Среди дачников существует устойчивое поверье: никогда заранее не хвастать, что будет обильный урожай. А то сглазишь. Вот и премьер-министр Михаил Мишустин оказался, мягко говоря, в неловкой ситуации. Не успел на встрече с Путиным обнадёжить президента заявлением, что по итогам года инфляция не превысит 5%, как уже на следующий день рубль, будто назло, «мистически» обвалился до 91 за доллар, а евро и вовсе перевалил за стольник. И ведь никто же за язык не тянул...
Однако, как ни крути, а при такой стремительной девальвации «деревянного» уложиться в радужный мишустинский прогноз роста цен по итогам года уже едва ли получится. Удастся ли падающему рублю зацепиться хотя бы за эти провальные рубежи, пока неизвестно. Причём, хотя чем слабее национальная валюта, тем сильнее инфляция, Центробанк пока не спешит на помощь родному рублю.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже предупредила о рисках разгона цен из-за слабого рубля. Понятно, что быстрее всего дорожать начнёт импорт. Автодилеры и продавцы электроники предупредили россиян, что чем дальше, тем цены будут сильнее «кусаться». Разумеется, начнут подтягиваться и отечественные производители — не стоять же в стороне, когда другие «куют баблос». А о народе пусть правительство думает, оно ведь у нас за то зарплату вроде и получает?
Что говорят эксперты по поводу вклада девальвации в ускорение инфляционных процессов?
«Банк России ранее приводил оценки, что ослабление курса рубля на 10% даёт вклад в инфляцию на 0,5—0,6 процентных пункта в течение от полугода до года. Однако, конечно, скорость и масштаб переноса цен по отдельным видам товаров и услуг может быть существенно выше. Так, уже в последние дни в СМИ стали появляться сообщения о повышении цен на услуги зарубежного туризма на 10—12%, бытовой техники — на 10—15%, ожиданиях автодилеров по росту цен на автомобили летом-осенью до 10%. То есть по наиболее зависимым от импорта товаров и услуг продуктам перенос курса в инфляцию может быть быстрым и значительным. Но затем к ценам импортируемых товаров обычно подтягиваются и производители отечественных аналогов, тем более что в производстве всё равно в той или иной мере используются импортные комплектующие, сырьё и материалы», — сказала «Правде» Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».
«Ослабление рубля скажется ростом цен в первую очередь импортных товаров. В частности, оно отразится на ценах бытовой техники, особенно в наименее локализованных сегментах — смартфонов, планшетов, фотоаппаратуры, смарт-часов и вообще часов от известных брендов. Мы уже наблюдаем повышение спроса в этих категориях — россияне спешат закупиться этими товарами из опасения роста цен. На тех рынках, где отечественные производители представлены, но сохраняется дефицит предложения, как, например, на рынке автомобилей, несомненно, подорожают вслед за импортными и отечественные товары. Также вырастет стоимость заграничных туристических поездок», — отметил в беседе с «Правдой» экономист Алексей Лазутин.
Почему Центробанк не принимает никаких экстренных мер для поддержки неожиданно обрушившегося рубля? По мнению экспертов, хотя девальвация и ударит инфляционым бумерангом по карману россиян, однако поможет властям хотя бы на бумаге исполнить свои социальные обязательства, наполнив казну «фантиками», так же как и экспортёрам нефти и газа завалить бюджет «бумажками», которые хотя и обесценились, но внешне их будет много.
«ЦБ сейчас ясно демонстрирует свою политику — регулятору спустили команду сверху. Поэтому ничего с рублём он делать не будет, а продажи валюты минфином сократятся в июле вдвое, что тоже не будет играть за российскую валюту. Так что никаких шагов, кроме псевдоконтроля за инфляцией, ЦБ предпринимать не будет, потому что официально никаких рисков сейчас нет. На каком уровне рубля они появятся — непонятно. Возможно, нужно обновить исторический минимум для этого. Ослабление рубля — это однозначно рост инфляции на горизонте полугода-года с момента старта падения, то есть на сам показатель девальвация начинает влиять уже сейчас. Всё же просто — около 60—70% товаров на полках имеют отношение к импорту, прямо или косвенно через производственные мощности, станки, сырьё. Значит, импортные товары становятся дороже. Закупщику необходимо «отбить» возросшие затраты плюс заложить свой интерес, что будет означать отпускную цену сильно выше, чем раньше. И в итоге за это заплатит конечный потребитель», — сказал «Правде» финансовый эксперт Алексей Кричевский.
Одним словом, если цены поскачут галопом, можно всегда будет списать на мистику. Да и кто в конце года вспомнит про обещанные Мишустиным 5% инфляции? Главное — вовремя порадовать начальство.