По итогам июня платежный баланс России оказался отрицательным впервые с лета 2020 года. В Центробанке такой результат объясняют сокращением экспорта, восстановлением импорта и объявлением российскими компаниями дивидендов.
«Такая ситуация уже наблюдалась в аналогичные периоды предшествующих лет при неблагоприятной ценовой конъюнктуре российского экспорта», — говорится в сообщении ЦБ. Как пояснил аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин, дефицит счета текущих операций в июне составил $1,4 млрд.
— Простыми словами это означает, что впервые за последние годы в России возникла ситуация, при которой суммарные поступления в страну иностранной валюты стали меньше, чем отток валюты из страны. Центробанк объяснил такую ситуацию двумя основными причинами: выплатой российскими компаниями дивидендов и резким падением экспорта. Дело в том, что многие отечественные экспортеры оставляют валютную выручку на зарубежных счетах, и до России она просто не доходит. При этом дивиденды, которые выплачивают российские компании, потом конвертируются в валюту, и эти деньги выводятся из России.
Выплата годовых дивидендов — разовая история, поэтому в последующие месяцы она не будет влиять на потоки капитала. Но надо признать, что за последний год отток капитала из страны увеличился, причем во многом за счет самих россиян — это среднесрочный фактор, который, видимо, сохранится до окончания боевых действий в Украине.
Согласно данным мониторинга Центробанка, экспортная выручка российских компаний в долларах и евро продолжает сокращаться. Если до начала военных действий на Украине Россия имела совокупный приток этих двух валют в среднем за месяц около $35−40 млрд, то в апреле-мае 2023 года приток составил лишь $5−6 млрд. При этом объёмы импорта в долларах и евро в апреле-мае составили $8−8,5 млрд в месяц, то есть оказались выше экспортной выручки в те же месяцы. Поскольку за параллельный и не китайский импорт нельзя расплатиться юанями и рублями, то нарастание дефицита твердой валюты негативно сказалось биржевом курсе рубля, даже несмотря на то, что цены на нефть в последнее время не только не падали, но и немного росли.
«СП»: Как это отразится на экономике страны? На курсе рубля?
— Поскольку нефть в июле-августе, видимо, будет торговаться по более высоким ценам, чем в июне, есть шансы на то, что в конце лета мы не увидим дальнейшего падения экспорта, а если при этом не будет геополитических факторов, которые могут увеличить оттока капитала, то платежный баланс может вновь стать положительным. Это должно стабилизировать курс рубля.
По словам д.э.н., профессора Александра Сафонова, у каждого государства есть баланс платежно-расчетных операций.
— Предприятия, организации, граждане экспортируют товары и услуги, за счет чего приходят денежные средства государству. Соответственно, они формируют условный доход. В то же время экономика государства тратит деньги на приобретение, то есть импорт, товаров и услуг. Соответственно, когда экономика продает больше, чем покупает, у нее положительный баланс, то есть иностранной валюты на территорию страны приходит больше, чем тратится. Это в том числе влияет на укрепление курса национальной валюты, позволяет формировать определенные резервы, соответственно экономика чувствует себя более-менее хорошо. Если нет других проблем. При отрицательном балансе это означает, что в какой-то момент мы потратили больше, чем получили. То есть купили больше товаров, чем продали.
Центробанк отражает то, что у нас происходит в экономике. Санкции, с одной стороны. С другой, сокращение стоимости производимых товаров и услуг, в большей степени товаров. То есть санкции повлияли на то, что мы стали меньше продавать за рубеж газа, нефти, стали и других товаров, в основном сырьевого плана. Это снизило поступление доходов в страну.
За этот период времени, по сравнению с 2020 годом и даже 2021-м и началом 2022-го, снизились цены на сырьевые товары. Это еще больше привело к сокращению поступления выручки от продажи такого вида товаров.
В то же время до текущего года у нас ввоз товаров из-за рубежа был меньше, чем вывоз. Мы видим, что после начала СВО экономике пришлось перестраиваться — закупки за рубежом сократились, цены вырастают, потому что самостоятельно справиться с комплектацией ряда технических продуктов мы не можем, так как у нас нет их собственного производства. Конечно, спрос постепенно растет. При этом из-за изменения логистики поставки дорожают. В том числе проблемы, характерные для ковидного периода, увеличили стоимость готовой продукции в целом по миру. Импорт обходится нам все дороже, поэтому в определенной точке мы получили отрицательный уровень.
«СП»: Насколько это критично для экономики страны?
— В нашем случае отрицательный платежный баланс — это не очень хорошая история в силу того, что мы вынуждены будем тратить наши резервы для поддержания, например, курса валют. Если государство не поддержит курс валют, то придётся увеличивать стоимость иностранной валюты, то есть обваливать рубль, чтобы баланса добиться. А это в среднесрочной перспективе — рост стоимости импортных товаров и, соответственно, раскрутка инфляции внутри страны.
«СП»: Это временная ситуация или она надолго?
— Трудно сказать. Все зависит от того, как будет развиваться ситуация. Возможны разные сценарии. Например, если бы мы наладили внутри страны производство собственных комплектующих, то таким образом сократили бы зависимость от импорта. Это вариант, который нивелирует событие, которое мы обсуждаем.
Если мы ничего не делаем, это плохо. Будет ситуация как в 90-х — денег в бюджете все меньше, соответственно, стоимость жизни будет расти.