В начале нынешнего года я опубликовал статью «Российские граждане продолжают накапливать иностранную валюту», в которой обратил внимание на то, что в прошлом году активизировался спрос наших граждан на иностранную валюту. Тенденция достаточно странная и тревожная на фоне разворачивающейся санкционной войны коллективного Запада против Российской Федерации. Вроде бы с высоких трибун звучали призывы к де-долларизации и вообще отказу от иностранных валют (девалютизации) в пользу российского рубля. Но статистика Банка России свидетельствовала о другом.
Девалютизация сектора домашних хозяйств (так в статистике Банка России обозначаются граждане, физические лица РФ) явно проявилась лишь в части, касающейся валютных депозитов в российских банках.
Вместе с тем сокращение валютных активов сектора домашних хозяйств более чем компенсировалось наращиванием запасов наличной валюты и увеличением валюты на депозитах в иностранных банках.
В результате за прошлый год общий объем накопленной иностранной валюты (наличной и безналичной) на руках граждан России не только не сократился, но вырос. На 14,7 млрд долларов, или на 7,0%.
Табл.1. Иностранная валюта физических лиц РФ, распределение по основным формам размещения (млрд долларов)
1 января 2022 г. | 1 января 2023 г. | 1 апреля 2023 г. | |
Валюта на депозитах в российских банках |
92,8 | 55,1 | 49,6 |
Наличная валюта на руках граждан |
85,2 | 104,4 | 108,0 |
Валюта на депозитах в иностранных банках |
30,6 | 63,8 | 69,8 |
Итого |
208,6 | 223,3 | 227,4 |
Недавно Банк России опубликовал аналогичные данные за март 2023 года. Все показатели выражены в рублях. Для расчета в валютном эквиваленте мною использован курс рубля к доллару США на 1 апреля 2023 года (77,323 рубля за доллар США). Что нам показывает статистика за первый квартал нынешнего года? Что прошлогодние тенденции сохраняются.
Как видно из табл. 1, валютные депозиты российских граждан в отечественных банках «похудели» еще на 5,5 млрд долларов, или на 10%. Доля валютных депозитов в российских банках в общем объеме всех средств, размещенных на депозитных счетах российских и иностранных банков (как рублевых, так и валютных), к концу первого квартала достигла рекордно низкого значения – 8,7%.
При этом запасы наличной валюты на руках граждан выросли на 3,6 млрд долларов (на 3,4%). Это удивительно, учитывая, что возможности получения наличной валюты по легальным каналам были и остаются ограниченными. Скорее всего, приросты запасов валютного кэша существенно больше – именно в силу того, что граждане его получают по каналам, которые не могут учитываться Центробанком.
А валюта на депозитах в иностранных банках приросла за квартал на 6,0 млрд долларов (на 9,4%). Доля валюты на депозитах иностранных банков в общем объеме всех депозитов российских «физиков» к концу первого квартала достигла рекордного значения – 12,2%. На депозитах в иностранных банках граждане России хранят валюты в 1,4 раза больше, чем в российских.
Суммарно объем валютных накоплений российских «физиков» увеличился за первые три месяца года на 4,1 млрд долларов и достиг рекордного значения 227,4 млрд долларов. Это также удивительно, поскольку коллективный Запад в истекшем квартале предпринимал усилия по блокированию доступа граждан России к услугам кредитных организаций других стран и даже угрожал вторичными санкциями тем странам и банкам, которые не включили «красный свет» деньгам из России.
Помимо всего большинство экспертов говорят, что в статистике Банка России находит отражение только часть валютных депозитов. Они пополняются по тем каналам, которые недоступны для наблюдения Банка России.
Так, по данным Банка России, в прошлому году из нашей страны утекло капиталов на сумму 227 млрд долларов (сальдо финансового счета платежного баланса РФ). Банк России толком не знает, где находятся эти миллиарды. Агентство «Блумберг» в статье «Russia Built $80 Billion Offshore Cash Pile in Year of Sanctions» («Россия накопила 80 млрд долларов офшорной наличности в год санкций») отвечает на те некоторые вопросы, на которые должен был бы отвечать Банк России. А именно: куда утекли те самые 227 млрд долларов? На счетах иностранных банков из этой суммы осело, по оценкам «Блумберг», около 80 млрд долларов. Правда, агентство не дает распределения этой суммы между физическими и юридическими лицами РФ.
