% подшипников — импортные.
Вторым пунктом Костин предлагает существенно нарастить госдолг якобы для оживления экономики. Но даже министр Силуанов считает, что госдолг на уровне всего 17% ВВП — это в нынешней ситуации преимущество для РФ. Костин же полагает, что безопасный порог — это 60%. И даже не скрывает того, что, по его мнению, брать в долг государство должно у крупнейших банков. То есть и у возглавляемой им конторы тоже. «Шикарный план, шеф!»
Кстати, план этот возник не на пустом месте. Посмотрим, как там дела у ВТБ, которым «эффективно рулит» Костин? Этот банк, второй по величине в РФ, первым подпал под международные санкции и пострадал от них сильнее многих, если не вообще всех, банков. Почему? А потому, что очень сильно был вовлечён именно в международные проекты, особенно в ЕС, то есть с теми самыми «партнёрами», которые теперь превратились в «недружественные страны». Заблокированные вследствие санкций зарубежные активы ВТБ, по некоторым данным, могут составлять порядка 600 млрд рублей. Понятно, зачем государство должно одалживаться у конторы, возглавляемой Костиным?
Как считают аналитики Альфа-банка, убыток ВТБ в 2022 году может превышать полтриллиона рублей. Сам Костин по итогам десяти месяцев прошлого года тоже говорил о рекордных убытках, хотя и без конкретики — ведь ЦБ разрешил российским банкирам не обнародовать отчётность. Есть обоснованное мнение, что устоял банк отнюдь не по причине особых талантов Костина и его менеджмента, так как, цитируем аналитиков: «исторически ВТБ не поддерживал существенного запаса сверх целевых уровней достаточности капитала». Где бы сейчас был Костин с возглавляемой им конторой без мощной поддержки со стороны ЦБ? При этом ВТБ более чем на 60% принадлежит государству, и планируется, что эта доля увеличится до 88%. То есть сам-то Костин с руководимым им банком в условиях кризиса прячется под крыло государства, но сохраняет идеологическое кредо истого рыночника.
Удивляться тому, что у господина Костина случилось обострение хронического монетаризма, не приходится. Удивляет иное: что кто-то всерьёз полагает, будто такие люди могут взять и в одночасье «выздороветь» из-за начала СВО и сложнейшего международного положения, в котором оказалась Россия. Да с какой стати им меняться? Они под шумок этих событий вполне открыто со страниц крупного издания призывают попилить в интересах крупного бизнеса ещё не допиленную государственную собственность.
Но всё время говорить о российской экономике со всеми её костиными тоже невозможно. У нас тут возник вопрос к читателям из области медицины. Пробовал ли кто-нибудь когда-нибудь убедить рак? Не победить, а именно убедить. Сказать ему: «Рак, не убивай организм, ведь дожрёшь его, и тебе тоже — финиш». Получилось у кого-нибудь? Если смогли уговорить, то поделитесь, пожалуйста, опытом с нашей редакцией.