Второй месяц на экранах кинотеатров страны демонстрируется художественный фильм «Вызов» — космический проект Первого канала при поддержке «Роскосмоса». Премьера прошла на удивление тихо. И это понятно, если принять во внимание, что перед нами неполная версия фильма, в которой, согласно замыслу, участвует международный экипаж, работавший на МКС. Выход полной версии заблокирован на неопределённый срок из-за санкций, вызванных СВО.
Создателям проекта пришлось ограничиться неполной версией, отобрав тот материал, который касается российского присутствия в международном экипаже. В результате перед нами уже как бы не международная, а наша космическая станция, за работу которой отвечает исключительно наш ЦУП (Центр управления полётами). И зритель принимает это как нечто совершенно естественное: почему бы не быть в космосе российской станции. Всё это было в обозримое историческое время — может быть, пора к этому вернуться? Зрителю всё равно — участвовали или не участвовали в проекте иностранцы; он хочет новых впечатлений и ярких эмоций. И всё это фильм ему предоставляет.
Перед нами невероятная история полёта и действий на борту космической станции самой обычной женщины — оперирующего хирурга, спасающего жизнь пострадавшему космонавту. Выходу фильма предшествовала такая реклама задуманного проекта, что не стоит пересказывать сюжет, останавливаться на подробностях производства. Однако это уже не тот фильм, который мыслился изначально. Поэтому стоит сказать, что режиссёр Клим Шипенко достойно вышел из сложнейшего положения, сделав на отснятом и доступном ему материале простую, ясную и серьёзную кинокартину о пребывании и работе человека в космосе. Можно даже сказать — народную «производственную» картину, каких немало было в советское время. Зрительские оценки оказались достаточно высокими — в разных регионах при десятибалльной шкале от семи до четырёх с половиной баллов.
Об окупаемости пока говорить рано: удастся ли собрать тот миллиард, который потрачен на производство, покажет время.
Однако сильные мира сего, причастные к проекту, встретили выход фильма без всякого восторга. «Гора родила мышь», — выразился один из них. Понятно, на мировом прокате фильма можно было заработать во много раз больше, чем затрачено. Обстоятельства оказались выше, сильнее их расчётов. Стоит разобраться, так ли прибылен был сам по себе этот проект? Кто его задумал и провёл в жизнь?
В средствах массовой информации руководитель Первого канала Константин Эрнст заявлял, что мотивацией создателей фильма стало желание «подтвердить лидерство России в космической сфере и вернуть престиж профессии космонавта в глазах молодого поколения». Но ещё в бытность свою главой «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин проговорился, что в основе этого замысла — «эксперимент с целью выяснить, сможет ли «Роскосмос» подготовить двух обычных людей к полёту примерно за 3—4 месяца».
Это откровение вызвало, естественно, возмущение научного и аэрокосмического сообщества, понимавшего, каких трудов и средств стоит подготовка к полёту в космосе лётчика-профессионала. Опасная затея отправлять людей в космос после трёх-четырёхмесячной подготовки была явно рассчитана на легковерных и малосведущих туристов, готовых выложить любые деньги за свою прихоть. Отсюда сразу же возникшее недоверие компетентных людей к космическому фильму. Однако по распоряжению Рогозина проект был запущен, и в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина появились режиссёр Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд.
Забегая вперёд, скажем, что эти здоровые молодые люди, допущенные к тренировкам медицинской комиссией, очень тяжело перенесли двухнедельное пребывание на МКС и проявили подлинный героизм, справляясь со своей работой. Мы помним о нештатной ситуации, которая возникла на станции перед их возвращением — к счастью, всё обошлось благополучно. По возвращении на Землю им пришлось долго восстанавливаться, чтобы вернуться к повседневной жизни.
Конечно, готовясь к полёту, они не думали, что в космосе будут совершенно нежелательными лицами. Не знали они о тех страстях, которые разыгрались в Центре подготовки космонавтов в связи с их тренировками. Их присутствие внесло беспорядок в налаженную размеренную работу Центра, нарушило график плановых тренировок, логистику космической ротации. Пришлось снимать с полётов уже подготовленных космонавтов.
Возмущение научного и аэрокосмического сообщества нарастало. Кто-то должен был ответить за использование ресурсов Центра, а затем и космической станции в ненаучных целях, за нецелевой расход государственных денег. Всю ответственность власти предержащие решили возложить на директора пилотируемых программ «Роскосмоса», а им был космонавт Сергей Крикалёв, возмущавшийся, как и все, происходящим. Его сняли с должности.
