Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Юные граждане как «непрофильный актив»
Воскресенье, 24 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Юные граждане как «непрофильный актив»

Печать

В СССР лозунг «Всё самое лучшее — детям!» не был пустой фразой. Истинное, а не декларируемое отношение нынешних властей к подрастающему поколению иллюстрирует ситуация, которая сложилась вокруг летнего отдыха. На юных гражданах либо пытаются наживаться, либо относятся к ним как к «непрофильному активу», когда финансирование производится по остаточному принципу.


Если максимально обобщить происшедшее с детским отдыхом после развала Советского Союза, то можно назвать всего две цифры: на сегодняшний день из 45 тысяч загородных детских лагерей осталось лишь чуть больше 2 тысяч! И это при том, что численность детей в России составляет более 30 млн (!) человек.

Остальные 43 тысячи детских лагерей за последние 30 лет либо перепрофилированы (нередко в пансионаты отдыха для взрослых), либо уничтожены, и на их месте построено что-то другое, более прибыльное, либо превращены в заброшенные и никому не нужные трущобы. Нередко пионерские лагеря, расположенные в особо благоприятных с точки зрения климата и окружающей природы местах, за копейки, а порой и бесплатно доставались бизнес-структурам или чиновникам, а затем на территориях детских учреждений вырастали коттеджные посёлки для богачей или устраивались поместья новых хозяев жизни.

Как сказала в одном из своих выступлений глава комитета Госдумы РФ по вопросам семьи Нина Останина (КПРФ), в стране сохраняется тенденция к перепрофилированию детских лагерей, потому что иногда нет средств на их содержание. Около 400 детских лагерей заброшены, так как не соответствуют современным требованиям. В течение 2019—2021 годов были закрыты или перепрофилированы 52 лагеря. Больше 80% всех организаций — пришкольные. Летом отдохнуть в детских лагерях удаётся не более 10% школьников.

Фактически речь идёт о том, что у десятков миллионов детей России, причём у многих поколений детей, отняли счастливое детство!

Поверьте, тут не пустая и громкая фраза. Автору этих строк в детстве повезло. Моя мама работала обычным экономистом (совсем не начальником) Приднепровской железной дороги в 1960—1970-е годы. Каждое лето она отправляла меня в пионерский лагерь. Обычно это был лагерь в Феодосии, в городе, который я с тех пор считаю своей второй родиной, потому что знаю его очень хорошо и люблю. Не раз бывал в картинной галерее Айвазовского, у могилы художника на Армянском кладбище, у Генуэзской башни и так далее, потому что в нашем лагере практиковались многочисленные экскурсии по городу, а не только пляж и футбол.

В иные годы мама посылала меня в другой, но тоже великолепный пионерлагерь «Сокол» на Арабатской стрелке — на широкой косе, с одной стороны которой Азовское море, а с другой — «гнилое море» Сиваш с прямо-таки горячей водой, не глубже полутора метров. Жаркое солнце, теплейшее море, сладкие фрукты, огромные чёрные бычки в Сиваше, которые клюют даже на пустой крючок, огромный пионерский костёр, замечательный красочный праздник Нептуна… Миллионы нынешних детишек лишены таких воспоминаний, им нечего вспомнить, у них не было такого детства, как у моих сверстников.

Но самое поразительное — моей маме это почти ничего не стоило. Трёх-четырёхнедельные путёвки в пионерлагерь сами по себе были не очень дорогими — не дороже месячной зарплаты. К тому же реально они обходились ей в 10—15% от стоимости, потому что основную часть оплачивал профсоюз железнодорожников.

Что мы видим ныне? Детский отдых теперь — это настоящий и очень доходный бизнес. Сейчас здесь сложилась совершенно рыночная ситуация: когда спрос на путёвки в детские лагеря в десятки раз превышает предложение. Отсюда и цены. В текущем году стоимость детского отдыха в среднем выросла на 10—20%. Правительственная «Российская газета», даже не пытаясь критически их осмыслить, приводит такие цифры. Если год-два назад средняя цена для отдыха в Подмосковье на 12—16 дней была в диапазоне 45—60 тысяч рублей, то сейчас среднее предложение составляет 60—70 тысяч рублей. Нижняя граница стоимости путёвки в детский лагерь — 40 тысяч рублей, а средняя цена — 40—70 тысяч рублей. Но теперь уже не редкость ценник и в 100 тысяч рублей за путёвки с интересными образовательными программами. Есть и зарубежные детские туры, стоимость которых доходит до 300 тысяч рублей.

Правительственные чиновники (вице-премьер Татьяна Голикова) бравурно заверяют общественность, что в текущем году в стране будет обеспечен организованный отдых для более чем 5,1 млн детей. Однако верится в это с трудом. Потому что лишь немногие богатые компании (типа «Русал») практикуют финансовую помощь (до 50% стоимости путёвки) родителям. А как известно, в нашей стране чем больше детей в семье, тем семья беднее. Поэтому ни о каком массовом оздоровлении детей в летних лагерях речи идти не может в принципе.

Основное же препятствие для полноценного и массового развития детского отдыха — это упёртое желание правительства продолжать развивать его на бизнес-платформе, с ориентацией на достижение максимальной прибыли для организаторов. Отсюда всякие странные бизнес-идеи о «кешбэке» для родителей за путёвки в детские лагеря. Так, в 2021 и 2022 годах любой взрослый, у которого есть родные или приёмные дети, мог купить тур в любой понравившийся лагерь из списка и получить компенсацию до 50%, но не более 20 тысяч рублей.

Однако, как показала реальность, даже такое мизерное вспомоществование не смогло переломить негативные тенденции. Теперь же, в 2023 году, после упразднения Ростуризма, который и занимался «кешбэком», никакой помощи, похоже, уже не будет.

Правда, ряд льгот, по заверению чиновников, всё же остаётся. В частности, право на получение бесплатной путёвки со 100% скидкой. На такую компенсацию могут рассчитывать инвалиды; дети из многодетных семей; отличники; юные спортсмены и общественные деятели; дети участников боевых действий; несовершеннолетние, пострадавшие от техногенных и экологических катастроф; дети, чьи родители умерли или лишены родительских прав; члены семей с доходами ниже прожиточного минимума. Какие круги бюрократического ада надо при этом пройти, сколько справок собрать и предоставить — не уточняется.

Однако даже такая бюрократическая возможность доступна, понятно, не для миллионов детей и их родителей, которые реально нуждаются в компенсации стоимости детских путёвок при нынешнем уровне их цен.

Каков же выход? На наш взгляд, государство просто обязано воссоздать разрушенную в 1990-е годы отрасль детского отдыха или даже создать её заново. При этом всякие «кешбэки» и иные бизнес-«заморочки» надо напрочь отбросить, а построить данный проект изначально как чисто социальный, а поэтому планово убыточный. Никаких надежд и иллюзий на то, что частный бизнес решит эту проблему, быть не должно.



Rambler's Top100