Пропасть между расходами и доходами госказны становится всё шире и глубже.
По итогам первого квартала 2023 года объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рублевом эквиваленте составил 11,906 трлн рублей (7,9% ВВП), увеличившись за это время на 14.1% (1,472 трлн рублей).
И, пожалуй, это единственный позитивный нюанс свежей аналитической записки Счетной платы РФ о состоянии нашего федерального бюджета за январь-март этого года.
Потому что вместе с объемом ФНБ в указанном периоде увеличился также и совокупный объем российского госдолга, достигнув отметки в 23,725 трлн рублей (15,8% ВВП). Причем на внутренний госдолг в этом массиве пришлась львиная часть — 19,358 трлн рублей (+576,8 млрд рублей), а на внешний — 4,367 трлн рублей (+328,5 млрд).
Доходы федерального бюджета за первый квартал 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились в общей сложности на 1,485 трлн рублей (-20,7%), до 5,678 трлн рублей. Более всего пострадали нефтегазовые доходы, снизившись почти в два раза (на 1,339 трлн рублей). Расходы федерального бюджета за этот период, напротив, выросли, составив 8,08 трлн рублей (+37,9% или 2,22 трлн рублей в денежном выражении).
Таким образом, резюмировали аналитики Счетной палаты, общий дефицит бюджета РФ на 1 апреля 2023 составил 2,402 трлн рублей.
Сами аналитики СП объясняют падение доходов снижением цен на нефть марки Urals, девальвацией рубля, уменьшением налоговых поступлений в бюджет и единоразовым возвратом налогоплательщикам переплаты по налогам и сборам в начале 2023 года. В качестве обоснования роста госдолга страны они указали исключительно на девальвацию рубля, а при объяснении роста расходов сослались на рост кассового исполнения расходов по госпрограммам.
«Рост расходов федерального бюджета в основном обусловлен масштабными мерами поддержки граждан и экономики, направленными на обеспечение развития экономики в условиях внешнего санкционного воздействия», — так говорит о происходящем министр финансов РФ Антон Силуанов.
Однако в глазах простых россиян ситуация выглядит так, словно у России не желают больше покупать нефть и газ на прежних условиях, а денег на исполнение своих растущих социальных обязательств властям взять больше негде, и скоро всем всё начнут урезать, а цены поднимать.
Так ли это на самом деле?
Некоторые экономисты с тревогой отмечают, что к настоящему моменту дефицит бюджета уже существенно превысил годовой план, и тут нельзя пройти мимо уже начавшихся в верхах дискуссий о необходимости секвестра «незащищенных» статей бюджета на 10%, про который говорил министр финансов на Петербургском экономическом форуме. В этом свете нельзя не принимать во внимание совокупность следующих факторов: что страна вступает в предвыборный период (и власть наверняка захочет продемонстрировать электорату свою щедрость), и что завершения СВО пока не предвидится — а значит, не будет и сокращаться ее финансирование.
Следовательно, говорят они, несмотря на то, что в мае и июне бюджет удалось несколько сбалансировать, в третьем квартале бюджетный дефицит снова начнёт расти, и с лагом в три-четыре месяца давление на рубль возобновится.
В таких условиях, делают они вывод, привычный экономический курс государства не приведёт к катастрофе ещё как минимум год, однако после выборов 2024 года страна может столкнуться с куда бóльшими неожиданностями, чем в 2018 году. И вероятность того, что страна, где нацвалюта дешевеет, кредит остается малодоступным для развития частного сектора, а государство раздает меры поддержки экономически пассивному населению, окажется в ситуации, сильно напоминающей условное Зимбабве, где деньги фактически перестали быть всеобщим эквивалентом, считают весьма вероятной.
— У Счетной палаты, впрочем, как и у других представителей монетарных властей, есть объяснения этой тревожной тенденции, и все они из разряда «спите спокойно, орлы боевые», — поделился собственной точкой зрения на происходящее кандидат экономических наук, специалист в области кризисных ситуаций в странах Восточной, Центральной Европы и России, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. — Доля истины в них, конечно, есть, но, на мой взгляд, стоит дождаться официальных итогов по состоянию нашего федерального бюджета во втором квартале текущего года. Да, они не появятся прямо сегодня-завтра, но зато будет ясно, на какой почве мы стоим — твердой или зыбкой.
Впрочем, сокращение нефтегазовых доходов России, как мне кажется, не дает особых поводов для оптимистических ожиданий. Помнится, все радовались тому, что Россия «открыла ворота на Восток», что наша нефть потекла рекой в Индию и Китай. Но вскоре после этого стает вопрос — а что делать с рупиями, возможности использования которых не слишком-то широки?