Только что Банк России опубликовал оценочные данные по ключевым агрегатам платежного баланса за первый квартал 2023 года. Из этих данных следует, что сальдо финансового счета равняется примерно 15,8 млрд долларов (естественно, со знаком минус). Какая-то часть этого сальдо в конечном счете трансформируется в валютные депозиты российских клептоманов в зарубежных банках. На Telegram-канале Spydell Finance отмечается, что масштабы вывода валюты из страны по каналам, не отслеживаемым Банком России, несоизмеримо больше официальных цифр Центробанка: «реальный вывод буквально в несколько раз выше через фонды, трасты, подставные компании и финансовых посредников». Также делается следующий вывод: «Ужесточение контроля в использовании банковских продуктов и финансовых услуг россиян в иностранной юрисдикции (более строгие меры комплаенс-контроля в отношении клиентов из России) не сказывается на энтузиазме российских резидентов по выводу денежных потоков в иностранные банки».
К приведенной картине следует добавить еще несколько штрихов. Надо вспомнить об иностранной валюте на брокерских счетах участников фондовых операций. Это примерно 3,4 млрд долларов. С учетом этой цифры общий объем иностранной валюты на руках российских граждан на 1 апреля равнялся 230,8 млрд долларов.
Также следует принять во внимание цифры по таким активам, как финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте.
Во-первых, это долговые ценные бумаги иностранных эмитентов. На 1 апреля нынешнего года они оценивались в 8,1 млрд долларов.
Во-вторых, акции иностранных эмитентов и паи иностранных инвестиционных фондов. Это еще 14,3 млрд долларов.
Итого набегает всевозможных валютных активов российских «физиков» на сумму 253,2 млрд долларов. Это рекордная величина с 2018 года, когда Банк России стал публиковать статистику по финансовым активам сектора домашних хозяйств РФ. Еще раз подчеркну, что это верхняя, видимая часть айсберга, то, что фиксируется Банком России. Подводная часть может быть в несколько раз больше. Но удивляет и тревожит, что продолжает увеличиваться и надводная часть айсберга, которая, как отмечает Банк России, находится в поле его зрения. Может быть, в поле зрения находится, но не контролируется. Вот такая у нас «девалютизация» во время войны с коллективным Западом.
P.S. Конечно, мне могут возразить, что накопление в последнее время происходит, мол, за счет дружественных валют, а от «токсичных» валют наши граждане отворачиваются. К сожалению, статистики по видам валют Банк России не предоставляет. Остается додумывать самим. Но по многим косвенным признакам можно судить, что основная часть финансовых активов сектора домашних хозяйств РФ до сих пор приходится на «токсичные» валюты и ценные бумаги, номинированные в таких же «токсичных» валютах. Вот один из последних косвенных признаков – исследование банка «Открытие». Это опрос, который проводился 28 апреля – 4 мая среди 1000 респондентов в возрасте от 18 до 65 лет по репрезентативной выборке в городах с населением свыше 100 тыс. человек. «Около 21% респондентов держат часть сбережений в иностранных валютах: 9% продолжают пополнять валютные вклады, 12% сохраняют прежние сбережения, накопленные до 2022 года», – сказано в исследовании. Каково отношение респондентов к «дружественным» валютам? – «Вклад в китайской валюте готовы открыть 26% респондентов. Возможность иметь депозит в дирхамах Объединенных Арабских Эмиратов допускают для себя 7%, в турецких лирах – 5%, в индийских рупиях – 3%», – отмечается в исследовании. Остальные 59% респондентов с подозрением относятся к дружественным валютам и предпочитают «недружественные» – несмотря на то, что последние считаются «токсичными». Но речь идет о возможных новых накоплениях валют. А старые накопления были почти исключительно сформированы за счет «токсичных» валют.
Последствия такой тяги к «токсичным» валютам одинаково опасны как для государства, так и для самих российских «физиков».
Валентин КАТАСОНОВ, профессор