И вот тут уже разразился настоящий скандал. Крикалёв был восстановлен на работе через несколько дней. Ответственность по справедливости понёс тот, кто возглавлял отрасль. Рогозину припомнили всё: безобразий было достаточно. Взять хотя бы проблему износа скафандров для выхода в открытый космос. Срок их эксплуатации подошёл к концу. Их всего два, хотя могло бы быть больше. У первого срок годности уже истёк, у второго приближается к концу. Каждая модель рассчитана на 20 выходов в безвоздушное пространство, будь то открытый космос или разгерметизированный модуль. При этом срок службы составляет 5 лет — потом они теряют свои характеристики. Таким образом, учитывая сроки эксплуатации, оба скафандра следовало готовить к списанию.
Между тем новые скафандры ещё в работе: первый будет готов не ранее 2024 года, ещё два — в 2025 году.
Невольно вспоминаются самые пронзительные кадры из фильма «Вызов»: Юлия Пересильд в образе хирурга Жени Беляевой выходит в открытый космос — такой подарок сделали героине космонавты после удачной операции. И закрадывается внезапное волнение: какой же это скафандр — первый или второй? Понятно, в тот момент их ресурс ещё не исчерпан, но каждый выход на счету. Сколько же их было в зачёте и сколько осталось? А может быть, это только имитация события, какой-то кинематографический трюк типа «блуждающей маски»? Не хочется так думать, ведь станция-то подлинная!
Да, дорого снять фильм в космосе, и, может быть, не пришло ещё для этого время: «не случайно в СССР вышел только один художественный фильм «Возвращение с орбиты» (1983 год), для которого специально снимали материал в космосе.
Да, странное, двойственное чувство вызывает этот современный космический проект художественного фильма, который выглядит скорее способом заработать на космических туристах.
С одной стороны, чувствуешь глубокую благодарность к профессионалам, знатокам своего дела, которые отдали столько сил, чтобы приблизить космос к обычному человеку, позволить ему заглянуть в запредельный мир, почувствовать себя хотя бы благодаря экрану приобщённым к огромной созидательной человеческой работе, которая уже идёт за гранью земного существования. Восхищают энтузиазм и солидарность тех людей, которые взяли на себя труд непосредственного осуществления, прямо сказать, фантастического замысла. Ведь никого ещё не травмировали в открытом космосе обломки космического мусора, как это случилось с героем фильма космонавтом Олегом Богдановым. И никому ещё не делали хирургических операций на борту космической станции.
Самих себя в невероятных обстоятельствах убедительно показали в фильме космонавты Олег Новицкий, Антон Шкаплеров, Пётр Дубров. Настоящим творцом зарекомендовал себя режиссёр Клим Шипенко. На орбите ему пришлось стать и оператором, и художником, и гримёром, и администратором. Ну а Юлия Пересильд в этой исключительной обстановке вышла из образа несентиментального, немногословного, привыкшего к самоконтролю доктора только один раз — глядя с высоты 400 километров на далёкую Землю.
С другой стороны, даже если непредвзято, а, напротив, сочувственно смотреть фильм, явно бросаются в глаза элементы рекламы. На экране несколько раз мелькают заставки мобильного приложения банка «Тинькофф», упоминается Мегафон, звучат фамилии директора Первого телеканала и генерального продюсера фильма Константина Эрнста. Вряд ли всё это по вкусу режиссёру, но кто платит, тот и заказывает музыку.
Фильм усиленно рекламируется на Первом канале, как и подобает коммерческому проекту. Рекламный бюджет его составляет значительную сумму — 91 миллион рублей. Неудивительно, что государственный портал «Гос-услуги» рассылает письма с рекламой фильма. Стремление продюсеров заработать на фильме выглядит рвачеством, когда понимаешь, сколько государственных денег ушло на этот проект через «Роскосмос» в бытность Рогозина руководителем с его бредовой идеей наладить собственный туристический маршрут на МКС, рискуя закрыть дорогу в космос нашим космонавтам.
В общем, палка о двух концах. Конечно, проторённую тропу во Вселенную для наших кинематографистов уже не перекрыть. Тот же Клим Шипенко готов лететь хоть на Луну. И полетит, если получит финансирование: одна экипировка чего стоит! А скафандров в «Роскосмосе» пока всего два. Да и те в ремонте. Для этого на МКС доставляются запасные части для замены некоторых узлов и агрегатов. Это продлит возможность эксплуатации.
Впрочем, гарантийный срок действия самой станции давно истёк, но она продолжает работать. И потому история, рассказанная в фильме, несмотря на благополучный конец, звучит как серьёзное, ещё не запоздалое предупреждение.
Л.Я.