Политэкономия российского капитализма: относительное обнищание наемных работников и рост прибыли капитала
Хотя власти России никогда не произносят слово «капитализм» (заменяя его эвфемизмом «рыночная экономика»), даже не шибко грамотные граждане страны прекрасно понимают, что в России уже три десятилетия существует именно капитализм. А если это капитализм, то, наверное, должны действовать законы, присущие этой общественно-экономической формации (мы их изучали в советское время по учебникам политической экономии).
Один из главных законов – всеобщий закон капиталистического накопления. Вот его формулировка: «Всеобщий закон капиталистического накопления означает сосредоточение богатств в руках эксплуататорского меньшинства и рост нищеты трудящихся, то есть подавляющего большинства общества. Расширенное воспроизводство при капитализме неизбежно ведёт к относительному и абсолютному обнищанию рабочего класса». (К. Островитянов, Д. Шепилов, Л. Леонтьев, И. Лаптев, И. Кузьминов, Л. Гатовский. Политическая экономия. Учебник. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1954).
Итак, проявлением действия указанного закона является относительное и абсолютное обнищание наемных работников. Остановлюсь на относительном обнищании. В чем оно проявляется? Прежде всего в снижении доли наемных работников в общественном продукте. Более конкретно – в снижении доли заработной платы наемных работников в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Вся исходная информация для оценки относительного обнищания наемных работников в сегодняшней капиталистической России в нашем распоряжении. Она размещена на сайте Росстата в рубрике «Национальные счета». Смотрим таблицы «ВВП по источникам дохода». Росстат публикует их с 1995 года. В апреле на сайте Росстата появилась таблица по итогам 2022 года. Таблицы предельно простые: в них дана картина того, как общий «пирог» под названием «Валовый внутренний продукт» делится между тремя участниками: наемными работниками (заработная плата), государством (чистые налоги) и капиталом (валовая прибыль). Приведу таблицу «ВВП по источникам дохода» на начало периода (1995 год), его конец (2022 год) и с одним промежуточным годом – 2011.
Распределение ВВП по источникам дохода (%)
1995 | 2011 | 2022 | |
Заработная плата |
45,4 | 43,9 | 39,1 |
Чистые доходы государства |
11,0 | 14,5 | 8,0 |
Валовая прибыль капитала |
42,7 | 41,6 | 52,9 |
Как видим, доля заработной платы в ВВП за период 1995–2022 гг. сократилась на 6,3 процентных пункта. Наиболее высокое значение доля имела в 1997 году (51,3%). Доля заработной платы в ВВП в прошлом году оказалась самой низкой за весь рассматриваемый период (28 лет). Вот вам и наглядная иллюстрация относительного обнищания наемных работников в условиях российского капитализма. А вот поквартальная статистика доли заработной платы в прошлом году (%): 1 кв. – 39,2; 2 кв. – 40,7; 3 кв. – 38,3; 4 кв. – 38,1.
Власти страны и ангажированные СМИ весь прошлый год поют мантры насчет «неуклонного роста реальных доходов» граждан, аккуратно обходя больной вопрос о сокращении доли трудящихся в общем «пироге ВВП». А если и были статистические цифры, которые вроде бы свидетельствовали о росте реальных доходов граждан, то их можно назвать «средней температурой по больнице». Средние значения учитывали и учитывают рост реальных доходов небольшой части населения страны, которые выступают не в качестве наемных работников, а в качестве владельцев капитала (а также работодателей).
Что касается государства, как участника раздела «пирога ВВП», то его доля имела тенденцию к снижению. За 28 лет доля сократилась с 11,0 до 8,0%, т.е. на 3 процентных пункта. Максимальное значение доли государства было зафиксировано в 2006 году – 20,0%. Примечательно, что в прошлом году было зафиксировано самое низкое значение доли государства за все годы. А если смотреть поквартальные показатели, то во 2-м квартале 2022 года доля государства была равна 6,7%. Такого низкого значения на квартальной основе также не было за все 28 лет.
Нам постоянно поют мантру насчет того, что, мол, «государства в экономике слишком много». А государство стремительно из экономики исчезает. Причем это исчезновение стало особенно заметным в то время, когда необходимо наращивание позиций государства в экономике. Всякому грамотному и честному человеку очевидно, что не «рынок» (т.е. частный капитал), а государство может обеспечить экономическую и военно-экономическую мобилизацию, необходимую для победы в необъявленной войне с коллективным Западом.
Третий участник раздела «пирога ВВП» – капитал. Именно он и добился за 28 лет значительного перераспределения доли этого «пирога» в свою пользу – с 42,7% до 52,9%, т.е. на 10,2 процентных пункта. Примечательно, что прошлогодний показатель доли частного капитала оказался рекордным за все годы. Обращу внимание на то, что в прошлом году на поквартальной основе доля капитала росла – с 50,4% в 1 квартале до 54,0% в 4 квартале. Страна отражала удары со стороны коллективного Запада, шла необъявленная война, а в это время капитал поглощал все большую долю «пирога ВВП». Как тут не вспомнить поговорку: «Кому война, а кому мать родна»?
Причем российский капитализм на фоне многих других стран выглядит как особо дикий и злой. Вот Евростат (статистическая служба Европейского союза) только что обнародовал статистику ВВП ЕС и отдельных стран-членов по источникам доходов. И что мы видим? Доля наемных работников с учетом перераспределения части ВВП государством в их пользу составила по итогам 2022 года 47%. В ряде стран показатель выше среднего. Например, в Германии – 52%. В порядке утешения могу сказать, что в ряде стран ЕС показатели ниже российских. Самые низкие – в Греции (36%) и Ирландии (25%).
Доля капитала по всем странам ЕС – 42%. Впрочем, одна страна ЕС обошла Россию по данному показателю. Рекордсменом оказалась Ирландия – 70%. Российским олигархам есть на кого равняться.
Доля государства в разделе пирога ВВП в целом по ЕС – 11%. Максимальный показатель – у Швеции – 20%. А вот у Ирландии – всего 5%. И тут российским чиновникам есть с кого брать пример. Конечно же, для них ориентиром является не Швеция, а Ирландия. И их не должно смущать то обстоятельство, что Ирландия имеет явные признаки офшорной юрисдикции. Также обращу внимание на то, что в Брюсселе (ЕС) не говорят, что у них «государства слишком много». Они, наоборот, говорят, что его «слишком мало».
Итак, налицо действие всеобщего закона капиталистического накопления в России, принявшей более трех десятков лет назад капитализм. Я остановился лишь на таком проявлении действия указанного закона, как относительное обнищание наемных работников. Но сегодня есть признаки и абсолютного обнищания. Впрочем, это тема отдельного разговора.
Валентин КАТАСОНОВ, профессор