Все поблажки, дарованные было нефтяникам, в итоге привели к тому, что значительная часть нефтегазовой выручки не репатриируется в Россию. И, как следствие всех запущенных в дело непрозрачных «серых» схем, возникла некоторая анархия, и теперь западные издания начинают трубить о том, что наша отечественная олигархия наживает себе новые состояния.
Понятно, что наши власти источают оптимизм по поводу того, что дескать, зато у нас растет доля ненефтегазовых доходов. Но ведь одновременно с ней растет и девальвация рубля, а это означает очередной запуск печатного станка, что косвенно, я считаю, свидетельствует о том, что не все спокойно в королевстве датском, то бишь в силуановском — куда ни кинь, всюду клин.
«СП»: Какие официальные показатели второго квартала будут свидетельствовать о том, что мы все-таки стоим на крайне зыбкой почве?
— Конечно, какие-то экстренные меры принимаются. Нас убеждают, что сезонные факторы, повлиявшие на экономические итоги первого квартала, во втором квартале потеряют силу своего воздействия. Что государство наконец-то, образно выражаясь, наступит на горло олигархии, тем более что был принят Госдумой закон, согласно которому со всех олигархических групп, кроме, конечно, избранных, планируется дополнительно собрать 200−300 млрд рублей. Правда, спасут ли такие суммы, как говаривал литературный классик, папашу Эбенезера Дорсета — это уже другой вопрос.
Но к чему гадать? Давайте просто дождемся и посмотрим. На данным момент строить какие-либо прогнозы не представляется возможным, слишком уж велика невероятная волатильность событий: на Западе все плохо, однако и с Востока репатриировать вроде бы выросшие доходы федерального бюджета мы полностью не можем — «серый» флот, конечно, перевозит наши энергоресурсы, однако где именно в конечно счете оседают доходы от этой деятельности, никто толком сказать не может, а казна тем временем у государства пустеет.
«СП»: Если неприятная ситуация с увеличением расходов бюджета с одновременным сокращением его доходов будет продолжаться в течение всего 2023 года, это станет сильным ударом для нашей экономики? И при каких условиях эта нехорошая ситуация имеет шанс кардинально сменить свой вектор движения?
— На мой взгляд, о профицитном бюджете нам уже мечтать не приходится. Но я, опять же, не хочу гадать на кофейной гуще. Потому что, с одной стороны, печатный станок никто не отменял. С другой стороны, какие-то ситуативные меры вполне возможны. Однако мы с вами не знаем, как именно будет меняться ситуация на линии боевого соприкосновения в СВО, а любые изменения носят у нас системный характер.
Здесь очень много неизвестных, и, как мне кажется, наша власть предпочитает при таких раскладах не мыслить стратегически, а действовать по принципу «нам бы день простоять, да ночь продержаться».
«СП»: То есть, если наша победа в спецоперации вдруг наступит если не завтра, то уже послезавтра, одномоментно решения всех проблем нашего федерального бюджета все равно не произойдет?
— Победа очень многое изменит в мировых и внутрироссийский экономических раскладах, ведь практически все наши проблемы как раз от политических перегруппировок и «договорняков». Именно из-за этого мы наблюдаем сейчас довольно вертлявое поведение наших восточных партнеров, как и неопределенность на глобальном Юге.
Очень многое, если не все, зависит от авторитета нашей державы и достигнутых ей успехов в СВО. Сегодня можно провести параллели со Сталинградской битвой — победил Советский Союз, и тут же Запад кинулся второй фронт открывать, и помощь нам увеличилась, и Япония не вступила в войну, и Турция переменила свое настроение.
Точно то же самое будет и на этот раз. Будут у нас неудачи на фронте — сполна познаем все прелести гиперинфляции и «затыкания бюджетных дыр» с дальнейшим затягиванием поясов. И монетарным властям уже невозможно будет повторять свою мантру «спите спокойно, орлы боевые» да делать вид, что СВО идет где-то «там далеко», а «здесь и сейчас» все могут кушать и веселиться.
Понятно же, что поражения на фронтах спецоперации означают расчленение нашей страны, и тут уже не до обсуждения бюджетных проблем. Но у многих складывается ощущение, что наши власти, наши правящие элиты работают на победу отнюдь не в полную свою силу, видимо, надеясь на заключение какого-то условного «договорняка». А «договорняка"-то как раз ждать и не следует, потому что на Западе очевидно приняли окончательное и бесповоротное решение нас любыми способами резать и расчленять.