Любимое лакомство подорожало на 50%, рост его производства вряд ли стоит ожидать.
Госчиновники с какого-то перепуга внезапно бросились прогнозировать рост производства мороженного в РФ. Дескать, страна развивается, рост благосостояния, и далее по тексту. Однако к реальности эти предсказания не имеют никакого отношения, при нынешней отрицательной динамике доходов населения ни о каком росте потребления различных лакомств не может быть и речи. Особенно с такими высокими ценами на мороженное — продукт становится откровенно недоступным.
К 2030 году, как прогнозируют в Центре отраслевой экспертизы Россельхозбанка (РСХБ), потребление мороженого в России увеличится с нынешних 3,1 килограмма в год на человека до 4,4 килограмма. С какой радости, правда, непонятно — внятная аргументация отсутствует. Впрочем, от РСХБ (структура Минсельхоза) чего-то иного особо ждать не приходится, данное ведомство порой затыкает за пояс даже Росстат. Кстати, по его данным, в 2022 году производство мороженного снизилось аж на 10%.
А цены очень сильно выросли, на качественную продукцию, в которой нет «химии» и прочих заменителей — примерно в полтора раза. Тот вафельный стаканчик, который в прошлом году продавался в магазине за 40−45 рублей, нынче там же стоит уже около 65−70 рублей. Есть цены и выше. В чём дело?
«В прошлом году производители мороженого столкнулись с ростом цен на ингредиенты — от сухого молока (+4% к началу года) и сливочного масла (+9%) до сырого молока (+12%), сливок (+26%) и сахара (+3%). Также существенно выросли в цене или оказались недоступными некоторые добавки, в том числе зарубежного происхождения. Себестоимость мороженого в ушедшем 2022 году возросла на 30%», — вещает гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова.
Любопытно, а Росстат утверждает, что мороженное год к году по состоянию на апрель 2023-го подорожало всего на 12,7%… К чему бы это? Неужели производители работают в убыток? Или кто-то говорит лишь то, что от него ждут выше?
Сахара в прошлом году в РФ опять было произведено с огромным избытком — экспортируем. С молочной продукцией творится вообще нечто запредельное — закупочные цены падают, причём катастрофически. На рынке банальный сговор переработчиков, крестьян наглым образом обирают.
«В 2023 году наблюдается резкое снижение закупочных цен на сырое молоко заводами-переработчиками, которое составляет 15−20% от ранее законтрактованных цен — от 35 рублей за килограмм до 28 рублей и ниже. Они связывают это с падением потребления такой продукции по итогам 2022 года, что повлекло стагнацию или снижение в переработке и в закупках объемов сырого молока у сельхозпроизводителей», — говорится в депутатском запросе на имя главы ФАС Максима Шаскольского. Документ в антимонопольное ведомство направили первые зампреды комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников и Олег Нилов (ранее запрос направлял депутат фракции КПРФ в Государственной Думе, член комитета по бюджету Евгений Бессонов, а ситуацию с закупочными ценами на молоко обсуждали 5 апреля на заседании Комитета ГосДумы по аграрным вопросам под председательством заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина (https://kprf-don.ru/index.php/news/facts/10339-2023-04-07-10-59-37.html) - прим. ред.).
«И ниже» — это почти что даром. Президент Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств (АККОР) Владимир Плотников более конкретен: 23 рублей за литр у хозяйств и 16 рублей за литр у «частников» (личные подсобные хозяйства). Себестоимость литра в зависимости от региона — 20−30 рублей. При этом наценка на молочную продукцию у торгашей составляет 100−150% и выше!
Пока производство молока растёт, за 2022 год оно увеличилось на 2% до 33 млн тонн. По инерции и в текущем году пока плюс, за первый квартал — аж на 3,7%. Но это ненадолго, так как с таким уровнем закупочных цен его производство невозможно. Потребление тоже падает — барыги взвинтили цены, они уже за гранью добра и зла. За прошлый год молока и молочных продуктов купили на 12% меньше, всего около 165 килограммов на душу населения.
Рекомендованная Минздравом норма потребления в два с лишним раза больше. Кстати, по этой причине и запасы сухого молока в РФ выросли на 3,3 раза — на него перегоняют невостребованную продукцию. Но её, как несложно догадаться, вскоре не будет. Вообще молоко может кончится — спекулянты своей жадностью убьют отрасль.
На рынке мороженного всё то же самое, ведь это — молочный продукт. Сырьё недорого, но аппетиты барыг растут, ровно как и у прочих их коллег по отрасли. Рост себестоимости просто «рисуется» и озвучивается всякими псведоаналитиками, и, помимо ухода от налогов (что совершенно очевидно), страдает село, а также население.
«У мороженого, действительно, есть потенциал роста потребления. Но ключевым фактором, от которого будет зависеть динамика рынка, является ситуация с доходами населения. Это продукт не первой необходимости, и при снижении и даже стагнации доходов, часть потребителей будет вынуждена отказываться от его покупки», — объясняет глава Sterda Consulting Алексей Груздев.
С доходами граждан РФ, как бы выразиться более деликатно, всё не очень хорошо. До такой степени, что это признаёт даже «официоз». Рисовать совсем уж благостную картину статистическое ведомство уже опасается, хотя продолжает передёргивать факты.
Росстат представил данные об уровне доходов за чертой бедности в 1 кв. 2023 г. Она составила 14 026 рублей и ниже, ее получали 19,6 млн. человек (13,5% жителей РФ).
Самое главное, на что многие не обращают внимания.
Официальная методология оценки бедности не отражает истинное число фактически живущих за чертой бедности, поскольку Росстат считает их не по расходам (фактическому потреблению), а по доходам ниже границы бедности.
Противоречие в том, что минимальная корзина — это то, что должно быть именно потреблено, чтобы выжить, т.е. по смыслу ближе к расходам, а не доходам. Не все доходы идут на потребление, ведь нужно оплатить налоги, другие обязательные платежи, вернуть долги, что-то сберечь.
А вот расходы ниже границы бедности в 2022 г. были у 29 млн., или 20% россиян. Это те, кто тратил на продукты, прочие товары и услуги меньше 13 545 рублей", — объясняет доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.
Как несложно догадаться, при таких цифрах доходов мороженное по 70 рублей за стаканчик не купить. Только «народное», сделанное из воды и всякой лютой химии. Оно, кстати, тоже подорожало, причём аж на 100−150%, так как «реактивы» сугубо импортные. Но в целом пока доступно — до начала СВО эту гадость продавали по 7−10 рублей за стаканчик, сейчас — по 15−20 рублей. И это едят дети — будущее нашей страны…
«Проблема — это падение уровня жизни людей, и насколько хватит у них терпения. У нас в первом квартале, по данным Минфина, НДФЛ сократился более чем на 20% в сравнении год к году — в основном от падения доходов. Понятно, что какая-то часть людей перешла в самозанятые и в ИП или „ушли в тень“. Должен сказать, что „в тень“ от хорошей жизни не уходят. Так что это всё падение доходов», — предупреждает зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
В России всего много — зерна, сахара, всевозможных масел, мяса, овощей, фруктов, ягод и т. д. При этом 25% населения тратит более 70% своих доходов на продукты питания, а в целом по стране это около 35%. В США — 13%, в Германии — 11%, в Великобритании — 9%.
В общем, как-то не до мороженного. Но тема в целом злободневная. На днях в Москве на Ленинском проспекте кто-то установил «инсталляцию» — красную кнопку в тающем ледяном кубе. С надписью «терпение России». Да, оно стремительно тает, но всякие структуры пытаются внушить народу, что всё хорошо. Что завтра у вас будет много-много в том числе и недорогого мороженного, правда-правда, честно-честно. Нужно просто потерпеть. Но этот самый кубик уже почти до конца растаял…